Как меня сократили и заменили на нейросеть, которая генерирует ужасные иллюстрации

Рассказ читательницы
36
Как меня сократили и заменили на нейросеть, которая генерирует ужасные иллюстрации

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Shura

поделилась своей историей

Страница автора

Предыстория

Сколько себя помню, я всегда рисовала. Окончила несколько художественных школ, но они, кроме понимания, как рисовать драпировку и горшки, ничего не дали. Тогда я свернула с пути академического рисунка в сторону современной иллюстрации.

После того как окончила школу, я год училась в Лондонском университете искусств и вернулась в Москву в 2014 году. Поступила в Британскую высшую школу дизайна, а через четыре года после выпуска осталась там преподавать. Что в 2014, что в 2018 году мне казалось, что иллюстрация развивается: художник может спокойно заниматься любимым делом и хорошо зарабатывать.

Мои ранние рисунки
Мои ранние рисунки

Работа в компании

В 2019 году я начала сотрудничать с нидерландской компанией, которую основали ребята из России, — не могу раскрыть название из-за условий соглашения. Они придумали полезный сайт по сборке резюме. С компанией уже работали мои однокурсницы, которые посоветовали обратить внимание на мои иллюстрации. Тогда это был редкий для меня фриланс — я брала мало заказов, а моим основным источником дохода была работа в школе дизайна. С 2021 года заказов стало намного больше — я рисовала по несколько иллюстраций каждый месяц.

Мне очень нравились условия работы. По меркам российского рынка платили очень хорошо, иллюстрации принимали практически без правок, а еще было очень много свободы: никто не запрещал экспериментировать и усложнять традиционный корпоративный стиль. Тогда компания и ее арт-директор ценили уникальность художников и их творческий подход: они подбирали иллюстраторов с абсолютно разными стилями — от классического векторного и 3D до сложных коллажей и карандашных скетчей.

Иллюстрации, которые я создала для компании
Иллюстрации, которые я создала для компании
Иллюстрации, которые я создала для компании
Иллюстрации, которые я создала для компании

Еще в конце 2022 года мне было понятно, что замена иллюстраторов и художников на нейросети — вопрос времени. Но верить в это не хотелось. Меня подбадривали новости о том, что где-нибудь в США запретили использовать сгенерированные изображения. Увы, меня это не спасло.

Количество заказов начало снижаться в начале 2023 года. К тому времени компанию выкупил кто-то другой — сменилось руководство, и началась оптимизация персонала. К примеру, программистов из России заменили на индийских специалистов. В августе компания прекратила сотрудничество со всеми художниками. К сожалению, я пропустила прощальный зум-звонок и не знаю, говорили ли там что-нибудь про нейросети. Но из первых уст от коллег я и так знала, что дело в них.

Новые иллюстрации

Недавно моя бывшая коллега запостила иллюстрации, которые создали с помощью нейросети для компании. Они вызвали у меня приступ смеха. Человек, который генерировал это, и люди, которые одобрили публикацию изображений, явно работают спустя рукава. Иначе не объяснить игнорирование совсем курьезных ошибок. Впрочем, чего еще ожидать после замены 30 художников на одного нейродизайнера.

Меня огорчают рисунки, которые теперь использует компания. Опишу очевидные ошибки некоторых из них.

Первое изображение. Меня не покидает ощущение зловещей долины: у слона будто сломан хребет, а сам он выглядит как существо из фильма «Нечто». Передняя лапа искажена и напоминает хобот, задние отделены от тела и находятся на другой стороне стола. У стула странные ножки — видимо, что-то из боди-хоррора. На доске — каша из цифр, букв и знаков, которая не поддается пониманию.

Второе изображение. Нарушена композиция кадра, листья неуклюже обрезаны, а машина будто состоит из двух передних половин. Непонятно, куда и как именно едет заяц. Да и сам зверь вызывает вопросы — чего только стоит его зловещий глаз, который смотрит прямо в душу.

Третье изображение. У медведя симпатичная морда, но он выглядит устаревше. Из-за очков сразу вспоминается эпоха Tumblr десятилетней давности. А еще медведь почему-то сидит за печатной машинкой, будто он не писатель, а продавец. Молчу про странные символы и пятипалость — это типичные ошибки нейросетей.

Многим кажется, что нейросеть всесильна и с первого клика выдаст нужный результат. Это не так.

Даже мои знакомые нейропромтеры, которые давно изучают индустрию, тратят от нескольких часов до нескольких дней на генерацию одного изображения. Еще дай бог, чтобы оно понравилось заказчику, который решил сэкономить.

Когда я опубликовала в «Твиттере» пост со сравнением своих работ и генераций нейросети, в комментарии пришло много пользователей. Одни оправдывали сокращения, другие злорадствовали. Были и те, кто оскорблял меня и мои работы из-за корпоративного стиля. Видимо, они забывают или просто не знают, что это не прихоть художников. Стиль формируют объем работ, интенсивность и минимальные сроки. Рыночный спрос на авторские рисунки в уникальных стилях намного ниже.

Мое отношение к нейросетям

Я думаю, нейросети — это отличный инструмент, который способен упростить жизнь и работу многим специалистам. Но пока что популярность играет с искусственным интеллектом злую шутку. Жадные корпорации относятся к нейросетям как к золотой антилопе: пытаются как можно скорее внедрить модную технологию, чтобы сэкономить на зарплатах людям.

Мне кажется, все идет к крупному экономическому кризису. Недавно я наткнулась на статью с неутешительным прогнозом банка Goldman Sachs — по их мнению, из-за развития искусственного интеллекта только в США и Европе работу потеряют свыше 300 миллионов человек. В зоне риска все профессии, которые занимаются аналитикой и манипулированием информацией. Проще говоря, под угрозой все: врачи, юристы, менеджеры, программисты и другие. Даже персональные тренеры, ведь ChatGPT может составить план тренировок, а нейросеть с приятным женским голосом его озвучит.

Конечно, многие думают, что их это не коснется. Легко размышлять «потеряю работу — найду новую», потому что все будут искать работу и браться даже за низкооплачиваемый труд уборщика или официанта, где нет конкуренции с нейросетями. А если кому-то кажется, что с технологическим прогрессом появятся новые рабочие места, как это было в 19 веке, они ошибаются. Тогда новые рабочие места создавали для людей — теперь их, наоборот, будут сокращать и оптимизировать. Искусственный интеллект выполнит работу сотен людей.

Звучит страшно, но я не считаю, что нейросети — зло. Искусственный интеллект открывает возможности для малых предпринимателей рекламировать свой продукт без затрат, а, например, людям без доступа к дорогостоящей медицине позволяет узнать возможный диагноз. Настоящее зло — корпорации, которым всегда было наплевать на людей.

Советую всем и особенно коллегам-художникам держать руку на пульсе и осваивать новые технологии. По крайней мере, в краткосрочной перспективе это поможет, а предсказать больше не получится: кто знает, что нас ждет после информационной сингулярности и появления сверхинтеллекта.

Планы

Я не оставляю иллюстрацию. Планирую обучиться профессии, где важен не сам труд художника, а его присутствие. Где ценится автор, его стиль и личность, за которой интересно следить. Возможно, уйду в наставничество или преподавание.

Кроме того, я продолжаю брать заказы на фрилансе — рисую иллюстрации и оформляю комиксы. А еще работаю над новым графическим романом. Первый, «Гимн для пионеров», это визуализированный внутренний монолог о борьбе со страхом и о принятии ошибок. Второй, «Стационар», был сборником реальных историй и портретов пациентов психоневрологического стационара. В этом году планирую закончить третью графическую новеллу — «Тигриную голову». Она об одержимом охотнике, который сам становится зверем.

РедакцияА вы боитесь, что вас заменит нейросеть?
    Вот что еще мы писали по этой теме