Как я училась придумывать шутки на онлайн-курсе
Я давно хотела научиться шутить, но думала, что для этого нужен особый талант или хотя бы насыщенная смешными событиями жизнь.
Когда я смотрела сериал «Удивительная миссис Мейзел» или комедийные фильмы, то всегда немного завидовала сценаристам и авторам, которые придумывали такие смешные истории. Но в последний год стало модно устраивать вечера стендапа в барах, да и в соцсетях появились посты друзей, которые сочиняют свои монологи. Мне захотелось попробовать, и я начала искать курсы стендапа, а точнее — создания смешных текстов, для выступления.
Эта тема сейчас популярна, а с началом пандемии многие комики начали преподавать онлайн. Вот несколько сайтов с онлайн-курсами, которые учат работать в комедийном жанре:
- «Московская школа стендапа»: цена по запросу, на момент написания статьи группа уже начала учиться.
- Standup Education: программа тоже началась, цена 15 000 ₽;
- «Академия комедии Алексея Ярцева»: курс по стендапу из 44 уроков обойдется в 11 900 ₽, видеоуроки и задания приходят на почту;
- «Сила Воли»: курс «Стендап 2.0» для самостоятельного изучения стоит 4000 ₽;
- «Студия Снегири»: курс сценаристов комедии, цена от 15 999 ₽.
Но тот, который я выбрала, попался мне на глаза случайно в подборке творческих курсов. Почитав отзывы о школе и преподавателях, решила записаться. Мне хотелось узнать больше о стендапе и, может, когда-нибудь выступить с монологом — который был итоговым проектом курса.
Вот на что я обращала внимание при выборе:
- Список преподавателей — они должны быть специалистами в своем деле и обязательно практиками.
- Режим обучения — я не хотела тратить время на поездки, но и записанные заранее вебинары были не интересны, я искала вебинары, которые проходят в реальном времени.
- Тематика — фокус на ораторском мастерстве мне был не нужен, я интересовалась комедийным жанром в широком смысле.
- Цена — платить за курс для начинающих больше 10 000 ₽ я не хотела.
Как организовано обучение
В курсе было семь вебинаров и одна бонусная видеозапись, занятия проходили по понедельникам и средам. Все учителя не теоретики, а практики: Виталий Щанников, Елена Новикова, Ксения Штерн.
Нас учили не только стендапу, и процесс обучения не предполагал практику публичных выступлений. Преподаватели скорее раскрывали суть комедийного жанра: как превратить обычную и даже трагическую историю из жизни в юмористическую, какими инструментами комедии пользоваться, как развить чувство юмора и перестать бояться чистого листа.
Все вебинары проходили в «Зуме», а записи и дополнительные материалы — презентации к урокам, список литературы, архив чата «Зума» — размещали на платформе «Геткурс». С телефона удобно изучать их в приложении «Чатиум», которое тоже подключается к «Геткурсу». Во время занятий камеры и микрофоны студентов отключены, можно только писать в чат.
При желании можно было вступить в общий телеграм-чат для однокурсников, я сделала это сразу. Чат — отличный инструмент общения и обратной связи, позже еще о нем расскажу.
После каждого вебинара участников ждало текстовое задание. Это важная часть учебы, а проверка заданий зависит от выбранного тарифа.
В самом доступном тарифе за 5500 ₽ задания не сдаются на проверку. При желании их можно публиковать на платформе «Геткурс» под записью вебинара, а также в телеграм-чате — тогда их могли прочитать и оценить однокурсники.
В тарифах за 9500 ₽ и за 14 500 ₽ задания проверяет редактор, и эти тексты участвуют в отборе к финальному выступлению. Кроме того, в последнем тарифе можно повторно выложить доработанный текст на проверку и предусмотрена еще одна консультация редактора после сдачи всех заданий.
Я выбрала тариф за 9500 ₽, чтобы получать обратную связь от редактора. Не буду скрывать, что и в конкурсе хотела поучаствовать, хотя попасть в пять лучших авторов из почти сотни — задача не из простых. Создатели также обещали оплатить проезд до Москвы финалисту из другого города, но по факту все они оказались москвичами, как и большинство тех, кто учился вместе со мной.
- 9500 Р
Как я училась
Обучение началось еще до первого вебинара. К каждому занятию прилагался обширный список литературы, а к некоторым даже фильмы и сериалы. Я почти все смотрела и до начала курса, в том числе «Друзей» и «Кухню», а за время учебы прочла одну книгу — «Библию комедии» Джуди Картер. Еще несколько ждут своего часа.
По итогам курса и обсуждения с одногруппниками я собрала небольшой список полезной литературы. В этих книгах есть и теория, и интервью с мастерами жанра, и практические советы:
- Стив Каплан, «Скрытые инструменты комедии».
- Грег Дин, «Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу».
- Джей Сенки, «Дзен и искусство стендап-комедии».
- Джон Ворхаус, «Комедийный ящик с инструментами».
- Майк Сакс, «Ковыряясь в мертвой лягушке».
- Мел Хелицер, «Секреты написания комедии».
- Стюарт Ли, «Как я избежал своей судьбы».
- Стивен Розенфилд, «Ухожу в Stand up!».
- Алексей Ярцев, «Юмор. Все инструменты комедии».
Первый вебинар вел известный стендап-комик Виталий Щанников, резидент шоу «Stand Up ЦИМмермана» и сооснователь «Московской школы стендапа». Он рассказал, что в каждой истории должен быть герой, который преодолевает препятствия и добивается цели. И задача комедийного жанра — продолжить историю так, чтобы она была смешной.
Во время вебинара мы выполняли разные задания, отвечая в чате «Зума»: например, нужно было придумать и написать в чат первую часть шутки, которая заканчивается на «…тогда я и понял, как важно соблюдать социальную дистанцию». На занятии присутствовало более 50 человек, свои варианты писали человек 20. Виталий зачитывал все, и мне понравилось, что он объяснял, почему одни смешнее других.
После вебинара мы должны были написать юмористический текст о первом свидании, путешествии, случае, когда мы все испортили или что-то впервые попробовали. Сначала я немного растерялась: показалось, что ничего особенно смешного в моей биографии не было. Но на следующий день я вспомнила сразу несколько забавных ситуаций и начала думать, как сделать их смешнее. Я рассказала о том, как путешествую с детьми. Здесь и далее покажу фрагменты из заданий: пригодились почти все ситуации из прошлого, которые я вспомнила перед сдачей первого.
- Я так люблю путешествовать, что готова делать это даже с детьми.
- Их у меня двое, девочка и… девочка. Но обе почему-то играют в машинки. Наверно, в роддоме их все же перепутали с мальчиками.
- Два ребенка — это удобно. Двумя руками держишь одну, а вторая уже может сама вылезти из фонтана Треви.
- Другие туристы в Риме, наверно, подумали, что она русалка. Или просто ей монеток на мороженое не хватило.
После отправки каждого задания его читал редактор и предлагал улучшения. Мои проверяла Анастасия Мачнева, редактор из Sony Pictures Television, и она дала мне много полезных советов. Приятно, что у нас сложился творческий союз: я отправляла некоторые доработанные шутки, и обычно она их одобряла.
В этом тексте она предложила поработать над некоторыми не очень смешными моментами. Например, короче и ярче описать причину ныряния в фонтан. И вот что получилось.
- Их у меня двое, девочка и… девочка. Выглядят как ангелы, а ведут себя какангелы. Родители мальчиков сочувственно кивают.
- Два ребенка — это удобно. Двумя руками держишь одну, а вторая уже может сама вылезти из фонтана Треви. Когда ешь только мороженое, приходится добывать карманные деньги всеми способами!
Второй вебинар вел драматург Валерий Печейкин. Он рассказал много интересного о комедии. Например, комическая составляющая в тексте может появиться тремя путями:
- Описание смешной ситуации.
- Смешное описание обычной ситуации.
- Описание ситуации, которая не имеет решения или абсурдна.
Задание заключалось в том, что нужно написать письмо недосягаемому объекту: например, кинозвезде от лица сварщика. Я выбрала некоего белоруса по имени Саша Л., который пишет письмо Мадонне на смеси белорусского и русского языков.
Вебинар о комедийном сюжете вела драматург Нина Беленицкая. Она попросила посмотреть перед занятием несколько киноработ, в том числе комедию «В джазе только девушки». На этом вебинаре мы подробно разобрали структуру комедии. Три ее главных элемента — герой, цель и конфликт, мешающий достичь цели.
Домашнее задание — разложить эпизод из жизни по структуре комедийного фильма: герой, у которого есть цель, что-то или кто-то мешает ее достичь, потом становится еще хуже, а потом ситуация меняется к лучшему. Я рассказала эпизод из своей жизни о том, как хотела отвезти котят в Майами — я занимаюсь их разведением в качестве хобби, — но из-за пандемии все пошло наперекосяк.
- Иногда мои котята уезжают за границу, я отвожу их сама. В ноябре 2019 года родились новые, и двоих решила купить семейная пара из Джексонвилла. Нет, лучше напишу — из Флориды, а еще лучше — из Майами. Именно туда мне предстояло отвезти двоих парней — сибиряка и невака.
- В начале марта запахло жареным. То, что коты отлично ели и могли влезть в одну переноску только трамбовкой, было меньшей проблемой. А вот ковидушка, будь он трижды неладен, захлопывал одни воздушные ворота за другими и открывал карантинные зоны.
- Хозяева котов нервничали. Я все еще мысленно лежала на белоснежном пляже Майами, но пейзаж передо мной постепенно размывался.
Анастасия предложила сместить фокус на то, как сильно я хотела попасть в Майами, и действительно получилось интереснее.
- Именно туда мне предстояло отвезти двоих парней — сибиряка и невака. И себя, конечно. Коты и сами долетели бы, а я, да за чужой счет — такой шанс выпадает редко! Я купила новый купальник (*зачеркнуто* — три), похудела на три кило (*зачеркнуто* — на четыре) и была готова покорять серферов (*зачеркнуто* — или они меня).
Одним из самых интересных для меня стал вебинар о диалогах от сценариста Ксении Штерн. Она рассказала о восьми типах персонажей в комедии по модели сценариста Скотта Седита:
- Логичный умник.
- Обаятельный неудачник.
- Человек с невротическим расстройством.
- Дуралей.
- Хам.
- Меркантильный человек.
- Ловелас.
- Чудак — человек не от мира сего.
Еще Ксения рассказала о принципах построения диалогов и комедийных инструментах.
Задание было тесно связано с темой: написать диалог между логичной умницей и обаятельным неудачником, используя недопонимание. Другой вариант — диалог между человеком с невротическим расстройством и чудаком не от мира сего, где будет использован комедийный разворот. Я выбрала второе, и моими героями стали некие Адам и Ева. Знаю, что на тему религии шутить не всегда можно, но текст вышел забавный и без намерения кого-то оскорбить.
Вебинар стендап-комикессы Аси Явиц был отчасти посвящен обшучиванию боли и неприятностей. Эта тема довольно бурно обсуждалась в телеграм-чате, потому что далеко не все могут и хотят шутить о невеселых моментах в жизни. Я думаю, что это можно считать своеобразной психотерапией.
Задание заключалось в том, чтобы взять какой-то неприятный эпизод из своей жизни и написать о нем смешной текст. У меня таких моментов было несколько, потому что я живу с легким ДЦП, и шутить над ними я давно умею, поэтому сложностей не возникло.
- Дело в том, что у меня две ноги.
Ну да, да, почти у всех две ноги. Но у меня они по-своему прекрасны.
Каждая в отдельности.
Правая — такая базовая нога, как у всех. Трудяга, спортсменка, комсо… В общем, красавица. - Левая — изящнее, тоньше, короче. Ровно настолько, чтобы всю жизнь меня бесить. Но в итоге мы с ней сжились и сотрудничаем. Когда ругаемся, я обещаю поменять ее на бионическую. Ей почему-то эта идея не нравится.
Редактор, как всегда, предложила улучшить некоторые слабые места, и текст заиграл новыми красками.
- Когда ругаемся, я обещаю поменять ее на бионическую. Тогда она начинает вести себя как настоящая. Но недолго.
С большим интересом я ждала вебинара от гостьи курса — актрисы Елены Новиковой, которая сыграла главную роль в сериале «Я не шучу» и регулярно выступает как стендап-комик. Она полтора часа рассказывала нам о том, как собирать материал для выступления.
Мне понравилось, что Елена поделилась своими методами юмористической обработки жизненных событий и рассказала, как читать свои тексты со стороны. В частности, она использует метод фрирайтинга, когда садишься и в течение, например, часа пишешь обо всем, что придет в голову.
В задании предлагалось написать о том, как я была какой-нибудь маской: например, матерью, дочерью, ребенком. Я выбрала необычную маску — роженицы, получилось забавно.
- Однажды я рожала. Мужчины, не шикайте, физиологических подробностей не будет. Да-да, и не надейтесь!
- В общем, долго ли коротко ли, больно не больно ли, а ребенок собрался на выход.
— А я вот вертикально хотела родить, — говорю.
— А ну, лежать, а то я ща уйду и сама будешь все делать, — мрачно пошутила акушерка.
Анастасия отметила, что в юмористическом тексте стоит избегать слова «пошутил», и рассказала, как «усмешнить» некоторые моменты.
- — А ну, лежать, а то я ща уйду и сама будешь все делать, — отрезала акушерка. Лучше бы она и правда что-нибудь отрезала, потому что валяться в роддоме уже надоело.
Переходим к практике
О том, как важно выходить на публику и шутить, рассказал опытный стендапер Дима Гаврилов в бонусной лекции. А заданием было, собственно само выступление. Выполнить это задание мне помогла одна из участниц курса, оказалось, что она проводит женский открытый микрофон в одном из московских баров. Это такие мероприятия для начинающих комиков. Например, в Москве можно выступить в StandUp House на проспекте Мира или в StandUp Store на Петровке.
Конечно, я держалась на сцене не очень уверенно, учитывая, что опыта выступлений у меня нет, но рассказывала задорно. Я еще и выступала последней, так что зрители были готовы посмеяться и над моим стендапом. Выступать полезно, ведь именно это главное для стендап-комика. Даже если он интроверт и с начала пандемии не выходил из дома.
По завершении курса преподаватели должны были отобрать пять лучших текстов для выступления в одном из московских кафе вместе с выпускниками другой школы стендапа. Но мы не знали, как будет проходить отбор. На итоговом вебинаре Виталий Щанников попросил взять текст из первого задания, доработать его и выложить заново. Это касалось только тех, кто учился по тарифам за 9500 ₽ и за 14 500 ₽.
Некоторые участники расстроились, потому что считали лучшим другой текст, но почти все доработали и отправили первый. Я тоже опять рассказала об отпуске с детьми, добавив деталей.
- Мы взяли велорикшу, чтобы осмотреть другие достопримечательности. Но что можно увидеть, когда двумя руками хватаешься за поручни, третьей закрываешь глаза от страха, а четвертой и пятой держишь детей?!
- Потом мы сели на двухэтажный автобус. Точнее, встали. Кажется, кому-то на голову.
- И поехали смотреть на Колизей. Он оказался каким-то разваленным. Нет бы как в Москве: пять лет в лесах — и вот он, новый открытый бассейн. Или храм.
На этот раз редактор не должен был улучшать текст. Анастасия просто похвалила меня за хорошую работу и сказала, что с таким материалом можно выступать.
Настал день, когда объявили пятерку финалистов. Увы, я в этот список не попала, но и не расстроилась: ведь к этому моменту уже выступила на открытом микрофоне.
На финальный концерт я пошла как зритель: хотела поддержать победителей. Его вел Виталий Щанников, он немного разогрел атмосферу общением с публикой, а потом предоставил микрофон начинающим комикам. Из пяти отобранных участников выступили четверо, у всех это было впервые, но никто не растерялся. И было действительно смешно. Участники рассказывали о том, как они учились обращаться с младенцем, путешествовали автостопом, переживали кризис среднего возраста.
Что я узнала на курсе
Под конец организаторы опубликовали лонг-лист 15 лучших текстов, которые можно использовать в портфолио и для выступлений. Среди участников оказалась и я, это было очень приятно, потому что на курсе училось около 100 человек.
Курс оказался для меня полезным, хоть он и не был посвящен конкретно стендапу и навыкам публичных выступлений. Я научилась смотреть на жизненные ситуации с юмором, читать и оценивать юмористические тексты со стороны, улучшать шутки, узнала много нового о строении и сюжете комедии, характеристиках персонажей и комедийных приемах, которые можно использовать в текстах. О потраченных деньгах не пожалела.
Недостаток я бы назвала один — малое число финалистов. Послушать не 4, а 10—15 историй вживую было бы интереснее. Учитывая, что выступление со стендапом длится в среднем 3—4 минуты, надолго бы концерт не затянулся. Но это субъективный минус: качество преподавания и объем полученных знаний меня устроили.
На курсе я познакомилась с интересными людьми, увлеченными стендапом. В середине курса мы с несколькими участниками создали отдельный телеграм-чат, чтобы договариваться о походах на стендап, помогать друг другу улучшать — или разгонять — шутки и поддерживать друг друга.