«Великая ирония»: в российском прокате последний фильм Вуди Аллена — о любви и измене
Поп-культура
12K
Фотографии в материале — «Вольга»

«Великая ирония»: в российском прокате последний фильм Вуди Аллена — о любви и измене

9
Аватар автора

Георгий Амиян

знает Париж по песне Канье

Страница автора

28 сентября 2023 года в российский прокат выходит фильм «Великая ирония».

Новая картина Вуди Аллена рассказывает о любовном треугольнике в осеннем Париже. Этот город и прежде появлялся в фильмографии режиссера. Но «Великая ирония» — первое кино автора полностью на французском языке и с европейскими актерами.

Новая работа Вуди Аллена мало чем удивляет, но посмотреть ее все равно стоит. Рассказываем, почему «Великая ирония» может понравиться зрителям.

Что за «Великая ирония» (Coup de Chance)

Дата премьеры: 28 сентября 2023 года
Страны производства: США, Франция
Режиссер: Вуди Аллен
Сценарист: Вуди Аллен
В ролях: Лу де Лааж, Валери Лемерсье, Мельвиль Пупо, Нильс Шнайдер, Грегори Гадебуа, Гийом де Тонкедек, Эльза Зильберштейн, Анн Луаре, Сара Мартинш, Арно Вьяр
Жанры: мелодрама, комедия, триллер
Фильмы, похожие на «Великую иронию»: «Матч поинт», «Иррациональный человек»
Продолжительность: 1 час 33 минуты

😍 «Великая ирония» вбирает лучшее из классики Вуди Аллена

Сотрудница аукционного дома Фанни встречает на улице Парижа бывшего одноклассника по нью-йоркскому лицею и литератора Алена. Он приехал в столицу Франции, чтобы написать роман о джазовых музыкантах. Главная героиня живет с мужем — состоятельным и любящим Жаном. Вот только он обращается с Фанни как с трофейной женой. При любом случае Жан хвастается супругой перед претенциозными друзьями-снобами.

Ален признается Фанни, что был влюблен в нее в школе. Мужчина предлагает вместе пообедать. Встречи становятся регулярными, а невинные прогулки перетекают в роман. Пока Фанни пытается разобраться в своих чувствах, Жан начинает что-то подозревать.

«Великая ирония» — 50⁠-⁠й фильм Вуди Аллена
Роль Фанни исполнила французская актриса Лу де Лааж. Она известна по детективному триллеру «Черный ящик»
Алена сыграл Нильс Шнайдер из «Воображаемой любви» Ксавье Долана

Вуди Аллен никогда не боялся самоповторов. Среди зрителей даже бытует мнение: если ты видел хотя бы одну картину режиссера, значит, видел и все остальные — настолько они похожи друг на друга. Вот и в «Великой иронии» автор старательно собирает все, что прежде удачно работало в его фильмографии.

Например, на первый взгляд счастливая Фанни оказывается очередным персонажем-невротиком с проблемной историей отношений. Такими были Элви из «Энни Холл» или Гэтсби из «Дождливого дня в Нью-Йорке». А любовный треугольник из главной героини, ее супруга и внезапно появившегося одноклассника напоминает завязку «Матч поинта».

При этом картина не кажется вторичной. «Великую иронию» воспринимаешь скорее как юбилейную компиляцию хитов автора или же его прощальный тур. Причем судя по интервью, Ален считает так же. Режиссер признается, что устал от постоянных скандалов, обвинений в свою сторону и проблем с финансированием. Из-за этого он подумывает о пенсии.

В новом фильме Аллен преимущественно повторяет мысли предыдущих картин. Но место добродушного цинизма 40-летнего невротика неожиданно занимает злая ирония пожилого мужчины. Постановщик дарит красивый финал тем героям, кто верит в красоту случая. И наказывает тех, кто наивно желает управлять своей жизнью.

🥐 Фильм выглядит ярко и уютно — а вот Париж Аллена не особо интересует

«Великая ирония» запоминается яркой и уютной съемкой. Париж в объективе оператора Витторио Стораро запечатлен в теплых тонах и становится своеобразным антиподом холодным Нью-Йорку и Лондону из прошлых картин автора. Декорации уютного города превращают происходящее на экране в ироничную сказку. Поэтому даже чудовищные поступки героев вызывают скорее ухмылку, чем ужас.

Но видно, что Аллен снимал в Париже вынужденно — а не потому, что так хотел. Если в «Манхэттене» мегаполис жил своей жизнью и одновременно олицетворял все мысли и переживания главного героя, то Париж в «Великой иронии» — лишь романтичный задний план.

Локации Парижа ничем не выделяются. От любого другого западноевропейского города столицу Франции здесь отличает разве что сад Тюильри, где обедают Фанни и Ален. Время же между обедами в парке герои проводят преимущественно в типичных офисах, квартирах и загородных домах.

Изначально главными героями картины должны были быть живущие в Париже американцы. Позже Аллен переписал сценарий, чтобы снять картину с французскими актерами на их родном языке
Изначально главными героями картины должны были быть живущие в Париже американцы. Позже Аллен переписал сценарий, чтобы снять картину с французскими актерами на их родном языке

⭐️ В «Великой иронии» слабый сценарий, но фильм спасают актеры

Главная проблема «Великой иронии» — сценарий. Новая работа Аллена порой напоминает устаревшую фестивальную драму. Мысли Элви в «Энни Холл» подавались пусть и нехитрым, но действенным способом — прямым обращением главного героя к аудитории с комичным монологом.

«Великая ирония» подобных вольностей себе не позволяет. Все чувства, взгляды и планы герои обязательно проговаривают друг другу вслух. Поэтому диалоги звучат фальшиво. Не помогают истории и клишированные образы главных героев: чувственный молодой писатель с бескорыстной любовью, властный и содержательный супруг с мрачным прошлым и миниатюрной железной дорогой.

Но картонных персонажей оживляют актеры — особенно сыгравший Жана Мельвиль Пупо. В этом году он исполнил роль антагониста-манипулятора в «Жанне Дюбарри» с Джонни Деппом, а теперь предстает в образе почти что диснеевского злодея у Аллена Персонаж прячет злобное лицо за фальшивой доброй физиономией — это одновременно веселит и заставляет его ненавидеть.

«Великую иронию» сложно оценить категорично. С одной стороны, это достойная работа режиссера-классика о жизни, любви и превратностях судьбы с выдающимися актерскими перформансами. С другой — в фильме заметна авторская усталость. У режиссера уже не хватает сил и энергии придумать новые сюжетные повороты — поэтому он просто создает яркий микстейп из старых картин. Но это не худший вариант для последней картины Вуди Аллена: фанаты точно оценят кино.

Герой Мельвиля Пупо практикует метод решения проблем от Криса из «Матч поинта»
Дословный перевод оригинального названия — «Счастливый случай» или «Внезапная удача»
Ради премьеры «Великой иронии» в Венеции Вуди Аллен впервые появился на крупном кинофестивале с 2016 года

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Георгий АмиянКакой ваш любимый фильм Вуди Аллена?
    Вот что еще мы писали по этой теме