Как изменился российский кинопрокат после ухода голливудских студий
В конце февраля 2022 года на фоне событий на Украине голливудские студии начали отменять премьеры своих фильмов в России.
Компания Warner Bros. за день до начала проката отозвала из российских кинотеатров блокбастер «Бэтмен». Примеру последовали Sony, Paramount, Disney и другие. В результате в прокат не попали фильмы «Морбиус», «Соник-2 в кино», «Фантастические твари: тайны Дамблдора».
Мы посмотрели, как повлияло на российский кинопрокат то, что крупные мировые студии остановили премьеры в стране, и попытались выяснить, смогут ли отечественные кинотеатры выжить без Голливуда.
Что произошло после ухода голливудских студий
По данным единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов, больше всего денег в марте 2022 года в российских кинозалах собрал фильм «Анчартед: на картах не значится» от студии Sony — последний голливудский блокбастер, который вышел в российский прокат. За месяц картина собрала в России 543,8 млн рублей. На втором месте по сборам оказался российский мультфильм «Финник»: 268,7 млн рублей. Замыкает тройку лидеров также фильм из России — спортивная драма «Мистер Нокаут».
В список самых кассовых фильмов марта попал еще один зарубежный фильм — «Смерть на Ниле» от студии Disney, который собрал 240 млн рублей. Однако эта лента вышла в России 10 февраля, а потому большинство зрителей уже успели на нее сходить. Это подтверждают показатели ЕАИС: если в феврале фильм посмотрели более 1 млн человек, то в марте — около 485 тысяч. Для сравнения: на «Анчартед» в марте сходили 1,2 млн человек.
Голливудские студии объявили об уходе с российского кинорынка в первую неделю марта. После этого недельный объем сборов в российских кинотеатрах снизился с 438 млн до 248 млн рублей. Для сравнения: кассовые сборы в первую неделю марта 2021 года составили 1,2 млрд рублей. Тогда в российском прокате лидировал мультфильм «Райя и последний дракон» от Disney.
Компенсировать уход голливудских студий с российского рынка попытались старыми отечественными хитами. В марте 2022 года компания-кинопрокатчик «Наше кино» запустила повторный показ российских фильмов. С 24 марта в кинотеатрах появились обе части «Брата», «Жмурки», мультфильмы про богатырей от студии «Мельница».
После этого кассовые сборы российских кинотеатров стали расти и к началу апреля даже достигли уровня 2021 года: прокат старых хитов помог прокатчикам заработать 435 млн рублей. Самой большой популярностью у зрителей пользовались фильмы «Брат» и «Брат-2»: с 24 марта по 8 апреля они собрали в прокате 96 млн рублей.
Какие прогнозы дают участники рынка
Тем не менее повторный прокат старых фильмов в марте принес только 6% от общих кассовых сборов, говорят кинопрокатчики. По их мнению, российские кинотеатры не продержатся без крупных голливудских премьер и господдержки. Общий убыток отрасли к концу 2022 года составит 11,1 млрд рублей.
К началу апреля в России закрылось около 25% кинозалов, а падение оборотов составило 40% по сравнению с мартом. При этом участники рынка прогнозируют, что по итогам апреля падение доходов составит 80%, мая — 92%.
Зарубежные премьеры обеспечивали существенную часть сборов в российском прокате: 74% самых кассовых фильмов с 2015 по 2021 год — это голливудские ленты. А об уходе с российского рынка объявили все крупные американские студии — те, чьи фильмы были наиболее успешны.
Больше всего фильмов в списке самых кассовых в России — у студии Disney: 42. Следом идет Warner Bros. с 31 фильмом. Замыкает тройку лидеров компания 20th Century Fox: 26 картин. С 2019 года 20th Century Fox принадлежит Disney, так что ее фильмы тоже больше не будут появляться в российском кинопрокате.
Также у российских зрителей пользовалась популярностью продукция студий Universal, Sony, Paramount и Lionsgate — все они тоже ушли из России.
Смогут ли российские студии заменить Голливуд
В 2013 году Владимир Мединский стал министром культуры. Одним из первых его громких заявлений стало обращение к Фонду кино с требованием увеличить финансирование прибыльных блокбастеров, а также «больших социально значимых фильмов». Почти сразу после этого спонсорские бюджеты Минкульта и Фонда на кинопроизводство действительно выросли: если в 2012 году на отечественные фильмы выделили 3 млрд рублей, то в 2013 — уже 5 млрд.
С 2015 по 2021 год государство в среднем выделяло на кинопроизводство по 4,2 млрд ежегодно. Самым удачным с точки зрения государственного спонсорства для российских студий стал 2016 год: тогда российский кинематограф получил 5,4 млрд рублей. Самый низкий уровень финансовой поддержки был в 2014 году: федеральный бюджет выделил на кинопроизводство 3,1 млрд рублей.
В 2022 году из федерального бюджета на производство российских фильмов выделят более 11,5 млрд рублей. Это примерно в три раза больше, чем в 2021, и в сто раз больше, чем потратили на съемки самой кассовой российской картины — фильма «Холоп». Но, например, производство лидера мирового проката 2021 года — голливудского фильма «Человек-паук: нет пути домой» — стоило почти в полтора раза дороже. Студии Columbia Pictures (входит в Sony Pictures Entertainment) и Marvel Studios (входит в Disney) потратили на этот фильм 200 млн долларов — 16,3 млрд рублей.