«Мальчик и птица»: первый фильм Хаяо Миядзаки за 10 лет и номинант на премию «Оскар» в 2024
Поп-культура
23K
Источник — «Русский Репортаж»

«Мальчик и птица»: первый фильм Хаяо Миядзаки за 10 лет и номинант на премию «Оскар» в 2024

15
Аватар автора

Ефим Гугнин

унесся ветром и покрепчал

Страница автора

7 декабря 2023 года в российский прокат вышел анимационный фильм «Мальчик и птица».

Это новая работа автора «Унесенных призраками», которые в 2003 году получили премию «Оскар». В 2024 за награду в номинации «Лучший анимационный фильм» поборется уже «Мальчик и птица».

Нам удалось посмотреть картину раньше премьеры. Рассказываем, какой вышла новая работа легендарного Хаяо Миядзаки, чем она похожа на его лучшие картины и почему оставляет горькое послевкусие.

Что за «Мальчик и птица» (Kimitachi wa Dou Ikiru ka)

Дата премьеры: 7 декабря 2023 — российский прокат
Страна производства: Япония
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Сценарист: Хаяо Миядзаки
Жанры: драма, фэнтези
Фильмы, похожие на «Мальчика и птицу»: «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками»
Продолжительность: 2 часа 4 минуты
Где смотреть: в кинотеатрах

«Мальчик и птица» — классическая история Хаяо Миядзаки

Мальчик Махито живет в Японии времен Второй мировой. В результате бомбардировок его мать сгорает в пожаре. Отец переезжает вместе с сыном в деревню и женится на тете Махито, сестре его погибшей матери. Парню сложно привыкнуть к новому месту. У него проблемы со сверстниками в школе, а общаться он может лишь с тетей и пожилыми служанками. Ведь отец всегда на работе.

Махито замечает, что вокруг дома постоянно летает странная цапля. В какой-то момент та начинает разговаривать с мальчиком — и сообщает, что он может увидеть свою мать. Для этого ему надо следовать за птицей. Парень не верит странному существу, но однажды цапля уводит тетю к заброшенной башне в лесу — и женщина пропадает. Махито идет спасать родственницу. Так он оказывается в странном параллельном мире.

В оригинале фильм называется «Как поживаете?» — в честь романа Ёсино Гэндзабуро 1937 года. В нем два персонажа в письмах рассуждают о взрослении, духовном росте и других темах. Картина Миядзаки не следует сюжету книги — зато в один момент главному герою дарят именно это произведение
В какой⁠-⁠то момент в фильме объясняют, почему цапля выглядит так странно. Просто внутри нее сидит фантастическое человекоподобное существо
Попугаи — важный символ в «Мальчике и птице». Цветастые забавные птицы оказываются кровожадными монстрами

В «Мальчике и птице» Хаяо Миядзаки отходит от реализма, как, например, в картине «Ветер крепчает», и возвращается к ярким сказочным историям, которые его и прославили. Этому наверняка обрадуются фанаты ранних работ режиссера. Новый фильм выглядит так, словно его сделали в промежутке где-нибудь между «Небесным замком Лапута» и «Порко Россо». Это трогательная, грустная, но в то же время светлая история о важности семьи и родительской любви, которая способна влиять на людей даже с того света.

И конечно же, Миядзаки вновь поражает визуальным мастерством. Местами авторы хитро комбинируют 2D- и 3D-анимацию, но чаще все же используют рисунки от руки. Каждое маленькое движение, травинка и трещина в старой таинственной башне сделаны с потрясающим вниманием к деталям. Как и обычно у Миядзаки, фильм можно рассматривать как серию живописных статичных картин — и раз за разом удивляться композиции, подбору цветов и игре со светом и тенями.

Еще в 2019 году авторы говорили, что фильм готов на 15%, — а на тот момент он был в производстве уже 3,5 года. «Мальчика и птицу» явно делали кропотливо и без особой спешки
Еще в 2019 году авторы говорили, что фильм готов на 15%, — а на тот момент он был в производстве уже 3,5 года. «Мальчика и птицу» явно делали кропотливо и без особой спешки

Весь фильм — сборник идей из прошлых картин режиссера

«Мальчик и птица» в равной степени может очаровать и расстроить фанатов Миядзаки. Это действительно фильм в стиле его ранних картин — вот только на их фоне он выглядит вторичным. А Миядзаки никогда прежде не повторялся.

Две предыдущие работы режиссера были во многом экспериментальными. «Ветер крепчает» — приземленная драма о военной травме и творце, который вынужден создавать орудия убийства. «Рыбка Поньо на утесе» — напротив, намеренно минималистичная и более детская картина.

«Мальчик и птица» же одновременно напоминает «Унесенных призраками» и «Моего соседа Тоторо» — с небольшими вкраплениями фильма «Ветер крепчает». Из первого позаимствовали историю о спасении родственников в потустороннем странном мире. Из второго — образ отсутствующей матери и подсюжет о переезде в деревню. Из третьего — сеттинг Второй мировой и образ папы-авиаконструктора, очень важный и личный для Миядзаки. Ведь его отец как раз занимался проектированием самолетов.

Однако «Мальчику и птице» не хватает целостности прошлых шедевров режиссера. Главный герой здесь — не столько активный персонаж, сколько наблюдатель. Он пассивно дрейфует между сценами. В один момент Махито общается со странной зубастой цаплей, затем путешествует по морям магического мира, а потом прячется от огромных попугаев-людоедов.

Даже служанки похожи на второстепенных героев «Унесенных призраками»
Даже служанки похожи на второстепенных героев «Унесенных призраками»

Тихиро из тех же «Унесенных призраками» приходилось самой придумывать, как выбраться из проблемной ситуации. Девочка работала в бане для духов и находила общий язык с удивительными существами. Махито же чаще просто встречает разных ярких персонажей — и те ведут его дальше по сюжету. Из-за этого фильм выглядит сумбурно: не успел ты осмыслить один образ, как режиссер уже бросает в тебя совершенно другой.

По отдельности сцены в «Мальчике и птице» могут быть и обаятельными, и трогательными. Например, здесь есть потрясающий момент, где Махито бежит к горящему госпиталю матери. Сцена нарисована экспрессивно, будто бы в спешке, линии в ней сплетаются и образуют странные смазанные формы. Так Миядзаки визуально передает глубочайшую боль персонажа.

В картинах Хаяо Миядзаки непривычно видеть настолько экспрессивную анимацию. Она больше свойственна его покойному товарищу и ментору Исао Такахате, автору «Могилы светлячков» и «Сказания о принцессе Кагуя»
В картинах Хаяо Миядзаки непривычно видеть настолько экспрессивную анимацию. Она больше свойственна его покойному товарищу и ментору Исао Такахате, автору «Могилы светлячков» и «Сказания о принцессе Кагуя»

В другом эпизоде Махито возвращается из школы, где его обижают. И чтобы больше не ходить туда, он решает нанести себе увечья: берет камень и с силой бьет себя по виску. Из головы парня течет кровь, а он спокойно надевает кепку и идет дальше. Это невероятно сильный образ человека, равнодушного к собственной боли. Настолько потерянного в своих страданиях, что ему все равно на физическое здоровье.

Гениально продуманные детали и моменты разбросаны по всему фильму. Вот только они, к сожалению, не совсем складываются в единую картину. «Мальчик и птица» выглядит как попурри из прошлых хитов Миядзаки, его будто по лоскуткам собрали из когда-то сработавших идей. Это не обязательно плохо — просто после десятилетнего ожидания хотелось бы увидеть от режиссера более оригинальное кино.

Это печальное размышление о творчестве

Вторичность «Мальчика и птицы» может быть намеренной. В какой-то момент в сюжете появляется двоюродный дедушка главного героя — вроде бы именно он построил магическую башню. И именно он правит этим странным сюрреалистичным миром. В изображении дедушки несложно увидеть самого Миядзаки, а в сюжете — его переживания как автора.

Дедушка Махито из последних сил поддерживает равновесие волшебного мира. Но мужчина знает, что магической вселенной придет конец, если он не найдет преемника в своей семье. Это интересно перекликается с историей стареющего Миядзаки, который явно рассуждает о своем наследии.

У дедушки в сюжете не такая большая роль — но очень важная
У дедушки в сюжете не такая большая роль — но очень важная

Его мир уже лишен былой магии и населен пугающими, искаженными образами: кровожадные пеликаны пожирают добродушных духов, цветастые попугаи строят авторитарное государство. Во вселенной больше нет баланса, смысла, цели. Это просто набор старых образов, за которые дедушка-маг держится скорее по привычке.

«Мальчика и птицу» можно смотреть как горько-сладкую сказку о принятии смерти и начале новой жизни. А можно — как одновременно болезненное и умиротворенное признание человека, пытающегося принять закат своей карьеры и жизни. И хотя это довольно печальная интерпретация, в ней есть и некоторая надежда. Ведь на руинах старых идей всегда можно построить что-то новое и прекрасное.

Надеемся, что этим займется сам Хаяо Миядзаки. Ведь он уже планирует сделать еще один фильм после «Мальчика и птицы».

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Ефим ГугнинКакой ваш любимый фильм Хаяо Миядзаки?