«Брат 3»: смотреть ли​ экспериментальный фильм, который не связан с дилогией о Даниле Багрове
Поп-культура
6K
Кадры — HHG

«Брат 3»: смотреть ли​ экспериментальный фильм, который не связан с дилогией о Даниле Багрове

11
Аватар автора

Андрей Верещагин

побратался

Страница автора

1 февраля в прокат вышел фильм «Брат 3» Валерия Переверзева.

Многострадальное «продолжение» картин Алексея Балабанова ждали несколько лет. Слухи о фильме ходили самые разные — включая и то, что постановщиком выступит шоумен Стас Барецкий. Еще в 2019 году он говорил, что сценарий написан, а съемки вот-вот должны начаться. Барецкий в итоге переключился на «Жмурки 2», а до экранов добралась работа художника и руководителя «Музея истории телесных наказаний» Валерия Переверзева.

Мы посмотрели «Брат 3» и делимся впечатлениями. А заодно рассуждаем, почему авторы выбрали для картины такое название.

Что за «Брат 3»

Дата премьеры: 1 февраля 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Валерий Переверзев
Сценаристы: Валерий Переверзев, Юлия Переверзева
В ролях: Александра Вознесенская, Василий Карпенко, Владимир Торсуев, Юрий Торсуев, Оливье Сиу, Костас Мэндилор, Эрик Робертс, Антон Зацепин, Юлия Переверзева, Мики Авалон
Жанры: криминал, драма, боевик, комедия
Продолжительность: 1 час 57 минут

«Брат 3» не похож на традиционное кино

Генеральская дочь Катя встречается с бездомным уличным художником Андреем — к недовольству отца девушки. Сам он пытается порвать с опостылевшей любовницей и вернуть подаренные ей дорогие часы. Для этого генерал нанимает двух воров. Еще у военного есть брат-близнец — криминальный авторитет.

Любовница, в свою очередь, работает заведующей в детском саду. Когда учреждение пустеет, нянечки садятся за круглый стол, а состоятельные мужчины ползают под ним и трогают женщин за ноги. Где-то между этими событиями рэпер Птаха с товарищами отправляется на бандитские разборки, пока мать Андрея — продавщица в цветочном павильоне — проводит время с подругой. Судьбы всех персонажей связывает нелепая случайность. И фанатичная любовь одного из героев к сыру.

Роль генерала исполнил Юрий Торсуев. А его брата-близнеца — Владимир Торсуев. Они уже играли двух идентичных внешне персонажей в «Приключениях Электроника»
Роль генерала исполнил Юрий Торсуев. А его брата-близнеца — Владимир Торсуев. Они уже играли двух идентичных внешне персонажей в «Приключениях Электроника»

Сюжет в «Брате 3» формален. История нарочито простая, но следить за ней тяжело — слишком много действующих лиц, слишком неспешное повествование. Скажем, ограбление любовницы происходит только во второй половине фильма. А предшествует ему обстоятельный рассказ одного из воров о произошедшем. То есть мы сначала слушаем, как все было, а только потом — видим. Причем слушаем почему-то на французском языке. Ловим спойлер, где не ждали.

Время и место действия «Брата 3» — такая же условность, как и сюжет. Мы знаем, что события происходят в Тамбове. Об этом не устает напоминать закадровый детский голосок. На это, глотнув пива, намекает и Эрик Робертс. «Тамбовский волк тебе товарищ», — внезапно говорит звезда «Поезда-беглеца» зрителям и больше не появляется в кадре. С чем связана такая враждебность к нам, сторонним наблюдателям, остается загадкой.

Эрик Робертс играет полицейского. На его машине вместо надписи «Полиция» надпись «Совесть нации»
Эрик Робертс играет полицейского. На его машине вместо надписи «Полиция» надпись «Совесть нации»

Со временем сложнее. Персонажи вроде бы существуют рядом с нами, здесь и сейчас. Они носят современную одежду, интерьеры их квартир узнаваемы, лишены примусов и прочих архаичных приспособлений. При этом герои катаются на авто вроде Бентли S3 середины 1960-х, а по улицам Тамбова разъезжают милицейские «буханки» и троллейбусы со старыми номерами.

Сам визуальный ряд как будто стремится запутать зрителя. Как сообщают титры в начале картины, часть сцен снята «советской кинокамерой „Кварц“ 1974 года выпуска на кинопленку Super 8». Непонятно, насколько это правда, но результат убедительный. Некоторые эпизоды смотрятся как кинохроника — выцветшая и несколько дерганная.

Перестрелка в картине всего одна — в самом финале
Перестрелка в картине всего одна — в самом финале

Однако углядеть какую-то системность в выборе манеры съемки — по крайней мере, при первом просмотре — едва ли возможно. Почему вот этот фрагмент авторы сняли «советской кинокамерой», а тут обошлись современными средствами? Это решение создает не столько эстетику, сколько особый зрительский опыт. Ветхое мыльное изображение хаотично перемежается с четким.

Время вдруг становится непостоянной величиной, своенравной и живой. В результате чувствуешь себя этаким тральфамадорцем из книг Курта Воннегута — существом, которое присутствует одновременно и в прошлом, и в будущем. Это необычное чувство, которое фильму удается поддерживать в зрителе до самого финала.

В фильме пять сюжетных линий, которые соединяются в финале. Из⁠-⁠за этого режиссер сравнивает свою работу с «Криминальным чтивом»
В фильме пять сюжетных линий, которые соединяются в финале. Из⁠-⁠за этого режиссер сравнивает свою работу с «Криминальным чтивом»

«Брат 3» — в целом больше про чувства, чем о рациональном. К произведению Переверзева неприменимы те критерии, которые обычно используются при оценке кино. Все потому, что «Брат 3» — в меньшей степени кино, и в большей — видеоарт.

Это сборник причудливых аудиовизуальных образов, долгих планов, ироничных закадровых комментариев. Музыка на фоне практически не замолкает, изображение то и дело мерцает, в кадре появляются нарисованные бананы, стоит кому-то из героев схватиться за настоящий банан.

А еще тут много стихов — например, Бродского и Ахматовой. Они звучат, пока персонажи занимаются повседневными делами, а зрителю остается додумывать: как «Остановка в пустыне» Бродского дополняет образ Кати, которая ходит по квартире поздней ночью.

«Брат 3» никак не связан с фильмами Балабанова

Дерзкое название — первое, чем фильм обращает на себя внимание. Такая откровенно экспериментальная картина вряд ли привлекла бы к себе интерес, если бы не привязка к фильмам Балабанова. Но на поверку лента Переверзева не имеет с историей о Даниле Багрове ничего общего. Это «Брат 3», «Браттт», как пишут сами авторы, но ни в коем случае не «третий „Брат“».

В начале фильма, как будто в оправдание, на экране мелькают титры с лексическими значениями слова «брат»: тут и родственник, и товарищ. Найти в этом смысл при желании совсем несложно — все-таки в фильме есть братья и товарищи.

Герой рэпера Птахи очень долго собирается на разборки. Закадровый голос называет это «едет жарить мясо»
Герой рэпера Птахи очень долго собирается на разборки. Закадровый голос называет это «едет жарить мясо»

С другой стороны, нейминг может отсылать к традициям параллельного кино. Это художественное направление, которое возникло в СССР в 1970-х годах в противовес мейнстримному кинематографу.

«Параллельщики» снимали авангардные, ироничные фильмы — подчас жестокие, реалистичные в демонстрации быта. Представители этого направления насмехались над соцреалистическими тропами и деконструировали их.

В «Брате 3» много сцен с видами города — он выглядит колоритно
В «Брате 3» много сцен с видами города — он выглядит колоритно

Яркий пример параллельного кино — фильм «Трактористы 2» Глеба и Игоря Алейниковых. Это злая абсурдистская комедия, построенная на фундаменте таких советских картин, как «Свадьба в Малиновке» и «Трактористы».

Лента братьев Алейниковых — не сиквел классики сталинского периода, а попытка вступить с ней в диалог и переосмыслить на поле авангардного искусства.

Под конец в кадре появляется режиссер и конь
Под конец в кадре появляется режиссер и конь

Со стороны кажется, что «Брат 3» целится куда-то туда же — громкое название с отсылкой к «народному» кино, авангард и эксперименты. Но картина Переверзева не вступает ни с кем диалог, ничего не деконструирует и даже не паразитирует на наследии Балабанова. Она вообще никак с ним не соотносится. И более того, по-настоящему остроумная меташутка здесь связана вовсе не с дилогией «Брат», а с «Приключениями Электроника».

«Брат 3», как и фильмы «параллельщиков», аполитичен, но он не бросает культурного вызова своей сутью — только названием. Это эффектная акция и высоколобый перфоманс под знакомой вывеской. Он ценен как явление, вызывает эмоции и в некоторые моменты действительно способен удивлять. Но большую часть двухчасового хронометража скорее утомляет.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинКак вы относитесь к тому, что «Брат 3» не связан с дилогией Балабанова?
    Вот что еще мы писали по этой теме