«Забываю, в каком веке и где живу»: как учатся в творческих учебных заведениях

«Забываю, в каком веке и где живу»: как учатся в творческих учебных заведениях

Рассказы читательниц — будущих реставратора, театроведа, актрисы и режиссера
14
Аватар автора

Мария Беликова

побоялась поступать на искусствоведа

Страница автора

Стереотипы о голодных художниках, местах по блату и туманном будущем часто отталкивают абитуриентов от специальностей, связанных с искусством.

Мы спросили у читательниц Т⁠—⁠Ж, которые учатся на творческих факультетах, как они сдавали вступительные испытания, чем занимаются на парах и какие перспективы дает их образование.

Это истории читательниц из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

На факультете реставрационной живописи

Аватар автора

Юлия Райбац

учится в РАЖВиЗ Ильи Глазунова

Страница автора

Выбор специальности. Я занималась искусством всю жизнь: рисовала пейзажи в путешествиях, писала олимпиады по истории искусств, дарила друзьям их портреты на праздники. В старших классах поняла, что нужно поступать на реставрацию, потому что хотела сочетать любовь к живописи и стремление к систематизации. Я без ума от досконального изучения полотен. Зная это, родители поддержали мой выбор.

Я всегда руководствовалась философией, что человек, любящий свое дело, сможет его монетизировать. Поэтому не переживала, что останусь без хлеба, получив диплом. Просто собрала волю в кулак и начала готовиться. Творческим людям никак не справиться без уверенности в себе и своей работе.

Я с кисточками и картиной на голове в окружении мольбертов
Я с кисточками и картиной на голове в окружении мольбертов

Подготовка и поступление. Я начала активную подготовку к ЕГЭ и творческим испытаниям в начале десятого класса. Тогда мне было интересно попробовать себя в разных направлениях, поэтому я записалась на курсы для художников кино и телевидения во ВГИК и для дизайнеров интерьера в НИУ ВШЭ. Курс по дизайну стоил 22 400 ₽ — для родителей немало, но это все равно меньше, чем несколько миллионов за все обучение в вузе. Подготовкой к реставрации специально не занималась.

Занятия прокачали мой художественный уровень, но поступать на эти специальности я так и не стала: не зацепили. К тому же практически все университеты планируют вступительные испытания в одно и то же время, чтобы абитуриенты сразу расставили приоритеты. Просто нереально одновременно поступать в разные заведения на факультеты, связанные с живописью. Я остановилась на Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. На мой взгляд, академия — самое сильное заведение в плане подготовки реставраторов.

Параллельно с уроками по рисованию я готовилась к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Прорешивала сборники и покупала занятия в онлайн-школе, они стоили около 4000 ₽ в месяц. Приходилось беспрерывно готовиться к творческим экзаменам и как-то находить время на школьные предметы. Это сильно выматывало. Но все страдания и старания того стоили.

Роспись потолка в одной из аудиторий
Роспись потолка в одной из аудиторий
Интерьер мастерской
Интерьер мастерской

Мне удалось поступить с первого раза, но я знаю прекраснейших художников, которым потребовалось две или три попытки. Дело точно не в таланте — возможно, только в удаче. Экзамены длились неделю и состояли из четырех ступеней:

  1. Просмотр портфолио, который занимал целый день. На нем абитуриенты раскладывают заготовленные работы на свободные темы и покидают помещение. Комиссия, не зная ничьих имен, оценивает картины и отсеивает людей с низким уровнем. На последующие этапы приглашают только тех, кто успешно справился с первым.
  2. Рисунок. Нужно было изобразить гипсовую голову карандашом. Тур шел два дня по шесть часов с перерывом на обед.
  3. Живопись. Мы писали оплечный портрет маслом на холсте два дня по шесть часов.
  4. Двухдневное собеседование. В первый день задавали вопросы по истории искусств, во второй — по основам реставрации икон и картин.

Проходить такой многоступенчатый отбор было сложно. В аудиториях я волей-неволей сравнивала свои работы с чужими, оценивала их. Уровень абитуриентов был совершенно разным, поэтому мои наблюдения одновременно и мотивировали, и огорчали. Но мысленно я себе запрещала корить себя за неидеальные штрихи. Со списком примерных вопросов для собеседования я заранее ознакомилась на сайте академии. Там же указали рекомендованную литературу, по которой можно было спокойно подготовиться к последнему этапу.

В период поступления, то есть все лето, академия открыта для абитуриентов: каждый может завести читательский билет и посещать студенческую библиотеку. Я взяла там книги, обозначенные в документе, и на протяжении нескольких недель их изучала и конспектировала. Для меня это стало единственной возможностью подготовиться к теоретическим вопросам.

Результаты экзаменов опубликовали на сайте академии на следующий день после собеседования. Тогда я и узнала, что поступила на бюджет. На специальность было всего девять бюджетных мест, платных — четыре. После заключительного испытания на одно место претендует в среднем пять человек, множество абитуриентов отсеивается еще на просмотре портфолио. Год учебы стоит 470 340 ₽, программа «реставрация станковой масляной живописи» длится шесть лет.

Занятие по копированию масляной живописи
Занятие по копированию масляной живописи

Учеба. В академии учатся ребята из разных семей и городов. Есть как дети художников, так и «простые смертные», которые занимаются искусством всю жизнь.

Первый курс был сложным. У нас были анатомический и вечерний рисунок — копирование произведений известных мастеров, масляная живопись, иконопись, химия и технология материалов, а также общеобразовательные предметы вроде русского языка и истории. Все это умещается в шестидневный учебный график. Весь год я чувствовала эйфорию от большого количества активностей и занятия любимым делом, поэтому усталость ощутила только с наступлением летних каникул.

На втором курсе по субботам у нас пять часов подряд были пары по иконописи. В этом году туда поставили физкультуру. Мне редко хватает времени доделать работу на занятиях. Ничего не успеваю, приходится после учебы рисовать дома — все необходимые материалы есть.

Сейчас основная причина головной боли — палеография и эпиграфика. Невероятно интересная дисциплина, на которой мы изучаем особенности старославянской письменности и формы надписей на твердых материалах. Правда, информации очень много, а предмет длится всего семестр — наша преподавательница старается уместить все в полгода. Это тоже нелегко.

Вообще, любимых предметов у меня много, но особое предпочтение отдаю часам живописи. Жду занятий всю неделю. И хотя это большой труд, время проходит незаметно. Профильный предмет — реставрация — вызывает полный восторг. Она требует полной концентрации, поэтому к концу урока я даже забываю, в каком веке и где живу.

Реставрация — своего рода художественная хирургия.

«Доктор» берет огромную ответственность за произведение искусства — за его консервацию, восстановление, сохранность для последующих поколений.

Словом, работать в академии нужно много. Сейчас я учусь на третьем курсе — нагрузка большая, но я привыкла. Учеба по-прежнему занимает все время — шесть дней в неделю с десяти утра до восьми вечера. Из-за этого практически не развита студенческая активность: с такой нагрузкой просто невозможно заниматься чем-то еще.

Сессия проходит немного необычно. По лекционным предметам сдаем зачеты и экзамены по билетам, как и все студенты, а художественные работы показываем «на развеске». Приоритетов в предметах нет, как и поблажек. Получаешь двойку за просмотр — делают выговор, за вторую — еще один. На третий раз встает вопрос об отчислении. Но на моей памяти такого не было.

Рисование гипсовой головы
Рисование гипсовой головы
Реставрация полотна
Реставрация полотна
Показ работ на зимней сессии
Показ работ на зимней сессии

Перспективы. Вуз при любой возможности отправляет студентов на практику. Например, пары по копии картин на старших курсах проходят в Пушкинском музее. А этим летом наша группа ездила на реставрационные работы в Музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи в Саранске, но пока не могу рассказать, чем мы занимались: конфиденциальная информация. Раскроем ее в конце года на конференции в академии.

Талантливых студентов всегда замечают на собраниях или просмотрах и приглашают на работу. Поэтому на все мероприятия нужно приносить максимально качественные картины. Это первые шаги, помогающие продвинуться по карьерной лестнице. Такой совет мне дала знакомая выпускница, но на практике я его еще не применяла.

Зарплата реставраторов зависит от учреждения. Выпускников РАЖВиЗ Ильи Глазунова часто устраивают в Государственный музей А. С. Пушкина, Исторический музей и музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Профессионалов-реставраторов этого профиля немного, так что проблем с деньгами у них нет. Я уже начала работать по специальности: беру частные заказы на дом от знакомых и собираюсь оставаться в мире реставрационного искусства.

На театроведческом факультете

Аватар автора

Полина Егорова

учится в ГИТИСе

Страница автора

Выбор специальности. Я всегда была человеком искусства. Ходила в обычную московскую школу, но в свободное время писала стихи, играла на музыкальных инструментах, участвовала в КВН, выступала на сцене. Тем не менее, отучившись восемь лет в детской театральной студии, осознала, что актерского таланта у меня, увы, нет.

Так что в 2020 году я поступила в Московский городской педагогический университет на преподавателя истории и английского языка — проходила туда по баллам ЕГЭ и успокаивала себя стабильной работе в школе.

За два года учебы мир вешалок, трех звонков и пьес меня так и не отпустил. Очень тянуло к театру, поэтому я работала сотрудником службы зала: проверяла билеты, рассаживала зрителей по местам, следила за порядком во время спектакля. С каждым днем все больше погружалась в искусство и в 2022 году поняла: нужно отчисляться и менять специальность на театроведение.

Поначалу мама была против: боялась, что не поступлю и останусь без образования. Потребовалось много разговоров, чтобы родители все-таки разрешили мне уйти из университета. В итоге условились на том, что я отчислюсь, но буду усиленно готовиться к поступлению на театроведа. Я хотела попасть в ГИТИС, потому что он лучший и крупнейший университет театрального искусства. У меня, конечно, были сомнения: вдруг это не то, что нужно, а восстановиться в МГПУ не получится. Но мечта оказалась сильнее страхов.

Репетиция детского музыкального спектакля «Мамонтенок»
Репетиция детского музыкального спектакля «Мамонтенок»
Декорации к мюзиклу «Преступление и наказание»
Декорации к мюзиклу «Преступление и наказание»

Подготовка и поступление. Результаты ЕГЭ по русскому языку, которые остались с 2020 года, действовали четыре года, тогда я писала еще историю и английский. Для театроведения требовалась литература, ее пришлось досдать. Я готовилась к экзамену в онлайн-школе «Умскул» за 3690 ₽ в месяц. Не скажу, что усердно, поэтому и баллы получила не самые высокие.

Для вступительных в университете полтора года занималась на подготовительных курсах при ГИТИСе. За 75 академических часов, или полгода, я заплатила 40 000 ₽. Два раза в неделю мы изучали историю театральной критики, российских и зарубежных театров. Уроки помогли лучше понять требования к абитуриентам: нам давали материал, который спрашивали на вступительном собеседовании, занятия вели преподаватели, некоторые потом принимали экзамен.

За классной учебной атмосферой я прихожу в зону коворкинга ГЭС-2
За классной учебной атмосферой я прихожу в зону коворкинга ГЭС-2

Поступить в ГИТИС действительно сложно. Многие сдают экзамены по нескольку раз, из года в год. Конкуренция огромная, желающих полно, а мест на театроведении крайне мало: на очном бакалавриате всего 20, из них три бюджетных по общему конкурсу, а на заочном только 12 платных. Очное обучение стоит 485 000 ₽ за год, заочное — 164 400 ₽.

Блат, наверное, есть, но распознать его не получится. Мои родители никак не связаны с искусством, и полезных знакомых из этой сферы у них нет, но я все равно поступила, хоть и на заочное отделение. Все зависит от подготовки, желания и везения.

На сайте вывешен список примерных вопросов и произведений, которые нужно обязательно прочитать. Большую часть я знала благодаря ЕГЭ по литературе, все остальное мы разбирали на том же курсе для абитуриентов. Он специализировался конкретно на поступлении, поэтому готовили к вступительным там действительно хорошо.

Творческие испытания проходили в два дня. В первый было собеседование. Я приехала к 11 утра, а вышла только в шесть вечера. Людей было полно! Нас спрашивали об истории театра, драматургии, задавали вопросы о любимых фильмах и увлечениях.

На собеседовании мне сказали, что я не профессионал, а любитель и вузу такие люди не нужны.

Возможно, таким образом проверяют кандидатов на прочность. Я, например, не расплакалась, а взяла себя в руки и начала четко аргументировать свою позицию — не растерялась. Было неприятно, из аудитории я вышла злой, но гордой за то, что не сломалась и выдержала критику.

В курилке у входа абитуриенты обсуждали, как им сказали приходить через год. Кто-то, наоборот, был уверен, что покорил сердца экзаменаторов. В основном ребята возвращались с фразой «я облажался» — каждому второму казалось, что он не поступил.

Я переживала, что не доучила что-то важное, но полученных на курсах знаний оказалось вполне достаточно — на все удалось успешно ответить. Для прохода на следующий этап нужно набрать минимум 45 баллов из 100. Результаты публиковали на сайте университета на следующий день.

Творческая атмосфера появляется уже в очереди на отборочный тур. Источник: телеграм-канал «ГИТИС. Абитуриентам»
Творческая атмосфера появляется уже в очереди на отборочный тур. Источник: телеграм-канал «ГИТИС. Абитуриентам»

После этого я и другие кандидаты в присутствии экзаменационной комиссии четыре часа писали рецензию в свободной форме на драматургическое произведение.

При нас, как на ЕГЭ, вскрывали конверт с заданиями, и каждому раздавали личные бланки. На выбор дали три спектакля, но каждый год темы меняются. Задача — рассмотреть содержание произведения и особенности художественной формы, проанализировать средства художественной выразительности и раскрыть тему с точки зрения современного театрального процесса. Экзаменаторы смотрели на аналитические способности, театроведческие знания и глубину работы.

Зачисление проходило по количеству набранных баллов. К сожалению, четких критериев не было, все субъективно: проблема творческих вузов в том, что преподаватели могут специально завалить абитуриента.

На следующий день после эссе я каждую секунду обновляла страничку со списком рекомендованных к зачислению абитуриентов. Переживала, что завалила последнее испытание, но все равно надеялась на лучшее. А когда список наконец опубликовали и я увидела свою фамилию, сильно обрадовалась — и удивилась, ведь даже после того нервного разговора мне удалось поступить.

Учеба. Сейчас на первом курсе мы изучаем основы сценической речи, театральную критику, источниковедение театра, историю театра и литературы, английский язык, русский язык и культуру речи. Больше всего я люблю семинары по театральной критике. На них мы смотрим фильмы и спектакли, а потом учимся описывать свои впечатления. К истории театра России отношусь с огромным интересом, а вот к зарубежной — спокойно. В рамках источниковедения мы разбираем архивы, нормативные документы культурных учреждений и законодательные акты.

В последующие годы появится больше профильных дисциплин, например семиотика театра — это разбор спектакля «по косточкам»: произнесение текста, вид сцены, актерский грим, звуковые эффекты. Еще будут постановки французской драматургии, основы сценографии, режиссерский и актерский взгляд на пьесы, история кинематографа. С нетерпением их жду — очень интересно.

Сессии проходят только по теории, к ним нужно прочитать определенные статьи, книги и отвечать по билетам. Сложность зависит от преподавателя, в основном они очень требовательны. Даже на заочке студенты на время сессии забывают про любые тусовки. Материала много, все нужно проанализировать и запомнить.

На старших курсах студентов ГИТИСа приглашают на различные мероприятия в другие города. К примеру, в сентябре ребята посещали Екатеринбург в рамках мастерской-лаборатории. Они смотрели спектакли в местном театре, а потом представляли свои рецензии и вместе разбирали увиденные пьесы. На мой взгляд, это классная практика для начинающих театральных критиков. А в прошлом году театроведы ездили в Санкт-Петербург: оценивали постановки, участвовали в обсуждениях и писали статьи. Мне только предстоит всем этим заниматься, пока я изучаю теорию.

Выездная театроведческая мастерская для старших курсов в Самаре. Источник: gitis.net
Выездная театроведческая мастерская для старших курсов в Самаре. Источник: gitis.net

Перспективы. Обычно после выпуска театроведы становятся театральными критиками, журналистами в области сценических искусств, преподавателями или заместителями художественных руководителей. Но я пока не знаю, где буду проходить практику. Есть те, кому предлагают работу в театре еще во время учебы. Другие ищут места самостоятельно. В любом случае можно попросить о помощи мастера, руководителя курса, и он подыщет варианты.

В дальнейшем мне хотелось бы или полностью погрузиться в театральную критику, или сделать упор на основы государственной культурной политики, чтобы работать управляющим театром. Надеюсь, что за время учебы я заведу полезные знакомства и найду возможности для первого шага в профессиональном развитии. Словом, вариантов и времени на размышление у меня достаточно. О перепоступлении на творческую специальность ничуть не пожалела: учеба в ГИТИСе была моей мечтой и целью.

На актерском факультете

Аватар автора

Дарья

учится в РГИСИ

Страница автора

Выбор специальности. Моя семья далека от театра и кино. В детстве мы с родителями, конечно, часто ходили на детские елки и ледовые шоу, но не более того. И почему-то мне в раннем детстве взбрело в голову, что я хочу стать актрисой. В классе шестом я давала одноклассникам автографы и говорила, что через много лет они будут дорого стоить.

В средней школе я занималась художественной гимнастикой, даже стала кандидатом в мастера спорта. Но в девятом классе бросила и побежала в школу искусств на театральное отделение, твердо решив связать будущую деятельность со сценой. Школа была бюджетной, поэтому нам не пришлось платить за обучение. Я занималась там два года. Больше никак не готовилась к поступлению на актерский факультет.

Поступление. Подавала документы в 2020 году в родной Санкт-Петербург в РГИСИ — Российский государственный институт сценических искусств. И во всю московскую «золотую пятерку» театральных вузов: ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и Школу-студию МХАТ.

Поэтому были сложности с совмещением вступительных. Например, в один день у меня было прослушивание в Петербурге, на следующее утро — в Москве, а потом — снова в Петербурге. Приходилось несколько дней кататься туда-обратно: где-то я доходила до финального тура, где-то слетала с начальной консультации. Но четко осознавала, что моей вины не было: просто не сошлась с экзаменаторами.

Я очень переживала по поводу мест по блату. Но почему-то верила в то, что талант не остается незамеченным: если во мне действительно есть что-то стоящее, на меня обратят внимание. Конечно, Петербург кардинально отличается от столицы в вопросах честности при поступлении на творческие специальности.

Как у Шекспира: «Ад пуст, все бесы здесь», — так и тут: «Блат пуст, он весь в Москве».

Впоследствии, уже поступив в РГИСИ, я узнала, что почти все ребята на моем курсе из простых семей. Только у одного парня мама играет в мюзиклах. Но он сам по себе очень талантливый, поэтому успех его родителей вряд ли имел большое значение на экзаменах.

Вступительные испытания во всех вузах проходили по-разному. В РГИСИ было три тура:

  1. Профессиональное испытание — чтение басни, стихотворения и прозы наизусть; демонстрация пластики — танец, музыкальности — исполнение песни.
  2. Творческое испытание — исполнение отрывков из драматических произведений. Всех абитуриентов разбивали на группы из двух-трех человек, давали конкретное произведение со сценарием и несколько дней на подготовку. Этот экзамен снимали на видео. Сложность заключалась в том, что никто не знал партнера и нужно было за короткий промежуток времени прочувствовать друг друга, найти точки соприкосновения, научиться вместе работать. Многие просто «не видели» оппонента, а из-за этого не могли включиться в задание. Но у меня все прошло хорошо, и я получила 90 баллов из 100.
  3. Собеседование — беседа с экзаменаторами в свободной форме. На ней задавали вопросы про выбор профессии и выявляли знания театрального искусства. Никакого прессинга не было, все прошло довольно спокойно.
Кадр с творческого испытания. Показываем сцену из комедии А. Н. Островского «Волки и овцы»
Кадр с творческого испытания. Показываем сцену из комедии А. Н. Островского «Волки и овцы»

В Питере, в отличие от Москвы, уже на консультации из меня пытались выжать все: просили и прохрюкать басню, как свинья, и показать суриката, и спеть, и станцевать. Главное — быть открытой, не теряться и сразу делать все, что скажут.

При поступлении было очень тяжело: я не ела несколько дней, постоянно зубрила тексты, которые раздали перед творческим испытанием, и репетировала. Внутренний азарт настиг пика, как и вдохновение: очень нравилось то, чем я занималась сутками напролет.

В итоге поступила на бюджет по специальности «артист драматического театра и кино». Вообще, моей мечтой была школа-студия МХАТ. Но после прохождения нескольких туров я увидела разницу в отношении к абитуриентам в двух столицах, поэтому захотела остаться в родном городе. Так и сложилось, чему я бесконечно рада.

Сейчас в РГИСИ по плану приема 82 бюджетных места и 61 платное на актерском отделении. Несмотря на адекватные цифры приема, конкурс все равно жесткий: спрос на актерские факультеты среди абитуриентов огромный, в мой год он доходил до 300 человек на место.

371 000 ₽
в год стоит учеба на актерском отделении
Здание моего университета на Моховой улице
Здание моего университета на Моховой улице

Учеба. Сейчас я на третьем курсе. Студенты-актеры все свободное время проводят на учебе, с 10 утра до 10 вечера шесть дней в неделю. Только в воскресенье у нас «короткий день» — двухчасовые репетиции. На первом курсе было немного попроще: все в новинку, наслаждаешься новым ритмом жизни, думаешь о том, что осуществил мечту. А потом привыкаешь, да и пары новые прибавляются.

Учиться бывает и физически, и морально тяжело. Но я люблю свое дело, поэтому хожу в институт с удовольствием. Когда занимаешься тем, что тебе нравится, воспринимаешь длительные пары не как каторгу, а как уникальную возможность прокачать нужные навыки.

Из интересных дисциплин у нас есть сценическая речь — там мы работаем над дыханием, голосом и дикцией. Проходят лекции по русскому и зарубежному театру, есть история музыки, изобразительного искусства и литературы, а также сценический бой — нас учат фехтовать на шпагах и драться так, чтобы зрителю казалось, что у актера все лицо уже в крови.

И куда же без акробатики и классического танца. Артист, не владеющий своим телом, не способен качественно играть на сцене. Спасибо гимнастическому прошлому за то, что проблем с этими предметами у меня нет.

Репетиция спектакля по рассказу «Ариадна» А. П. Чехова. Мне досталась главная роль
Репетиция спектакля по рассказу «Ариадна» А. П. Чехова. Мне досталась главная роль
Сцена из пьесы «Таланты и поклонники» А. Н. Островского
Сцена из пьесы «Таланты и поклонники» А. Н. Островского

В качестве домашки дают необычные задания. Например, попросить бариста сделать кофе, не используя слов, только жестами. Это называется ПФД — память физических действий. Еще мы часто наблюдаем за людьми в общественных местах — за их мимикой, тембром голоса, движениями, — а потом стараемся отыгрывать увиденное. Так что знайте: в любой момент за вами может тщательно следить какой-нибудь студент-актер.

Из «плюшек» университет предоставляет уютное общежитие, стипендию в размере около 3000 ₽ в месяц и бесплатные билеты в театр, которые можно получить в кассе, предъявив студенческий. К сожалению, не всегда есть возможность посещать культурные мероприятия, но бонус все равно приятный.

Перспективы. Никакой практики после окончания вуза нет. При трудоустройстве в театр все проходят такой же опыт, как и при поступлении. Одних возьмут, других безжалостно отправят домой.

Я пару раз играла на сцене, но в учебном театре «На Моховой», труппу которого представляют студенты. Сейчас мы готовим два спектакля — «Ариадну» Чехова и «Таланты и поклонников» Островского. Премьера будет зимой. Для меня это шикарный опыт и отличное начало карьеры.

На вопрос, куда пойду, если не возьмут на работу актрисой, надеюсь, никогда не узнаю ответа. Даже не хочу об этом думать.

На режиссерских курсах

Аватар автора

Лада Поздеева

учится в Московской школе кино

Страница автора

Выбор специальности. В 2014 году я окончила Сыктывкарский государственный университет по специальности «финансы и кредит». Но с цифрами работать вообще не хотелось, поэтому ушла в творчество.

В родном городе я работала социальным репортером: снимала ролики про аварийное состояние домов и записывала видеообращения местных жителей к администрации. Позже сменила сферу — стала маркетологом в фитнес-клубе. По работе я фотографировала спортивные мероприятия для сайта и сообщества.

Одна из моих фотографий того периода — тренер по боксу
Одна из моих фотографий того периода — тренер по боксу

В какой-то момент мне захотелось прокачать навыки в создании визуального контента, и я прошла курсы по фотографии, потратив 80 000 ₽: на них мы проводили съемки в студии, разбирали композиционные приемы и изучали устройство фотоаппарата. Я поняла, что творчество — на 100% моя сфера, поэтому подумала о полном погружении в искусство. Для этого, конечно, хорошо было бы получить образование.

Через несколько месяцев у меня появилась возможность уволиться с работы, чтобы поступить в профильный вуз. Я очень этого хотела, и мне помог муж, предложив заплатить за учебу. Тогда я начала выбирать факультет. Продюсирование — не мое, никогда не смогу выбить деньги на низкокачественное кино. Режиссура игрового кино — тоже, не умею работать с актерами. А вот документалистика — круто! Она похожа на мой опыт с социальными репортажами.

Также мы с мужем долго выбирали университет. Я отправляла документы в НИУ ВШЭ на факультет фотографии и в Британскую высшую школу дизайна на направление «фотография для новых медиа». В первом мне не понравилась атмосфера, да и куратор показался слишком высокомерным. Во втором программа была слишком обширной, а я склонялась к чему-то более специализированному.

В итоге остановилась на Московской школе кино, куда и поступила в этом году. Влюбилась в нее, когда пришла на открытую лекцию по компьютерной графике. Мне понравилось направление «новый doc», там готовят режиссеров и продюсеров документальных фильмов — два в одном.

Но в школе дают не высшее, а дополнительное профессиональное образование, программа длится год. Меня это не смущало, ведь главное — не корочка, а профессиональные навыки и наработанное портфолио.

Коридоры школы украшены киноафишами
Коридоры школы украшены киноафишами

Подготовка и поступление. Специальной подготовки у меня не было — только прошла пару фотокурсов, о которых упоминала выше. По поводу поступления тоже не переживала. Думала, что, если это мое, никаких проблем не будет, а если нет, то и не нужно тревожиться. Я очень доверяю Вселенной и не лезу в те места, где встречается много трудностей.

Для поступления на программу «новый doc» нужно подать заявку на сайте в начале сентября, пройти предварительный отбор и собеседование с куратором. Первый этап был заочным. Абитуриенты отправляли любое задание на выбор: серию фотографий в документальном жанре, рассказ-наблюдение, видеоролик, заявку на документальное кино с референсами, произвольную нарезку собственных съемок. Я подготовила постановочный проект фильма об Усть-Цилемской горке — древнем празднике деревни, в которой я раньше жила.

Затем меня пригласили на онлайн-собеседование. Оно прошло легко и весело: спрашивали о том, какую документалистику я знаю и почему решила поступать на это направление.

Спустя неделю сообщили, что меня приняли. Тогда я забеспокоилась об оплате. В середине сентября тревожные мысли настигли всех, в том числе меня. Я боялась оплачивать учебу полностью: вдруг поменяются планы или нужно будет уехать. Цена программы — 420 000 ₽. Но есть вариант платить каждый месяц, тогда получится 462 000 ₽. Я выбрала второе. Да, придется переплатить, но так мне будет спокойнее.

Познакомившись с одногруппниками, я выяснила, что так сделали почти все. Люди боятся отдавать все деньги сразу, потому что не знают, что будет через несколько месяцев. Некоторые студенты уже переехали за границу и теперь учатся дистанционно.

Учеба. Московская школа кино находится на территории центра дизайна Artplay, где располагаются еще 10 учебных заведений: архитектурная школа МАРШ, Московская школа музыки, Британская высшая школа дизайна и другие. Все заведения связаны между собой одним университетом — Universal University. У студентов даже есть общий чат для знакомства и помощи друг другу в учебных проектах.

На факультете учатся 18 человек, поэтому обстановка очень камерная. Все ребята творческие и мотивированные. Каждому ученику предоставляют необходимую технику: микрофоны, диктофоны, камеры, фотоаппараты, объективы. Еще на территории школы есть кинопавильоны, в которых можно работать до самой ночи.

Мой внеучебный фотопроект совместно со стилистами из Британской высшей школы дизайна
Мой внеучебный фотопроект совместно со стилистами из Британской высшей школы дизайна
До поступления я даже не могла представить, что смогу делать кадры на крутом фотоаппарате с профессиональным объективом, а сейчас реализую все творческие задумки. На фото — мой приятель с баскетбольным мячом
До поступления я даже не могла представить, что смогу делать кадры на крутом фотоаппарате с профессиональным объективом, а сейчас реализую все творческие задумки. На фото — мой приятель с баскетбольным мячом
Кроме фототехники, нам предоставляют компьютеры и ноутбуки. Теперь я могу работать на Аймаке и Макбуке
Кроме фототехники, нам предоставляют компьютеры и ноутбуки. Теперь я могу работать на Аймаке и Макбуке

К тому же у нас есть шикарная библиотека с топовыми журналами вроде Vogue и Dazed, а также книгами об истории Balenciaga или снимках Ирвина Пенна. Их можно забирать домой. Некоторую литературу мы читаем в качестве домашнего задания, сейчас, например, разбираем «100 великих отечественных кинофильмов» Игоря Мусского.

Пока у меня были только занятия по продюсированию, теории документального кино и истории кинематографа. Позже начнется операторская работа и режиссура. Каждую лекцию интересно слушать и конспектировать. Занятия по истории кино дают полное представление о том, как и для чего оно зарождалось. Недавно мы обсуждали знаковые моменты каждой эпохи и отслеживали, как работа со светом, актерами и костюмами менялась с течением времени.

Так проходят лекции по истории кинематографа. Вместо скучных аудиторий с древними партами — кинозал
Так проходят лекции по истории кинематографа. Вместо скучных аудиторий с древними партами — кинозал

Наши преподаватели — практикующие режиссеры и продюсеры. Они снимают документальные фильмы для «Первого канала», «России», «Культуры», ТВЦ, организуют кинофестивали «Зеркало», «Послание к человеку», курируют программы российского кино на международных фестивалях, пишут для журналов «Искусство кино» и «Сеанс».

На лекциях по продюсированию, к примеру, преподаватель рассказывает о собственном опыте финансирования проектов. Мы разбирали на конкретных примерах, кто спонсировал фильмы, как определялась целевая аудитория, какой бюджет был собран, что этому способствовало. Наконец-то я поняла, откуда берутся деньги на фильм и как найти людей, заинтересованных в твоем проекте.

Теория документального кино стала для меня открытием. На занятиях нам показывают малоизвестные фильмы и объясняют, как определить цель создания каждого проекта. Например, я сильно удивилась, узнав, что работа, посвященная переливанию крови, по задумке режиссера показывала «обескровленность» России из-за нефтедобычи.

Вспоминая свое первое образование, понимаю, насколько отличается подход к обучению. В Московской школе кино я не заставляю себя идти на занятия, а сама хочу этого. Чувствую себя на своем месте.

Учеба проходит по вечерам — с 19 до 22 часов. Нагрузка не очень большая, поэтому днем я занимаюсь съемками и самостоятельным изучением основ дизайна и режиссуры: читаю книги, смотрю образовательные видео.

Съемочный кинопавильон с профессиональным оборудованием и базовым реквизитом. Источник: moscowfilmschool.ru
Съемочный кинопавильон с профессиональным оборудованием и базовым реквизитом. Источник: moscowfilmschool.ru

Перспективы. Я только начала заниматься, но знаю, что в конце нас ждет дипломная работа в виде собственного документального фильма. Думала снять историю жизни одного предпринимателя, сидевшего в тюрьме. Но до этого момента мне предстоит изучить все этапы постпродакшена, монтажа, основы цветокоррекции, звукорежиссуры, написания сценариев и стратегии продвижения.

У вуза множество партнеров: НТВ, ТНТ, СТС, ТВ-3, «Пятница», десятки галерей и магазинов. К тому же в учебный чат постоянно скидывают анонсы мероприятий, на которых можно презентовать свои проекты. Многим компаниям нужны новые лица с необычными идеями. Поэтому найти себе место в индустрии не так сложно, если сильно захотеть. Знания съемочного процесса полезны везде: и в нефтяной промышленности, и в инженерном деле, и в книжном магазине. Все думают над рекламой и контентом.

Я планирую много работать. Ездить по всему миру. Снимать так, как не снимал никто и никогда. Хочу учиться у лучших и стать лучшей. Сейчас у меня десяток проектов, которые я буду реализовывать в ближайшее время. Уверена, что все получится!

Мария БеликоваА какой творческой специальности вы хотели бы обучиться?