«Черное солнце»: российский сериал о честных полицейских и убийствах девушек в Выборге
В марте на стриминговом сервисе Kion вышел многосерийный детектив «Черное солнце».
Режиссерский дебют актрисы Анны Носатовой рассказывает про серию загадочных преступлений: кто-то убивает очень похожих друг на друга девушек. За дело берутся герои-антиподы — принципиальный следователь из Петербурга Игорь Жук и хамоватый оперативник из Выборга Женя Чагин. Главные роли исполнили Юрий Чурсин и Максим Стоянов.
Рассказываем, получилось ли у «Черного солнца» сохранить интригу до финала и стать захватывающим детективом.
Что за «Черное солнце»
Дата премьеры: 1 марта 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Анна Носатова
Сценаристы: Олег Антонов, Александр Васютинский, Вадим Островский
В ролях: Юрий Чурсин, Максим Стоянов, Виктория Корлякова, Петр Кислов, Григорий Зельцер, Петар Зекавица, Александра Большакова, Полина Ватага
Жанры: детектив, триллер, драма
Сериал, похожий на «Черное солнце»: «Мерзлая земля»
Продолжительность: 12 серий по 50 минут
Где смотреть: Kion
Сюжет сериала неоригинален
В Выборгском районе пропадает девушка Кристина. Расследование поручают капитану Чагину, также на поиски отправляется сестра пропавшей Габи. Но с девушкой быстро связывается влиятельный знакомый, который советует ей отказаться от помощи полиции. В тот же вечер пропадает и сама Габи, а оперативники находят в лесу обезглавленное тело неизвестной девушки.
Дело передают Игорю Жуку — приехавшему из Петербурга следователю с темным прошлым. Чагина же увольняют за должностное преступление: он пытался скрыть улики, чтобы школьному приятелю не дали срок за превышение пределов самообороны. Но уйти просто так не получается. Чагин — последний, кто видел Габи. Жук привлекает своенравного капитана к расследованию.
Перед нами типичная завязка детектива про серийного убийцу. Кажется даже, что кадр с бледным трупом без головы вставили сюда из какого-то другого фильма или сериала — настолько он расхожий и примелькавшийся.
Вскоре Габи очнется в плену у маньяка: связанные руки, подносы с едой, матрас на полу в подвале. Сериал вроде бы движется по привычным рельсам: девушку будут искать и спасут, капитан Чагин вновь заслужит доверие коллег, а у замкнутого и высокомерного следователя Жука обнаружится ребенок с инвалидностью или трагически погибшая жена. Так оно и оказывается — вернее, почти так.
Развязка разочаровывает
Поначалу сериал и правда выглядит как классический продукт постфинчеровской эпохи — одна из бесконечных историй о принципиальном полицейском и загадочном жестоком убийце. Название дразнит темой оккультизма: черное солнце — древний эзотерический символ. И действительно, первым ложным следом в повествовании становится предположение о группе сатанистов, которая похищает девушек для ритуалов.
Подробные и пугающие показания свидетельницы, татуировка в виде пентакля на руке подозреваемого — зацепки слишком серьезные, чтобы забыть о них спустя пару серий. Сценаристов «Черного солнца» это не пугает — намеки на существование секты богатых сатанистов вскоре тихо исчезают и ни с чем позже не связываются.
После первых трех серий история действительно становится увлекательной, но очень быстро приедается. Сквозь многие сюжетные ходы проступает желание поводить зрителя за нос, как ребенка, — без всякой надежды на развитие. Линия взаимодействия потенциального убийцы и заложницы сначала излучает опасность, но потом герои оказываются в странных однообразных отношениях.
Оттого провисает и линия расследования — если знакомой нам пленнице ничто, по сути, не угрожает, то и за ее поиском следить не так уж интересно. Множество подкинутых за 12 серий зацепок — вроде сатанинской секты или маньяка-извращенца — никуда не ведут. Они создают интригу исключительно до того момента, пока зритель не забывает о них.
Параллельно линии расследования в сериале разворачивается история Глеба — ветерана войны. У него вроде бы сложные отношения с богатым старшим братом, но об этом мы догадываемся лишь благодаря зрительской интуиции: сами герои все время только ходят туда-сюда и ведут пустые разговоры. Глеб заявлен как предполагаемый маньяк, но вскоре выясняется, что он только исполнитель чужой воли.
От финала не стоит ждать никакого откровения: все мотивы будут торопливо сшиты белыми нитками, а убийца не проронит ни слова. Разоблачение его личности — оставим это тайной — станет большим разочарованием. А временами неплохо закрученная интрига обернется пустым пшиком.
Не считая расследования, главной линией сюжета должны были стать непростые отношения рубахи-парня Чагина и человека в футляре Жука. Но сложно показать интересную динамику, когда оба героя — наборы штампов. Игорь Жук — мрачный детектив в поисках убийцы жены, он неукоснительно следует букве закона и ведет жизнь отца-одиночки. Стоит ли говорить, что ближе к финалу истории он почему-то изменится и полюбит грубые методы Чагина.
Чагин — пьющий полицейский, который сыплет прибаутками и вместо «алло» говорит «алоэ». То есть архетипический герой сериалов НТВ. Он, например, подозрительно напоминает персонажа самого Максима Стоянова из другого проекта того же канала «Мерзлая земля». В нем, кстати, найдется и двойник Жука — такой же заносчивый «костюм» из города, сыгранный тем же Юрием Чурсиным.
Даже взаимодействие дуэта механически идентично: городской полицейский борется с коррумпированным местным. Только герой Стоянова в «Мерзлой Земле» — сугубо отрицательный. Тогда как Чагин — безбашенный, туповатый, но все-таки добрый и по-своему честный.
Максим Стоянов хорош, все остальное — не очень
Образ Чаги, несмотря на карикатурность, скрепляет сериал и не дает ему совсем скиснуть. Обаяние и харизма Максима Стоянова перекрывают нелепые реплики. Смотреть на актера приятно, особенно в редких сценах взаимодействия с отцом — видны живые эмоции и боль непутевого сына. Однако капитан Чагин все равно оказывается намертво замурован в ряд копий Глухаря и прочих экранных полицейских.
Юрий Чурсин с каменным лицом вновь играет одинокого и печального детектива в плаще. Второй план в «Черном солнце» довольно крепок. Есть интересные лица и сложные героини: например, Нора — секретарша адвоката Соловьева, которая становится главным свидетелем в деле. Отдельные сцены сыграны тонко и реалистично: Петр Кислов, исполнитель роли Глеба, в эпизоде, где он вспоминает свой военный опыт, выглядит впечатляюще.
Но получить удовольствие от сериала сложно. Он слишком неживой и банальный, чтобы быть интересным произведением, и недостаточно нелеп для того, чтобы стать guilty pleasure . Детективная линия бывает динамичной, но диалоги напоминают сценарий, который писал Крис Молтисанти в первом сезоне «Клана Сопрано» . По-прежнему бросается в глаза плохой хромакей, кондовость телевизионной картинки и какая-то разлитая в воздухе «энтэвэшность» — если вы смотрели хотя бы один сериал из сетки вещания канала, вы почувствуете это сразу.
«Ментовские» сериалы сменили цвета и притаились среди драмеди на стримингах. Но содержательно в них все по-старому: тот же неудобный честный полицейский на фоне безликих локаций, тот же загадочный национальный кураж, в котором и кроется секрет успеха.
Есть известный фильм «Изображая жертву» — по иронии судьбы главную роль в нем сыграл Юрий Чурсин, а в театральной постановке ее же впервые исполнил Петр Кислов. Можно вспомнить монолог оттуда, а конкретно — одну фразу: «Они поняли: чтоб от них ********** , нужно притвориться». Но возмущения «Черное солнце» не вызывает. Бывало и хуже.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult