Познакомьтесь с фотохудожницей, которая снимает обложки для дневников трат
По образованию Ксения Михайлова — переводчица, но работает уже давно не со словом, а с картинками.
Последние три с половиной года ее скульптуры из предметов быта иллюстрируют финансовый и жизненный опыт читателей Т-Ж. Она рассказала, где ищет и хранит реквизит, как придумывает натюрморты и заставляет вещи левитировать, а также какие из ее творений вызывали у авторов дневников вопросы.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала
До Т—Ж
С детства я мечтала стать переводчицей и получила образование по этой специальности. В университете увлеклась фотографией — в середине двухтысячных она стала очень популярной и доступной. Я следила за тем, что люди выкладывают в ЖЖ и на Flickr, пробовала снимать сама. Тогда мне казалось, что для классных фотографий достаточно таланта. Так что я просто подражала разным фотографам и стилям, старалась снимать на все доступные камеры, в том числе «Зенит», «Смену-Символ» и мыльницу для семейных поездок на море. Получалось, откровенно говоря, не очень, и через пару лет фотографию я забросила, хотя она была дорога мне и утешала в трудные времена.
После недолгой работы по специальности я устроилась на должность фоторедактора, переход в новую профессию дался удивительно легко. В тот момент фоторедакторов искали несколько онлайн-изданий, я откликнулась на все вакансии без особой надежды, но в итоге получила два оффера. В обоих случаях важнее было понимать визуальный стиль издания, чем обладать техническими знаниями.
Работа и стала моим образованием. Я искала и подбирала иллюстрации и фотографии для материалов, это помогло развить насмотренность. К тому же подписалась на кучу блогов и онлайн-журналов про визуальное искусство и каждый день их просматривала, чтобы быть в курсе трендов и просто для удовольствия. Накопить визуальный опыт важно и фотографу, и сет-дизайнеру. И это не значит следить только за жанром, в котором работаешь, — полезен будет любой контент, который вдохновляет и дает чувство наполненности, от классической живописи до видеоигр.
Поиск стиля
Через несколько лет у меня случилось выгорание. Тогда я и начала догадываться, что мечты снимать самой со времен «Фликра» никуда не делись, их просто придавил страх неудачи и неуверенность в себе.
Я начала снимать дома все, что казалось мне красивым.
Натюрморт привлек меня по нескольким причинам. Во-первых, я домоседка, пространство и понятие дома как таковое для меня всегда были очень любопытными, хотелось их изучать. Во-вторых, эксперименты с другими жанрами не приносили столько удовлетворения. В-третьих, натюрморт — это очень комфортная точка входа в фотографию: для работы не обязательна студия или особое оборудование, а предметы съемки можно буквально найти в шкафу или на улице, это бесплатно. Мне кажется, у каждого сет-дизайнера есть история о том, как он ходил по округе и собирал в дом кирпичи, ветки и строительный мусор.
Поначалу мне очень нравилось сочетать природные объекты и бытовые предметы из супермаркетов и магазинов хозтоваров. Работы я выкладывала в «Инстаграм», попутно проходила несколько курсов по фотографии, студийному свету и ретуши.
Думаю, базовые знания о том, как работает камера, свет, цвет и композиция, можно найти самостоятельно. А когда уже определился с жанром, в котором хочешь работать профессионально, не помешает учеба или работа ассистентом у фотографа, который нравится. Хорошие курсы по предметной фотографии и натюрморту есть, например, в школе Photoplay.
Потихоньку ко мне начали обращаться за предметной съемкой и сет-дизайном. Обычно заказчики таких фото — дизайнеры и локальные бренды, например, керамики, ювелирных украшений, косметики, еды. Словом, все, кто продвигается в соцсетях и постоянно нуждается в новом замысловатом контенте. Первые заказы были по бартеру или за символическую плату. Меня просили снять что-то в своем стиле, так что съемки кардинально не отличались от тех, что я делала для души.
Однажды мне написали из Т—Ж и предложили делать натюрморты для дневников трат. Это было стопроцентное попадание. Меня всегда увлекала тема повседневности и ностальгии, то, как предметы быта отражают нас и наши привычки, становятся родными и формируют воспоминания. Я росла в девяностые, и вещей тогда в принципе было немного, они хранились и перебирались годами. Кажется, я помню каждый предмет в родительской квартире.
Обложки для дневников трат и дневников в путешествии я снимаю последние три с половиной года. Первые полтора совмещала съемку с работой арт-директора на фултайме — для меня очень важна финансовая стабильность, только фрилансом я не занималась никогда. Когда сочетать одно с другим стало сложно, полностью сосредоточилась на обложках.
Дневники
До начала работы в Т—Ж я слышала о дневниках, но никогда их не читала.
Сейчас я читаю все дневники, в идеале трачу на них день или два в неделю. Жанр мне нравится тем, что это очень честное отражение времени. Недавно слышала у Екатерины Шульман, что дневники, кроме прочего, помогают науке, а «Дневник домохозяйки времен Французской революции» — один из драгоценнейших исторических документов.
Для меня дневники стали одним из основных источников знаний о том, как живут люди. Забавно, что в разговорах с друзьями часто привожу какие-то факты из них.
Ярче всего запоминаются экстремальные дневники, где герои выживают в трудных условиях. Хочется, чтобы у них все было хорошо. А из обложек мне особенно нравятся первые, они очень трогательные.
Я выписываю из дневника все предметы, которые в нем упоминаются. Потом провожу ревизию и оставляю только то, что мне запомнилось, что входит в рутину героя. При этом задачи придерживаться текста на 100% у меня нет.
Каждый натюрморт — это попытка изобразить историю о неделе жизни человека в виде скульптуры.
Здесь всегда есть доля метафоричности. Поэтому иногда я добавляю предметы, которых нет в дневнике, но они хорошо вписываются в композицию визуально и не противоречат по смыслу.
Составляю список реквизита и иду на поиски.
Реквизит
Реквизитом может быть что угодно — от искусственной травы, килограмма песка и живой рыбки до укулеле и массажного кресла. Обычно на него выделяют отдельный бюджет, на моей практике это были суммы от 2000 до 50 000 ₽.
Охота за пропсами — моя любимая часть работы: всегда и везде ищу интересные объекты для своей коллекции. Интересность их довольно субъективна, мой основной критерий — это универсальность и узнаваемость. Я стараюсь находить предметы, которые бы заставляли зрителя подумать: «О, у меня есть такое дома». И конечно, важно чтобы все вещи сочетались, даже если они противоположной природы.
Ищу в супермаркетах, магазинах стройматериалов, на блошиных рынках и в секонд-хендах. Очень люблю магазинчики типа «1000 мелочей», там обязательно найдется и что-то, что не меняется годами, например классическая солонка или навесной замок, и что-то очень необычное — своего часа ждет бутылочка арабского масла для швейной машинки.
Я человек, который приходит в гости и мысленно сканирует квартиру на предмет того, что можно позаимствовать на съемку. Мои близкие уже не удивляются, когда я прошу срочно одолжить мне очки для сноуборда, паяльник, гитарные струны или боксерскую перчатку.
Папа временами звонит и спрашивает, не нужен ли мне керн из асфальта или кусок кабеля. Нужен.
Некоторые предметы появляются на обложках не раз. Первое место тут точно у купюр, кроме них часто в объектив попадают одни и те же стаканы и чашки. Еще у меня всегда есть полка на кухне, где лежит «не ешь, это реквизит!». Штуки типа печенья, вафель, конфет, хлебцев и прочего, что долго сохраняет вид, но не вкус. Их тоже могу использовать в нескольких обложках.
В прошлом году я переехала из Москвы в Тбилиси. Подбирать реквизит здесь сложнее как минимум потому, что нет «Авито», вот где настоящий кладезь для сет-дизайнеров и постановщиков. Так, однажды я искала там лабораторную посуду и нашла одно место, с виду обычный подвальный ремонт техники, но в подсобке этого ремонта оказался настоящий склад колб и измерительных приборов явно с какого-то закрытого завода. Хотелось просто иногда туда заходить как в музей. Вообще, у меня какая-то тяга к подсобкам, подвалам, чердакам и антресолям, очень люблю вещи из таких мест.
Еще в Тбилиси нет некоторых привычных продуктов, например российского кефира. С другой стороны, тут очень много секонд-хендов, в том числе с игрушками и бытовыми штуками. В одном таком магазине я упустила винтажную фарфоровую щетку для обуви в виде пуделя, зато купила чайник-дом, который стал почти мемом.
Рабочее место
Я снимаю небольшие по размеру композиции, поэтому могу работать из дома. По сути, все, что мне нужно, — это стойки со светом, стол и место для хранения реквизита. Хранение — самое проблематичное: количество пропсов растет, а места больше не становится.
Мой основной архив остался в Москве. В Тбилиси пришлось собирать все заново, так что пока предметы съемки занимают только стеллаж, несколько пакетов и полки на кухне. Конечно, стоит пару раз не положить что-то на место, и на стеллаже уже бардак и неразбериха. Временами реквизит выходит за границы своей зоны хранения, и я провожу уборку и ревизию. Выбрасываю в основном то, что можно легко найти или заменить.
Композиция
Когда я строю композицию, в первую очередь отталкиваюсь от самих предметов, смотрю, что с чем лучше сочетается. Это субъективно, и в этом кайф творческого процесса. Стараюсь всегда собирать вещи из разных категорий: еда, бытовые товары, цветы или растения, природные артефакты, элементы игр, деньги и чеки и прочее.
Чтобы все держалось как надо, использую пластилин, липучку для бумаги, ластики — их удобно ставить за предметом, чтобы он не укатился, зубочистки — для фруктов и овощей, деревянные палочки — они служат подпорками, и их легко удалить на постпродакшене. Для сложных конструкций, где объекты «левитируют», чаще всего используют леску. Но мне проще сделать два кадра, где я держу предмет с разных концов, и совместить их.
Съемка
Обычно в день я снимаю одну-две обложки, перед праздниками или выходными бывает по 5—7 штук.
Для работы мне нужны свет, композиция, фон и камера.
Свет. Я очень люблю натуральный свет и долго снимала только с ним. Проблема в том, что это сильно ограничивает работу, поэтому в итоге купила вспышки и постоянный свет. Они позволяют больше экспериментировать, не зависеть от погоды и времени суток. Начинающим я бы посоветовала арендовать студию с хорошим дорогим оборудованием большой мощности и практиковаться там, строить разные световые схемы. Также на «Ютубе» есть много хороших видео, как снять натюрморт в домашних условиях с естественным светом.
Фон. Я использую бумажные фотофоны, еще очень выручает цветная бумага для пастели, ее всегда можно найти в магазинах с художественными товарами.
Камера. Для предметной съемки важнее не камера, а объектив с фокусным расстоянием, которое позволяет быть достаточно близко к предмету съемки. Я снимаю на объективы с фокусным расстоянием 100, 135 мм и иногда 50 мм.
Что касается камеры — все зависит от целей, как будут использоваться изображения. Для публикации онлайн и в соцсетях может хватить и смартфона. Для профессиональной съемки, когда нужно изображение очень хорошего качества, используются полнокадровые и среднеформатные камеры. Я сейчас снимаю на цифровые полнокадровые камеры, а для личных проектов — на пленочные.
Обработка
На постпродакшене нет никаких чудес. Снимаю в формате RAW, делаю в Capture One первичную обработку, потом в «Фотошопе» — полную ретушь: чищу фон и объекты от соринок и пыли, делаю выделение и коррекцию отдельно каждого объекта и фона. Если нужно, совмещаю части нескольких кадров.
После публикации
Время от времени я просматриваю комментарии под дневниками, а редакторы пересылают фидбэк от героев. Обычно что-то хорошее, это очень приятно.
Бывают, конечно, и конфузы. Помню, героиня возмутилась, почему на ее обложке расческа для вычесывания вшей. А на другой была чурчхела, которая больше считывалась как тампон :)
Еще я заметила, что комментаторы очень живо реагируют на обложки с черным фоном. Его я редко использую, он придает драматичности.
Другие проекты
В основном я занята дневниками трат и фриланс-съемки беру нечасто.
Обычно мне пишут напрямую бренды. Бывает, со мной связываются агентства, которым бренд заказывает съемку, они подбирают команду.
Иногда фотографы хотят поработать со мной как с сет-дизайнером. В таком случае вместе с фотографом и арт-директором придумываю концепцию съемки, решаю, какие конкретно предметы снимать, потом, как обычно, езжу по городу в поисках нужного. На самой съемке арт-директор, фотограф и гафер определяются с фоном и светом, делают тесты, а я в это время раскладываю и подготавливаю реквизит. Прикидываем, в каком порядке снимать кадры. Делаю сеттинг первого кадра, снимаем, смотрим, как вышло, доводим до идеала: лучше такой булыжник или другой, маленький цветок или покрупнее, повернуть ли его к камере, нужно ли продукт подвинуть чуть в сторону и подсветить и так далее.
С одной стороны, это совместная работа, с другой — у каждого своя зона ответственности. Фотограф или арт-директор — как дирижер, он отвечает за общий результат и принимает финальные решения: какой выбрать ракурс, свет, что и как должно быть в кадре. Такое разделение важно еще и потому, что, работая в одиночку, пытаешься следить за всеми составляющими съемки сразу и можешь что-то упустить. Кроме того, мне нравится сотрудничать с другими фотографами в большом продакшене, видеть свою работу в журнале или на билборде очень приятно.
Из моей практики: гонорар сет-дизайнера на съемке — от 5 тысяч до 50 тысяч рублей, сумма зависит от величины продакшена и выделенного бюджета.
Изредка бывают съемки, которые я делаю бесплатно или за стоимость реквизита. Такое случается, если проект очень интересный и его классно положить в портфолио либо если это работа с классным фотографом.
Также нужно оставлять немного времени на собственные проекты.
В личной фотографии я пытаюсь осмыслять свой опыт, разные периоды в жизни. По сути, это тоже дневники, но чисто визуальные. Например, в серии Pretend You Are Home размышляю о том, что это — жить одной. В моей семье я первая женщина, которой удалось получить такой опыт.
Будущее
Опций для роста в моей области много: можно уйти в продюсирование, другой жанр фотографии, видеосъемку, арт-директорство.
Я хочу дальше развиваться в личной и коммерческой фотографии, работать с новыми жанрами. Много удовольствия приносят и эдиториал-съемки, которые заказывают издания. Обычно для нее отбираются продукты разных брендов, а фотографу дается большая свобода действий — в отличие от коммерческой съемки для заказчика, где есть четкое ТЗ и нужно соответствовать стилю и эстетике бренда. Результат получается очень душевным.
Еще мне очень нравится видеть свою работу напечатанной. Я уже печатала свои снимки как тиражные принты, а моя самая большая мечта — сделать фотокнигу.