«Анора»: комедия про любовь стрип­тизерши и сына русского олигарха, победившая в Каннах
Поп-культура
23K
Кадры — «Атмосфера кино»

«Анора»: комедия про любовь стрип­тизерши и сына русского олигарха, победившая в Каннах

20
Аватар автора

Максим Ершов

заговорил на ломаном русском

Страница автора

17 октября в российский прокат вышло американское драмеди Шона Бэйкера «Анора». Фильм победил на Каннском фестивале 2024 года, а теперь считается одним из фаворитов «Оскара».

В центре сюжета — отношения стриптизерши Эни и Вани, сына богатого русского бизнесмена. Пару хотят разлучить шестерки отца, но парень сбегает. Его ищут по всему Нью-Йорку.

Рассказываем о веселом фильме, который напоминает «Красотку» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, но без хеппи-энда и с толпой русских и армян в Америке.

Что за «Анора» (Anora)

Дата премьеры: 17 октября 2024 года — в российском прокате
Страна производства: США
Режиссер: Шон Бэйкер
Сценарист: Шон Бэйкер
В ролях: Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова, Линдси Нормингтон, Айви Волк, Пол Вайсман
Жанры: драма, мелодрама, комедия
Фильмы, похожие на «Анору»: «Красотка», «Гив ми либерти», «Красная ракета», «Мандарин», «Госпожа горничная»
Продолжительность: 2 часа 19 минут

💔 Это сказка о любви в духе «Красотки»

Аноре Михеевой 23 года. Пока ее мама счастливо живет в Майами, девушка перебивается в Бруклине. Ей не очень-то нравится свое имя, чаще она представляется как Эни. Работает в стриптиз-клубе «Штаб-квартира» и не теряет возможности уединиться с клиентами. Все меняется, когда в заведение приходит молодой сын российского олигарха Ваня Захаров.

Парень сразу примечает Эни и заказывает приватный танец. Бабушка стриптизерши родилась в СССР, так что девушка неплохо говорит по-русски, чем и впечатляет богача. Ваня еще пару раз возвращается в стриптиз-клуб, а потом зовет героиню в гости. Сын олигарха живет в особняке, в котором есть даже лифт. Роскошь поражает воображение Эни. Она занимается с парнем сексом за деньги, а потом соглашается провести с ним неделю за 15 тысяч долларов.

Вскоре парочка летит в Лас-Вегас. Ваня говорит подруге, что родители собираются вернуть его в Россию и устроить в компанию отца. Парень не хочет уезжать и знает, что мог бы сам решать свою судьбу, если бы получил американское гражданство. Заодно он делает Эни предложение. Об этом узнает армянин Торос, который живет в Нью-Йорке и присматривает за младшим Захаровым. Он пытается разорвать брак, но Ваня сбегает.

«Анора» — история любви представителей разных социальных слоев. Что может быть общего у сказочно богатого сына русского олигарха и бедной стриптизерши из клуба в Бруклине? Из-за постановки конфликта картина напоминает «Золушку» или, что ближе, «Красотку».

Бэйкер не скрывает отсылок к фильму с Джулией Робертс. Неделя вместе с Анорой стоит Ване 15 тысяч долларов. Он говорит ей, что готов заплатить и 30, а стриптизерша согласилась бы побыть с богатым кавалером и за 10. Такие же диалоги звучали в мелодраме Гэрри Маршалла.

Разница в том, что за 30 с лишним лет мир и кино сильно изменились. Картина с Робертс и Гиром была романтической сказкой о силе любви, которая преодолевает любые барьеры и предубеждения. Но Бэйкер всю свою карьеру снимает реалистичное кино о представителях социальных низов.

В «Мандарине» он рассказывал о буднях секс-работниц на улицах Лос-Анджелеса. В фильме «Проект Флорида» рисовал портрет сразу нескольких неблагополучных семей из одного мотеля. А в «Красной ракете» главным героем был порноактер на пенсии: он возвращается в бедный родной город и невольно рушит судьбы близких людей.

Каждый раз Бэйкер представляет вроде бы оптимистичный взгляд на жизнь, чтобы в финале разбить зрителю сердце. Вот и в «Аноре» у сказочной истории любви тоже есть срок годности. Режиссер наглядно показывает, что деньги и власть сегодня способны задавить любое чувство, а неравный брак можно легко разрушить. Родители не хотят, чтобы сын связывал жизнь с неподходящей по статусу девушкой. Когда становится ясно, что американские помощники бессильны, в Нью-Йорк летят мама и папа Вани.

😆 В фильме много штампов о русских

Картина разбивается на две примерно равные части. Сначала перед нами мелодрама о романе стриптизерши и сына богатеньких родителей. А затем зрители вместе с шестерками семьи Захаровых пытаются в кратчайшие сроки отыскать Ваню на улицах Нью-Йорка. Кино Бэйкера трудно назвать тонким: это абсолютно зрительский фильм с изобилием стереотипов о русских.

Ваня живет в роскошном особняке с лифтом и шикарным видом на Гудзон. Он инфантилен: кроме секса с Эни его интересуют только видеоигры. К парню приставлено несколько нянек, которые все равно не могут за ним уследить. Наконец, герой говорит на ломаном английском и периодически переходит на русский — благо Эни прекрасно понимает язык.

Про род деятельности папы зрители не узнают ничего. Анора и ее подружка только округляют глаза, когда гуглят Николая Захарова. Видимо, олигарх неприлично богат. В российских фильмах — взять хотя бы «Холопа» — мы постоянно видим проделки представителей золотой молодежи. У Бэйкера знакомый феномен приобретает международный масштаб. Ваня сорит деньгами, а десятки тысяч долларов для него — карманные деньги на день.

Персонажи второго плана тоже стереотипные. В отличие от многих экранных представителей русской мафии, шестерки олигарха не спешат прибегать к оружию. Но все равно выглядят грозно и готовы в случае крайней необходимости силой заставить Анору развестись. Режиссер посмеивается над решением вопросов по понятиям, но не предлагает нового взгляда на знакомых героев. Ищущие Ваню Торос, Гарник и Игорь похожи на Серегу и Саймона из «Жмурок» Балабанова.

У Бэйкера почти все выходцы из СССР занимаются чем-то незаконным. Во время поисков Вани выясняется, что во многих районах Нью-Йорка говорят по-русски. Встречи с соотечественниками в самых неожиданных местах — забегаловках, стриптиз-клубах и бильярдных — вызывают улыбку, но все это карикатурные образы без психологической проработки. Одни русские шикуют на украденные деньги, другие зарабатывают на жизнь неквалифицированным трудом.

💤 Кино напоминает сильно затянувшийся анекдот

С первых же минут «Анора» распадается на череду анекдотичных ситуаций. Если не считать откровенных сцен с участием Эни и Вани, большую часть экранного времени перед нами разворачивается чистая комедия. Гарник бежит за удирающим из собственного дома парнем, поскальзывается на льду и больно падает на копчик. Игорь пытается связать Эни ноги телефонным проводом, она брыкается и ломает Гарнику нос.

Когда Торос узнает, что Ваня женился на секс-работнице, он бежит из церкви, где проходит крещение, и кричит помощникам в трубку, что Захаровы его уроют. Торос, Гарник и Игорь полночи ищут Ваню. В отчаянии они даже показывают фотографию парня всем случайным посетителям забегаловки. Выясняется, что тот попросту напился и устроил поход по увеселительным заведениям.

Не очень понятно, почему ироничная картина о приключениях русских, армян и стриптизерши в Нью-Йорке длится больше двух часов. Во второй половине утомляют даже элементы слэпстик-комедии, хотя снят фильм стильно, с бойким монтажом и под динамичную музыку.

«Анора» — это кино о простой девушке, которая хотела жить в любви и роскоши, но не учла, что выбраться из социальных низов не так-то просто. Затянувшийся и не самый оригинальный анекдот выруливает к драматической развязке, и счастливого финала не случается. Фильм интересно смотреть, но он моментально забывается после титров.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Максим ЕршовКакая история любви в кино запомнилась вам больше всего?
    Вот что еще мы писали по этой теме
    Сообщество