Как работает экономика в Counter-Strike 2: валюта, закупки и награды
CS требует от игрока контроля над массой игровых аспектов.
К ним относят не только механики движения, коммуникацию с партнерами и знание карт, но и отслеживание экономики — учет внутриигровой валюты. Правильное распределение денег в команде может определить исход раунда или даже целого матча.
Расскажем, как устроена экономика в CS, на чем зарабатывают валюту и как ее используют.
Как работает экономика в CS2
Роль денег в CS2
Покупка снаряжения. Все игроки начинают матч с базовым оружием и минимальным бюджетом 800 $, но по ходу встречи могут зарабатывать деньги, улучшать на них снаряжение и тем самым увеличивать шансы на победу. В основном игроки покупают следующие виды снаряжения:
- Оружие. Ассортимент различается при игре за спецназ и террористов, но базово включает разные опции: от пистолетов и электрошокера до снайперских винтовок и пулеметов. Выбор зависит от количества денег, роли игрока в команде и плана на раунд.
- Гранаты. Бывают осколочными, зажигательными, дымовыми, световыми и ложными . Первые два типа наносят урон сопернику, остальные дезориентируют его и позволяют получить тактическое преимущество.
- Броня. Снижает урон от пуль, взрывов, огня и холодного оружия. Бывает двух видов: только жилет, жилет и шлем. Вторая опция добавляет защиту от выстрелов в голову, но из некоторых видов оружия хедшот станет смертельным вне зависимости от наличия шлема.
- Набор сапера. Доступен только при игре за спецназ. Он ускоряет разминирование бомбы с десяти до пяти секунд.
Чтение противника. Опытные игроки не только следят за собственной экономикой, но и считают деньги оппонента. Это позволяет корректировать тактику и понимать, с каким оружием соперник может начать раунд, в какой момент у него появятся средства на снайперскую винтовку или когда он сделает полную закупку снаряжения на всех игроков.
За что дают деньги
В CS2 есть два способа заработать деньги: индивидуальные и командные действия. К первым относят прежде всего фраги , ко вторым — исходы раундов.
Награда за индивидуальные действия. За любой фраг присуждается фиксированная сумма в зависимости от того, какое оружие применил игрок.
Самая маленькая дается за использование винтовки AWP — у нее наибольший урон среди всего арсенала CS2. Самая большая — за фраг ножом. К нему прибегают очень редко, поскольку это оружие требует максимального сближения с, как правило, вооруженным противником. Но некоторые игроки используют нож не столько для заработка, сколько для демонстрации доминирования и деморализации врага.
Кроме фрагов в CS2 награждают за установку или разминирование бомбы — 300 $ за каждое действие.
Распределение наград за фраги
AWP | 100 $ |
Граната, пистолет, винтовки , пистолет-пулемет Р90 | 300 $ |
Пистолет-пулемет , дробовик XM1014 | 600 $ |
Нож | 1500 $ |
Убийство партнера по команде | -300 $ |
Распределение наград за фраги
AWP | 100 $ |
Граната, пистолет, винтовки , пистолет-пулемет Р90 | 300 $ |
Пистолет-пулемет , дробовик XM1014 | 600 $ |
Нож | 1500 $ |
Убийство партнера по команде | -300 $ |
Награды за командные действия. Основную часть денег команды получают не за индивидуальные, а за коллективные действия — победы или поражения в раундах.
Чтобы уравнять шансы команд и сохранить экономический баланс между сторонами, в Counter-Strike 2 действует система луз-бонусов. Даже если команда проиграет раунд, она получит выплату. Точный размер зависит от числа поражений подряд. Чем их больше, тем выше награда: минимум 1400 $ на игрока, максимум — 3400 $.
Как правило, бонус получают все участники коллектива, но в редких случаях за игру террористами бывают исключения. Если команда не установила бомбу за две минуты, луз-бонус получают только погибшие в раунде игроки. Зато выжившие сохраняют снаряжение — часто это выгоднее.
Распределение наград за исходы раундов
Исход раунда | Спецназ | Террористы |
---|---|---|
Террористы установили бомбу, и она сдетонировала | Луз-бонус | 3500 $ |
Террористы установили бомбу, но спецназ обезвредил ее | 3500 $ | 600 $ + луз-бонус |
Уничтожены все соперники | 3250 $ | 3250 $ |
Игровое время истекло: террористы не успели установить бомбу за две минуты | 3250 $ | Луз-бонус |
Распределение наград за исходы раундов
Террористы установили бомбу, и она сдетонировала | |
Спецназ | Луз-бонус |
Террористы | 3500 $ |
Террористы установили бомбу, но спецназ обезвредил ее | |
Спецназ | 3500 $ |
Террористы | 600 $ + луз-бонус |
Уничтожены все соперники | |
Спецназ | 3250 $ |
Террористы | 3250 $ |
Игровое время истекло: террористы не успели установить бомбу за две минуты | |
Спецназ | 3250 $ |
Террористы | Луз-бонус |
Какие бывают варианты закупок
В начале каждого раунда игрокам дается 35 секунд, за которые они могут купить снаряжение на своей базе. Этот процесс называют закупкой. В зависимости от ситуации в матче и состояния экономики противника команды выбирают разные тактики. Рассмотрим самые распространенные.
Пистолетка, или пистолетный раунд. Он проводится в начале матча и в середине — после того, как команды меняются сторонами. В этом раунде все игроки уравнены в возможностях. Им даются базовые модели пистолетов и бюджет 800 $ на игрока.
Этой суммы недостаточно для покупки большинства видов вооружения — обычно киберспортсмены ограничиваются только бронежилетом за 650 $. Иногда вместо брони они закупают разные виды гранат для замедления противника или быстрого продвижения на плент .
Результаты первого раунда сильно влияют на следующие один или два розыгрыша. Поэтому при выборе правильной тактики можно застать противника врасплох и получить преимущество.
Эко. Команда идет на минимальные, почти нулевые траты, чтобы отложить деньги и основательно закупиться позже. Шансы победить с базовыми пистолетами низкие, но такое случается.
Игроки во время эко стараются в первую очередь сделать как можно больше фрагов и тем самым разрушить экономику соперника — уничтоженный противник лишается оружия и вынужден снова покупать его в следующем раунде. При игре за террористов команды зачастую стараются еще и установить бомбу, чтобы получить бонус.
Антиэко. Противоположная тактика. Если команда оказалась в плохой экономической ситуации и вынуждена провести эко, соперник может воспользоваться этим. Например, вложиться в пистолеты-пулеметы или другое оружие с максимальной наградой за фраг и попытаться заработать как можно больше за раунд.
Форс, или форсбай. Тактика, при которой команда имеет небольшой бюджет, но идет на риск и тратит все или почти все деньги на покупку оружия. Применяется, когда коллектив не может позволить себе проигрыш еще одного раунда. Обычно при форсбае покупают дешевое оружие — пистолеты или пистолеты-пулеметы. На другое вооружение денег, как правило, не хватает.
Халфбай, или 2k-бай. Игроки закупают как можно больше снаряжения, но сохраняют 1800—2000 $ на следующий раунд. В отличие от форса, это менее рискованная стратегия. Даже при поражении команда сохранит экономический баланс.
Фулбай. Так называется полноценная закупка необходимого оружия, гранат, брони и набора сапера . Обычно происходит после нескольких выигранных раундов подряд, когда у всей команды есть деньги.
Снаряжение при закупках различается в зависимости от роли игрока в команде. Большинство спортсменов выбирает винтовки АК-47 или М4А4. Если снайперу хватает денег, он покупает AWP.
Популярные виды фулбая
Террористы | Цена | Спецназ | Цена |
---|---|---|---|
Броня и шлем | 1000 $ | Броня и шлем | 1000 $ |
АК-47 / AWP | 2700 $ / 4750 $ | М4А4 / AWP | 3000 $ / 4750 $ |
Две световые гранаты | 400 $ | Две световые гранаты | 400 $ |
Молотов | 400 $ | Зажигательная граната | 500 $ |
Дымовая граната | 300 $ | Дымовая граната | 300 $ |
Дефьюз | 400 $ | ||
Итого | 4800 $ / 6850 $ | 5600 $ / 7350 $ |
Популярные виды фулбая
Террористы | |
Броня и шлем | 1000 $ |
АК-47 / AWP | 2700 $ / 4750 $ |
Две световые гранаты | 400 $ |
Молотов | 400 $ |
Дымовая граната | 300 $ |
Итого | 4800 $ / 6850 $ |
Спецназ | |
Броня и шлем | 1000 $ |
М4А4 / AWP | 3000 $ / 4750 $ |
Две световые гранаты | 400 $ |
Зажигательная граната | 500 $ |
Дымовая граната | 300 $ |
Дефьюз | 400 $ |
Итого | 5600 $ / 7350 $ |
Критика экономики в CS2
После выхода обновления в сентябре 2023 года игру критиковали за баги, недоработки и неравные экономические условия для спецназа и террористов. Снаряжение первых стоит дороже во всех версиях CS, поэтому команде требуется больше времени на накопления валюты. А в CS2 разработчики урезали число раундов с 30 до 24, что добавило еще больше давления на спецназ. Зачастую команде приходится экономить и проводить два раунда подряд без полноценных закупок.
Со временем создатели игры внесли изменения, чтобы уравнять положение команд:
- снизили бонус террористам за установку бомбы с 800 до 600 $ на игрока;
- снизили стоимость винтовки M4A4 для спецназа с 3100 до 3000 $;
- снизили стоимость зажигательной гранаты для спецназа с 600 до 500 $.
Но сообщество игроков и киберспортсменов по-прежнему считает изменения незначительными и настаивает на том, что баланс между сторонами сильно нарушен. Возможно, в ближайшем будущем разработчики обновят условия.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik