Что важнее для счастья: деньги или хорошие поступки
Альтруизм полезен не только нуждающимся в помощи, но и тем, кто эту помощь оказывает.
Исследования показывают: волонтерство улучшает здоровье — причем и физическое, и ментальное, а люди, которые тратят деньги на других, чувствуют себя счастливее.
Однако альтруизм предполагает жертву своих интересов в пользу чужих. Альтруист будет финансово поддерживать родственников, даже если это идет в ущерб ему самому. Желание помогать может оставить его без накоплений или вовсе с долгами — и отсутствие денег не сделает его ни спокойнее, ни счастливее.
Разбираемся, как действовать так, чтобы увеличить свои шансы на счастье.
Почему помогать так приятно
В 2013 году ученые из Вашингтона задались вопросом: почему некоторые готовы помочь другому человеку, когда помощь сопряжена с большим риском и потерями для них самих? Особенно — если этот человек не является ни родственником, ни другом, а просто незнакомцем.
Чтобы найти ответ, исследователи опросили десятки экстраординарных альтруистов — тех, кто отдал почку совершенно незнакомому человеку. Рассказы этих людей объединяли три общие детали.
Во-первых, их альтруизм не возник внезапно. Начиналось все с небольшой помощи вроде донорства крови и волонтерства.
Во-вторых, пожертвовавшие почку незнакомцу люди говорили, что, если бы у них было не две почки, а больше, то они отдавали бы их снова и снова.
В-третьих, несмотря на все риски, боль и неудобства из-за операции, они испытывали радость, что кому-то помогли. Один из экстраординарных альтруистов даже сказал: «Акт пожертвования сопровождает эйфория, которую трудно объяснить, не прозвучав при этом немного безумно».
Идея пожертвовать почку незнакомцу действительно может показаться безумной большинству людей. Но не ученым. Им давно известен феномен так называемого «теплого сияния дарения» — удовольствия от акта дарения, наличие которого подтверждают нейробиологические исследования.
Обычно феномен «теплого сияния дарения» объясняют активностью прилежащего ядра — области мозга, возбуждение которой приводит к высвобождению дофамина. Этот нейромедиатор вызывает чувство предвкушения удовольствия. Это приводит к желанию снова и снова делать то, что привело к его высвобождению.
Действия, которые мотивирует совершить дофамин, как правило, позволяют человеку выполнить свою эволюционную задачу: выжить и передать свои гены как можно большему количеству потомков. Среди таких занятий — секс и поедание вкусной пищи. И альтруизм с точки зрения эволюции может быть полезен для выживания так же, как и они: если помочь другому сейчас, возможно, в будущем он поможет тебе.
Например, если ты член сообщества, где все поддерживают друг друга, твои шансы выжить, как и каждого члена сообщества, выше. Точно так же если твой сексуальный партнер — альтруист, то больше вероятность, что он действительно будет помогать тебе вырастить детей. Видимо, именно поэтому люди склонны выбирать более альтруистичных сексуальных партнеров — это просто выгодная эволюционная стратегия.
Не все люди одинаково альтруистичны, несмотря на удовольствие, которое дает проявление доброты и щедрости. Как предполагают ученые, это связано с миндалиной — частью мозга, которая в числе прочего отвечает за родительскую заботу и реагирует на испуганное выражение лица других людей.
У экстраординарных альтруистов миндалина особенно чувствительна к страху других. А еще она больше, чем у большинства людей. У людей с психопатией, которые отличаются крайним эгоизмом и неспособностью к сопереживанию, миндалина, наоборот, меньше размером и менее чувствительна.
Если представить склонность к альтруизму как шкалу, то на одном полюсе будут экстраординарные альтруисты, на другом — психопаты, а все остальные — где-то между ними.
Однако психопатические черты — не единственное, что мешает человеку быть альтруистом. Деньги играют не менее значимую роль.
Как деньги влияют на желание помогать другим
Пока вашингтонские ученые исследовали мозг экстраординарных альтруистов, их коллеги из Боннского и Бамбергского университетов изучали поведение людей в условиях, когда эгоизм приносит человеку деньги.
Исследователи предложили участникам эксперимента выбор: заработать 10 €, позволив им отравить газом мышь, выращенную для научных целей и ставшую ненужной, — или остаться ни с чем, но спасти ее. Спасенная мышь дожила бы свой век, получая все необходимое, вплоть до лучшего медицинского обслуживания. Больше половины людей — 54% — отказались от денег.
Но на этом ученые не остановились и провели новый эксперимент, добавив элемент рыночных отношений. На этот раз жизнь мыши зависела от двух участников. Они могли договориться, как поделить приз — 20 €, и тогда животное бы погибло. Если же хотя бы один отказывался торговаться, мышь была спасена. В итоге 72% участников предпочли пожертвовать грызуном и своими моральными принципами ради денег.
Третий эксперимент исследователи превратили в имитацию настоящего рынка с множеством покупателей и продавцов. Участники могли сторговаться друг с другом и получить выгоду от убийства мыши. В этих условиях уже 76% поступили аморально.
Это исследование демонстрирует: как только отношения превращаются в рыночные, даже обычные люди — те, кто на шкале альтруизма находились бы где-то посередине, — ведут себя эгоистично. Это объясняет многие процессы, например почему не так уж много людей отказываются покупать одежду в массмаркете, зная, что ее производство связано с эксплуатацией детского труда и загрязнением природы.
Как предполагают ученые, рыночные отношения позволяют людям находить оправдание своему неэтичному поведению неизбежностью зла и избегать ответственности за свой поступок: «Если я не куплю или не продам это, то это сделает кто-то другой».
Но есть и альтернативное объяснение: и эгоизм, и альтруизм, — полезные стратегии, но применение каждой из них выгодно в разных ситуациях.
Эгоизм заставляет человека сосредоточиться на своих целях. Такое сфокусированное на себе поведение играет человеку на руку в рамках экономических отношений. Предприниматель не сможет добиться успеха, если будет больше думать об этике, чем о прибыли, а покупатель — сэкономить деньги, выбирая этически безупречный товар.
За пределами рынка выгоду приносит альтруистичная стратегия. Взаимопомощь, щедрость, самопожертвование создают между людьми социальные связи, в том числе — с самыми близкими людьми. Например, если романтические партнеры проявляют бескорыстное стремление поддерживать друг друга, их отношения счастливее, чем если они построены по модели «ты — мне, а я — тебе».
Почему некоторые люди более склонны помогать другим, в том числе — в ущерб себе?
Люди различаются по своей склонности помогать другим, что проявляется уже в раннем детском возрасте. Это, как показывают исследования, имеет в том числе и биологические причины. Небольшая часть детей будет всегда выбирать поделиться с другим ребенком своими сокровищами, небольшая часть будет стремиться все забрать себе, а большинство детей будут действовать по обстоятельствам.
Кроме того, у всех по-разному развита эмоциональная эмпатия, то есть способность вовлекаться в эмоции человека, который находится рядом. Некоторые люди активно помогают другим, поскольку им невыносимо дискомфортно переживать чужое горе.
Хотя есть исследования, которые показывают: чрезмерно сильная эмоциональная эмпатия, наоборот, провоцирует у людей избегание ситуаций, когда они могут помочь другим. Испытывая стресс от наблюдения за чужим горем, они стараются отстраниться от чужих переживаний и держаться подальше от тех, кто нуждается в помощи, чтобы сохранить свою эмоциональную стабильность.
И, наконец, еще одна важная составляющая наших индивидуальных различий в альтруизме — это самооценка и эмоциональные травмы, полученные в процессе взросления. Бывает, у человека в процессе взросления развивается множество негативных убеждений о себе и собственной ценности. Так происходит, когда ребенка с детства постоянно критикуют, оценивают, лишают тепла и поддержки и предъявляют непомерное количество требований. В этом случае вырастает человек с сильным чувством собственной незначимости.
Чем больше человек уверен в том, что он недостаточно хорош, тем больше он думает, что его потребности не имеют значения, и тем выше вероятность того, что он начнет помогать другим в ущерб себе. Чтобы справиться с ощущением своей никчемности, такой человек может восстанавливать свою самооценку за счет получения одобрения от окружающих и самопожертвования. Для него альтруизм становится способом выживания в мире, где его собственные потребности не имеют значения.
Логика такая: «Если я сама по себе не значима, то я буду делать все для спасения бездомных щенков и таким способом заслужу свое право быть достойной уважения или даже просто жизни на Земле». Но если спасать кого-то не хватает сил и времени, то ощущение никчемности возвращается. Если же спасать кого-то круглосуточно, то сил и времени не будет хватать уже на себя.
Так действия, благие и здоровые по сути, становятся источником болезненной тяги делать хорошо всем вокруг, кроме себя, при этом принося только временное облегчение и не решая ключевую проблему — неадекватное отношение к себе.
Как деньги и альтруизм влияют на счастье
Как только в отношения вмешиваются деньги, они превращаются в рыночные, а люди — в эгоистов. И далеко не всегда такое превращение идет человеку на пользу, потому что быть альтруистом не просто приятно.
Добрые дела напрямую влияют на счастье. Например, если человек тратит деньги на кого-то другого, он чувствует себя более счастливым, чем когда тратит их на самого себя. Это верно даже для двухлетних детей — правда, для них ученые использовали печенье как эквивалент денег, и его предлагалось съесть самому или отдать другому ребенку.
Альтруизм полезен для счастья еще и потому, что, помогая другим, человек улучшает свои отношения с ними. А близость с другими может сделать его более счастливым, чем материальные блага. К такому выводу пришли исследователи из Южной Кореи в 2019 году.
Исследователи сопоставили данные о приоритетах в жизни и уровне счастья корейцев, которые анонимно прошли опрос в 2007, 2008 и 2009 году. Самыми счастливыми оказались те, для кого больше всего важна религия. Люди, которые больше всего ценят социальные связи, заняли второе место по уровню счастья. Те же, кто был более ориентирован на внешние достижения: работу, учебу, статус, то есть сферы жизни, которые связаны с зарабатыванием денег и получением материальных благ, — оказались самыми несчастными.
Однако нельзя сказать, что и деньги — то, что, казалось бы, мешает людям совершать добрые поступки, — для счастья не важны. Например, когда эксперты исследовательского института общественного мнения Gallup задали американцам вопрос об уровне счастья, они заметили: чем более человек богат, тем более он счастлив. Только 35% людей из семей с доходом ниже среднего ответили им, что «очень счастливы». Так же ответили 83% людей со средним доходом и 100% богатых людей.
Другой масштабный опрос Gallup — он охватил больше 136 тысяч респондентов в 132 странах — дал похожие результаты.
Это означает, что финансовый эгоизм и альтруизм — две стратегии, одинаково важные для счастья. Деньги позволяют человеку купить все, что действительно нужно, и убирают финансовую тревогу — и, скорее всего, таким образом повышают удовлетворенность жизнью. А хорошие поступки помогают чувствовать больше радости — благодаря тому, что улучшают отношения с другими и задействуют биологические механизмы, которые мотивируют быть альтруистом и делают это необычайно приятным.
Найдя способ применять обе эти стратегии в нужные моменты, несмотря на их кажущуюся противоречивость, можно чувствовать себя более счастливым, чем если делать только что-то одно.
Как сохранить баланс между стремлением к выгоде и альтруизмом?
Сохранить баланс между заботой о других и своими потребностями помогает осознание, что вы — тоже тот человек, который нуждается в заботе. В психологии принято понятие «самосострадание» — то есть навык замечать собственный дискомфорт или страдание и проявлять по отношению к себе заботливую и принимающую позицию.
Психологи иногда предлагают для этого воспользоваться своими детскими фотографиями — когда человек смотрит на себя маленького, ему проще испытать желание себе помочь, сделать что-то хорошее.
Если вы привыкли больше заботиться о других, чем о себе, пытаться насильно ограничить свой альтруизм не особо эффективно. Стратегия самосострадания, систематической заботы о себе работает гораздо лучше. Регулярно делая что-то для себя, вы постепенно выравниваете баланс между удовлетворением своих и чужих потребностей. Со временем вы научитесь понимать, когда помощь вам вредит, а что можно продолжать делать для других без ущерба для себя.
Если же при заботе о себе постоянно возникает чувство вины, то нужно разобраться с убеждениями, которые за ним стоят. Например, идеей о том, что эгоизм — это плохо. Или о том, что все хорошее надо заслужить усердным трудом. У каждого человека такой набор убеждений свой, но сводится он к простой идее — «я не заслуживаю».
Чтобы облегчить их влияние, представьте, что вы — адвокат, которому нужно защитить в суде противоположную мысль — что вы имеете право на заботу и ценны сами по себе, даже без усердного труда. Какие аргументы вы бы приводили?
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.