Некоторые киноадаптации приятно удивляют зрителей.
Иногда режиссеры не только переносят книжный оригинал на экраны, но и дополняют его собственными, крайне удачными задумками. Читатели Т—Ж рассказали, какие полнометражные и сериальные экранизации им понравились, — некоторым даже удалось превзойти первоисточник.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Лучшие экранизации по версии читателей
Властелин колец
Режиссерская версия «Властелина колец» — это, по-моему, лучшая киноадаптация, которую можно ждать от такой объемной книги. Во-первых, в экранизациях важно не сильно менять сюжетную канву. Конечно, все в фильме не покажешь, но части, которые не вошли даже в режиссерскую версию, — Том Бомбадил и все, что с ним связано, например, — и правда на общий сюжет почти не влияют.
Во-вторых, важно не скомкать повествование. В книге много моментов, когда герои куда-то идут или плывут по несколько дней. В кинотеатральной версии почти все эти переходы показаны без ночевок, как будто герои вышли и дошли за день. То есть теряется чувство расстояния.
В-третьих, внимание к деталям. Опять же, в кинотеатральной версии есть отдельные моменты, когда логика понятна, только если ты читал книгу. Хотя здесь же хочется отметить внимание создателей фильма к мелким деталям.
В-четвертых, подходящий каст, костюмы и локации, саундтрек — все это важно для воссоздания атмосферы книжного мира.
По большому счету, первый и третий пункты — основные проблемы большинства экранизаций. В попытках впихнуть объемный сюжет в рамки одного двух- или трехчасового фильма сюжет кромсают и меняют. При этом сильно страдает логика, и не остается времени на раскрытие персонажей.
Конечно, не каждому тысячестраничному роману удается стать кинотрилогией. Поэтому мне и кажется, что режиссерская версия «Властелина колец», которая в сумме идет больше 12 часов, — лучшее, чего можно ожидать от экранизации.
Бойцовский клуб
«Бойцовский клуб» — имхо, один из примеров, когда фильм вышел лучше книги. Мне нравится, что сюжет в фильме хоть и изменен, но выглядит целостно, а не чужеродно. Ну и еще я люблю Нортона, а Финчер — мой любимый режиссер. Поэтому для меня фильм чуточку, но лучше, чем книга.
Каст идеальный, на мой вкус. Потрясающая работа костюмеров. Не удивительно, что образы героев спустя много лет все еще считаются культовыми. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у большинства людей «героиновый шик» ассоциируется не с Кейт Мосс, а именно с Хеленой Бонем-Картер в образе Марлы. Вообще, приятно на каждый кадр из фильма смотреть и подмечать детали, которые с первого раза не бросаются в глаза.
Дневник Бриджит Джонс
Читала книгу в оригинале и удивилась, насколько сценарий фильма вытащил лучшее из этой истории. Помню, что там было много отсылок к «Гордости и предубеждению», и в фильме они, кстати, не отразились. Хотя прикольно, что Колин Ферт играл этого самого мистера Дарси в экранизации романа «Гордость и предубеждение». Кто смотрел и то и то, наверняка улыбнулся, увидев на экране Колина Ферта.
Еще помню, что героиня фильма казалась милой, легкой, а в книге она на меня произвела совсем другое впечатление. Злое какое-то, что ли, плюс более пошлое.
Форрест Гамп
Хрестоматийный пример того, когда экранизация лучше книги, — это «Форрест Гамп». Фильм получился глубокий, многоплановый, этакий срез современного общества, при этом трогательный и даже слезоточивый. А книга вполне себе проходная.
Девчата
Одна из лучших экранизаций — это «Девчата» Бориса Бедного. Книга гораздо драматичнее и при этом слабее фильма. Анфиса там показана этакой местной, как бы помягче сказать, женщиной с низкой социальной ответственностью, несколькими абортами в анамнезе и невозможностью иметь детей. Катя в книге — завистливая и не самая приятная особа.
И вообще, в повести отражены суровый быт и нравы лесозаготовительного пункта конца 1950-х, из 2023 года смотрящихся не только необычно, но и неприемлемо. Например, один из рабочих приходит к инженеру и, видя, что он обнимается с Анфисой, говорит прямо при ней: «Не миндальничай, иди на коммутатор и делай, как мужику положено».
Само же кино веселое, новогоднее, пересматриваю каждый год. Жаль только, что уже отснятую сцену, где Надя говорит Ксан Ксанычу, что без любви жить невозможно, и уходит от него, вырезали из фильма.
Марсианин
Люблю «Марсианина» — книга отличная, а фильм еще лучше. Мэтт Дэймон хорошо вписался в роль, и все остальные персонажи симпатичные. Отличная находка с музыкой диско. Очень оптимистичный фильм.
Ночной поезд до Лиссабона
Я люблю экранизацию книги «Ночной поезд до Лиссабона». Обожаю этот роман, читала множество раз. Смотреть фильм боялась, когда узнала, что он есть. Но зря. Экранизация отлично передает атмосферу, и в ней есть все, что я люблю в книге. Но при этом она не полностью повторяет сюжет. Например, там есть существенное различие, про которое не буду писать, чтобы не спойлерить, но оно нисколько меня не расстроило.
К остальным киноадаптациям отношусь спокойно: не могу сказать, что что-то может разочаровать. Фильм не роман, поэтому, если что-то приятно удивило — отлично, а если нет — это повод перечитать книгу.
Дюна
После фильма «Дюна» наконец-то дошел до Герберта и осилил первую книгу серии. Был удивлен, насколько близок фильм оказался к оригиналу. Про съемку, режиссуру, костюмы и прочее можно и не говорить: там все на высочайшем уровне. Жду вторую часть :)
Автостопом по галактике
Люблю экранизацию «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. И книгу очень люблю, читала в том числе в оригинале. Всегда поднимает настроение. Сценарий для экранизации начинал писать сам Адамс, но, к сожалению, автор книги не дожил до выхода фильма в свет.
Еще достойный упоминания момент: в экранизации снялись его дочь, брат, сестра и мать. Такой вот семейный подряд :)
Парфюмер: История одного убийцы
Самая любимая экранизация — «Парфюмер». Обожаю книгу и — уникальное сочетание — люблю фильм. Мне понравилось именно отражение эпохи. И да, сыграли актеры замечательно. Понравилось, что актер андрогинный. А также показано, что жертв Парфюмер выбирает по запаху, а не по поведению или внешности.
Война и мир
Из неожиданного и удивившего — британский сериал «Война и мир». Очень красивые костюмы и актеры. Пейзажи — отдельная любовь. Зима, осень — все такое родное, наше. История рассказана увлекательно, не затянуто, сериал хочется посмотреть весь сразу за один присест.
Еще понравилось очень бережное отношение к нашей культуре — видно, что создатели действительно этим интересовались, старались и делали с любовью. Я не увидела в сериале типичной клюквы и медведей с балалайками, что часто характерно для зарубежных фильмов или сериалов, описывающих Россию.
Мне кажется, умение переложить события книг в сериал или фильм, чтобы это было понятно и интересно зрителю, не читавшему первоисточник, — это очень важно для экранизации.
Коралина в стране кошмаров
Прекрасная экранизация повести Нила Геймана «Коралина» — мультфильм «Коралина в стране кошмаров». Если первоисточник — галька, то мульт — просто бриллиант. Персонажи, визуальная реализация, музыка, диалоги — великолепно.
Прибытие
Отличная экранизация — «Прибытие» Вильнева. Оригинал — небольшой рассказ, но фильм вышел масштабный. Первые минут десять вообще могут растрогать любого. Манера повествования, как и сама история, не совсем линейна — вернее, совсем не линейна, но доносится это до зрителя максимально доступно.
Бегущий по лезвию
Фильм и книга «Бегущий по лезвию» настолько кардинально различаются по духу, будто это два разных произведения. Не скажу, что книга плоха, но фильм уже и так стал классикой, и я его люблю всей душой. Раз десять точно смотрел, один раз даже в кинотеатре.
Именно эстетика, визуал, показанный в кино, делает его более совершенным, чем книга. Как бы ни был прекрасен текст, такого визуального великолепия, как в фильме, ему не удалось показать. Да и книга, опять же, была совсем не об этом.
Унесенные ветром
Лучшие экранизации — «Унесенные ветром» и «Скарлетт», готова пересматривать бесконечно. Понравилась в первую очередь игра главных героинь. Мне кажется, Скарлетт О’Хара именно такая, как ее показали Вивьен Ли и Джоан Уолли-Килмер.
Очень хорошо передана эпоха, в которой жили главные герои. И в целом сама история, читаешь ты книгу или смотришь фильм, очень цепляет за душу и заставляет задуматься.
Облачный атлас
После нескольких просмотров фильма торжественно купила книгу и была очень разочарована — настолько она мне показалась не о том. Тяжело было продираться сквозь текст, с трудом дочитала. Не в смысле, что скучно или сложно, а потому, что неприятно.
У книги совсем другое настроение. От кино чувство, что все вокруг полно любви, вдохновения и надежды. Каждый раз после просмотра светлое настроение. А от книги чувство, что все плохо и все умрем. А если не умрем, то будем жить как звери, обманывая и пожирая друг друга.
Песочный человек
Сериал «Песочный человек» восхитил просто невероятно. Да, повестка, да, много лишнего из-за этого, но общее ощущение — волшебство, как я его себе представляю. Как в детство попала, в сказку. Муж обожает одноименный комикс Нила Геймана, по которому был снят сериал, поэтому мы стали вместе смотреть. Так вот, после этого попыталась прочитать комикс и увязла. Некоторые истории зашли, а некоторые просто не поняла. Думаю, это не проблема Нила Геймана, а просто не мой жанр :)
В сериале только одна серия не понравилась — там, где все в кафешке «избавляются от иллюзий» при помощи рубина. Идея серии в том, что люди не могут жить без иллюзий или мечтаний, мне импонирует, но слишком уж много жестокости, тяжело такое смотреть.А в целом все супер, видеоряд, идеи, игра, звук — смотрела на английском, у актеров, особенно у главного героя, классные голоса. Множество второстепенных историй и образов, из-за них такое многоцветное ощущение от сериала получилось. Ну и андрогинные персонажи вроде Морфея — моя слабость.
Пересмотрела сериал уже три раза, оправдывая себя практикой английского. Сцену дуэли между Морфеем и Люцифером вообще могу пересматривать бесконечно. Люцифер, кстати, сначала не понравился — или не понравилась, но потом привыкла. Большая баба в халате, блин. Ну ладно, Люцифер может выглядеть как хочет.