За каждым цирковым номером стоит тяжелый труд, который не всегда ощущают зрители.
Читатель Т—Ж с детства хотел стать жонглером, поэтому поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, которое названо в честь знаменитого клоуна Карандаша — Михаила Румянцева. Узнали, как туда пройти, чему там учат и легко ли артисту цирка найти работу.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мне 17 лет, родился и вырос в Брянске. Когда мне было года четыре, родители впервые отвели меня в цирк. Мне так там понравилось, что мы начали ходить туда каждые каникулы.
В какой-то момент, насмотревшись на жонглеров, я захотел попробовать так же: пришел домой и начал подбрасывать желтые капсулы из-под «Киндер-сюрприза». Увидев, чем я занимаюсь, мама купила мне теннисные мячики.
Интернета дома не было, поэтому жонглировать учился интуитивно. Возвращался из школы домой, делал домашку и весь вечер пытался подкидывать и ловить предметы. Как быстро выяснилось, манипулировать несколькими вещами сразу не так-то легко. Тем не менее занятия я не забрасывал: мною двигали любопытство и желание научиться новому. Спустя три недели самостоятельных тренировок я смог справиться с тремя мячами, а затем перешел на четыре.
Когда мне было 10 лет, я уже точно знал, что хочу стать жонглером и выступать в цирке. В то же время я понимал, что это работа не из легких и за каждым действием артиста стоят огромный труд и усердие. Не все способны научиться чувствовать свое тело так, чтобы спокойно ходить по канату или делать сальто.
Через несколько лет к нам в Брянск приехали известные канатоходцы Медниковы. Сразу после выступления они провели мастер-класс, на котором учили ходить по канату. У меня это получилось сразу, на что обратил внимание директор нашего местного цирка Виталий Воробьев. Я объяснил, что занимаюсь жонглированием, и мне предложили репетировать на манеже с настоящими цирковыми артистами. Это было счастьем!
После нескольких тренировок известная канатоходка Фатима Гаджикурбанова-Медникова сняла на камеру, как я жонглирую, и отправила запись своему знакомому Сергею Игнатову — народному артисту РСФСР и лучшему жонглеру мира по версии Всемирной ассоциации жонглеров. Он оценил мою пластику и указал на ошибки, которые надо исправить. А еще Сергей Михайлович согласился со мной заниматься — для этого я ездил в Москву.
В 11 лет меня позвали участвовать в постановке, приуроченной к 23 Февраля. Я жонглировал булавами в военной форме, а номер назывался «Сын полка». Конечно, я волновался перед первым выходом на сцену, но сумел взять себя в руки и ничего не уронил.
Совмещать репетиции с учебой не всегда было просто. Порой на уроках думал только о том, какой бы элемент отработать, а домашние задания делал вечерами после тренировок. Но на оценки мое увлечение не влияло: все девять лет школы я сохранял статус хорошиста.
Параллельно участвовал в цирковых шоу и конкурсах. Например, в 2018 году победил в категории «артисты-любители» на всероссийских соревнованиях по спортивному жонглированию. А в следующем году занял третье место на фестивале-конкурсе «Цирк нашего детства», где выступали ребята из девяти стран.
Примерно в то же время я решил продемонстрировать свое мастерство широкой публике и отправил заявку на участие в телепередаче «Синяя птица». Довольно быстро со мной связались организаторы и пригласили на съемки. После этого меня стали звать и на другие телевизионные шоу, например на «Поле чудес» и «Круче всех».
Через год, когда мне было 14, я решил попасть в Книгу рекордов России. В голову пришла идея жонглировать тремя мячами, но одной рукой. Организаторы предложили записать номер на видео, при этом в кадре должен был быть секундомер. В итоге мне удалось поставить рекорд в своей возрастной категории: я выполнял трюк минуту и 12 секунд.
В следующем году установил рекорд, подбрасывая пять булав. Делал это в течение минуты и 25 секунд, что стало лучшим результатом среди 14-летних жонглеров. Не могу сказать, что это было сложно: все-таки я уже давно тренировался, а потом просто снял свои действия на камеру.
Благодаря попаданию в Книгу рекордов России обо мне стали писать в СМИ и чаще приглашать на выступления. А еще я испытал чувство огромного азарта и захотел совершенствовать свои навыки и дальше. В будущем хочу придумать другие необычные трюки.
Поступление
В 16 лет я окончил девятый класс и поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева, ГУЦЭИ. Выбрал его, потому что это единственное профильное учебное заведение страны. Родители меня поддержали.
В приемной комиссии смотрели на сумму оценок в школьном аттестате, но, чтобы его получить, пришлось сдавать ОГЭ. Как и у всех, у меня было два обязательных экзамена и столько же по выбору. С репетиторами не занимался, готовился только на уроках в школе. В результате написал русский и математику на пять, обществознание — на четыре, а биологию — на три.
Важную роль при приеме в училище играло состояние здоровья: те, у кого были травмы или какие-то проблемы, например с вестибулярным аппаратом, стать студентами не могли. Поэтому для приемной комиссии пришлось делать снимки позвоночника и собирать целую стопку медицинских документов, в том числе справки из туберкулезного, кожно-венерологического и наркологического диспансеров.
Вступительные испытания проходили в три тура:
- Демонстрация общей физической формы. Приемная комиссия оценивала внешние данные кандидатов и просила выполнить упражнения — подтягивание, стойку в мостике и на руках, растяжку, колесо с разбега.
- Исполнение произвольного танца. Абитуриентам включали музыку и предлагали поимпровизировать — так педагоги оценивали пластичность, музыкальный слух и чувство ритма.
- Выступление. Нужно было исполнить цирковой номер, например акробатический или гимнастический. Я, естественно, жонглировал. Еще помню, как один парень вышел с колесом Сира — металлическим обручем, в котором нужно вращаться.
Экзамены проводили через день, а желающих поступить на цирковое искусство оказалось много — около ста. При этом бюджетных мест было всего 40, а с оплатой по договору — девять.
- 250 000 ₽
Тем не менее я почему-то изначально думал, что пройду, да и вступительные испытания сложными не показались. Поэтому не особо удивился, когда увидел себя в списках абитуриентов, рекомендованных к зачислению на бюджет.
Всем, кто хочет поступить в цирковое училище, я бы советовал заниматься с детства. Желательно, конечно, осваивать сразу несколько направлений, но не обязательно: я, например, только жонглирую, но в итоге смог пройти отбор. Да и в целом, как по мне, лучше совершенствоваться в чем-то одном, чем уметь многое, но на среднем уровне.
Учеба и быт
В 2022 году я поступил в ГУЦЭИ и переехал из Брянска в Москву. Разместился в общежитии училища — за 2460 ₽ в месяц. Дойти оттуда до учебных аудиторий можно всего за десять минут.
Расписание. На первом курсе мы изучаем основы цирковых жанров, а со следующего года будем выбирать конкретную специализацию. Думаю сосредоточиться на жонглировании, хотя заниматься эквилибристикой, гимнастикой и акробатикой мне тоже нравится. Всего учиться нужно три года и десять месяцев, а после выпуска мне присвоят квалификацию «артист цирка, преподаватель».
В училище принято тренироваться всю неделю, кроме воскресенья. Пары по акробатике проходят ежедневно. Жонглированию уделяем пять дней в неделю, гимнастике — четыре, эквилибристике — три. Кроме этого, в расписании есть общеобразовательные предметы: математика, русский, история, обществознание. Для занятий предусмотрена форма: футболки, на которых написаны наши ФИО и название курса.
Все оценки у нас ставят по пятибалльной шкале. По цирковым дисциплинам предусмотрены контрольные уроки и экзамены, на них нужно показать, что умеешь выполнять разные элементы и трюки.
Тренируются студенты на одном из манежей — квадратном или круглом. Первый предназначен для студентов начальных курсов, а второй — для старших. Еще на последней арене есть зрительские места, поэтому там часто проводят разные мероприятия.
Атмосфера. Регулярные репетиции особо меня не выматывают — наоборот, получаю от них огромное удовольствие. По-моему, это и значит быть артистом — делать свое дело и кайфовать. Сама атмосфера в ГУЦЭИ тоже вдохновляет: студенты постоянно находятся в творческом поиске, придумывая новые номера.
В ноябре 2022 года училищу исполнилось 95 лет, и к нам приехали братья Запашные, Геннадий Хазанов, Юрий Куклачев и другие известные артисты. По этому поводу у нас устроили большой праздничный концерт. Старшие ребята наряжались в клоунов, надевали ходули, ездили на моноциклах, а младшекурсники, в том числе я, помогали выступающим с реквизитом. Было здорово ощутить себя частью цирковой команды!
Трудоустройство. Наше училище помогает студентам находить работу, во многом ради этого сюда и поступают. Например, на выпускные экзамены принято приглашать директоров цирков — они оценивают номера ребят и отбирают лучших к себе.
Вообще, думаю, все цирковые артисты востребованы. Да и сам цирк продолжает развиваться, а значит, нуждаться в новых кадрах. Например, у современных шоу часто бывает оригинальная подача и сюжет, поэтому некоторые постановки напоминают театральные. Традиционные номера клоунов тоже становятся сложнее: теперь они не просто смешат публику красными носами, а, скажем, выполняют акробатические трюки.
Но пока мне сложно говорить про трудоустройство — все-таки я еще студент. Хотя, насколько знаю, наших ребят берут на работу и в Росгосцирк, и в Большой Московский государственный цирк, и в Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. А кого-то даже приглашают за границу по контракту.
Трудности. Жить в столице мне нравится, хоть я и скучаю по близким. Поэтому все праздники и каникулы стараюсь проводить в родном городе.
Бывает, иногда у меня случается выгорание. Все-таки жонглирование — один из самых неблагодарных жанров циркового искусства: даже трюк, который кажется легким, порой дается путем долгих и упорных тренировок. Когда терпение кончается, а нервы сдают, вспоминаю свою основную цель — стать востребованным цирковым артистом, а это невозможно без труда. Такой настрой помогает не сдаваться в самые сложные моменты.
К тому же цирк — очень травмоопасное место. После репетиций появляются мозоли, а булавы и кольца порой разбивают руки до крови. При этом в разных направлениях могут быть свои нюансы. Поэтому, например, в номерах с животными даже дети артистов тренируются только под личную ответственность родителей. Что уж говорить о трюках без страховки.
Дальнейший путь
Со стороны может показаться, что я сутками напролет занимаюсь цирковым искусством и практически не отдыхаю. Это не так. Кроме жонглирования, я обожаю музыку: изучаю разные направления и читаю про легендарных исполнителей, а еще люблю слушать зарубежный рок.
Но в целом для меня цирк — жизнь, а жонглирование — любовь. И я еще ни разу не пожалел о том, что выбрал именно такой путь. В то же время понимаю, что настоящими артистами становятся только те, кто искренне и полностью отдается своей профессии. Без регулярной работы, самодисциплины и упорства в этом деле никак.
Моя основная цель сейчас — окончить цирковое училище. И не ради корочки, а чтобы получить максимум пользы от обучения и прокачать свои навыки. Уже после этого можно думать об окончательном переезде в Москву, формировании собственного имиджа и выходе на большую аудиторию. А еще мне бы хотелось продолжать ставить рекорды — возможно, даже мировые.