«Падение империи»: жестокий военный триллер от автора «Из машины» и «Рода мужского»
11 апреля в российский прокат вышел триллер «Падение империи» Алекса Гарленда.
Ранее режиссер снял «Из машины», «Аннигиляцию» и «Род мужской», а также писал сценарии к картинам Дэнни Бойла «Пляж» и «28 дней спустя». По сюжету в недалеком будущем штаты Техас и Калифорния объявляют войну правительству и лично президенту США, который переизбрался на третий срок. Объединенные силы сепаратистов уверенно продвигаются к Вашингтону. А группа отчаянных журналистов стремится пообщаться с президентом, пока его не убили.
Гарленд во всех кровавых подробностях показывает ужасы боевых действий. При этом режиссера также интересует профессия военного корреспондента, который фиксирует пугающую реальность ценой собственной жизни. Рассказываем, чем удивляет фильм и почему его не стоит смотреть впечатлительным зрителям.
Что за «Падение империи» (Civil War)
Дата премьеры: 11 апреля 2024 года в российском прокате
Страны производства: США, Великобритания
Режиссер: Алекс Гарленд
Сценарист: Алекс Гарленд
В ролях: Кирстен Данст, Вагнер Моура, Кейли Спейни, Стивен Хендерсон, Соноя Мидзуно, Ник Офферман, Джефферсон Уайт, Хуани Фелиз, Нельсон Ли, Эдмунд Донован
Жанры: боевик, драма
Фильмы, похожие на «Падение империи»: «Частная война», «Стрингер», «Переводчик», «Апокалипсис сегодня», «Дорога», «Судная ночь»
Продолжительность: 1 час 49 минут
💀 Это пугающе реалистичный триллер о войне
В недалеком будущем в США разгорается гражданская война. Все потому, что президент внес поправки в конституцию и избрался на третий срок. Глава государства продолжает давать оптимистичные интервью по телевидению, но с журналистами он не беседовал лично уже 14 месяцев.
Тем временем объединенные Западные силы, куда в том числе входят большие армии Техаса и Калифорнии, продвигаются к Вашингтону и готовятся штурмовать Белый дом.
Знаменитая репортер и фотограф Ли устало смотрит сводки новостей в гостинице в Нью-Йорке и решает вместе с коллегой Джоэлом отправиться в столицу. Мотивы у них разные. Джоэл спешит взять интервью у президента, пока тот еще жив, а Ли просто хочет запечатлеть уходящую эпоху. В машину к Джоэлу и Ли также садятся пожилой автор New York Times Сэмми и юная фотокорреспондентка Джесси.
Компании приходится ехать до столицы в объезд. Журналисты встречают вооруженных американцев и наблюдают все ужасы войны. При этом трудно разобрать, кто на чьей стороне. Кажется, противники и вовсе забыли, из-за чего начался конфликт.
Современные зрители привыкли, что в кино человечеству угрожают зомби или инопланетяне. Но постановщик-ревизионист Алекс Гарленд предлагает более реалистичный и страшный вариант развития событий. К власти в стране приходит автократ. Общество раскалывается, начинается война. В США появляются проблемы с электричеством, часть дорог перекрыта, люди стремительно вооружаются и стреляют в оппонентов. Самое страшное, что в теории подобное и правда может произойти.
Гарленд толком не показывает нам, за что выступают стороны конфликта. Кажется, Техас и Калифорния просто объединились против зла в лице президента. Теперь нет никаких правых и левых, важно победить общего врага, а с политическими взглядами члены коалиции будут разбираться потом.
В фигуре президента трудно не увидеть аллюзии на Дональда Трампа. Не просто так фильм показывают прямо перед президентскими выборами. Но «Падение империи» можно рассматривать как в контексте американской действительности, так и без углубления в частности.
Многие военные фильмы строго делят героев на своих и чужих. «Падение империи» пугает отсутствием подробностей конфликта. Режиссеру словно бы не важно, из-за чего все началось. Главное — жуткие последствия. Война расчеловечивает людей и высвечивает их худшие качества. Южане убивают всех, кто им кажется ненастоящими американцами, а затем позируют на фоне истерзанных тел. Другие бойцы запираются в домах и ведут хаотичный огонь по проезжающим мимо машинам.
Гарленд не забывает и о тех, кто просто закрывает глаза на проблемы вокруг. По дороге в Вашингтон журналисты проезжают городок в Западной Вирджинии, где по-прежнему спокойно работают все магазины и можно долго присматривать понравившуюся одежду. Этот эпизод кажется напоминанием о нормальной жизни, теперь уже далекой и невозможной.
📷 Гарленд интересно рассуждает о профессии военного корреспондента
Трудно точно сказать, как Гарленд относится к военным корреспондентам. С одной стороны, он вдохновлен отчаянными людьми, которые рискуют жизнью ради статьи или репортажа о военных преступлениях. Режиссер показывает честных профессионалов: они — единственная беспристрастная сторона. Журналисты просто стремятся зафиксировать катастрофу, а потому бесстрашно лезут в самое пекло.
С другой стороны, бесконечные убийства и пытки, которые журналисты видят каждый день, притупляют в них чувства, заставляют абстрагироваться. Так что это травматичная и далеко не всегда этичная профессия. Подобно главному герою фильма «Стрингер», Ли и Джесси готовы на все ради уникального кадра.
Кроме того, корреспонденты зависимы от военных действий: они ищут боевые конфликты, а вместе с ними — и острые ощущения. Героям уже не интересна скучная гражданская реальность, в которой никто не убивает друг друга каждый день. Ли, Джоэл и Джесси совершенно не ценят собственную жизнь, у них уже нет инстинкта самосохранения. Голосом разума выступает разве что опытный Сэмми.
Особенно заметна трансформация Джесси: в начале картины она чудом укрывается от взрыва в Нью-Йорке, затем видит сразу несколько смертей, оказывается в яме с трупами, а в конце все равно безрассудно бежит впереди военных, чтобы заснять штурм Белого дома. Фотограф признается, что это были самые страшные, но в то же время волнующие дни ее жизни.
💥 Фильм удивляет до последних минут
На экране безостановочно показывают шокирующие события: либо окровавленные тела, либо стрельбу по людям. Но оторваться от происходящих событий сложно. Поначалу Гарленд приковывает интересным концептом: никогда прежде мы не видели войну в США с близкого расстояния, если не считать исторические фильмы о противостоянии Севера и Юга в середине позапрошлого века.
Гарленд намеренно не отводит камеру от самых жутких моментов, а потому помещает зрителей в состояние перманентного шока. Даже кажущиеся беззаботными композиции Брюса Спрингстина или группы Suicide, если вслушаться в текст, комментируют события на экране и усиливают тревожный эффект.
«Падение империи» напоминает апокалиптическое роуд-муви. Поначалу фильм даже похож на сериал «Одни из нас». Мы слушаем беседы журналистов в машине и вместе с ними видим, во что превратилась Америка в условиях гражданской войны. Гарленд чередует душевные разговоры о профессии и будущем со страшными столкновениями героев с местными.
За каждым поворотом дороги могут ждать сюрпризы. Незнакомец в любой момент может схватиться за автомат. Зритель, как и главные герои, не может предсказать, что будет дальше — и доберутся ли журналисты до Вашингтона.
Во второй половине фильм превращается в зрелищный военный боевик со столкновениями в центре крупного города. Ни на секунду не останавливающаяся камера передает динамику момента. Журналисты не боятся прятаться от пуль за проезжающими танками и перебегают из одного укрытия в другое под непрекращающимся огнем: благодаря этому зритель оказывается в эпицентре событий.
«Падение империи» — редкий фильм, который может понравиться любителям как зрелищного кино, так и авторских картин. Захватывающие экшен-сцены сочетаются с актуальным политическим высказыванием. Гарленд делает антивоенную картину и пессимистично смотрит на современного человека, который в любой момент готов взяться за оружие. Привести мир в хаос легко, а вот вернуться в нормальность почти невозможно.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult