«Библиотекарь»: экранизация романа Михаила Елизарова с Никитой Ефремовым
29 июня на стриминговом сервисе more.tv вышел сериал «Библиотекарь» по одноименному роману Михаила Елизарова.
Это история о людях, которые охотятся за волшебными книгами забытого советского писателя. Ради могущественных изданий герои убивают и предают друг друга. Об экранизации «Библиотекаря» говорили еще в 2015 году. Тогда планировали снять полнометражный фильм с бюджетом 500 миллионов рублей. Однако производство так и не завершилось.
До экранов роман добрался лишь в 2023 году — уже в виде сериала. И его первые четыре эпизода вызывают противоречивые чувства. Рассказываем, какой получилась многострадальная экранизация и что она потеряла по сравнению с оригиналом.
Что за «Библиотекарь»
Дата премьеры: 29 июня 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Игорь Твердохлебов, постановщик сериалов «Триггер» и «Территория»
Сценаристы: Илья Тилькин, Александр Грязин, Михаил Елизаров
В ролях: Никита Ефремов, Евгения Дмитриева, Марина Ворожищева, Михаил Тройник, Андрей Мерзликин, Михаил Трухин, Сергей Епишев, Елена Морозова, Мариам Псутури, Игорь Золотовицкий
Жанры: фэнтези, детектив
Фильмы, похожие на «Библиотекаря»: «Ночной дозор», «Девятые врата»
Продолжительность: 8 эпизодов по 50 минут
Где смотреть: more.tv, «Кинопоиск», Wink
📖 У сериала необычная завязка и эстетика
1999 год. Неудачливый актер Алексей Вязинцев приезжает в провинциальный городок, чтобы продать квартиру недавно убитого отца. Герой узнает, что папа состоял в тайном сообществе — читальне.
Подобных читален много по всей России, а заняты они поиском книг советского писателя Дмитрия Громова. Причем за соцреалистической макулатурой скрываются артефакты огромной мощи. Если читать тексты Громова не отрываясь, можно получить сверхъестественные способности. Например, книга «Серебряный плёс» на время делает человека невосприимчивым к боли. А «Счастье, лети!» позволяет управлять другими силой голоса.
Всего таких книг шесть: книга Власти, Терпения, Радости, Силы, Ярости и Памяти. По слухам, существует и седьмая — книга Смысла. Что она делает и где находится, никто не знает. Читальни устраивают кровопролитные сражения за книги. И Алексей невольно вовлекается в эту борьбу. А заодно — и в поиск книги Смысла.
«Библиотекарь» подкупает оригинальной завязкой и замысловатым волшебным миром. Читальни — это не просто разрозненные группы фанатиков, а части большой организованной структуры. На вершине находится Совет библиотек — в него входят люди, которые самостоятельно открыли силу книг. Например, председатель Совета по фамилии Шульга обнаружил «Счастье, лети!», когда сидел за решеткой. Книга помогла ему подняться в тюремной иерархии, а затем и на воле.
Читальни обращаются к Совету, чтобы решать все спорные вопросы и конфликты. Именно Совет назначает проведение боев. А еще приставляет своих секундантов — ликторов. Только в отличие от древнеримских коллег, эти вооружены не фасциями , а веслами.
Пафосность тайных сообществ в «Библиотекаре» забавно контрастирует с эстетикой приземленной российской глубинки. Совет собирается не в роскошных залах, а в провинциальном ДК. Да и сражения читален похожи не на масштабные войны, а на массовые драки реконструкторов-любителей. Участники одеваются кое-как и вооружаются чем попало: ножами, топорами, саперными лопатами и самодельными копьями.
Необычная, почти комиксовая эстетика — одно из главных достоинств сериала. Авторам удается гармонично встроить мистическую историю о тайной организации в знакомые реалии. Из-за этого происходящее на экране выглядит убедительно. Легко поверить даже в старушку, которая лихо размахивает крюком от подъемного крана во время сражения читален.
📚 Расхождения с оригиналом не идут шоу на пользу
Книга Михаила Елизарова вышла в 2007 году, получила премию «Русский Букер» и вызвала немало споров. Одни критики обвиняли автора в фашизме, другие — в романтизации СССР, третьи — в литературном реваншизме. Якобы Елизаров оправдывал соцреализм.
В сериале ничего спорного из оригинальной задумки не осталось. Авторы шоу изрядно переписали сюжет и наполнили его штампами. Так, отец Алексея в книге не играет никакой роли, а в шоу становится одним из центральных персонажей.
Его история — это типичная драма родителя, который по независящим от него причинам не может быть с ребенком и чувствует вину. По законам жанра Алексей прощает отца и продолжает его дело. Выглядит это приторно, пошло и совсем не подходит мрачной истории про поиск таинственных книг.
Меняется и суть волшебных романов Дмитрия Громова. В первоисточнике книги второсортного советского писателя обладают магической силой. Это раскрывает основную мысль Елизарова: идея важнее воплощения. Кому-то казалось, что так автор говорит об идеальном социализме. А кто-то ссылался на зверства, которые творят герои «Библиотекаря» из-за книг Громова — и утверждал, что литератор критикует СССР.
В шоу за произведениями Громова не стоит никакой идеи. Книги в сериале становятся просто волшебными артефактами непонятного происхождения. Например, в романе при чтении книги Памяти герою видится абстрактное и коллективное советское детство с мороженым по семь копеек и журналом «Мурзилка». В сериале же Алексей вдруг вспоминает, как отец отчаянно хотел объясниться с сыном.
В первых трех сериях все подчинено конфликту отцов и детей. И он подан слишком клишированно: от лиричных флешбэков с фразой «я тебя никогда не забуду» до чтения предсмертного письма под грустную музыку.
🤓 Экшен в сериале не впечатляет
Шоу начинается с демонстрации одного из самых ярких второстепенных персонажей романа — Ольги Данкевич. Той самой старушки с крюком от подъемного крана. Потом следует эффектное и жестокое сражение между коалицией читален и войсками пенсионерок. Оператору удается здорово передать сумбур битвы: всюду кровь, люди разлетаются в стороны от ударов.
Дальше демонстрируют еще больше насилия. Причем орудиями жестоких убийств становятся самые разные предметы: от деревянного кола до книги и телефонной трубки. Но ни одна экшен-сцена не впечатляет так, как начальная.
Первая битва с участием Алексея — беспорядочное и плохо смонтированное мельтешение кадров. Камера скачет от героя к герою. Ракурсы меняются без какой-либо логики. В одну секунду персонаж машет мечом. В следующую — ставит противника на колени и пытается его убить. А еще через мгновение — держит за воротник уже другого врага и сам умирает от удара ножом. Понять что-то в этом хаосе очень тяжело. Невозможно не вспомнить легендарную сцену с прыжком через ограду из «Заложницы 3»: кадры в ней сменяются так резко, что напряженный эпизод вызывает лишь смех.
Почти все экшен-сцены — суматошные и дерганные. И дальше, скорее всего, их будет еще больше. Ведь значительную часть романа Елизарова занимают описания жестоких битв.
👍 Плюсы «Библиотекаря»:
- В сериале оригинальный мир с продуманными деталями.
- Шоу удивляет необычной эстетикой.
- Интриги между читальнями по-прежнему захватывают.
👎 Минусы «Библиотекаря»:
- В «Библиотекаре» много мелодраматических штампов.
- Экшен сумбурный и его тяжело смотреть.
- Сериал потерял глубину первоисточника.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult