«1000% прибыли — не предел»: как я зарабатывал на реставрации мебели

2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александр Соловьёв

Страница автора

Предыстория

Если ты был дипломированный специалист и получал 120-160 рублей жалования, то неминуемо столкнулся бы с проблемой нехватки денег. Семью-то надо кормить и, хоть принято считать, что в СССР был дефицит всего необходимого, достать можно было практически всё. Требовались лишь деньги и знакомства.

Десят лет, помимо основной работы, я шил. Джинсы, юбки, на клиента или на продажу. Дело это было не вполне легальное, можно было загреметь за нетрудовые доходы, но стабильный приход денег делал шитьё достаточно привлекательным. Требовалось лишь не пожалеть часа три-четыре своего вечера и не лениться в выходные, чтобы иметь дополнительный доход рублей так в 300. А это уже что-то, тут Вам и приличные продукты и разные вещи, на которые человек с низким доходом рассчитывать не мог. А также чувство самоуважения, оно в молодости очень важно.

Однако, шитьё — дело достаточно утомительное, спина начинает болеть от сидячего образа жизни и пришёл день, когда надо было менять работу. До кооперации было ещё далеко, иначе я бы поднялся довольно быстро, как многие полуцеховики, заполнившие рынок в самом начале капиталистического способа извлечения дохода.

Бизнес

Было у меня интересное хобби: я время от времени покупал старинную мебель, скромно, для себя, балуя своё историческое образование и любовь к замысловатым предметам. Потихоньку приводил в порядок и украшал эстетически бедный советский быт. Это развлечение я и решил использовать в качестве наживы. Кто немного знаком с предметом, знает, что разница в цене между предметом отреставрированным и просто пожившим, а часто аварийным, может составлять приличную сумму.

Итак: покупается в комиссионке что-то, скажем стул красного дерева сер. XIX века за 15 рублей. Вкладывается неделя труда и немного средств на материалы и выставляется уже в профильном антикварном магазине за 150-170 рублей. "Сделанные" вещи долго не стоят, всякие артисты-писатели радостно отдают свои денежки за ампирные предметы потому что это элемент престижа и связь с культурой, они люди тщеславные и любят показывать себя с лучшей стороны.

Чем хуже состояние предмета, тем меньше его начальная стоимость, тем выше маржа, а главное — никакого криминала: купил-продал, разницу забрал себе.

Поэтому что? Искать по объявлениям и знакомству тех, кто распродаёт после смерти родственников старое барахло, квартиру-то надо освобождать. Это, скажу Вам прямо — чистый клондайк. Приезжаешь на адрес, имея в кармане рублей так сто. Покупаешь оптом кучу всякого, от картин на стенах до посуды в буфетах. Откладываешь: это, мол, и это и кладёшь сразу все имеющиеся деньги на стол! Сумма завораживает, ещё бы, и от "хлама" избавился и деньгами прирос!

Всё не вывез, деньги кончились? Не беда, занимаешь и возвращаешься! Молодёжь — она такая молодёжь! Что-то сразу отправляется на продажу и моментально окупает затраты, что откладывается и ждёт эксклюзивного покупателя, какие-то вещи требуют бережной реставрации и стартуют позже! 1000% прибыли — не предел!

И вот, Вы уже — барыга! А значит обрастаете контактами, поставщиками и посредниками. В конце 80-х всякий, кто занимался реставрацией мебели, имел целый штат бездомных и маргиналов, которые тащили кучи разного. 90% — это шлак, дашь бутылку водки просто так, но 10% могли удивить и озолотить, причём цена та же — бутылка!

Итоги

Большинство антикваров того времени пооткрывали свои магазины, чтобы торговать в долгую, кто-то продолжил на фрилансе и под заказ, а потом вещи кончились и пришла пора "привоза" из заграницы. Рынок стабилизировался и стал таким же как и весь остальной бизнес — предсказуемым и высоко профессиональным. Но это уже другая история.