Как я в нулевые чуть не попал в киберспорт по Counter-Strike 1.6 из компьютерного клуба

Как я в нулевые чуть не попал в киберспорт по Counter-Strike 1.6 из компьютерного клуба

Воспоминания читателя
6

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Аватар автора

Артём

сбегал с физкультуры ради игры в клубе

Страница автора

В школе я «занимался» баскетболом. Это была прихоть родителей, поэтому вместо тренировок я почти всегда ходил в компьютерный клуб.

Бывал там раза три в неделю, играл, как правило, один. Иногда по пути мог кого-нибудь встретить и позвать с собой. Надо было пересидеть часа два и идти домой, поэтому собирать народ ненадолго было бессмысленно. Все остальное время мы ходили в клуб компанией.

Вместо обычных уроков я никогда не ходил в клуб, но мог это сделать вместо физкультуры, которая всегда стояла последней в расписании. А у параллельного класса, с которым я общался и тесно дружил, в эти дни всегда было на один урок меньше. Они меня забирали с последнего урока, и мы вместе шли в клуб. Играли несколько часов и уходили домой.

Знакомство с клубом и школьные будни

Я впервые посетил компьютерный клуб в 2005 или 2006 году в Кирове. Рядом с моим домом стоял большой гараж, который сдавали в аренду. Предприимчивые ребята сделали из него клуб. Там стояло компьютеров 20, а ходил туда весь двор — разношерстный народ всех возрастов, от 5 до 25 лет. Мне тогда было 6—7 лет.

Через пару лет в районе появился более серьезный клуб — двухэтажный, с множеством компьютеров и какими-то движухами вроде турниров. Я стал ходить туда. Клуб находился между двух школ, поэтому в нем всегда было людно. Этот клуб был для многих дорогой в киберспорт — там случались первые успехи.

Здание было в плачевном состоянии, особенно внутри. Краска осыпалась, но кого это волнует? Мы приходили туда играть и получать эмоции. Нас не интересовало, как выглядело пространство. Возможно, это был вообще единственный клуб в городе.

Час игры стоил 20 ₽. На обеды тогда мне давали по 50 ₽, так что накопить себе на досуг и не просить денег у родителей было проще некуда. Абонементов не было, вип-залов тоже. Все сидели близко друг к другу. Из еды были лишь снеки и напитки. Все демократично: пришел, заплатил, сел играть. Время кончается — комп отключается. Перед этим приходило уведомление, так что админ не подходил и не напоминал — это уже было пережитком.

Народу там всегда было море, иной раз приходилось бронировать компы заранее. Стояли в очередях — часто даже уходили: из-за количества желающих сильно растягивалось время ожидания. Пить и есть за компом запрещали — на стенах висели соответствующие дисклеймеры. 90% времени в клубе уходило на Counter-Strike 1.6. Остальные 10% распределяли между какими-то мелкими играми, чтобы отдохнуть от CS. Учились играть в «Доту», когда она была картой в «Варкрафте». В те времена, кстати, почти никому она не заходила: играть было сложно, надо было думать. Во второй «Доте» все проще.

В CS можно было играть хоть всем клубом. Если не хватало людей, всегда можно было собрать микс из тех, кто был в клубе, и сыграть пять на пять.

Мы приходили в клуб компанией, но усесться всем было практически нереально. Кого-то посадят на первый этаж, а кого-то — на второй. «Дискорда» тогда не было — только «Тимспик». Но тот особо не работал, так как все играли по локальной сети, а не по интернету. Так что бегали туда-сюда, чтобы что-нибудь спросить друг у друга или дать хоть какую-то инфу о противнике.

Помню, у нас в компании был парень, который воровал деньги у родителей, чтобы поиграть с ребятами и проставиться перед ними. Его эпоха длилась недолго: мама и папа все узнали, больше в клубе его не видели. Для всех родителей клуб был сомнительным развлечением, поэтому многих часто не пускали туда и отправляли под домашний арест, если узнавали о наших походах.

Одна из школьных команд, которая заняла первое место. Слева — лестница на второй этаж. На стене — грамоты призеров как память клуба о мероприятиях
Одна из школьных команд, которая заняла первое место. Слева — лестница на второй этаж. На стене — грамоты призеров как память клуба о мероприятиях

Клево, когда кто-то один проставлялся за всех и мы играли по пять часов. Это был кайф — даже родители разрешали такое. Многие часто проводили в компьютерном клубе дни рождения. Еще туда приходило полно неадекватных и тех, кто говорил «дай я тебе покажу, как надо». Тогда можно было забыть про комп. Ребята постарше там проводили сутки, но нас они никак не задевали.

Дорога в киберспорт и первые успехи

Я перестал ходить в клуб в 10 или 11 лет. Это был 2009 год, у меня тогда появился компьютер лучше старого. И не только у меня — мы стали играть с ребятами из дома, хотя делать это было сложно из-за трудностей с коммуникацией. С приходом интернета и более-менее хороших девайсов для связи проблема ушла.

После перехода домой мы появлялись в клубах только ради регулярных турниров для школьников. Было два формата по возрастам: «Школярский» для тех, кому нет 16, и «Безотцовщина» — для старшеклассников, студентов и всех, кто старше 16. Я приходил в клуб и на тренировки: дома игралось спокойно, а вот в клубе вновь приходилось привыкать к напряженной атмосфере и периферии, столу, креслу.

В то время популярной была программа mIRC — в народе «Мирка». С ее помощью можно было найти команду, матч, соперников, собрать команду и все-все-все, что связано с онлайн-игрой. Иными словами, это был поисковый канал.

Один из турниров по Counter-Strike 1.6
Один из турниров по Counter-Strike 1.6

Однажды я просто зашел в «Мирку», чтобы найти команду на несколько матчей онлайн, и увидел, что мне кто-то написал. Мол, нужен игрок на турнирную игру в LAN — по локальной сети, то есть в офлайне. Мы списались в «Тимспике» и обговорили детали: в их команде по Counter-Strike 1.6 из четырех человек не хватало пятого игрока. Договорились тренироваться, играть вместе, чтобы поймать необходимую синергию, научиться коммуницировать между собой и понимать друг друга. Стать настоящей командой.

Мы долго и упорно тренировались. Я очень переживал, потому что меня ждал первый офлайн-турнир, накануне долго не мог уснуть. Зря — отыграли мы достойно и заняли третье место. На таких турнирах можно было спокойно зарабатывать: платные взносы оборачивались хорошими призовыми за победу. Нам за третье место ничего не дали. Мы расстроились, но смирились.

Мне кажется, даже в то время было реально стать киберспортсменом. Главное — уделять делу много времени. К тому же можно было играть и на онлайн-турнирах. Мы как-то посетили такой — попали на квалификацию турнира из серии Asus Open. Было очень сложно: мы вылетели на стадии 1/16 или 1/32. В любом случае это был интересный и захватывающий опыт. Если бы прошли тогда отбор, то получили бы приглашение на офлайн-турнир в Киеве. А это уже совсем другой уровень — можно сказать, настоящий киберспорт. Грубо говоря, я был в шаге от него.

Последний турнир

Чувствую досаду, что остановился и не реализовал себя в киберспорте. Возможности для этого были. Нам не повезло, потому что в 2012 году начала загибаться Counter-Strike 1.6, ей на смену пришла Counter-Strike: Global Offensive. Эту игру тогда все презирали: не хотели играть в нее и ругались из-за высокой цены. Я пытался дать ей шанс, но было сложно: не нравилась графика и стрельба. Даже у многих профессиональных игроков не получалось перейти на новинку.

Если бы релиз CS:GO отложили, наша команда продолжила бы играть в Counter-Strike 1.6 и пытаться чего-то добиться. Было огромное количество турниров на разных площадках — тренируйся, проходи квалификации и побеждай. Все бы обязательно получилось. Жаль, было решено устроить капитальную перестановку: оригинальная игра начала умирать, количество турниров стало сокращаться. Конечно, мы неоднократно пробовали командой перейти на CS:GO, но ничего не получалось. Не вставляла игра, так что тренироваться мы перестали.

Где-то через год ребята предложили мне поехать на LAN — офлайн-турнир. Мы даже не стали особо тренироваться для него, решили сыграть наудачу и посмотреть, что получится. Накануне провели пару игр и немного поговорили. Мы жили в разных городах, поэтому хотели просто встретиться, пообщаться вживую и получить кайф от игры. На турнире ожидаемо проиграли все игры — мы и не рассчитывали на больший результат.

Помню, когда вышли из клуба, первый вопрос был такой: «Что будем делать дальше?» Кто-то говорил про «Доту», кто-то — снова о CS:GO. Часть команды попробовала перейти на другие игры, но не пошло.

Мы окончательно разошлись по сторонам — я перестал играть, о ребятах ничего не знаю. Думаю, они просто выросли. У кого-то появилась работа и семья, и сейчас им не до этого. Наше время прошло — сейчас играют, дают результат и чего-то добиваются другие.

Что дальше

То время я вспоминаю с улыбкой. Мы пытались добиться цели и стать киберспортсменами, но остановились в шаге от этого. Раньше можно было чего-то достичь — по крайней мере, я знал, что для этого надо сделать и через что пройти. Думаю, сейчас ситуация сильно изменилась. Стало сложнее: не знаешь, с чего начать, а вокруг огромная конкуренция. Зато появилось больше компьютерных клубов, и изменилось отношение к киберспорту.

Я был в новых компьютерных клубах. Красиво. Стильно, модно, молодежно. Мощные компы, красивая периферия, мониторы, кресла, столы и прочее. Все нравится. Сейчас час игры стоит 90 ₽. Один раз можно сходить ненадолго. Там своя атмосфера и обстановка, но идти в компьютерные клубы стоит ради ностальгии, не более. Остальное время лучше провести в домашнем ПК и поиграть с друзьями. Просто ради расслабления и удовольствия — без агрессии и духа соревнования.

РедакцияВы бы хотели стать киберспортсменом?