«Иногда хочется голову прополоскать»: что я думаю о спектаклях Константина Богомолова

27

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

У меня нет ни одной театральной статьи, к которой не было бы комментария про отвратительность именно постановок Константина Богомолова. Всегда хочется ответить как в той шутке про нелюбимых кошек: вы их просто готовить (в нашем случае выбирать) не умеете.

Почему Богомолов

Я стопроцентный адепт режиссерского театра, схема «идем на Аронову» категорически не моё, так как хочется найти интересное прочтение и сложные метафоры, а это в спектакле делает именно режиссер. Богомолов (когда хочет) это делать умеет. Понятно, что я бы сильно меньше его спектаклей посмотрела, останься Бутусов и Крымов в стране, Туминас в живых, а Могучий при должности. Но мечтать об этом смысла нет, а ходить в театр по-прежнему хочется.

Чем он отличается

Главная особенность маэстро, которая и генерирует хейт в комментариях, у него есть очень разные типы спектаклей и можно найти как «полный восторг», так и «фу, гадость» при чем забористую. Вторая особенность и уже точно в плюс: очень меткие гендерные замены.

  1. Роза Хайрулина в роли Алеши Карамазова идеально воплощает бесполого отрока не от мира сего.
  2. Дарья Мороз в роли Тузенбаха своей отстраненной холодностью сразу объясняет невозможность союза с ним для Ирины из «Трех сестер».
  3. Александра Ребенок в роли Ставрогина хорошо передает и его привлекательность, и его нарциссизм.

Я бы разделила все спектакли Богомолова на четыре группы.

1. Добротные постмодернистские. «Карамазовы» в МХТ имени Чехова. Почти по тексту рассказ с переносом действия в настоящее, красивым образом одного актера на Смердякова и старца Зосиму (вспомните легенду о рисовании Иисуса и Иуды с одного человека). Про новые акценты в линии Ивана Карамазова я уже писала, еще из интересного и свежего — прочтение двух истероидных героинь: Катерины Ивановны и Грушеньки, сделанное в ныне запрещенном ключе. И супер меткий кастинг Марины Зудиной на роль Хохлаковой. Человек считай саму себя играет. Это «Три сестры» в МХТ имени Чехова. Очень близко к оригиналу, и чертовски метко про искусственность инфантильного мирка героинь. У Богомолова сразу понятно, что никуда эти дамы не уедут.

2. Стендап под видом театральной постановки. Тут качество зависит от того, насколько давно и до какой степени на злобу дня поставлен спектакль. Свежие, по-хорошему едкие и подкалывающие текущую действительность спектакли на Малой Бронной: «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя» и «Гамлет in Moscow». В обоих про либеральную эмиграцию и штампы светской жизни. Сейчас это смотрится в настоящее удовольствие, но уже очевидно, что Лаэрт с шуткой про Пересильд в космосе через пару лет смешить не будет.

3. Уютная советская классика. В таком формате ставит только Богомолов. Берется добрая советская пьеса второго, если не третьего эшелона про героизм и поиск себя и с минимальной щепоткой иронии дословно ставится. Художественный эффект за счет понимания зрителями сказочности идей и ходов. Такие постановки на Бронной короткие, чтобы успеть очароваться и не успеть заскучать. Это «Слава. Молодость», «Таня», «Вероника». Сюда же можно отнести «Дядя Лёва (Покровские ворота)».

4. Автор пере- или недоборщил. «Бесы Достоевского» в театре на Малой Бронной: Богомолов заигрался сразу и в жесткий юмор, и в постмодернизм. Получилось не смешно, а просто скучно и мерзко. В бегущей строке над сценой среди прочего появляется надпись «Е..ть, думал Ставрогин», это лучшее описание постановки, как по мне. «Идеальный муж» в МХТ имени Чехова пример выдохшегося стендапа, в 2013 все эти шутки про российских чиновников вероятно были смешными, а теперь смотрятся как стеб ради стеба. Это «Мужья и жены» в МХТ имени Чехова. Кажется, что режиссер решил ничего не добавлять в одноименный сценарий Вуди Аллена, вроде и так было хорошо в кино. Но причин смотреть почти дословный пересказ с российскими упрощениями я так и не нашла.

Таким образом, у Богомолова можно найти спектакли поностальгировать, поёрничать над либералами и серьезно подумать над классикой. Но также есть постановки, где хочется не только руки вымыть, но и голову прополоскать. Ждём уже анонсированную «Чайку» и отзывы к ней.

Вот что еще мы писали по этой теме