«Удивительный цифровой цирк»: что это за мультфильм и почему он так популярен в интернете
Октябрь 2023 года подарил интернету неожиданное вирусное шоу под названием «Удивительный цифровой цирк».
За две недели пилотный эпизод мультфильма от независимых аниматоров набрал 50 млн просмотров на «Ютубе» и разошелся на мемы и арты. Теперь блогеры покадрово разбирают серию, изучают отсылки и скрытые смыслы, а также загадывают, про что будут следующие эпизоды.
Такая популярность и уровень обсуждения — большая редкость для инди-анимации. Тем более для такого концептуального проекта: «Удивительный цифровой цирк» выглядит будто кат-сцена из старой видеоигры, а цветастая и на первый взгляд детская стилистика соседствует с очень мрачными темами и хоррор-эпизодами.
Рассказываем, в чем феномен «Цифрового цирка» и стоит ли его смотреть.
Что такое The Amazing Digital Circus и о чем первая серия
«Удивительный цифровой цирк» — The Amazing Digital Circus — это совместный мультсериал австралийской студии анимации Glitch и аниматора Gooseworx. Авторы делают независимые мультфильмы и выпускают их прямо на «Ютубе». У «Цифрового цирка» пока что вышел только пилотный эпизод. Судя по отклику аудитории, он наверняка получит продолжение. Но когда — никто не знает. У прошлых проектов Glitch разница между пилотном и полноценным сезоном могла составлять до года.
Пилотный эпизод начинается как безобидный опенинг детского шоу. Конферансье Кейн, выглядящий как вставная челюсть с глазами, представляет зрителям яркий цветастый мир «Цифрового цирка» и обещает кучу забавных приключений. Оно же знакомит нас с основными персонажами: среди них есть, например, антропоморфный кролик и меланхоличный шахматный король.
Посреди опенинга среди героев появляется девушка в костюме клоуна-арлекина. Она не понимает, как попала в «Цифровой цирк» и что вообще происходит. Последнее, что героиня помнит, — как надела шлем виртуальной реальности.
Другие персонажи объясняют новоприбывшей, что выхода из цифрового мира нет. И что все они попали туда похожим образом. Никто здесь не помнит своего имени, так что девушке дают новое: Помни. А конферансье предлагает устроить «приключение» для новенькой. По всему цифровому цирку появляются странные существа, которые крадут случайные вещи и куда-то уносят. Героям нужно их поймать.
Помни, впрочем, не сильно интересует приключение. Она пытается понять, как выбраться из цифровой западни. По ходу действия героиня узнает, что происходит с людьми, которые окончательно отчаиваются в этом виртуальном мире. Бедолаги становятся агрессивными бесформенными темными существами. Если они касаются других героев, те начинают как бы «глитчить», как битый цифровой файл.
Также Помни попадает в бесконечную череду офисных комнат и узнает, что за пределами цирка находится Бездна — бездонная цифровая пустота.
Почему The Amazing Digital Circus стал настолько популярен в интернете
Вокруг «Удивительного цифрового цирка» с момента выпуска первой серии сформировался фандом. Сначала это были давние поклонники независимой анимационной студии Glitch: ее проекты вроде «Дронов-убийц» и «Мета-бегуна» и раньше набирали по несколько миллионов просмотров на «Ютубе».
Вирусные проекты были и у Gooseworx, которая создавала анимацию для своего канала. С этого началось сотрудничество создателей «Цирка»: основатели Glitch Кевин и Люк Лердвичагул пришли к девушке и предложили ей срежиссировать новый мультфильм. Gooseworx предложила три идеи, и одна авторам понравилась больше всего: безумное шоу в стиле эпохи старых компьютеров 1990-х годов и консоли PlayStation 1. Тогда игры и анимация только начинали переходить в 3D, но сделано оно было очень примитивно. Это ощущение и хотели перенести ютуберы.
Стилистика еще и немного отсылает к эпохе безумной флеш-анимации: так называют период начала 2000-х, когда энтузиасты и инди-студии делали мультфильмы с помощью Macromedia Flash. Типичный пример — мультсериал Happy Tree Friends, где милые лесные персонажи становились жертвами кровавого ультранасилия.
Тогда же стало модным делать на первый взгляд детскую анимацию с «темными» сюжетами, юмором и сценами. Сейчас эта мода никуда не ушла: хоррор-игры вроде Poppy Playtime или Five Nights at Freddy, которые невероятно популярны у детской аудитории, тоже используют этот прием. Так в 2021 году у детей появился любимый персонаж — Хагги Вагги.
«Удивительный цифровой цирк» тоже сочетает немного детскую эстетику с жутким и взрослым. Только без крови и брутализма: за ужасы отвечают поднимаемые темы. Дополняют все колоритные герои: ИИ-конферансье Кейн, клоунесса Помни, человекоподобный кролик Джекс и остальные сразу же полюбились пользователям соцсетей. И стали героями артов.
Особенную популярность получила арлекин Помни — 25-летняя героиня, которая по сюжету пилота только-только оказывается в «Цирке». В том числе появились художники, которые сексуализировали образ девушки, что в очередной раз подтвердило «правило 34» .
Безумная популярность мультфильма привела к тому, что он стал обрастать другими типами фанатского контента. Ролики-эдиты, стилизации и многое другое. В «Тиктоке» видео с хэштегом #TheAmazingDigitalCircus набрали больше миллиарда просмотров.
«Удивительный цифровой цирк» стал подарком для эссеистов и обзорщиков. Там очень много мелких деталей и отсылок, которые можно увязывать в полноценные теории. Неудивительно, что «Ютуб» наполнился подобными видео.
На рост аудитории, вероятно, повлияла и новая функция «Ютуба». Раньше видео поддерживали только одну звуковую дорожку, например английскую. И для локализации приходилось перезаливать ролики на разные каналы — либо просмотры вообще уходили пиратам. «Удивительный цифровой цирк» же поддерживает 12 дорожек на самых популярных языках мира. На русский язык проект перевела студия NDRecrods Production.
Не обошлось, конечно, без мемов. Часто для их понимания даже не нужно смотреть мультфильм — достаточно в общих чертах иметь представление о персонажах. Мемы популярны в том числе и в рунете.
Стоит ли смотреть The Amazing Digital Circus
🤡 Сериал забавно обманывает ожидания. «Удивительный цифровой цирк» выглядит как типичное детское шоу. Он эксцентричный, в нем каждую секунду что-то происходит, а окружение очень яркое и цветастое. Но все это — всего лишь ловкий трюк: детского в «Цирке» не так уж много.
Авторы рассказывают довольно жуткую историю людей, которые заперты в абсурдном мире. Они в деталях показывают, как Помни постепенно теряет рассудок от происходящего вокруг.
Слащавая эстетика нужна, чтобы на контрасте сюжет казался еще более пугающим. Очень скоро цветастые интерьеры цирка и гиперактивный конферансье Кейн начинают угнетать. Понятно, что за красочной оболочкой здесь скрывается что-то необъяснимое и страшное.
😰 Это изобретательный сюрреалистический триллер. В какой-то момент Помни решает изучить устройство цирка, чтобы найти выход оттуда. Но вместо этого узнает, что за каждой дверью здесь скрываются странные комнаты. Где-то она видит сидящего в ванне манекена, а где-то — черную пропасть с огромной каруселью. Цифровой мир тут существует по своим законам, которые зрителю никто не планирует объяснять. По крайней мере, в пилотном эпизоде.
К тому же авторы интересно используют особенности «цифрового» стиля для создания тревожных образов. Различные глитчи и прочие артефакты изображения тут используют, чтобы показать хаотичную сущность цирка. А в некоторых сценах создатели специально не прорисовывают детали: например, в конце герои сидят за столом перед низкополигональной едой. Так подчеркивается искусственность окружения. Ведь героям даже не нужно есть в цифровом мире. Блюда — иллюзия от странного искусственного интеллекта, который пытается угадать, что нужно людям.
🤖 «Цифровой цирк» — отличная метафора соцсетей и интернета. Отчасти эффектность сериала можно объяснить тем, что с помощью сюрреалистичных концептов он говорит о вполне понятных вещах. Герои тут попадают в мир, где им обещают радость и беззаботность, где каждый день должно происходить что-то захватывающее и веселое. Но где ты постепенно теряешь всякую индивидуальность, а от бессмысленности существования легко впасть в уныние.
«Удивительный цифровой цирк» — довольно прямая аллюзия на интернет в целом. Место, где есть все, везде и сразу. И в то же время ничего не имеет значения. Через приключения Помни авторы показывают историю о перенасыщении информацией и тщетных попытках найти себя в мире, где все нацелено на обезличивание людей и превращение их в аватары-маски.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult