«Чужой: Ромул» — 3 причины, почему продолжение хоррора о ксено­морфах не удалось
Поп-культура
27K
Кадры — 20th Century Studios

«Чужой: Ромул» — 3 причины, почему продолжение хоррора о ксено­морфах не удалось

46
Аватар автора

Влад Шуравин

не доверяет андроидам

Страница автора

16 августа 2024 года в мировой прокат вышла новая часть «Чужого».

Это прямое продолжение фильма Ридли Скотта 1979 года: действие разворачивается после атаки ксеноморфа на корабль «Ностромо», где работала Эллен Рипли. Героиня Сигурни Уивер не появляется в сиквеле, а на первый план выходят новые актеры. Но в плане сюжета «Ромул» очень напоминает другие фильмы серии: «Чужого», «Чужих», «Прометей» и «Завет».

Рассказываем, чем разочаровывает возвращение франшизы.

Что за «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus)

Дата премьеры: 16 августа 2024 года
Страны производства: США, Великобритания
Режиссер: Феде Альварес
Сценаристы: Феде Альварес, Родольфо Саягес
В ролях: Кейли Спейни, Дэвид Джонссон Фрэй, Арчи Рено, Изабела Мерсед, Спайк Ферн, Айлин У, Рози Эде
Жанр: хоррор
Фильмы, похожие на «Чужого»: «Прометей», «Дэдпул и Росомаха»
Продолжительность: 1 час 59 минут

👽 Фильм слишком пытается понравиться фанатам франшизы

Девушка Рейн Кэррадайн живет в шахтерской колонии «Звезда Джексона» вместе со своим приемным братом — андроидом Энди. Тот запрограммирован погибшим отцом на заботу и пересказ бородатых анекдотов и каламбуров. Героиня хочет поскорее покинуть это место: люди здесь умирают из-за проблем со здоровьем, вокруг сплошная бедность, а к работникам относятся как к рабам.

Неожиданно с Рейн связывается ее бывший парень Тайлер. Он предлагает подруге пролезть на заброшенную космическую станцию корпорации «Вейланд-Ютани» и украсть криокамеры, а потом сбежать на другую планету и начать новую жизнь. Без андроида Энди операцию не провернуть: только у него есть доступ ко всем замкам. Недолго думая, Рейн соглашается и присоединяется к команде из четырех человек.

Все сразу же идет не по плану: на станции обнаруживаются лицехваты. Герои случайно пробуждают их, и одно из чудовищ откладывает личинку в самую невзрачную участницу коллектива, Наварро. Теперь Рейн, Энди и их знакомые должны как можно быстрее покинуть корабль — а заодно им нужно спасти беременную подругу на другом его конце.

У режиссера Феде Альвареса уже был опыт воскрешения хоррор-франшиз: в 2013 году он снял картину «Зловещие мертвецы: Черная книга». Фильм удачно объединил в себе приемы из оригинальной трилогии Сэма Рэйми — вроде черного юмора и обилия графической жестокости — с новым взглядом на франшизу. Альварес придумал метафорическую историю о девушке с наркозависимостью. Сменившая брутального Эша героиня убивает не только внешних демонов, но и внутренних.

На первый взгляд «Ромул» тоже пытается угодить фанатам и при этом не слепо копирует предыдущие картины. Однако кино заносит в сторону реверансов классике. Герои постоянно цитируют первый и второй фильмы, причем порой крайне нелепо. Перед убийством обычного ксеноморфа один из персонажей произносит фразу, которую говорила Рипли гигантской королеве пришельцев в «Чужих». Особенно странно это выглядит из-за того, что события «Ромула» разворачиваются задолго до картины Джеймса Кэмерона.

Даже сюжетные детали схожи. В центре истории — типичная для хорроров «последняя девушка», которая обязательно выживет в конце. А злые андроиды снова пытаются помешать героям выбраться из западни. Причем для образа одного из них задействовали дипфейк умершего актера Иэна Холма: он уже появлялся в роли биомашины в оригинальном «Чужом». В сиквеле его возвращение выглядит как циничный коммерческий ход, ведь сломанного робота на станции мог сыграть кто угодно.

«Ромул» продолжает размышления Ридли Скотта о Римской Империи и библейских сюжетах из «Прометея» и «Завета». Вот только исторический неймдроппинг тут выглядит крайне слабо. Кроме отсылок к создателям Рима в названии частей корабля — «Рем» и «Ромул» — фильм не предлагает ничего интересного для развития вселенной. Это еще одно кино о том, как люди и корпорации пытаются создать идеального человека, но становятся жертвами своих же грандиозных амбиций.

Разумеется, новый фильм огромной компании Disney не обходится без критики больших корпораций. Герои несколько раз повторяют, что «Вейланд-Ютани» относится к людям как к ресурсу. А в панорамных кадрах подчеркивается мрак капиталистического мира: грязные грустные люди ходят на фоне гигантских заводов и шахт. Фильмы Ридли Скотта тоже касались этой темы, но не были настолько прямолинейными.

🥱 Новому «Чужому» не хватает фантазии

Франшиза «Чужой» никогда не стояла на месте. Первый фильм был герметичным хоррором, второй — боевиком с экологической проблематикой, третий — грязным триллером в декорациях футуристической тюрьмы. А новая дилогия Ридли Скотта с Фассбендером и вовсе превратилась в притчу о боге: в ней показывали, как андроид с синдромом создателя размышлял о высоких материях и синтезировал ксеноморфов.

«Ромул» же возвращает франшизу к истокам — в жанр космического хоррора. Фильм напоминает легаси-сиквел в духе седьмого эпизода «Звездных войн»: это тоже дорогое студийное кино, которое показывает фанатам места славы и грамотно воспроизводит сцены из первоисточника. Правда, у авторов «Ромула» быстро заканчиваются не только свежие идеи, но и эпизоды из классических фильмов.

Оригинальный «Чужой» работал как хоррор, потому что зритель не знал, чего ждать. Самого пришельца нам показывали спустя час после начала фильма. А полностью в кадре он и вовсе появлялся ближе к концу. До этого — только детали чудовища в темноте. Зрители «Ромула» знают, как выглядит ксеноморф и на что он способен, поэтому саспенса почти не остается. Теряется то самое ощущение встречи с неизвестным, которое сделало картину Ридли Скотта настолько жуткой.

Сюжет состоит из прохождения локаций-уровней. Причем по-настоящему интересных всего пара. В одном героям нужно выбраться из комнаты, полной лицехватов. Причем они не могут нервничать и даже потеть, иначе температура их тела изменится и монстры нападут.

В другом Рейн отстреливается от армии ксеноморфов и выключает гравитацию на корабле, чтобы кровь пришельцев не проела обшивку. Вся кислота из тел ксеноморфов летает в невесомости. Чтобы выжить, девушке приходится левитировать между облаками опасной жидкости. В остальном же герои просто бегают по коридорам, катаются на лифтах и прячутся по углам от пришельцев.

Фильм Ридли Скотта мог похвастаться внушительной съемкой в темных помещениях, где было сложно разобрать, откуда вылезет монстр. «Ромул» же выглядит как вылизанный голливудский хоррор. Визуально он мало чем отличается от другого заметного космического триллера последних лет — «Живое». Вот только фильм с Джейком Джилленхолом, как ни странно, по духу куда ближе к оригинальному «Чужому»: он более герметичный и мрачный.

Смелым решениям находится место только в финале. Создатели показывают нового монстра, который напоминает некроморфа из Dead Space. Феде Альварес, к слову, вдохновлялся не только фильмами, но и видеоиграми Alien: Isolation и The Last Of Us 2. Так что заимствование образа не исключено.

📖 В «Ромуле» очень смазанная драма

Оригинал Ридли Скотта гораздо умнее, чем кажется. «Чужой» медленно погружал нас в быт экипажа корабля. Герои не отличались уникальными характерами, зато мы проводили с ними половину фильма и следили за жизнью изнутри. Это сближало зрителей с персонажами.

К тому же было непонятно, кто в истории протагонист: Рипли долго оставалась на заднем плане. Звание героини она завоевывала в процессе, когда остальные коллеги принимали неправильные решения и совершали глупые поступки. Поэтому к Эллен возникало больше чувств: мы видели, как она училась сражаться с пришельцем и делала все ради выживания.

В «Ромуле» с первых кадров очевидно, кто в этой истории умрет, а кто выживет. Причем главная героиня и вполовину не такая харизматичная. Словно понимая это, создатели придумывают Рейн драматическую историю. Родители девушки погибли, и теперь она выживает вместе с приемным братом — андроидом. Тот запрограммирован защищать сестру, но в процессе его карту данных заменяют — и характер героя меняется.

Такая завязка могла бы привести к чему угодно: например, к истории о том, как человек переживает травму и утрату, или к размышлениям о свободе воли на примере андроида Энди. Вот только все эти линии никуда не ведут. Трагедии Рейн и пары других персонажей нужны только для того, чтобы сделать героев чуть менее плоскими. Хотя достаточно было дать зрителю просто побыть с ними наедине. А конфликт с андроидом решается крайне банально: ему просто еще раз меняют карту данных.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Влад ШуравинКакой ваш любимый фильм о Чужих?