Сколько стоит заниматься бальными танцами Pro Am

И выступать на турнирах, когда ты взрослый
11
Сколько стоит заниматься бальными танцами Pro Am
Аватар автора

Ольга Горячева

танцует в Pro Am

Я выступила на своем первом профессиональном танцевальном турнире в 30 лет. Потратила на подготовку 95 800 ₽.

Это была моя мечта. В 15 лет — в 2004 году — я пришла в обычную танцевальную студию и влюбилась в спортивные бальные танцы. Мне уже тогда хотелось серьезно заниматься и выступать на турнирах, но у меня не было партнера, а в танцевальном мире это большая проблема. А еще начинать спортивную карьеру в таком возрасте уже поздно.

В итоге я танцевала для души и выступала на отчетных концертах студии. А в 30 лет узнала о бальных танцах Pro Am — это категория турниров, в которых вместо партнера с конкурсантом танцует его тренер. В статье расскажу о том, что это такое, где и как искать танцевальные студии Pro Am, что понадобится, чтобы заниматься танцами, и во сколько обойдется участие в танцевальных турнирах.

Потратила на турнир Pro Am — 95 800 ₽

Подготовка к турниру53 900 ₽
Регистрация в турнире20 500 ₽
Образ для турнира16 700 ₽
Видеосъемка2000 ₽
Входной билет для мужа1500 ₽
Фотографии, 3 шт.1200 ₽

Потратила на турнир Pro Am — 95 800 ₽

Подготовка к турниру53 900 ₽
Регистрация в турнире20 500 ₽
Образ для турнира16 700 ₽
Видеосъемка2000 ₽
Входной билет для мужа1500 ₽
Фотографии, 3 шт.1200 ₽
Это я танцую румбу на своем первом турнире North Star в Санкт-Петербурге в 2019 году. Фотограф — Ирина Неволина
Это я танцую румбу на своем первом турнире North Star в Санкт-Петербурге в 2019 году. Фотограф — Ирина Неволина

Что такое Pro Am

Пара в обычных бальных танцах состоит из двух спортсменов — партнера и партнерши. В турнирах Pro Am ученик выступает в паре со своим тренером, и судьи оценивают только ученика. Исключение — турниры Pro Am с высоким уровнем мастерства: там оценивают пару в целом, как в спорте.

В пару с тренером ученики встают, потому что в бальных танцах вообще сложно найти пару: партнеры должны подходить друг другу по росту, комплекции, уровню мастерства и энергетике — тогда пара заиграет на паркете. Детей-бальников тренеры практически «лепят» друг под друга. А еще мальчиков в танцах всегда меньше, чем девочек.

Вот, например, статистика базы данных танцоров Всероссийской федерации танцевального спорта, акробатики и рок⁠-⁠н⁠-⁠ролла (ФТСАРР). Общее количество партнеров на 20 206 меньше, чем партнерш. Источник: ФТСАРР
Вот, например, статистика базы данных танцоров Всероссийской федерации танцевального спорта, акробатики и рок⁠-⁠н⁠-⁠ролла (ФТСАРР). Общее количество партнеров на 20 206 меньше, чем партнерш. Источник: ФТСАРР

Pro Am — это именно соревнования, к которым надо готовиться, то есть нарабатывать технику исполнения движений и танцевальных па, ставить композиции на конкурс. Но если ученик не хочет выступать на турнирах и танцует просто для удовольствия, он все равно может заниматься в студии Pro Am. Только в этом случае нагрузка по количеству и содержанию занятий у него будет меньше.

В Pro Am нет ограничений по возрасту — есть и детские, и взрослые категории. Но все же дети чаще занимаются спортивными бальными танцами, а в Pro Am приходят взрослые люди с танцевальным опытом в прошлом или вообще с нуля. По правилам участвовать в турнире Pro Am можно, только если с последнего спортивного турнира прошло не менее 3 лет и у танцора нет действующей книжки спортсмена. Для таких людей Pro Am — едва ли не единственная возможность выйти на настоящее соревнование с профессиональными судьями, набором очков и рейтингом.

Как устроена система турниров Pro Am

В спортивных танцах, в том числе в Pro Am, сложная система соревнований. Чтобы уравнять шансы участников и оценивать пары максимально справедливо, нужно учитывать возраст танцора и уровень его мастерства. Понятно, что 20-летние танцовщики превзойдут 40-летних чисто физически и наверняка займут пьедестал. Чтобы такого не было, в Pro Am есть программы, категории, уровни сложности и классы.

Программа. В спортивных бальных танцах есть две программы: европейская — ее еще называют «стандарт» (Sd) — и латиноамериканская, или «латина» (La). В каждой программе свой набор танцев, которые спортсмен обязательно исполняет на соревнованиях.

В Pro Am тоже придерживаются этих программ, но в целом система гибче: обязательных танцев нет и человек может сразу выбрать любимую программу или даже любимые танцы и выступать только в ней.

Вот какие танцы входят в европейскую программу:

  1. Медленный вальс.
  2. Квикстеп.
  3. Фокстрот.
  4. Танго.
  5. Венский вальс.

В латиноамериканской программе тоже пять танцев:

  1. Ча-ча-ча.
  2. Самба.
  3. Румба.
  4. Джайв.
  5. Пасодобль.

Для себя я выбрала латиноамериканскую программу: я ее лучше знаю и давно люблю. Кроме того, у меня почти всю жизнь не было партнера, а «латину» изучать в одиночку легче, чем «стандарт», — есть даже отдельное направление в танцах — «соло-латина». А вот «стандарт» без партнера — это странно: все движения там завязаны на взаимодействии в паре и в одиночку это просто набор шагов, а не танец.

Категории делят танцоров по возрасту. В Pro Am есть такие категории:

  1. K — 9 лет и моложе.
  2. J — 10—15 лет.
  3. A — 16—35 лет.
  4. B — 36—50 лет.
  5. C — 51—60 лет.
  6. D — 61 год и старше.

Танцор имеет право выступать в своей категории или на одну моложе, но не старше. То есть, например, если танцору 40 лет, он может танцевать в категории В или А. Я выступала в возрастной категории А — от 16 до 35 лет.

В паре могут быть партнеры разного возраста, но и тут есть ограничения: разница в возрасте между детьми и молодежью должна быть не больше двух лет, а между взрослыми — не больше 5 лет.

Уровень сложности, в котором выступает танцор, зависит от его танцевального опыта. В Pro Am пять уровней сложности:

  1. Bronze.
  2. Silver.
  3. Gold.
  4. Gold Star.

На уровне Bronze выступают начинающие танцоры. Их задача — слышать ритм танца и попадать в него, они танцуют бейзик — основной шаг и несколько базовых фигур. На уровне Silver и дальше уже более строгие требования к танцорам: нужно танцевать эмоционально и музыкально, показывать технически и ритмически сложное исполнение.

В каком уровне сложности выступать ученику, решает его тренер. Например, когда я пришла в школу Pro Am, тренер, оценив мои навыки, начал меня готовить к выступлению в Silver. Но в танцах не принято «засиживаться» в одной категории, то есть, если танцор регулярно берет призовые места в Silver, ему пора переходить в Gold и вновь бороться за пьедестал.

В рамках одного турнира представлены сразу все уровни сложности, и участники распределяются по ним во время регистрации. Когда регистрация заканчивается, организаторы смотрят, в какую категорию сколько человек записалось, и распределяют выходы на паркет. Информацию о своем выходе танцор получает из хит-листа — это его личное расписание выходов на конкурсный паркет.

Когда идет турнир, не объявляют, какой уровень сейчас танцует, — объявляют только номер выхода на паркет. И если этот номер совпадает с одним из тех, что указан в хит-листе танцора, значит, ему пора танцевать.

Классы. Каждый уровень сложности делится на классы по количеству разрешенных организаторами танцевальных па. Вот какие классы есть в Pro Am:

  1. Beginner.
  2. Intermediate.
  3. Full.
  4. Open.

Beginner, Intermediate, Full — это закрытые классы. Это значит, что в них можно собирать композицию из строго определенных танцевальных па. Open — открытый класс, то есть там нет ограничений по фигурам, можно использовать любые па.

Поясню, что на турнирах танцуют именно выбранный набор фигур под ту музыку, которая выпадет танцорам. То есть нет такого, что мы заранее знаем музыку и ставим танец специально под нее. Танцоры готовят свою композицию и танцуют ее под то, что им поставят. Разумеется, есть музыка, которая соответствует каждому танцу, и она различается размером и настроением, но конкретную композицию никто заранее не знает.

Если человек пришел заниматься совсем с нуля, то первое соревнование будет в категории Bronze Beginner. Но таких танцоров очень мало, и выступать на турнире, чтобы победить среди самих себя, скучно. Поэтому школы и тренеры предпочитают готовить учеников сразу в Bronze Full: там много участников, есть конкуренция.

За участие в турнирах танцоры получают баллы и свое место в рейтинге Pro Am. Чем лучше выступит танцор, тем больше баллов он получит и тем выше будет его рейтинг. Когда у танцора растет рейтинг, это означает, что он наращивает мастерство, а его школа и тренер умеют привести ученика к победе.

Успешных танцоров МАСКТ поощряет: приглашает в закрытые турниры специально для финалистов, например в «Топ-100» и Best of the best, дарит годовые скидки на участие в следующих турнирах.

Как устроена система Pro Am

ПрограммаЕвропейская или латиноамериканская, но можно выбирать любые танцы
Категории по возрастуK, J, A, B, C, D
Уровни сложностиBronze
Silver
Gold
Gold Star
КлассыBeginner
Intermediate
Full
Open

Как устроена система Pro Am

ПрограммаЕвропейская или латиноамериканская, но можно выбирать любые танцы
Категории по возрастуK, J, A, B, C, D
Уровни сложностиBronze
Silver
Gold
Gold Star, или Rising Star
Scholarship
КлассыBeginner
Intermediate
Full
Open

Как выбрать тренера Pro Am

Чтобы начать занятия и попасть на турнир Pro Am, нужен тренер-профи и танцевальная школа. Если школа — член МАСКТ, то для ее учеников действует скидка 10% на участие во всех турнирах Pro Am, которые проводит МАСКТ, — а других пока и нет.

Тренер отвечает за композицию и развитие ученика, школа — за организацию занятий и участие в турнире. Тренер — не просто наставник, а партнер, поэтому он суперважен. Бывает так, что школа ученику нравится, а вот с тренером не сработались. Тогда не будет ни удовольствия, ни побед.

Тренер должен быть танцором не ниже кандидата в мастера спорта по выбранной учеником танцевальной программе. Он может быть действующим спортсменом или находиться в архиве — это нормально, если танцор решил посвятить себя тренерской работе.

Уровень подготовки и опыт профессионального танцора обозначают с помощью классов. Чтобы повысить свой класс, нужно выступать на спортивных соревнованиях и набирать баллы. Вот какие классы существуют:

  1. Н — хобби-класс, самый начальный уровень.
  2. Е и D тоже относят к классам начинающих, спортсмены этих классов обязаны танцевать в обеих программах.
  3. С — продвинутый уровень, в этом классе танцор может выбрать специализацию: «латина» или «стандарт». Либо продолжить танцевать программу из 10 танцев.
  4. B — уровень опытного спортсмена.
  5. A — очень опытный и успешный танцор. Как правило, танцоры такого класса — кандидаты в мастера спорта.
  6. S — особый класс мастерства, который присваивают решением президиума национальной федерации по результатам национального чемпионата или первенства.
  7. M — высший класс танцевального мастерства международного уровня. Как правило, танцоры М-класса — мастера спорта.

Тренер с высоким классом мастерства — это танцор, который занимается спортивными танцами десятилетиями. Он давно и постоянно участвует в турнирах, понимает принципы судейства, умеет поставить интересную и выигрышную композицию, а главное — знает, как научить танцевать красиво и эффективно.

Чтобы проверить тренера, нужно зайти на сайт Всероссийской федерации танцевального спорта и ввести его фамилию в поиск.

Покажу, как искать информацию о спортсмене-бальнике на примере моего тренера
Покажу, как искать информацию о спортсмене-бальнике на примере моего тренера
Здесь сказано, что у Антона Пахомчика класс А по программе «стандарт» и класс М — наивысший в танцевальном спорте — по «латине»
Здесь сказано, что у Антона Пахомчика класс А по программе «стандарт» и класс М — наивысший в танцевальном спорте — по «латине»
Мой тренер больше не состоит в паре с другой спортсменкой-бальницей, поэтому не имеет права выступать на спортивных соревнованиях. Но это ограничение не распространяется на Pro Am
Мой тренер больше не состоит в паре с другой спортсменкой-бальницей, поэтому не имеет права выступать на спортивных соревнованиях. Но это ограничение не распространяется на Pro Am

В Pro Am тоже встречаются мошенники

Обычно мошенничество в этой сфере выглядит так: тренер невысокого танцевального класса представляется ученику мастером спорта и предлагает танцевать в Pro Am, обещая горы золотых медалей в обмен на оплату тренировок и зарплату тренера за каждый турнир.

Тренер ставит простенькую программу и регистрирует пару на турнир в категории Gold для профи, но при этом выбирает начальный уровень сложности Beginner — обычно в таких никто не выступает. Получается, что у пары нет конкурентов, и ученик автоматически выигрывает золото.

Поскольку мошенник знает, что первое место достанется ученику в любом случае, то не вкладывается в него. На паркет пара выходит с однообразными композициями в одной и той же категории либо всегда в начальных, а уровень ученика от турнира к турниру топчется на месте. Зато тренер продолжает получать с ученика деньги.

Через некоторое время ученик начинает скучать либо обращает внимание, что он очень медленно продвигается в рейтинге, в отличие от учеников других школ. Придя к другому тренеру, он понимает, что на самом деле он никакая не звезда, ничего не умеет, а чтобы получить заслуженную награду, надо много работать. А время и деньги уже потрачены.

В студию, где я занималась, иногда приходили такие ученицы. Понимание, что они вложили много времени и денег, но остались на уровне новичков, было для них большим разочарованием. Некоторые расстраивались настолько, что совсем бросали танцы.

Как выбрать танцевальную школу Pro Am

Выбирая школу Pro Am, стоит посмотреть, насколько успешны ее ученики и в каких категориях. Это можно понять по рейтингу Pro Am.

Выбираем тип рейтинга и пол танцоров. Например, мне интересна категория Silver, партнерши
Выбираем тип рейтинга и пол танцоров. Например, мне интересна категория Silver, партнерши
Открываются названия студий и города
Открываются названия студий и города

Присмотрев несколько школ в рейтинге, рекомендую проверить их адреса и найти их в соцсетях. Важно, чтобы до школы было удобно добираться: тренировки будут занимать по несколько часов как минимум 3 раза в неделю.

В соцсетях можно посмотреть зал и уловить атмосферу студии: как там относятся к ученикам, какого они возраста, часто ли студия отправляет заявки на турниры. Ну и дальше прийти на пробное занятие.

Я задумалась о танцевании в Pro Am, когда занималась бальной «латиной» в обычной танцевальной студии у тренера Антона Пахомчика. Он же был одним из преподавателей в студии Dance Capital в Санкт-Петербурге. Я подписалась на группу студии во «Вконтакте» и «Инстаграме» и некоторое время просто наблюдала.

Студия была членом МАСКТ и организатором турниров Pro Am. Я видела, что подход школы позволяет получать медали на соревнованиях. Но меня останавливала цена: абонемент на 24 индивидуальных занятия тогда стоил 48 000 ₽.

Цены в студии Dance Capital в августе 2021 года. Сейчас абонемента, который покупала я, уже нет в продаже. Источник: Dance Capital
Цены в студии Dance Capital в августе 2021 года. Сейчас абонемента, который покупала я, уже нет в продаже. Источник: Dance Capital

Решение я приняла, посмотрев видео «Танцевать никогда не поздно» владелицы студии. В нем она рассказывает, как начала танцевать с нуля в 37 лет, полностью прошла всю систему Pro Am, а сейчас выступает в спорте и достигла класса B. «Мне тоже не поздно!» — решила я и расчехлила свой счет со сбережениями.

Так как я давно занимаюсь бальными танцами, я не стала покупать абонемент на групповые тренировки по технике, а выбрала абонемент на 24 индивидуальных занятия за 48 000 ₽. Но новичкам я так делать не рекомендую: групповые занятия нужны, чтобы выучить основные движения, минимально наработать технику, научиться слышать ритм и отрабатывать его в танце. Только на эти знания можно ставить композицию на индивидуальных уроках.

48 000 ₽
я заплатила за абонемент на 24 индивидуальных занятия в студии Dance Capital

Как проходили мои занятия в студии

Я не знаю, как проходят занятия в разных студиях Pro Am, поэтому расскажу, как это было в студии Dance Capital в Санкт-Петербурге, в которой занималась я. Возможно, в другой школе и в другом регионе другой подход к обучению.

Первое занятие в Dance Capital всегда пробное. На нем тренер оценивает, что уже умеет ученик, какие танцы и фигуры знает, как у него с ритмом, как он реагирует на ведение партнера.

Происходит это так: ученик выбирает программу — «латина» или «стандарт» — и тренер включает музыку соответствующих танцев. Я выбрала «латину», значит, мои танцы: ча-ча-ча, самба, румба, джайв и пасодобль.

Под музыку тренер встает в пару с учеником и пробует выполнить несколько базовых фигур. Это могут быть основные движения или целая связка движений, характерных для конкретного танца. В румбе, например, есть «веер», поворот под рукой, «клюшка», «свивл» и другие фигуры.

Сначала пара танцует в полтемпа, то есть движения выполняются ритмично, но в два раза медленнее темпа музыки. Если ученик узнает фигуры и успешно следует за ведением тренера, пара пробует танцевать в темп. Это сложно, потому что танцевать надо быстро, но технично, ведение партнера незнакомое и непривычное, а еще это импровизация, и ученик не знает, какая фигура будет дальше.

Если ученик пришел с нуля, то его, как правило, готовят для категории Bronze Full. С небольшим опытом — для Bronze Open. Уверенно продолжающих — для Silver Full или Open в зависимости от навыков. Как правило, это максимум — до более высоких категорий ученики дорастают уже в школе.

Мой уровень на пробном занятии тренер оценил на категорию Silver Open по латиноамериканской программе. В этой категории судьи смотрят уже не только на ритмичность и базовую технику, но и на подачу танца. А еще в этой категории обычно много пар, поэтому победить сложнее.

Основные тренировки. В обычной студии танцев ученики, как правило, просто учат технику и ставят небольшие танцевальные связки из 3—5 движений, чтобы отрабатывать фигуры и чтобы было не скучно. В студии Pro Am ученики сразу начинают готовиться к турнирам: ставят композиции для каждого танца, работают над подачей танца и техникой исполнения. При этом в композициях тренер должен подружить требования турнира — допустимые длину танца и набор фигур — с возможностями своего подопечного.

На следующем после пробного занятии мы с тренером сразу начали ставить композиции на турнир: ча-ча-ча, самбу, румбу, джайв и пасодобль. Но в итоге у нас получилось 4 танца: на пасодобль не хватило времени. Хорошо, что в Pro Am, как я уже писала, можно выбирать, какие именно танцы из программы исполнит ученик.

На тренировках мы ставили кусочек танца и в конце записывали с ним видео. Моим домашним заданием было выучить все в ритм к следующему занятию, чтобы как можно раньше начать танцевать в темп.

Это первый кусочек моей турнирной самбы. Тренер вслух считает ритм и показывает движения очень медленно: так легче запомнить композицию и научиться делать «в музыку» особенно яркие моменты танца.

Вот пример нашего видео с тренировок

Прогоны добавились к обычным тренировкам за две недели до турнира. На прогонах в одном зале танцуют по две-три пары, и для них создают условия, приближенные к турнирным. То есть они танцуют в темп, без остановок в танце и перерывов между композициями.

Во время прогона уже нельзя ничего спрашивать у тренера, как станцуешь — так и будет. Если сбиваешься, импровизируй и держи лицо, старайся снова вступить в композицию. Важно держаться до конца. И не врезаться в соседнюю пару.

Прогоны помогают примерить на себя турнирную нагрузку — она намного выше, чем на тренировках. При этом на настоящем турнире добавится еще и стресс, поэтому справиться физически особенно важно. Когда чувствуешь, что держишь скорость и не лажаешь в ритме, страх отступает и начинаешь получать удовольствие от танца.

Тренерам прогоны тоже дают много информации. Становится видно, где ученик не тянет либо работает неэффективно. На тренировках после прогона тренер показывает, как почистить движение, то есть где именно нужно напрячь, а где расслабить, чтобы успеть в музыку и устоять на ногах. Еще бывает, что композицию могут немного упростить.

Мне после прогонов понадобилось два дополнительных занятия. На них мы почистили несколько фигур, а одно движение упростили. За эти занятия я заплатила еще 4400 ₽.

В студии есть традиция: делать фото ученика и тренера перед началом подготовки к первому турниру. Это я с тренером Антоном Пахомчиком
В студии есть традиция: делать фото ученика и тренера перед началом подготовки к первому турниру. Это я с тренером Антоном Пахомчиком
А это наша тренировка, мы танцуем румбу
А это наша тренировка, мы танцуем румбу
1/2
В студии есть традиция: делать фото ученика и тренера перед началом подготовки к первому турниру. Это я с тренером Антоном Пахомчиком
Тренер ставит плечо и руку, чтобы я лучше реагировала на его ведение
Тренер ставит плечо и руку, чтобы я лучше реагировала на его ведение

Кроме тренировок и прогонов во время подготовки к турниру я еще посетила семинар танцовщицы класса М по латиноамериканской программе Анастасии Дубровской у нас же в студии. Она танцует очень женственно и зажигательно, этому стоит поучиться.

Семинар был посвящен позиции тела во время поворота. Учились выполнять повороты так, чтобы делать это максимально быстро и при этом эффектно. Это кажется мелочью, но именно такие нюансы делают танец интересным и ярким. Занятие длилось 2 часа и стоило 1500 ₽.

Потратила на подготовку к турниру 53 900 ₽

Абонемент на 24 индивидуальных занятия48 000 ₽
Дополнительные занятия перед турниром4400 ₽
Семинар Анастасии Дубровской1500 ₽

Потратила на подготовку к турниру 53 900 ₽

Абонемент на 24 индивидуальных занятия48 000 ₽
Дополнительные занятия перед турниром4400 ₽
Семинар Анастасии Дубровской1500 ₽

Что нужно для тренировок

Для тренировок в танцевальном зале нужна специальная одежда и танцевальная обувь. Волосы придется убрать, крупные украшения и часы снять: ими можно поранить себя или партнера.

Одежда и обувь для танцев продаются в специальных магазинах. Мой любимый — «Мир танца», там большой выбор одежды. Обувь я покупаю в магазине производителя Aida «Румба»: у меня полноватая нога и в туфлях Aida мне удобно.

Тренировочная одежда по крою напоминает турнирную, но без украшений. Шьют ее из тянущегося материала, который выдерживает интенсивную носку и не мешает танцору тренироваться.

Юбка для тренировок стоит 2000—6000 ₽. Свою я покупала за 6500 ₽ и носила ее с обычной спортивной майкой или футболкой. Брюки для танцев можно купить по цене от 2000 ₽. Платье, юбки и брюки для тренировок по стандартной программе стоят 2500—3000 ₽.

6500 ₽
я потратила на юбку для тренировок
Так выглядит моя юбка для тренировок и туфли для «латины». О том, как выбирать туфли, расскажу дальше в статье
А это пример тренировочного костюма для танцев латиноамериканской программы. «Латину» танцуют в коротких или удлиненных юбках с воланами и бахромой. Иногда используют брючные костюмы или комбинезоны. Источник: «Мир танца»
Это тренировочное платье для танцев европейской программы — длинное с юбкой солнце или годэ. Еще для тренировок в этой программе есть специальные брючные костюмы с широкими штанинами, но на турниры выходят только в платьях. Источник: «Мир танца»

Обувь. Тренироваться можно только в специальной обуви для бальных танцев. Ее покупают в специализированных магазинах: это ручная работа, такую обувь надевают только на танцы — в зал и на паркет, а на улицу или в офис эту обувь носить нельзя. Танцевальная обувь сильно отличается от обычной, в том числе своей гибкостью. Подошву бальных туфель делают из замши, а саму обувь — из сатина или кожи.

Танцоры могут тренироваться в бальных туфлях — для разных программ разные туфли — или в специальных тренировочных ботинках — в них можно танцевать обе программы. В ботинках удобнее и легче, но на турнире танцуют именно в туфлях, поэтому хотя бы на часть тренировок и прогоны обязательно надевают туфли.

У танцевальных туфель очень гибкая подошва. Источник: Vplate
У танцевальных туфель очень гибкая подошва. Источник: Vplate
Это пример туфель для латиноамериканской программы — босоножки. Источник: TopDance
А это туфли для стандартной танцевальной программы — лодочки с закрытым носком. Источник: TopDance
Это тренировочные ботинки на узком каблуке. Источник: TopDance
А это вариант ботинок на широком каблуке. Источник: TopDance

У бальных туфель бывает разная высота и форма каблука. Высоту подбирают в зависимости от роста партнеров, форму — из соображений устойчивости и эстетики. Например, широкий блок-каблук очень удобен, но визуально «снизит» даже высокую и стройную девушку. Часто встречаются туфли на клёш-каблуках, или «рюмочке», — они устойчивые и удлиняют ноги. А вот на слим-каблуке устоять сложнее, но зато он «вытягивает» и стройнит.

Обычные цвета для бальных туфель: бежевый, коньячный, телесный. Считается, что эти цвета визуально удлиняют ноги и немного скрадывают работу стоп, в отличие от черных и белых туфель. Украшают туфли по-разному — прозрачными вставками, ремешками, узелками, замочками, стразами, пряжками, блестками.

Каблуки отличаются устойчивостью и внешним видом. Самые широкие — самые устойчивые, а на узких танцевать сложнее, зато они «вытянут» любую девушку. Источник: «Дуэт»
Каблуки отличаются устойчивостью и внешним видом. Самые широкие — самые устойчивые, а на узких танцевать сложнее, зато они «вытянут» любую девушку. Источник: «Дуэт»

На турнир можно выходить в тех же туфлях, в которых танцор тренируется в зале, — они различаются только украшениями. Главное здесь — не красота, а удобство и устойчивость. Я покупала себе туфли сразу для турнира и в них же тренировалась в зале.

Турнирные туфли могут быть черными или цветными — как правило, серебряного, золотого, красного или белого цвета, со стразами либо камнями, либо модного сегодня зеркального оттенка. Красивые туфли стоят дороже, и в них жалко тренироваться: нагрузки серьезные, поэтому может обтереться покрытие или пострадать подошва — нога потеет, а замша все впитывает и истончается. Поэтому такие туфли чаще покупают специально под турнир для конкретного платья.

Туфли без украшений, зато с интересным плетением ремешков. Источник: TopDance
Туфли, украшенные замочками. Источник: TopDance
Туфли, украшенные блестками. Источник: TopDance
Туфли, украшенные стразами. Источник: TopDance
Туфли редкого фиолетового цвета подойдут не ко всякому платью. Источник: TopDance
Белые туфли со стразами. Источник: TopDance
Черные туфли с необычным плетением ремешков. Источник: TopDance
Серебряные туфли. Источник: ArtDance
Черно-красные туфли с вышивкой на заднике. Источник: ArtDance

Самыми популярными производителями экипировки для бальных танцев считаются Aida, Dancefox, Supadance, Eckse, Dancemaster, Galex, Dance Naturals и International Dance Shoes. Простые бальные туфли можно найти за 2500 ₽, но я опасаюсь, что такие модели неустойчивы и быстро развалятся. В среднем одна пара танцевальной обуви стоит от 4000 ₽ — себе я дешевле этой суммы обувь не покупаю.

Для своего турнира я выбрала туфли Aida темно-бежевого цвета с клёш-каблуком 5 см и без украшений. Они устойчивые и удобные, обошлись мне в 5600 ₽.

5600 ₽
я отдала за туфли для турнира

Из аксессуаров на тренировках используют накаблучники и гетры. Накаблучники нужны, чтобы сберечь форму каблука от стирания: это влияет на устойчивость. Накаблучники стоят от 50 ₽.

Гетры носят, чтобы быстрее разогревать мышцы, связки и суставы. Они стоят от 250 ₽ в обычных магазинах и от 400 ₽ — в танцевальных. Чем гетры выше, тем они дороже.

Еще могут пригодиться утяжелители, они стоят от 500 ₽. Их используют, чтобы быстрее накачать руки и ноги. Сильные ноги помогают танцорам двигаться быстро и легко, будто парить над паркетом. А сильные руки лучше и дольше держат рамку — пространство танцора, в которое нельзя вторгаться партнеру, оно нужно для ведения в паре.

Я на своих тренировках обычно использую только накаблучники. Но когда готовилась к турниру в 2019 году, даже их почему-то решила не покупать.

Сколько стоит одежда для тренировок

Тренировочные туфлиОт 4000 ₽
Тренировочная юбкаОт 2000 ₽
УтяжелителиОт 500 ₽
ГетрыОт 250 ₽
НакаблучникиОт 50 ₽

Сколько стоит одежда для тренировок

Тренировочные туфлиОт 4000 ₽
Тренировочная юбкаОт 2000 ₽
УтяжелителиОт 500 ₽
ГетрыОт 250 ₽
НакаблучникиОт 50 ₽
Гетры помогают быстрее разогреть мышцы. Источник: TopDance
Гетры помогают быстрее разогреть мышцы. Источник: TopDance
Накаблучники не дают каблуку стачиваться, а ровный каблук — залог хорошей устойчивости. Источник: TopDance
Накаблучники не дают каблуку стачиваться, а ровный каблук — залог хорошей устойчивости. Источник: TopDance
1/2
Гетры помогают быстрее разогреть мышцы. Источник: TopDance

Что понадобится для выступления на турнире

Внешний облик танцора влияет на оценку судей: образ пары относится к критерию оценки «Стиль пары». Поэтому не стоит этим пренебрегать. Вот что понадобится, чтобы выступить на турнире:

  1. Бальное платье.
  2. Бальные туфли — про них я уже рассказала, покупать новые для первого турнира необязательно.
  3. Специальный макияж.
  4. Турнирная прическа.
  5. Маникюр.
  6. Педикюр.
  7. Автозагар.

Платье — один из козырей на паркете, оно привлекает внимание. Для бальных платьев используют мерцающие и матовые ткани насыщенных цветов, сетки, гипюр, аппликации, украшение камнями, стеклярусом, бисером, перьями, мехом, цветами.

К любым турнирным нарядам есть несколько требований: интимные зоны должны быть полностью закрыты, трусы под юбкой должны быть определенной формы и под цвет платья либо черными, но не телесного цвета. Других ограничений для взрослых танцоров нет.

Турнирные платья шьют индивидуально, покупают б/у в магазинах или с рук либо берут в аренду — обычно тоже с рук. Готовых платьев на конкурс не существует — их нельзя купить в обычном магазине, как, например, футболку. Двух одинаковых турнирных платьев, думаю, тоже не существует.

Индивидуальный пошив платья может стоить от 30 000 ₽ до бесконечности: на турнирах часто можно увидеть платья и за 75 000 ₽, и за 300 000 ₽. Их шьют у дизайнеров бальной одежды, например: Artidesign, Kostumer, Winner и других. В студии Dance Capital есть собственное ателье, и все наши ученицы заказывают себе платья там.

Чтобы сэкономить, можно купить платье б/у с рук или в магазине танцевальной одежды или взять напрокат. Когда продают платье, обычно указывают, сколько раз его надевали на паркет. Это важно, потому что количество турниров влияет на состояние платья: украшения могут отклеиться или потрепаться. Поэтому стараются платья не занашивать, а продавать сразу после турнира. Б/у платья могут стоить от 5000 ₽ до бесконечности.

Свое бальное платье для соревнований я брала напрокат у руководителя студии — Маргариты Алешиной. Она часто ездит на турниры и регулярно заказывает себе новые платья. Аренда стоила 5000 ₽ в день — я брала платье только на турнир. Маргарита привезла его на соревнования, и сразу после турнира я вернула его.

Платье, в котором я танцевала, было не слишком коротким и без «хвостов» — это удлиненный шлейф спереди или сзади платья. Для меня это плюс, потому что во время прыжков я боюсь зацепить подол каблуком. И у этого платья был необычный декор: бисер под жемчуг, сочетание черного с телесным, интригующий вырез аж до живота, но с застежкой на крючках.

Платье сидит как влитое, плотно облегает фигуру. Обычно все пытаются блестеть и мерцать как можно ярче, часто эксплуатируется соблазнительный образ — мне в таком было бы не по себе. Мое же платье смотрелось пусть немного скромным и взрослым, зато с изюминкой. Я чувствовала себя в нем уверенно. Фотограф: Ирина Неволина
Платье сидит как влитое, плотно облегает фигуру. Обычно все пытаются блестеть и мерцать как можно ярче, часто эксплуатируется соблазнительный образ — мне в таком было бы не по себе. Мое же платье смотрелось пусть немного скромным и взрослым, зато с изюминкой. Я чувствовала себя в нем уверенно. Фотограф: Ирина Неволина
Туфли Aida с добавленной полнотой: у меня широкая стопа и только на них я чувствую себя устойчиво. Фотограф: Ирина Неволина
Туфли Aida с добавленной полнотой: у меня широкая стопа и только на них я чувствую себя устойчиво. Фотограф: Ирина Неволина
1/2
Платье сидит как влитое, плотно облегает фигуру. Обычно все пытаются блестеть и мерцать как можно ярче, часто эксплуатируется соблазнительный образ — мне в таком было бы не по себе. Мое же платье смотрелось пусть немного скромным и взрослым, зато с изюминкой. Я чувствовала себя в нем уверенно. Фотограф: Ирина Неволина

Макияж и прическу делают стилисты. Найти их можно прямо на самом турнире или заранее — в «Инстаграме» или на сайте турнира. Записаться к стилисту следует, как только вы зарегистрировались на соревнование. Стоит это в среднем от 3000 ₽ за макияж и прическу.

Чтобы сэкономить, многие танцоры сами учатся делать макияж и прически, ходят на курсы к стилистам. Особенно часто такие курсы посещают мамы девочек-бальниц.

Главные требования к спортивным макияжу и прическе: стойкость и чтобы они не мешали. Поэтому волосы лакируют, буквально склеивая в прическу. Лицо должно быть максимально открыто, рассыпанные волосы и высокие укладки запрещены.

В волосы можно вплетать цветы, камни, ленты, но умеренно: все же прически в бальных танцах тяготеют к некоторой строгости. В укладках часто используют волны, начесы, плетение, косы. Вариантов причесок для танцев много, но в целом они делятся на три категории: пучок, ракушка и хвост.

Макияж делают ярким, подчеркивают брови, глаза и губы, используют фиксирующий спрей. Так как на тело наносят автозагар, то на лицо обязательно наносят бронзатор, но на тон светлее автозагара.

Поскольку студия, в которой я занималась, постоянно выступает на турнирах, у нас есть свое ателье, партнерская скидка 10% в магазине танцевальной обуви и проверенный стилист по макияжу и прическам. Но я обращалась к своему визажисту, к которой хожу много лет. Прическу и макияж она сделала мне за 2 часа, это стоило 3000 ₽. Мои подруги по танцевальной школе прически и макияж делали в салоне, каждая заплатила по 3000 ₽ за прическу и еще по 1500 ₽ за макияж.

Маникюр и педикюр можно сделать в любом салоне красоты. Жестких требований нет, но руки и ноги должны быть ухоженными. А еще хорошо бы не царапать партнера и паркет, поэтому никаких длинных и заостренных форм ногтей. По цвету — так, чтобы подходило к платью. Если идей нет, рекомендуют выбирать красный винных оттенков.

Мне делали маникюр и педикюр одновременно: винный красный, покрытие шеллак. Заплатила за это 1000 ₽
Мне делали маникюр и педикюр одновременно: винный красный, покрытие шеллак. Заплатила за это 1000 ₽

Автозагар нужен, чтобы выровнять цвет кожи. Он продается в танцевальных магазинах и наносится за пару часов до турнира. Одна баночка стоит 1400 ₽, ее хватит примерно на 5 раз. Кроме автозагара нужна варежка для его нанесения — это еще 700 ₽.

Мужчинам в плане подготовки к турниру, конечно, легче. У них тоже специальная одежда: рубашка или боди, допустимы пиджаки и жилеты, а у стандартистов — фрак, танцевальные брюки и обувь — тоже с каблуком.

Волосы должны быть короткими или убраны в хвост, залакированные или с нанесенным на них гелем. Мужчинам со смуглым оттенком кожи, можно обойтись без тональных средств, а вот обладатели тонкой белой кожи тоже красятся.

Образ для турнира обошелся мне в 16 700 ₽

Бальные туфли Aida — в них же я тренировалась в зале5600 ₽
Бальное платье в аренду5000 ₽
Прическа и макияж3000 ₽
Автозагар и варежка, чтобы его нанести2100 ₽
Маникюр и педикюр1000 ₽

Образ для турнира обошелся мне в 16 700 ₽

Бальные туфли Aida — в них же я тренировалась в зале5600 ₽
Бальное платье в аренду5000 ₽
Прическа и макияж3000 ₽
Автозагар и варежка, чтобы его нанести2100 ₽
Маникюр и педикюр1000 ₽

Как зарегистрироваться на турнир

Чтобы участвовать в турнире, нужно зарегистрироваться и заплатить оргвзнос.

Информацию обо всех турнирах, фестивалях, мастер-классах и чемпионатах Pro Am, проходящих в России и за рубежом, можно найти в календаре на сайте dance.ru. Тренер рекомендует, на какой турнир лучше пойти, но решение остается за учеником.

Регистрацию на соревнование открывают на сайте за два месяца до даты турнира, платить оргвзнос нужно одновременно с заявкой. При этом чем раньше отправлена заявка, тем ниже взнос. Ученики регистрируются и платят взносы сами.

Турниры Pro Am организует МАСКТ, поэтому для участников студий — членов МАСКТ действует скидка 10% на все их турниры. А для танцоров, выигравших соревнования «Топ-100», действует скидка 25% на все турниры МАСКТ в течение года после проведения последнего турнира в серии соревнований «Топ-100».

Оргвзнос за турнир — это не фиксированная сумма. Она складывается из количества танцев в каждой танцевальной программе и категории, на участие в которых подает заявку танцор.

На турнирах, как правило, представлены разные категории соревнований:

  1. Синглы, где каждый танец оценивается по отдельности.
  2. Мультисоревнования, где танцуется и оценивается программа сразу из нескольких танцев — от 2 до 5.
  3. Rising Stars — это программа из 5 танцев для продолжающих участников.
  4. ScholarShip — программа из 5 танцев для танцоров высокого уровня мастерства.

Любой участник турнира Pro Am по требованию организаторов должен танцевать в синглах хотя бы один танец, а остальные категории можно выбирать по своему усмотрению.

Таким образом, если я хочу пойти на турнир, то должна выбрать, какие именно синглы планирую танцевать и буду ли участвовать в категориях с общим зачетом. Каждый сингл и общие категории имеют свою цену — так и складывается сумма оргвзноса. При этом чем позже регистрируешься на турнир, тем выше оргвзнос.

За три дня до турнира на сайте турнира и МАСКТ выкладывают хит-листы — в них указаны номер очереди и время выхода пары на паркет с точностью до минуты.

Платить нужно за каждый танец. На своем турнире я танцевала ча-ча-ча, румбу, самбу и джайв в классе Silver Open — это 4000 ₽. Источник: dance.ru
Платить нужно за каждый танец. На своем турнире я танцевала ча-ча-ча, румбу, самбу и джайв в классе Silver Open — это 4000 ₽. Источник: dance.ru
Это цены для мультисоревнований — здесь цена уже за набор танцев. Для моей категории и программы из 4 танцев нужно было заплатить еще 4000 ₽
Это цены для мультисоревнований — здесь цена уже за набор танцев. Для моей категории и программы из 4 танцев нужно было заплатить еще 4000 ₽
Хиты с 71 по 76 — это синглы, они идут подряд. Хит 104 — это мультисоревнования, за один выход танцуешь все 4 танца подряд. В перерыве перед мультисоревнованиями танцоры делают упражнения и прогоняют программу, чтобы не остыть, но и не устать
Хиты с 71 по 76 — это синглы, они идут подряд. Хит 104 — это мультисоревнования, за один выход танцуешь все 4 танца подряд. В перерыве перед мультисоревнованиями танцоры делают упражнения и прогоняют программу, чтобы не остыть, но и не устать

Кроме оргвзноса, нужно выплатить зарплату тренеру за работу на турнире. Ее размер студия определяет сама, и лишний раз это не афишируется. На сайте и в других официальных источниках этой информации, как правило, нет. В 2019 году в моей студии это стоило 10 000 ₽ за турнирный день.

10 000 ₽
я платила тренеру за день работы на турнире в 2019 году

Также придется оплатить входные билеты на турнир — для себя и тренера. Если у одного тренера несколько учеников выступают на одном турнире, то стоимость входных билетов делится на них всех. Обычно билет стоит 1200—1500 ₽, его можно купить на сайте. У моего тренера, когда я участвовала в турнире, была еще одна ученица, так что мы заплатили по 750 ₽.

Регистрация в турнире обошлась мне в 20 500 ₽

Зарплата тренера10 000 ₽
Оргвзнос: 4 сингла и 4 танца в мультисоревнованиях со скидкой 10% от МАСКТ8250 ₽
Входной билет для меня1500 ₽
Входной билет для тренера750 ₽

Регистрация в турнире обошлась мне в 20 500 ₽

Зарплата тренера10 000 ₽
Оргвзнос: 4 сингла и 4 танца в мультисоревнованиях со скидкой 10% от МАСКТ8250 ₽
Входной билет для меня1500 ₽
Входной билет для тренера750 ₽

Как прошел мой турнир North Star

Я участвовала в своем первом турнире North Star в 2019 году. Турнир проходил 2 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге в отеле Holiday Inn.

Турнир идет весь день, поэтому танцоры и болельщики приезжают не к началу турнира, а ориентируются на хит-листы. Зрителей бесплатно не пускали — нужно было покупать билеты за 1500 ₽. Я покупала один билет мужу.

Приезжать нужно было заранее, хотя бы часа за два до своего первого выхода на паркет. В это время мы наносили автозагар, сохли, надевали костюмы, разогревались, настраивались, прогоняли программу в коридорах, смотрели на коллег, поддерживали друзей на паркете.

Раздевалок и гримерок в отеле, конечно, нет, поэтому для дам и джентльменов были выделены просторные комнаты. Мы переодевались и наносили автозагар устроившись на стульях. Кто-то делал прически и макияж прямо там же, но я приехала уже «во всеоружии».

Сам турнир проходил в большом зале — это не сцена с залом, а танцпол. Музыку исполнял живой оркестр, а по краям площадки стояли судьи — они всегда стоят по одному с каждого угла или стороны. Вокруг площадки были столики для зрителей. Танцоры разминались и повторяли композиции в коридорах, а иногда и между столиками — это портило впечатление. Вот ты смотришь на красивый танец, а рядом кто-то вдруг начинает растягиваться или приседать.

После выступления все обычно идут фотографироваться, болеть за своих и ждать награждения. Награждение не для всех категорий проводят торжественно — просто объявляют, что к такому-то часу такие-то категории могут получить свои награды на ресепшене. Это сделано, чтобы сэкономить время. Так что победы отмечают бурно, но в кругу своей компании.

На турнире работают фотографы и видеографы. Если хотите, чтобы у вас были фото и видео с выступления, нужно заранее подойти к ним и попросить снимать вас. Тогда они запишут номер вашей пары и постараются поймать удачный кадр. Если заказать видео, оплачивать его придется в любом случае, как бы плохо вы там ни станцевали, а фотографии можно выбрать и купить только понравившееся.

Видео обычно стоит 1500—2000 ₽. За видео со своего турнира я заплатила 2000 ₽. Фото стоит по 300—500 ₽ за каждое. На своем турнире я купила 3 фотографии по 400 ₽ за штуку — итого 1200 ₽.

По результатам турнира я заняла два третьих и два вторых места в синглах и второе место в мультисоревнованиях. Честно говоря, не ожидала, что выиграю вообще хоть что-нибудь, ведь систематически я не занималась много лет, а на подготовку выделила всего три месяца. Так что результатом я довольна, а в процессе получила море удовольствия и драйва!

Я думаю, для дебюта вышло вполне неплохо
Я думаю, для дебюта вышло вполне неплохо
Это ученицы нашей студии на турнире. В центре — руководитель, единственный мужчина — мой тренер
Это ученицы нашей студии на турнире. В центре — руководитель, единственный мужчина — мой тренер

Что в итоге

  1. Система Pro Am — это возможность серьезно заниматься бальными танцами взрослым людям. Даже с нуля и без партнера.
  2. Бальные танцы — это дорогой спорт, особенно в Pro Am. Тренировки, костюмы, туфли, оргвзносы на турнир, фотографии и даже билеты для болельщиков — буквально за все надо платить.
  3. Чтобы выйти на турнир, нужно много тренироваться: нарабатывать базу и оттачивать технику в группе, работать над физической формой в тренажерном зале и на танцевальных сборах, ставить композиции и отрабатывать взаимодействие в паре индивидуально.
  4. Если заниматься долго, участие в турнирах становится дешевле: у вас уже есть костюмы, поставленная программа, которую нужно будет лишь постепенно развивать и совершенствовать. На это нужно меньше индивидуальных занятий.
  5. На турнире полезно заказывать видео и фото. Их не только приятно пересматривать, еще это важная обратная связь: видны недочеты и, наоборот, достоинства, которых раньше вы не замечали.
  6. Соревнования — это драйв и скачок в развитии, даже если все проходит не очень удачно. Если вы выступили, значит, преодолели себя и стресс. После турнира хочется еще и еще!

Ольга ГорячеваКак вам такое хобби? Хотели бы заняться бальными танцами Pro Am?