«Чем выше доля креативного класса, тем благополучнее общество»: как твор­чество меняет жизнь

«Чем выше доля креативного класса, тем благополучнее общество»: как твор­чество меняет жизнь

13 вопросов ученому о креативности, иностранных языках и образовании
33
Аватар автора

Анатолий Хархурин

ученый и художник

Страница автора
Аватар автора

Артем Мельник

задавал вопросы

Страница автора
Аватар автора

Марина Меркулова

сфотографировала

Страница автора

В России растет число представителей креативного класса, при этом половина работников в творческих индустриях не имеет профильного образования.

Правда, исследователи считают креативными не только представителей творческих профессий, но и, например, айтишников. Мы поговорили с директором Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций Высшей школы экономики Анатолием Хархуриным о том, что такое креативность, кого можно относить к креативному классу и всем ли нужно получать высшее образование.

Вы исследуете креативность — можете дать исчерпывающее определение этому понятию?

Креативность — это комплексное явление, которое может рассматриваться с очень разных точек зрения. Мы можем говорить о креативной личности, о креативной деятельности, креативном мышлении, продукте креативной деятельности. Мы можем говорить о способности других людей убеждать, что продукт нашей креативной деятельности чего-то стоит.

Креативность начинается с того, что мы видим мир не так, как остальные люди. В этой структуре сложно выделить одно определение, но в науке оно существует.

В своих исследованиях я определил креативность четырьмя критериями: новизной, полезностью, эстетикой и аутентичностью. Новизна — создание чего-то нового и оригинального. Полезность — то, что ты создал, должно вписываться в некий контекст, отражать его и даже изменять.

Например, если ты Эйнштейн, твои законы должны вписываться в существующий корпус физики. Если художник, это должно быть что-то, соответствующее художественным канонам. Хотя начиная с 20 века нарушение канонов стало нормой — может быть, поэтому мы часто смотрим на искусство и теряемся в догадках о его значении. Первые два критерия общеприняты: почти все исследователи креативности с ними согласны.

К полезности и новизне я добавляю эстетику и аутентичность. Продукт креативной деятельности, как по мне, должен быть эстетичным, как бы мы это ни понимали. Красота и уродство — две стороны одной медали, но это все об эстетике. Как я объясняю эстетику? Это некая попытка отразить феноменальную реальность наиболее эффективным образом. Например, формула E = mc² — это красиво и емко. Фрактал  — тоже. Они обладают закономерностями и последовательно отражают действительность.

А главный для меня критерий — это аутентичность. То, насколько человек искренне вовлекается в творческий процесс. Для меня креативность — про рефлексию. Чем отличается креативность, скажем, от искусства? Я считаю, это две разные фазы. Первая — креативность, в которой происходит процесс познания себя. Человек рефлексирует, и в результате получается некий продукт, например картина. Потом это становится искусством. Тут уже вступают в силу вещи, не связанные с креативностью как таковой. Например, для успеха художника нужен хороший маркетинг. Маркетинг — это уже вторая фаза.

Аутентичность отражает первую фазу. Когда человек искренне погружается в процесс и через это погружение познает себя.

По статистике, численность представителей креативного класса в России растет. С чем это связано?

Думаю, что это не только в России, а повсеместно. Причина проста: мы сейчас переживаем время, когда технологии освобождают нас от повседневных задач.

Роботы и роботизированные системы, искусственный интеллект позволяют переложить монотонный рутинный труд на машины, освобождая время. Все это говорит о том, что люди смогли правильно распределить потенциал. Не зависли с пивом перед телевизором, а взяли это свободное время, пошли и реализовали его. Или приобрели новые знания и навыки в профессии, развили свой потенциал за пределами той рутинной работы, которую они всегда делали.

Человек сидел в офисе всю жизнь, а теперь за него эту работу делает ChatGPT. Есть такая шутка: ChatGPT придумана для того, чтобы освободить тебя от рутинных дел, а не для того, чтобы он занимался за тебя креативностью.

В целом увеличение числа представителей креативного класса — это хороший показатель того, что люди, освободившись от рутинной работы, занялись креативными профессиями. Чем выше доля креативного класса, тем более благополучно общество.

В моей четырехмерной концепции креативности, кстати, нет привязки к какой-то конкретной профессии. Я приводил пример из физики, но могу и из искусства или кулинарии, поскольку моя концептуальная модель универсальна. «Черный квадрат»‎ Малевича или вкусно приготовленный брауни — каждый продукт творческой деятельности имеет место в этой матрице.

Может ли креативный класс разрастись настолько, что заводы будут стоять и никто не захочет работать за станком?

Если креативный класс будет расти за счет того, что рутинная работа выполняется машинами, в этом нет ничего плохого. Креативный класс — это не бездельники. Это те, кто создает новое. Будет больше людей, которые двигают мир в будущее. Это хорошо.

В Германии, к примеру, сейчас идет жаркая полемика — нужны стране мигранты или нет. Ответ такой: есть очень много профессий, куда местные не хотят идти. А почему? Потому что люди хотят лучшей жизни, лучших рабочих мест, не тонуть в рутине. А роботизация позволит освободиться от всей этой рутины.

Я вижу проблему в другом. Те, кто не хочет заниматься рутинным трудом, и креативным часто не хотят заниматься. К сожалению, существует много институций, которые полностью занимают человеческое сознание, не давая ему задуматься о смысле жизни. Например, телевидение и соцсети. В них можно зависать сутками. Все освободившееся время человек может потратить на них, а не приобрести новую профессию или реализовать свой потенциал.

Человек по природе своей многогранен. Но кто-то нам сказал, что нужно заниматься только одной профессией. Нужно найти свое призвание и посвятить ему всю жизнь. Эта идея, кстати, относительно новая, такой пережиток капитализма.

В начале 20 века в Детройте было открыто «Бюро призвания», в котором молодым людям подыскивали занятие, которое должно было стать их профессией до конца жизни. По сути, человека готовили к тому, чтобы он стал винтиком в капиталистической машине. Но ведь он многогранен, зачем останавливаться на одном роде деятельности? Есть понятие «полимат» — многогранная личность, развивающаяся сразу в нескольких областях, этакий человек эпохи Возрождения. Вот к чему нужно стремиться!

Как соотносятся между собой работа и хобби?

В Древней Греции, в эпоху Ренессанса, в дворянских семьях девятнадцатого столетия человека учили всему: музыке, конному спорту, фехтованию, танцам. А в эпоху индустриальной революции нужны не многогранные люди, а винтики, которые можно вставить в систему, где они будут функционировать всю жизнь. Это ненормально.

Креативность позволяет человеку открывать свои грани. Когда у него появляется свободное время, он может исследовать себя — дает себе период моратория. Это понятие ввел в психологию Эрик Эриксон. Он выделяет восемь ступеней развития личности. Одна из них называется мораторием. Обычно это совпадает со временем нашей учебы, когда можно исследовать свои интересы, хобби, призвания, потенциал. Это период, когда мы можем совершать ошибки и делать это относительно безболезненно, потому что еще нет острой необходимости зарабатывать деньги.

Эриксон подчеркивал, что люди не пользуются мораторием, а сразу встают в накатанную колею в начале университетской жизни и идут по ней всю жизнь. А должно быть наоборот. Сейчас из-за того, что технологии позволяют нам это сделать, мы должны пробовать себя в совершенно разных областях — искать свое хобби. Что такое хобби? Это то, что доставляет удовольствие. У тебя есть работа, которая приносит деньги. Деньги платит другой человек, которому нужен результат этой работы. Твоя работа — это то, что нужно другому человеку.

Мне деньги приносит наука. Поэзия, визуальное искусство и проза — это мои хобби. Но я их не рассматриваю как свои профессии. Они не приносят денег. Я не продаю картины и не могу представить, кто сейчас зарабатывает стихами. Хобби — это то, что делаешь для удовольствия. Твоя креативность может прекрасно реализоваться в хобби.

Очень часто люди из хобби делают профессию и совершенно напрасно. Кто-то нам внушил, будто за то, от чего мы получаем удовольствие, должны платить. Эту ошибку вообще очень многие совершают. Они путают хобби — свое удовольствие — и работу — удовольствие заказчика. Правильнее это разделять. Я не утверждаю, что такое невозможно. Если нам удается заниматься чем-то, что приносит удовольствие, и при этом зарабатывать — прекрасно. Но мы не должны впадать в депрессию, если подобного не случилось. Работай с сознанием того, что твой труд кому-то нужен, и получай за это деньги. И занимайся хобби для своего максимального удовольствия.

Половина работников креативных профессий в России не имеет профильного образования. Получается, в этой сфере диплом необязателен?

Это моя любимая, но очень больная тема. Прежде всего, я считаю, что образование в том виде, в котором оно существует, себя изжило и поэтому уже не нужно. Есть ученые, которые занимаются наукой. Их интересуют теория, идеи, связи между разными мыслями. Доказательства теорий и их опровержение — как разговор про ученых в книге Гессе «Игра в бисер». Университет должен быть элитарной структурой с людьми, которые занимаются наукой, то есть приумножением знания.

Причем элитарность здесь — это не про дискриминацию, а скорее про ответственность: если хочешь учиться в университете, должен хотеть приобретать знания. Большинство людей не хочет знаний, а хочет работать.

Хорошему программисту не нужно фундаментальное образование, если он не хочет стать теоретиком и получить PhD. Он должен уметь писать код. Его креативное начало реализуется в написании кода, и он может делать эту работу хорошо без фундаментального образования. Не нужно тратить пять лет в университете.

Теоретики креативности считают: чтобы создать что-то новое, ты должен провести в этом поле 10 лет. Но это не значит, что ты должен столько учиться. Ты должен столько работать. Это очень важный процесс.

Я считаю, что кризис образования, который мы сейчас переживаем, больше связан с идеей равноправия, когда стиралась граница между классами. Доступность образования привела к тому, что все пошли учиться.

Все должны были получить высшее образование и поэтому понадобилось очень много университетов и институтов. Это произошло в семидесятых, если мы берем мировую тенденцию. На мой взгляд, это связано с ростом благосостояния общества и с идеей, что не должно быть такого жесткого деления на классы.

Потом университеты разрослись. Им были нужны студенты, а как сделать так, чтобы все пошли учиться? Сделать обязательным требование, что каждая медсестра в госпитале должна иметь высшее образование.

Поделюсь опытом. Я тогда преподавал в Бруклинском колледже. Приходит немолодая женщина, сильно старше меня, чтобы получить диплом бакалавра в области психологии. Я спрашиваю у нее: «Зачем вам диплом?» Она сказала, что, если получит диплом бакалавра, зарплата у нее будет выше. Четыре года учиться, тратить деньги, чтобы в итоге была чуть больше зарплата. Она же наверняка прекрасная медсестра. Укол сделает тебе так умело, что ты и не заметишь.

У меня был другой случай. У зубного врача в Берлине во время анестезии медсестра делала легкий массаж плеча, чтобы отвлечь от боли укола. Я у нее потом спросил, сама ли она придумала такую процедуру. Оказалось, что да.

А тут получается, что прекрасной медсестре надо четыре года учиться в университете. Ее это так изматывало. Она уже взрослый человек, и мозги уже не так работают, как у молодого студента. Зачем ей это лишнее образование?

Есть ли альтернативы высшему образованию?

Моя мысль здесь какая. Ты получаешь какое-то базовое образование. Год-два по времени и без отрыва от работы. Тенденция со всеми этими онлайн-курсами хорошая, как по мне. Есть много достойных программ, которые позволяют каждому в свободное время пройти нужный курс, чтобы повышать свой уровень образования. Так человек получает те знания, которые ему действительно нужны.

Я думаю, что взрывной рост креативного класса у нас — это прекрасно. Это говорит о том, что эти люди уже не получают классического образования, но прекрасно справляются со своими задачами, не имея формальных дипломов. Или они имеют формальное образование, но работают в совершенно другой профессии.

Зачем людям образование с точки зрения психологии?

Если у человека есть потребность получить широкий спектр знаний, он его получит, но заставлять нельзя. Есть два основных механизма: внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя — это твои хобби. Внешняя — работа. Тебе заплатили, и ты это сделал. Заплатили больше — лучше сделал. Делаешь плохо — тебе не платят.

Предположим, человек заинтересован и занимается дизайном. И он всю жизнь рисовал от руки, а тут появляется новая удобная дизайнерская программа, а он ее не знает. Если человек ее не выучит, он больше не будет получать заказы. А теперь еще появился и ИИ. Если пропустишь момент и не освоишь возможности искусственного интеллекта, будешь отставать.

Это прекрасная внешняя мотивация выучить новое, поскольку среда заставляет это делать. И она синергирует с внутренней мотивацией человека, потому что его профессия ему интересна и дает возможность развиваться и учиться.

Как можно прокачать свою креативность?

Первый способ — пойти на выставку, концерт, в музей. Просто смотреть на произведения искусства или читать книги, например. Это дает человеку новые идеи, развивает чувство эстетики.

Второй способ — быть открытым к новому опыту. Открытость к путешествиям, другим культурам, изучению языков — очень важная характеристика креативной личности.

Исследования показывают, что полилингвизм способствует развитию креативности. Я занимаюсь этим уже больше 20 лет и провел массу исследований, которые показали, что изучение и знание языков развивает креативный потенциал. Причем здесь важен не только опыт изучения языков, но и межкультурный опыт.

Получается триада: мультилингвизм, межкультурная компетенция и креативность. Соответственно, комбинация межкультурного и языкового опыта развивает креативность. Казалось бы, это неочевидно, но было проведено уже достаточно исследований, чтобы на все 100% сказать: изучаешь языки — развиваешь креативность.

Третий способ — это толерантность к неопределенности. Что это такое? Во время пандемии мы постоянно были в этой ситуации. Ты запланировал отпуск за полгода, а за день до выезда закрыли границы — и до свидания. Большинство людей обладает нетерпимостью к неопределенности и очень плохо реагирует на такие ситуации. А креативные люди из этой неопределенности, наоборот, черпают вдохновение.

Почему одни люди, находящиеся в неопределенности, испытывают стресс, а другие нет?

Это наш выбор. Мы выбираем, стрессовать или нет. Чем это обусловлено? Только собственным развитием — тем, насколько ты уверен в себе. Принятие себя позволяет с большей уверенностью, оказавшись в ситуации неопределенности, черпать из нее ресурс.

Отсюда могу дать четвертый совет по прокачке креативности — принимать себя. Это развивает креативность, но чтобы принять себя, нужно пройти непростой путь. Могу порекомендовать практику, которая называется «утренние страницы»‎. Она была описана Джулией Кэмерон в книге «Путь художника», но не так широко известна — и далеко не все креативные люди ее используют. Эта практика заключается в том, чтобы утром, сразу после пробуждения, в режиме «поток сознания» написать три страницы от руки, особо не задумываясь о том, как они будут написаны.

После этого начинаешь думать по-другому. Как работают наши мысли? Как запутанный клубок. Вот одна мысль. Вот к ней вторая приплелась и переплелась. А писать так нельзя. Пока не поставишь точку в одной мысли, не можешь перейти к другой. Когда пишешь, должен довести мысль до конца. У тебя не может на полпути рука повиснуть.

В результате ты позволяешь себе додумывать мысли до конца: из себя извлекаешь что-то, что могло бы остаться незамеченным, а так взял — и зафиксировал. Таким образом достигаешь глубин своего подсознания и выводишь их наружу.

Главное — это процесс. Процесс позволяет фокусироваться. Еще важно, что получившееся можно даже не читать. Важнее мысли отрефлексировать, а самое нужное в голове само отложится. Это значит, что оно уже перешло в сознание. Записав, ты из бессознательного информацию переводишь на сознательный уровень. И с этим уже можно работать.

У этой техники есть один нюанс: страницы можно писать утром, для работы с подсознанием, а можно вечером, чтобы снять стресс. Особенно если плохо засыпаешь. За день столько мыслей скапливается, что все это бурлит и невозможно уснуть. Ты переносишь все это на бумагу и спокойно спишь с уже проработанными мыслями.

Правда ли, что важно водить детей в музеи и театры, чтобы они были более творческими?

Да, покажу на своем примере. Моему сыну одиннадцать лет. Поехали мы с ним в музей, а он их терпеть не может. Это всегда скандал жутчайший, чтобы его туда затащить. Короче, он ужасно ворчит и идет как на каторгу.

Это был музей Жоана Миро — минималистское искусство. Я сыну говорю так: «Не пытайся там что-то понять, просто встань перед картиной и смотри. Надоело стоять — иди к следующей. Вообще не напрягайся. Стой и смотри. Надоело — иди дальше. Тогда картины с тобой заговорят». Он ответил: «Что-о-о?»

Я его там оставил. Через полчаса он приходит, и у него буквально глаза светятся. Спрашиваю, что случилось? Сын говорит, какой же Миро классный художник: он с ним заговорил. У него есть картина — огромный пустой холст, на нем синяя точка. Эта картина с ним заговорила, заговорила эстетика автора, которую он в эту картину вложил. Ребенок, который не хотел вообще ничего смотреть, нашел любимого художника. В итоге мы пошли в магазин покупать сувениры с изображениями картин Миро.

Почему очень важно маленьким детям показывать красоту? Потому что это формирует чувство эстетики. Я своего сына обкладывал репродукциями картин, когда он был еще грудным ребенком. Потом, когда он уже начал сидеть и него появились качели, я ставил перед ним проектор и на стене показывал всю коллекцию Лувра и Прадо. Музыку ему ставил слушать. В два с половиной года он обожал Плисецкую. Ему тогда в принципе было все равно, что смотреть: он же маленький совсем. Балет смотрел вместо мультиков. Сейчас он, конечно, смотрит уже то, что ему положено смотреть. Но тогда было очень важно сформировать его эстетику.

В чем заключается особенность полилингвов — тех, кто говорит на двух и более языках?

Это люди, обладающие неким языковым репертуаром, которым они пользуются для коммуникации в разных жизненных ситуациях. Иными словами, они обладают коллекцией языков на разных уровнях, которые варьируются в зависимости от их потребностей. Здесь принципиальный момент, что мы делаем акцент не на носителях языка, а на его пользователях. Так же, как человек пользуется разными навыками, так и с языками. Тебе нужно побольше — ты его подучил. Нужно меньше — ты его подзабываешь. В основе полилингвизма лежит идея агентности пользователя — его личностные качества и социокультурный контекст.

Почему мне это близко? Я сначала переехал в Голландию и там выучил голландский. Потом в Америку поехал и освоил английский. Английский поднялся, а голландский опустился. С 1999 года я никогда больше по-голландски не говорил.

Сейчас, поскольку я очень много времени провожу в Германии, у меня поднимается немецкий. Голландский сейчас вообще непонятно где, но я его, естественно, не забыл. Если сейчас вернусь в Голландию и заговорю на нем, голландский поднимется, а немецкий опустится. Уровень знания языков варьируется в зависимости от наших потребностей.

Какую задачу ребенок-билингв решит лучше, чем тот, который знает только один язык?

Расскажу об эксперименте, который проводился в семидесятые годы. Представьте себе: мы говорим ребенку, что теперь собаки будут называться коровами, а коровы — собаками. Поговорим с ним об этом. И теперь каждый раз, когда мы говорим ему о корове, мы будем называть ее собакой, и наоборот. С этим заданием мы приходим к детям-монолингвам и билингвам разных возрастов — трех-четырех лет, пяти-семи и восьми-девяти. И смотрим, как они справляются с заданием и насколько комфортно себя чувствуют.

Детям трех-четырех лет тяжело. Мол, я только понял, что такое корова, а тут она вдруг сразу стала собакой. Как такое может быть? И у билингвов, и у монолингвов здесь проблемы. С пяти-шести билингвы уже перестают удивляться, а у старшей группы все совсем хорошо. Корова? Ладно. Пусть будет коровой, хоть раньше и была собакой. Хотите, мы назовем ее столом: уже неважно.

Этот эксперимент показывает способность к абстрактному мышлению. Ты понимаешь, что это просто животное. А как его называть — коровой или собакой, — неважно. А почему для билингвов это становится неважно? Потому что «стол» может быть еще и table, и tisch, и tafel. Им это абсолютно безразлично, так как происходит разделение между объектом и его лексическим эквивалентом. Такие дети перестают мыслить словами и начинают мыслить категориями.

Эксперимент показал, что у билингвов развивается абстрактное мышление. Причем не сразу, а с возрастом, и это связано со степенью освоения второго языка.

Возраст освоения второго языка на самом деле очень важен для развития ребенка. Исследования показали, что билингвальные дети начинают говорить позже, говорят хуже и показывают более низкий результат на тестах когнитивных способностей, если это языковые тесты. То есть, если, скажем, тест интеллектуальных способностей использует вербальный ответ, они его пройдут хуже.

Но после пяти лет сразу идет прорыв. По всем когнитивным показателям билингвы тут же начинают опережать монолингвов. Потому что оба языка уже развились в достаточной степени — и все эти преимущества билингвизма сразу же начинают проявляться.

Взрослые билингвы более креативные, чем монолингвы?

Да, есть много исследований, которые это показывают. Самое простое — это тест дивергентного мышления  . Например, есть Abbreviated Test for Adults, придуманный Полом Торренсом — известным психологом, который занимался креативностью. Представьте, что вы можете передвигаться по воздуху без какого-либо аппарата. Какие проблемы у вас возникнут? Билингвы дают более оригинальные решения, и их больше, чем у монолингвов.

Получается, что у билингвов есть большая предрасположенность к креативности просто за счет их языковой практики. Сейчас мы провели эти тесты с полилингвами, которые освоили больше двух языков и обнаружили, что все факторы, которые упоминали раньше, — качество владения языками, межкультурная компетенция и межкультурный опыт, — влияют на творческий потенциал.


Артем МельникВ вашей жизни есть место креативности? Расскажите:
    Вот что еще мы писали по этой теме