Borderlands: о чем серия популярных лутер-шутеров и стоит ли ​в них играть в 2024
Поп-культура
4K
Кадр — 2K

Borderlands: о чем серия популярных лутер-шутеров и стоит ли ​в них играть в 2024

7
Аватар автора

Джамиль Махмутов

ищет туры на Пандору

Страница автора

Серия Borderlands в этом году отметит 15-летие. За это время вышло много основных игр и спин-оффов, а 8 августа начнется прокат фильма «Бордерлендс».

Режиссером комедийного боевика выступил Элай Рот, известный по хоррорам «Хостел» и «Кто там». У фильма собственная история, но в центре сюжета оказываются герои первоисточника.

В этом материале я расскажу, как появилась серия Borderlands, почему она стала популярной, о чем основные игры и спин-оффы и стоит ли пробовать шутеры в 2024 году.

Краткая история франшизы

Borderlands разработала техасская студия Gearbox Software. Компанию в 1999 году вместе с коллегами основал Рэнди Питчфорд, до этого работавший в 3D Realms над Duke Nukem 3D и Shadow Warrior. Поначалу Gearbox выполняла заказы других студий. Она создала спин-оффы Half-Life — Opposing Force и Blue Shift, а также ПК-версии консольных шутеров James Bond 007: Nightfire и Halo: Combat Evolved.

Первую игру по собственной франшизе Gearbox выпустила в 2005 году, это был тактический шутер Brothers in Arms: Road to Hill 30 о Второй мировой войне. Игра оказалась успешной, разработчики сделали два полноценных продолжения и несколько спин-оффов.

В разработке находилась Brothers In Arms 4, которая была уже кооперативным шутером без тактики, а по духу напоминала «Бесславных ублюдков»

К началу седьмого поколения консолей  Gearbox начала задумываться о создании еще одной франшизы. В то время игроки как раз начали уставать от нарочито серьезных игр с мрачной графикой, а рынок военных шутеров прочно заняли Electronic Arts с Battlefield и Activision с ежегодными частями Call of Duty. Не очень большая на тот момент техасская студия попросту не могла конкурировать с такими гигантами.

В 2005 году в Gearbox начали обсуждать идею инновационной игры, которая объединяла бы шутерные механики Halo и систему лута из Diablo. Питч так и назывался: «Halo вместе с Diablo».

Разработчики хотели, чтобы игрок постоянно получал какой-то новый предмет и чувствовал, что с каждым разом становится сильнее, — прямо как в Diablo. Ничего похожего в консольных шутерах тогда еще не было. Команда увидела большой потенциал в идее и взялась за полноценную разработку игры, получившей название Borderlands.

В ходе производства Gearbox рассматривала несколько идей для сеттинга, в том числе серьезную научную фантастику в духе Mass Effect. Но источником вдохновения в итоге стала кинофраншиза «Безумный Макс» с ее Пустошью, погонями на боевых машинах и тотальным беззаконием.

Впервые игру представили в сентябре 2007 года. Тогда у шутера был реалистичный стиль и он не особо отличался от других игр седьмого поколения. Примерно в это же время Bethesda анонсировала долгожданную Fallout 3, а «отцы» Doom из id Software представили свою новую игру — многообещающий шутер в открытом мире Rage.

В Gearbox переживали, что Borderlands затеряется на фоне двух других постапокалиптических экшенов от первого лица, поэтому команда стала думать над какой-нибудь уникальной фишкой. И это притом что игра уже была на финальных стадиях производства.

В итоге студия пошла на отчаянный шаг и переделала шутер под сел-шейдинг  . Позже сооснователь Gearbox Рэнди Питчфорд признался, что источником вдохновения для художников послужила малоизвестная короткометражка «Охотники за кодом» Бена Хайбона.

Сел-шейдинг позволил Borderlands выделиться среди конкурентов. Благодаря комиксному стилю авторы также смогли скрыть некоторые технические шероховатости вроде подзагрузки текстур, от которых страдали почти все игры на Unreal Engine 3.

Borderlands вышла в октябре 2009 года на ПК, PS3 и Xbox 360. Игра ознаменовала начало новой эпохи не только для Gearbox, но и для жанра шутеров в целом.

Borderlands напоминает «Охотников за кодом» не только комиксной стилистикой, но и начальной заставкой

О чем игры серии Borderlands

События большинства частей разворачиваются на Пандоре. Это планета на краю галактики, почти полностью покрытая пустынями и ледниками. Сутки тут длятся 90 земных часов, а год — 10 земных лет. В далеком будущем корпорации начали активно колонизировать Пандору в надежде найти природные ресурсы. Но их там не оказалось. С наступлением первой весны колонизаторы и вовсе поняли, что на Пандоре обитает много агрессивных существ. Но отступать было некуда, поэтому люди продолжили застраивать Пандору: там появились первые города и дороги, наладилась торговля.

Единого порядка на Пандоре не было — это привело к появлению бандитов, многие из которых мутировали и потеряли рассудок. Они были готовы жестоко расправиться с любым, кто встанет на их пути.

Несмотря на свою опасность, Пандора продолжала привлекать людей со всей галактики — в первую очередь авантюристов и искателей сокровищ. Их манила легенда о хранилищах, в которых якобы были спрятаны древние технологии инопланетян и другие богатства.

Главными героями выступают искатели хранилищ. Как правило, они объединяются в разношерстные команды наемников. Искатели пытаются найти древний бункер, чтобы разбогатеть. В каждой части свои команды искателей хранилищ, старых же можно встретить в качестве неиграбельных персонажей или даже противников.

Самый популярный искатель хранилищ — сирена по имени Лилит. Сиренами во вселенной Borderlands называют женщин, владеющих сверхъестественными умениями вроде телепортации и левитации. Лилит играет важную роль во всех трех частях. В фильме ее роль исполнила Кейт Бланшетт. Среди остальных искателей можно выделить охотника Мордекая, экс-солдата Роланда и молчаливого киборга-ассасина Зеро.

Геймплейно Borderlands — шутер от первого лица с кучей лута. Во всех основных частях есть главная сюжетная линия и несколько десятков побочных заданий. Почти все миссии сводятся к перестрелкам с толпами врагов.

Исследуя открытый мир и выполняя квесты, игрок находит новое оружие, гранаты и броню. Как и в Diablo, все предметы отмечаются определенным цветом, который отражает их редкость. Например, снаряжение белого цвета — самое обычное, его можно найти чуть ли не на каждом углу. Фиолетовый лут встречается очень редко, а ради оранжевого надо сильно попотеть.

Тут есть транспорт. Машины нужны для исследования мира и сражений. Каждый автомобиль в Borderlands оснащен каким-нибудь оружием, будь то турель или ракетная установка. В третьей части появилась даже простая кастомизация: можно поставить ускоритель, заменить колеса или улучшить защиту автомобиля.

Как связаны игры серии и в каком порядке их лучше проходить

Трилогия Borderlands. Основные части слабо связаны друг с другом: у каждой самостоятельный сюжет с новыми главными героями. Но для полного погружения во вселенную и понимания всех отсылок стоит пройти все три части.

Borderlands: The Pre-Sequel. Это спин-офф, события которого происходят между первой и второй частями. Местом действия на этот раз стала луна Пандоры — Элпис. The Pre-Sequel можно пройти после ознакомления с тремя основными частями.

Tales from the Borderlands. Спин-офф в жанре эпизодической адвенчуры от Telltale Games, известной по интерактивным фильмам The Walking Dead и The Wolf Among Us. Это самостоятельная игра без элементов шутера, так что ее можно проходить в отрыве от остальной франшизы. Но лучше всего это делать после завершения как минимум первых двух частей, так как в Tales from the Borderlands есть отсылки к ним.

Tiny Tina’s Wonderlands. Еще один спин-офф, но уже в привычном жанре кооперативного шутера. События игры происходят в фэнтезийном мире вымышленной настольной игры. Гейм-мастером выступает Крошка Тина, впервые появившаяся в Borderlands 2. Tiny Tina’s Wonderlands стоит попробовать, если вам понравились основные игры серии.

New Tales from the Borderlands. Продолжение адвенчуры Tales from the Borderlands. Сиквел разработала уже не Telltale, а сама Gearbox. Связь с прошлыми частями минимальная, но для понимания всего сюжета игру лучше проходить после Tales from the Borderlands и Borderlands 3.

Если вы решитесь пройти все части Borderlands, лучший — на мой взгляд — порядок прохождения будет таким:

  1. Borderlands.
  2. Borderlands 2.
  3. Borderlands 3.
  4. Borderlands: The Pre-Sequel.
  5. Tales from the Borderlands.
  6. New Tales from the Borderlands.
  7. Tiny Tina’s Wonderlands

Почему Borderlands стала такой популярной

Это была уникальная смесь шутера и ARPG  в духе Diablo. До Gearbox никто ничего подобного не делал. Знатоки могут поспорить и заявить, что первопроходцем была Hellgate: London, вышедшая за два года до Borderlands. Но по геймплею она все же ближе к классическим экшен-RPG вроде Titan Quest, чем к шутерам на манер Halo.

В любом случае именно Gearbox популяризировала лутер-шутеры и показала пример всем остальным. А уже после Borderlands пошли подражатели вроде Warframe, Destiny, The Division и многих других.

У Borderlands яркий узнаваемый стиль. Хоть это и не была первая игра в сел-шейдинге — вспомнить хотя бы Okami, Jet Set Radio и XIII, — но в 2009 году комиксный стиль выделял Borderlands среди остальных. Особенно на фоне шутеров вроде Call of Duty: Modern Warfare 2 и Killzone 2, которые делали ставку на реалистичную графику в серых тонах.

Еще одно важное преимущество сел-шейдинга в том, что благодаря ему игры серии Borderlands почти не устаревают визуально. Скажем, первая часть выглядит гораздо лучше, чем какая-нибудь Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena, хотя обе вышли в 2009 году.

Много черного юмора. Авторы Borderlands не относятся к героям серьезно и шутят про насилие, психические отклонения, пытки и многое другое. В шутерах полно обсценной лексики, которую авторы других игр попросту не осмелились бы добавить. Borderlands часто критикуют за низкосортный юмор, но именно шутки помогли серии выделиться среди чересчур серьезных игр.

Тут много пасхалок и отсылок к поп-культуре. В особенности это касается второй части. Например, в ней можно наткнуться на пещеру с криперами из Minecraft. А в локации с ядовитым болотом есть рыцарь по имени Солитер. Персонаж сидит рядом с костром, из которого торчит меч. Это прямая отсылка к Dark Souls, где есть похожие костры, а автор серии Хидэтака Миядзаки очень любит болота.

В триквеле есть отсылки к «Властелину колец», «Очень странным делам», Doom и God of War (2018). А в Tiny Tina’s Wonderlands есть целый побочный квест, высмеивающий «Ведьмака».

Перед встречей с криперами игроку нужно прорваться через блоки земли и камня — прямо как в Minecraft

В шутерах полно необычного оружия. За арсенал во вселенной Borderlands отвечают разные производители, поэтому пушки различаются не только по характеристикам, но и по внешнему виду.

Например, корпорация «Гиперион» производит футуристичное оружие с высокой точностью и низкой отдачей. Бренд «Джейкобс» занимается старинными револьверами, винтовками и обрезами эпохи Дикого Запада. Компания использует только дерево и металл, их пушки не наносят стихийный урон. У оружия «Бандитов» огромный магазин, но собирается оно из подручных материалов низкого качества, поэтому у него долгая перезарядка и небольшая дальность стрельбы. А еще есть корпорация «Владоф», выпускающая скорострельные автоматы и пистолеты с российским дизайном.

Кроме стандартного огнестрела в серии Borderlands полно оружия с необычными характеристиками и свойствами. Есть даже снайперская винтовка, которая постоянно подшучивает над хозяином. Получить такой лут непросто, но оно того стоит. Именно от оружия зависит эффективность вашего персонажа на высоких уровнях.

Borderlands можно перепроходить много раз. Как и у Diablo, у Borderlands очень высокая реиграбельность. Например, после прохождения основного сюжета игрок может начать кампанию заново, сохранив уровень, навыки и снаряжение. На втором прохождении враги становятся сложнее, но и предметы с них падают более ценные.

Кроме того, в шутерах обширная прокачка с несколькими ветками умений. Это подталкивает игрока экспериментировать с разными сборками и пробовать другие комбинации навыков при повторном прохождении.

В Borderlands весело играть с друзьями. В совместном режиме врагов становится больше, поэтому напарникам нужно работать сообща и создавать билды, дополняющие друг друга. В идеале один игрок должен наносить много точечного урона издалека, другой — привлекать к себе внимание толпы, третий — давать усиления и лечить союзников, а четвертый — расправляться с мелкими врагами вблизи.

В первых двух частях лут общий для всех, поэтому игрокам нужно обсуждать, кому достанется то или иное оружие. Зачастую это приводит к спорам и нелепым ситуациям, но именно в этом главное веселье Borderlands.

В третьей части появился опциональный режим с уникальным лутом для каждого игрока. Он лучше подходит для новичков, которые в противном случае могли бы остаться без нового оружия. Но хардкорные фанаты предпочитают именно классический режим с общим дропом.

Сеттинг не дает заскучать. Серия Borderlands — сборная солянка всего, что популярно в массовой культуре. Мир во многом вдохновлен постапокалиптическим «Безумным Максом», но тут есть элементы киберпанка с футуристическим оружием, космическими путешествиями и злыми корпорациями.

Мы можем столкнуться с пиратами, потом оказаться в локации в стиле Дикого Запада, а после отправиться в отпуск на пляж. Может показаться, что у Borderlands нет своего лица, но Gearbox все же удается находить баланс между разными сеттингами.

Что нужно знать об основных частях серии

Borderlands. Четыре наемника отправляются на Пандору в поисках древнего хранилища. С героями сразу же связывается девушка по имени Ангел, которая обещает помочь отыскать фрагменты ключа. Вместе с этим авантюристы помогают местным жителям разобраться с бандитами.

Оригинальная Borderlands — самая простая из всех основных частей. Открытый мир хоть и состоит из нескольких больших локаций, но не блещет разнообразием. Пушки же различаются в основном только характеристиками, а не дизайном или необычными свойствами. Зато первая Borderlands получила неплохие DLC. Например, в одном игрок сталкивается с зомби, в другом борется за звание идеального жениха, а в третьем отбивает восстание мелких роботов.

Несмотря на недостатки, оригинальную Borderlands все же стоит пройти. Хотя бы для понимания, с какой игры вообще начался жанр лутер-шутеров. И лучше всего это делать в кооперативе, так как в одиночку игра быстро наскучит.

Трейлер первой части, который вышел после долгого затишья и показал игрокам обновленный стиль шутера

Borderlands 2. С момента событий первой части прошло пять лет, на Пандору прибывают новые искатели хранилищ. Протагонисты знакомятся с героями первой части, которые теперь возглавляют повстанческую группировку «Алые налетчики».

В сиквеле авантюристам предстоит не только отыскать новое хранилище, но и победить Красавчика Джека — главу корпорации «Гиперион», который пытается освободить древнего монстра.

Borderlands 2 во всем превосходит оригинал. Открытый мир стал больше и разнообразнее: тут есть пустынные поля, ядовитые пещеры, ледники, штаб-квартиры могущественных корпораций и город, парящий в воздухе. Разнообразных пушек тоже стало больше, причем оружие куда чаще различается не только по базовым характеристикам, но и внешне. Gearbox уделила больше внимания звукам выстрелов, эффектам и анимациям перезарядки. Поэтому находить новое оружие и стрелять из него куда интереснее, чем в первой части.

Еще одно важное отличие Borderlands 2 — тут появился полноценный антагонист в лице Красавчика Джека. Фанаты сразу полюбили его за харизму и черный юмор. Глава «Гипериона» редко появляется лично, но часто общается с игроками по аудиосвязи. И его реплики — одна из лучших сторон второй части. Антагонист вышел настолько удачным, что его часто упоминают в списках лучших видеоигровых злодеев всех времен.

Borderlands 2 — самая успешная игра в серии с тиражом более 20 млн копий. Игру поддерживали дополнениями почти два года, это немалый срок для кооперативного шутера. Самое популярное DLC — Tiny Tina’s Assault on Dragon Keep, в котором Крошка Тина проводит партию в настолку. Именно это дополнение впоследствии вдохновило команду на создание полноценного спин-оффа — Tiny Tina’s Wonderlands.

Пропускать Borderlands 2 точно не стоит. Это отличный сиквел и один из лучших кооперативных шутеров за все время.

Borderlands 3. Третья часть начинается спустя семь лет после финала второй. Победив Красавчика Джека, Алые налетчики продолжили поддерживать мир на Пандоре и искать новые хранилища. В центре сюжета оказываются новые герои, которые прибывают на Пандору по зову Лилит. Лидер Алых налетчиков просит наемников помочь вернуть эридианскую карту, которая показывает местонахождение хранилищ по всей галактике.

Главными злодеями триквела выступают близнецы Калипсо, основатели бандитского культа Детей Хранилища. В Gearbox снова попытались сделать запоминающихся антагонистов, но на этот раз у студии не вышло. Близнецы Калипсо не такие харизматичные, как Красавчик Джек, и чаще всего просто раздражают. Один из близнецов и вовсе предстает как популярный стример, транслирующий свои убийства на большую аудиторию. Задумка любопытная, но сцены с персонажем получились нелепыми.

Но Borderlands 3 заметно превосходит предшественниц в геймплейном плане. Gearbox добавила в шутер еще больше разных пушек от знакомых производителей. При этом у многих видов оружия появились альтернативные режимы стрельбы. Например, есть штурмовые винтовки, оснащенные ракетницей. Или пушки сразу с двумя видами стихийного урона, между которыми нужно переключаться вручную.

Разработчики также заметно улучшили анимации использования пушек от первого лица и звуки стрельбы. Враги куда отчетливее реагируют на попадания, поэтому перестрелки в третьей части очень веселые. В шутер также добавили современные механики вроде скольжения и простого паркура.

В Borderlands 3 есть все, за что фанаты полюбили франшизу. И хотя сюжет в триквеле не самый удачный, геймплейно это самая разнообразная и захватывающая игра в серии. Тут еще больше опций для прокачки и куда более продуманный эндгейм  с ценными наградами.

Стоит ли играть в спин-оффы

Borderlands: The Pre-Sequel. Спин-офф, который разработала студия 2K Australia при поддержке Gearbox. Игру выпустили на фоне внезапного успеха Borderlands 2, поэтому геймплейных изменений тут не так много. События приквела происходят на луне Элпис с низкой гравитацией. Из-за этого игрок и враги могут подолгу парить. Вдобавок к показателям здоровья и брони в The Pre-Sequel нужно следить за уровнем кислорода. Но задохнуться в шутере очень сложно: в открытом мире полно скважин и станций с кислородом.

Сюжетно The Pre-Sequel интересна тем, что рассказывает предысторию Красавчика Джека и показывает его переход на сторону зла. Главными героями выступают наемники, которые позже появятся в Borderlands 2 в качестве боссов. Проходить The Pre-Sequel необязательно, но если вам очень понравились остальные игры серии — стоит ее попробовать.

Tales from the Borderlands. В эпизодической адвенчуре на передний план выходят мошенница Фиона и программист «Гипериона» Риз. По случайному стечению обстоятельств им приходится работать вместе, чтобы отыскать хранилище с несметными богатствами.

Геймплейно игра похожа на другие тайтлы Telltale. Тут много кат-сцен, во время которых бывают QTE  . Изредка нам дают побродить по небольшим локациям, чтобы поговорить с персонажами.

Куда больше внимания Telltale уделила персонажам. Фиона и Риз различаются характерами, и между ними чувствуется химия. Поначалу они не доверяют друг другу, но общие проблемы их сближают. Наблюдать за приключениями Фионы и Риза интересно: они не опытные наемники, а потому даже мелкие бандиты представляют для них смертельную опасность. Любимчик фанатов Красавчик Джек тоже на месте, хоть и не в своей привычной форме.

А еще в Tales from the Borderlands изобретательные экшен-сцены. Например, тут есть сцена с перестрелкой на пальцах в штаб-квартире «Гипериона». Оригинальные шутеры такими комедийными эпизодами похвастаться не могли.

Tales from the Borderlands обязательна к прохождению. Это отличное кинематографическое приключение, от которого легко получить удовольствие даже без знакомства с остальной серией.

Обычный рабочий день в офисе

Tiny Tina’s Wonderlands. Крошка Тина выступает гейм-мастером настолки Bunkers & Badasses и начинает новую партию. К уже опытным игрокам присоединяется безымянный протагонист, который сразу же получает прозвище Нуб.

Фэнтезийный спин-офф похож на остальные части серии, но некоторые изменения все же есть. Например, тут впервые появился выбор класса, при этом героем выступает сам игрок, а не предопределенный персонаж с заданным характером. В Tiny Tina’s Wonderlands мы все так же пользуемся огнестрельным оружием, но здесь пушки не футуристические, а фэнтезийные. Еще тут впервые в серии появилось холодное оружие как отдельное снаряжение.

Из настолок авторы Tiny Tina’s Wonderlands позаимствовали и исследование мира. В спин-оффе мы изучаем отдельные локации, а переходы между ними проходят на отдельной карте в изометрической перспективе, прямо как в старых JRPG.

Tiny Tina’s Wonderlands вполне можно пропустить, но если вы скучаете по кооперативным шутерам на несколько вечеров — эта игра сможет утолить ваш голод.

New Tales from the Borderlands. Самостоятельное продолжение Tales from the Borderlands с новыми героями. На этот раз в центре сюжета сразу три персонажа: ученый-альтруист Ану, ее приемный брат Октавио и Фран, парализованная хозяйка магазинчика с замороженными йогуртами. События спин-оффа происходят на планете Прометей, которую контролирует корпорация «Тедиор». Как и принято в серии, герои пытаются отыскать хранилище с древними инопланетными технологиями и богатствами.

Геймплейно New Tales from the Borderlands — полная копия спин-оффа Telltale. Тут мы тоже участвуем в диалогах с репликами, смотрим кат-сцены, а во время QTE нажимаем на нужные кнопки. Появились мини-игры вроде взлома компьютеров и дуэлей с коллекционными фигурками. Но они не слишком удачные и лишь растягивают и без того затянутую 11-часовую игру.

Сюжетно New Tales from the Borderlands получилась хуже предшественницы. Главные герои не такие интересные, как протагонисты первой части, и между ними нет особой химии. Еще персонажам не хватает внятной мотивации для поиска хранилища, поэтому все их приключение ощущается лишенным смысла.

New Tales from the Borderlands лучше пропустить, ведь игра даже толком не рассказывает о судьбе Фионы, одной из героинь прошлой части.

На каких платформах доступны игры серии

Все части Borderlands можно пройти на ПК, PS4, Xbox One, PS5, Xbox Series и Nintendo Switch. Оригинальная трилогия также хорошо работает на Steam Deck.

Gearbox и 2K прекратили продажи в России, поэтому Borderlands нужно покупать обходными путями. О способах мы рассказывали в наших гайдах для Steam, PS Store и Xbox Store.

Что ждет серию в будущем

27 марта 2024 года Gearbox подтвердила, что совместно с 2K работает над следующей частью Borderlands. Полноценного анонса пока не было.

Источники издания Kotaku сообщают, что в разработке также находится продолжение спин-оффа Tiny Tina’s Wonderlands. По данным СМИ, производство второй части фэнтезийного лутер-шутера уже успели перезапустить. В Gearbox никаких комментариев на этот счет не дали.

Во что еще поиграть, если нравится Borderlands

Destiny 2. Ближайший аналог Borderlands. Но это не комедийная игра, а серьезный научно-фантастический шутер. Здесь много лута, три класса персонажей с несколькими подклассами и куча заданий, которые можно проходить одному или в компании двух друзей. А еще есть MMO-рейды на шестерых, в которых важна командная работа.

Destiny 2 — один из лучших шутеров в плане ощущений от стрельбы. Каждая пушка тут звучит убедительно, а враги отчетливо реагируют на попадания. И такое внимание к стрельбе вполне объяснимо, ведь за лутер-шутер отвечает студия Bungie — создатели франшизы Halo.

The Division 2. Кооперативный шутер от третьего лица в недалеком будущем. События происходят в США, которые после эпидемии погрузились в хаос и оказались под контролем разных бандитских группировок.

В The Division 2 полно разноцветного снаряжения и футуристичных гаджетов вроде самонаводящихся гранат. Но сеттинг тут все же приземленный, поэтому арсенал вполне стандартный: пистолеты, автоматы, снайперские винтовки и так далее. Кроме сюжетных заданий в The Division 2 есть вылазки в опасные зараженные районы, где игроки рискуют столкнуться друг с другом в схватке за редкий лут.

Warframe. Динамичный экшен от третьего лица, в котором вы собираете свою коллекцию киборгов-ниндзя. Они ловко обращаются с холодным оружием и быстро передвигаются по уровням. Warframe сочетает линейные задания с сюжетом, процедурно генерируемые миссии и открытый мир с занятиями вроде рыбалки. Контента тут очень много.

Warframe вышла больше 10 лет назад, но разработчики все еще поддерживают лутер-шутер. Следующий крупный апдейт ожидается зимой 2024 — в нем игроки отправятся в прошлое, в 1999 год.

Roboquest. Красочный шутер от первого лица с элементами «рогалика». Это значит, что всю кампанию нужно пройти не умирая, в противном случае игрока отправят в самое начало. Roboquest напоминает Borderlands не только необычным арсеналом, но и приятной мультяшной стилистикой. А еще тут есть несколько классов роботов, простая прокачка и кооператив на двоих.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Джамиль МахмутовИграли в Borderlands? Какие самые яркие воспоминания, связанные с серией?