Я посмотрел «Аватар: Путь воды» в крупнейшем IMAX-кинотеатре мира и потратил на это 28 000 ₽

57
Я посмотрел «Аватар: Путь воды» в крупнейшем IMAX-кинотеатре мира и потратил на это 28 000 ₽
Аватар автора

Ефим Гугнин

посчитал, что широкие взгляды требуют широченного IMAX

Страница автора

В мировом прокате вышел фантастический блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды». Это продолжение самой кассовой картины в истории, которое ждали 13 лет.

Я хорошо помню просмотр оригинального «Аватара». Мне 11, мы с родителями утром 1 января идем на фильм, о котором говорят все наши друзья и знакомые. Я до сих пор с теплотой вспоминаю тот сеанс — и потому поход на «Путь воды» тоже захотелось сделать особенным.

Перед выходом фильма я случайно узнал, что самый большой IMAX-зал в мире находится не в Австралии, как было еще пару лет назад, а в маленьком немецком городе Леонберг неподалеку от Штутгарта, в кинотеатре Traumpalast Leonberg. Сейчас я живу в Варшаве, так что поездка в Германию показалась вполне осуществимой затеей.

Я купил билет, собрал вещи и отправился на поезде в трехдневное путешествие навстречу «Аватару». Теперь расскажу о поездке и о том, как смотрится новая картина Кэмерона на экране размером с «Боинг». И главное — стоил ли фильм всех этих усилий.

«Аватар 2» должен был выйти еще в 2014 году, но в итоге фильм задержался на восемь лет. Источник: Disney
«Аватар 2» должен был выйти еще в 2014 году, но в итоге фильм задержался на восемь лет. Источник: Disney

Как прошла поездка — и сколько стоила

Билет в кино. В первую очередь нужно было найти подходящий сеанс: всю поездку я планировал уже под дату показа. По сравнению с той же Польшей в Германии намного более развита индустрия дубляжа. И это все осложняло. Хотелось найти сеанс на английском, а их было не так много.

«Аватар: Путь воды» вышел в кино еще 14 декабря, но первый сеанс на английском в кинотеатре Traumpalast Leonberg назначили на 16 декабря, причем в 23:45. Большую часть мест к тому моменту уже заняли, но мне все равно удалось взять весьма неплохие — на шестом ряду, чуть сбоку от центра.

Билет стоил 19,5 €⁣ (1377 ₽). Недешево, но с учетом статуса «самого крупного IMAX в мире» могло быть и намного дороже. По сути, билеты стоят как два похода в московский кинотеатр сети «Каро».

Заполняемость залов на все сеансы «Аватара» в Traumpalast Leonberg выглядит примерно так. Источник: leonberg.traumpalast.de
Заполняемость залов на все сеансы «Аватара» в Traumpalast Leonberg выглядит примерно так. Источник: leonberg.traumpalast.de

Дорога. Сам кинотеатр располагается в Леонберге, но я сразу понял, что проще будет добраться до более крупного Штутгарта. Города находятся всего в 14 километрах друг от друга, и между ними постоянно курсируют электрички.

Из Варшавы в Штутгарт не ходят прямые поезда, а самолеты достаточно дорогие, поэтому я решил добираться проездом через Берлин. Билет из Варшавы в столицу Германии обошелся в 39 €⁣ (2754 ₽), поезд шел пять с половиной часов.

Билет из Берлина в Штутгарт стоил еще 30 €⁣ (2119 ₽) — поездка заняла чуть больше шести часов. В обратную сторону мой маршрут был ровно таким же: Штутгарт — Берлин, а затем Берлин — Варшава. Может, были варианты удобнее и дешевле, но я их не нашел.

В обратную сторону билеты оказались дороже — может, из-за приближающегося Рождества. Или, может, потому что их я брал чуть позже: до конца не был уверен, в каких числах буду возвращаться. В итоге билет из Штутгарта в Берлин удалось купить только за 65 €⁣ (4440 ₽). Из Берлина в Варшаву — за 61 €⁣ (4168 ₽).

Поезд из Штутгарта до Леонберга стоил еще 4,5 €⁣ (319 ₽). Обратно — столько же. На самом деле мои траты на проезд могли оказаться еще выше: меня пригрозили высадить из поезда Берлин — Штутгарт за отсутствие маски и несоблюдение антиковидных мер. Честно говоря, после пары месяцев в Польше я уже успел забыть об их существовании. К счастью, сочувствующие пассажиры помогли мне и одолжили лишнюю маску.

При желании можно было дойти и пешком. Прогулка заняла бы примерно столько же, сколько идет «Аватар: Путь воды». Источник: google.com
При желании можно было дойти и пешком. Прогулка заняла бы примерно столько же, сколько идет «Аватар: Путь воды». Источник: google.com
Моя остановочка
Моя остановочка

Проживание. Я быстро понял, что вряд ли потяну две шестичасовые поездки на поезде в один день — притом что параллельно мне еще нужно было работать. Поэтому решил делать остановки на день в Берлине: и по дороге в Штутгарт, и на пути обратно в Варшаву.

На первый раз в Берлине я арендовал койку в хостеле за 15 €⁣ (1062 ₽) — решил, что на одну ночь этого достаточно. Идея оказалась не самой удачной: под храп соседей и перешептывания молодой парочки поспать нормально не получилось, а ведь на следующий день нужно было садиться на поезд уже в семь утра. Чего и говорить, работал я в тот день не так хорошо, как мог бы.

В течение трех дней мое рабочее место выглядело как⁠-⁠то так
В течение трех дней мое рабочее место выглядело как⁠-⁠то так

В Штутгарте мне хватило ума снять простенький номер в отеле. Вышло, конечно, не так экономно — одна ночь обошлась в 56 €⁣ (3965 ₽). Зато я смог нормально отдохнуть и поспать перед вечерним показом, чтобы потом не клевать носом на трехчасовом фильме.

На обратной дороге в Берлине тоже взял отдельный номер. После того как я напрочь сбил себе режим дня утренними поездами и ночными сеансами, хотелось спокойно отдохнуть. Получилось найти вариант даже дешевле, чем в Штутгарте, — за 51 €⁣ (3611 ₽).

Поездка обошлась мне в 414,5 €⁣ (28 848 ₽). Могло бы выйти на порядок дешевле, если бы все не произошло так спонтанно.

Расходы на поездку в Леонберг — 414,5 €⁣ (28 848 ₽)

Еда и прочие расходы69 €⁣ (4714 ₽)
Поезд Штутгарт — Берлин65 €⁣ (4440 ₽)
Поезд Берлин — Варшава61 €⁣ (4168 ₽)
Ночь в отеле в Штутгарте56 €⁣ (3965 ₽)
Ночь в отеле в Берлине51 €⁣ (3611 ₽)
Поезд Варшава — Берлин39 €⁣ (2754 ₽)
Поезд Берлин — Штутгарт30 €⁣ (2119 ₽)
Билет в кино19,5 €⁣ (1377 ₽)
Ночь в хостеле в Берлине15 €⁣ (1062 ₽)
Поезд Штутгарт — Леонберг — Штутгарт9 €⁣ (638 ₽)

Расходы на поездку в Леонберг — 414,5 €⁣ (28 848 ₽)

Еда и прочие расходы69 €⁣ (4714 ₽)
Поезд Штутгарт — Берлин65 €⁣ (4440 ₽)
Поезд Берлин — Варшава61 €⁣ (4168 ₽)
Ночь в отеле в Штутгарте56 €⁣ (3965 ₽)
Ночь в отеле в Берлине51 €⁣ (3611 ₽)
Поезд Варшава — Берлин39 €⁣ (2754 ₽)
Поезд Берлин — Штутгарт30 €⁣ (2119 ₽)
Билет в кино19,5 €⁣ (1377 ₽)
Ночь в хостеле в Берлине15 €⁣ (1062 ₽)
Поезд Штутгарт — Леонберг — Штутгарт9 €⁣ (638 ₽)
Мне не хотелось тратить деньги на один лишь просмотр «Аватара». Так что я превратил поездку в мини⁠-⁠отпуск. Тем более что Штутгарт — весьма симпатичный город
Мне не хотелось тратить деньги на один лишь просмотр «Аватара». Так что я превратил поездку в мини⁠-⁠отпуск. Тем более что Штутгарт — весьма симпатичный город

Как «Аватар: Путь воды» смотрится на самом большом экране IMAX в мире

К вечеру 16 декабря я добрался до кинотеатра Traumpalast Leonberg. Для этого пришлось обойти весь город пешком: вокзал находился на противоположном от IMAX конце Леонберга, а общественный транспорт в это время уже почти не ходил. К счастью, город совсем небольшой — прогулка заняла всего 20—25 минут.

Сам кинотеатр выглядит внушительно. Часть здания походит на высокую бетонную башню — в ней-то как раз и располагается гигантский экран. Другая часть более низкая и вытянутая, там находится несколько залов поменьше. Включая один «лежачий» с кроватями вместо сидений.

Боюсь, после подъема в 06:30 в таком зале я бы «Аватара» не досмотрел. Источник: Traumpalast Leonberg
Боюсь, после подъема в 06:30 в таком зале я бы «Аватара» не досмотрел. Источник: Traumpalast Leonberg

Экран впечатляет: шириной он больше авиалайнера «Боинг-737» и превосходит любой, даже самый большой IMAX Москвы. При этом сиденья расположены так, что не приходится слишком сильно крутить головой. Даже на шестом ряду, чуть сбоку от центра зала, все было видно идеально. Помогло то, что экран слегка изогнут.

Владельцы кинотеатра хорошо понимают уникальность зала и всячески напоминают зрителю о том, где он находится. К примеру, перед фильмом крутят ролик, где наглядно демонстрируют разницу в размерах между экраном смартфона, обычным кинотеатром и Traumpalast Leonberg.

Чтобы экран поместился в кадр, пришлось делать фотографию на широкоугольный объектив
Чтобы экран поместился в кадр, пришлось делать фотографию на широкоугольный объектив

А еще перед показом устроили своеобразное светошоу под электронную музыку, чтобы еще и показать мощь установленной аудиосистемы. Звук в зале и правда грохотал как надо.

Сам фильм показывали в качестве 4K, в 3D и 48 кадрах в секунду — то есть ровно так, как картину задумал Джеймс Кэмерон. В таком формате кино выглядит невероятно: на огромном экране можно разглядеть мельчайшие детали скрупулезно воссозданного выдуманного мира. А эффект 3D в новом «Аватаре» не мнимый: как и в случае с первой частью, Кэмерон снимал сцены на две камеры одновременно, чтобы добиться реальной трехмерности.

Неудивительно, что погрузиться в атмосферу фильма в таких условиях было совсем несложно. Я очень быстро забыл о том, что вообще нахожусь в каком-то кинотеатре — меня с головой перенесло в цветастый мир Пандоры.

Так выглядит Traumplast Leonberg снаружи
А вот так — внутри
Владельцы кинотеатра явно подготовились к премьере второго «Аватара» — в холле даже стояла соответствующая пинбольная машина

Разве что съемка с частотой 48 кадров в секунду все еще выглядит непривычно. В экшен-сценах сложно отделаться от мысли, что смотришь кат-сцену из очень зрелищной видеоигры. Зато технология раскрывается в более спокойных эпизодах. Скажем, тех, где Кэмерон показывает зрителю чудеса подводного мира планеты Пандора, где и происходит действие картины.

Технически «Аватар: Путь воды» — идеальное кино, и я посмотрел его на идеальном экране в идеальных условиях. Однако дело то ли в возрасте, то ли в том, что этот технологический скачок в 2022 году уже не так заметен, но по итогу «Путь воды» впечатлил меня намного меньше оригинального фильма. Хотя первую часть я смотрел в самом обычном кинотеатре, без IMAX и совершенно точно не в 4K.

Я все равно доволен, что отправился в эту поездку: вряд ли нашел бы другой повод съездить в Леонберг и похвастаться друзьям, что смотрел «Аватара» на лучшем экране из всех возможных. Но это путешествие явно не запомнится мне так же, как прогулка с родителями по заснеженной Москве до самого обычного районного кинотеатра.

Сиденья в зале очень удобные, а еще перед ними стоят удобные подставки для ног. Они сильно упростили просмотр трехчасового фильма
Сиденья в зале очень удобные, а еще перед ними стоят удобные подставки для ног. Они сильно упростили просмотр трехчасового фильма

Каким вышел «Аватар: Путь воды»

Новый «Аватар» — еще один технологический прорыв, но уже не такой заметный. Джеймс Кэмерон на протяжении всей карьеры раз за разом менял представление индустрии о том, что можно сделать с помощью новых технологий. Сначала режиссер удивлял жидким роботом-убийцей в «Терминаторе 2», затем — невероятно реалистичной сценой потопления «Титаника». Ну и наконец — правдоподобным, пусть и сделанным на компьютере инопланетным миром Пандоры в «Аватаре».

«Путь воды» не может похвастаться настолько же заметным прогрессом. Да и вряд ли за ним последуют настолько масштабные изменения, какие произошли после первого «Аватара». Ведь именно этот фильм ознаменовал эпоху 3D, помог популяризации IMAX и перевел Голливуд с пленочных камер на цифровые.

Новшества второго «Аватара» могут быть не столь очевидны для рядового зрителя, но их точно оценят индустриальные профессионалы. Достаточно посмотреть ролики, где специалисты по визуальным эффектам разбирают трейлер фильма и не понимают, как Кэмерону удалось добиться такой безупречной картинки.

Так могла бы выглядеть обложка альбома Nevermind группы Nirvana. Источник: Disney
Так могла бы выглядеть обложка альбома Nevermind группы Nirvana. Источник: Disney

Скажем, симуляция реалистичной воды и ее взаимодействия с персонажами — одна из самых сложных задач даже для современного художника по спецэффектам. При этом в новом «Аватаре» почти все действие фильма происходит либо на фоне океана, либо и вовсе под водой. Кэмерону нравится показывать, как переливается и преломляется свет на глубине, как волны пеной разбиваются о берег.

Новый «Аватар» — в первую очередь даже не фильм, а выставка технологических достижений. После первой части вышло достаточно больших CGI-блокбастеров, но ни один из них даже близко не подобрался к уровню «Пути воды».

Чтобы движения героев выглядели реалистичнее, актеры действительно работали под водой. Съемочная команда построила резервуар вместимостью 340 тысяч литров, а все артисты прошли курсы дайвинга. Источник: Disney
Чтобы движения героев выглядели реалистичнее, актеры действительно работали под водой. Съемочная команда построила резервуар вместимостью 340 тысяч литров, а все артисты прошли курсы дайвинга. Источник: Disney

История второго «Аватара» искусственно переусложнена. Первый фильм часто ругают за излишнюю простоту — сюжет сравнивают с «Танцующим с волками» и «Покахонтас», где коренных американцев заменили синими пришельцами. Возможно, это так, но едва ли прямолинейность Кэмерона когда-либо работала ему в минус. «Титаник» тоже держится на старой как мир истории Ромео и Джульетты, да и «Терминаторы» с «Чужими» не удивляют запутанными нарративами. Они им не нужны.

Сюжетная минималистичность «Аватара» помогала зрителю не слишком отвлекаться на посторонние вещи и фокусироваться на главном — на знакомстве с удивительным инопланетным миром. Второй части этой простоты порой очень не хватает.

По сюжету люди возвращаются на Пандору и продолжают атаки на местных жителей, выжигают леса и уничтожают природу ради ресурсов. Главный герой Джейк Салли ведет повстанческую войну с «небесными людьми», но все тщетно: захватчиков слишком много. Тогда бывший военный решает хотя бы спасти семью и уходит жить к другому племени расы На’Ви. Те живут около океана и не вмешиваются в противостояние с землянами.

Кэмерону удается дважды провернуть один и тот же трюк: он вновь отправляет зрителя в незнакомый мир, хотя вроде бы никуда и не улетает со знакомой планеты. Источник: Disney
Кэмерону удается дважды провернуть один и тот же трюк: он вновь отправляет зрителя в незнакомый мир, хотя вроде бы никуда и не улетает со знакомой планеты. Источник: Disney

Персонажей в фильме стало заметно больше. У главных героев, Джейка и Нейтири, родилось двое сыновей, Нетейам и Ло’Ак, и дочь Туктирей. Также с ними живет приемная дочь Кири — ребенок аватара героини Сигурни Уивер из первой части. К слову, никто не знает, как она появилась и кто ее отец. Еще есть парень-землянин по прозвищу Паук — он сын злодея-полковника из предыдущего фильма. Сам полковник тоже появляется: оказывается, перед смертью его клонировали и сделали аватаром. Так что теперь тот же самый антагонист терроризирует героев уже в виде пришельца.

А еще ведь есть вождь морского племени Тоновари, его жена Ронал, дочь Тсирея и сын Аонунг. Значительная часть истории посвящена тому, как семья Джейка пытается влиться в новое общество. Так «Путь воды» из адреналинового боевика становится драмой о вынужденной миграции.

Учитывая гигантский хронометраж в 192 минуты, потеря остросюжетности местами ощущается особенно сильно. Значительную часть времени мы наблюдаем за тем, как развиваются отношения десятка героев: Джейк пытается сохранить семью в тяжелых обстоятельствах, сыновья конфликтуют с местными ребятами, Кири и Ло’Ак переживают из-за своей инаковости, ведь у них вместо четырех пальцев на руках по пять — как у землян.

Младший сын Джейка еще и заводит дружбу с местным китообразным разумным существом — таким же изгоем, как он сам. А Паук оказывается в плену у аватара-полковника, и между ними завязываются странные родительско-детские отношения.

Тема родительства — одна из центральных во втором «Аватаре». Источник: Disney
Тема родительства — одна из центральных во втором «Аватаре». Источник: Disney

Полноценное столкновение героев с землянами случается только в финале. Но и там они не вершат судьбу мира, как в первой части, а скорее отсрочивают следующее сражение. «Путь воды» явно сделан с расчетом на то, что за этой частью последует как минимум еще одна, поэтому Кэмерон никуда не спешит: больше трех часов он спокойно раскладывает экспозицию и под микроскопом рассматривает каждого персонажа.

Правда, последнее выходит не слишком убедительно. Кэмерон — замечательный режиссер блокбастеров, но он никогда не был великим психологом. Каждая отдельная линия выглядит как что-то, что мы уже видели в других фильмах сотню раз. История изгоя. История избранного. История человека, который не может сделать выбор между биологической семьей и семьей приобретенной. Кэмерон строит повествование на целом наборе хорошо знакомых проблем и конфликтов — и в этот раз скрыть простоту за зрелищными взрывами не получается.

Экшена в фильме не очень много. Но тот, что есть, поставлен впечатляюще. Источник: Disney
Экшена в фильме не очень много. Но тот, что есть, поставлен впечатляюще. Источник: Disney

«Путь воды» воплощает все, что так любит Джеймс Кэмерон. Фильм можно сколько угодно ругать за скомканный сценарий, но, кажется, объяснить его повествовательные проблемы очень просто. Кэмерон и не снимал второй «Аватар» ради сюжета. Судя по всему, последние годы он не особенно интересуется нарративными произведениями.

С момента выхода первой части Кэмерон стал заядлым экоактивистом, погрузился на дно Марианской впадины, спродюсировал несколько документальных фильмов об океане. Неудивительно, что «Путь воды» раскрывается именно в те моменты, когда режиссер напрочь забывает об истории семейства Салли и их друзей. Тогда он просто показывает колоритный океан Пандоры с его удивительными обитателями, собственными правилами и экосистемой.

Съемка в 48 кадров в секунду лишь усиливает ощущение, будто ты смотришь инопланетную документалку с «Дискавери». Источник: Disney
Съемка в 48 кадров в секунду лишь усиливает ощущение, будто ты смотришь инопланетную документалку с «Дискавери». Источник: Disney

Кэмерон с удовольствием демонстрирует традиции морского племени, будто списанного с новозеландских маори. Порой режиссер уходит и в христианский символизм: странные обстоятельства рождения Кири явно отсылают к истории о непорочном зачатии, а сама героиня, думается, совсем не просто так замечает в себе сверхъестественные способности.

Режиссеру очень нравится мир «Аватара» — и потому сложно не заразиться его искренней любовью к собственному созданию. Другое дело, что происходящее на Пандоре Кэмерона интересует совсем не так сильно. Кажется, он и сам был бы рад оставить героев в покое и спокойно наблюдать за тем, как отражается свет в чешуе очередного океанского создания.

🍿 Совет Т⁠—⁠Ж: стоит ли смотреть «Аватар: Путь воды»

Второй «Аватар» может расстроить тех, кто идет в кино за адреналиновым блокбастером: фильм вышел куда более амбициозным и созерцательным, чем первая часть. Он не такой сфокусированный, часто отвлекается на чтение морали или экоактивистские тезисы. Зато «Путь воды» получился более эмоциональным и искренним: Джеймс Кэмерон рассказывает о том, что его волнует. Рассказывает так, как умеет.

Второй «Аватар» — из тех фильмов, которые раскрываются только при просмотре в подходящих условиях. На Айпаде или экране ноутбука едва ли получится по-настоящему проникнуться красотой Пандоры. Совсем не обязательно ехать в самый крупный IMAX мира, но вам точно стоит поискать максимально большой экран из доступных. Все же нечасто выходят картины, настолько заточенные под просмотр в зале. В крайнем случае поищите большой 4K-телевизор с качественной аудиосистемой. Поверьте, оно того стоит.


Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Ефим ГугнинА как вы относитесь к «Аватару»?