«Дэдпул и Росомаха»: невыносимый кино­комикс, где нет ничего, кроме камео и отсылок
Поп-культура
9K
Кадры — Disney

«Дэдпул и Росомаха»: невыносимый кино­комикс, где нет ничего, кроме камео и отсылок

20
Аватар автора

Ефим Гугнин

отослался из зала кинотеатра

Страница автора

25 июля в мировой прокат вышел фильм «Дэдпул и Росомаха» — самый амбициозный фильм Marvel за последние годы.

В нем герои из другой киновселенной сражаются против Управления временными аномалиями, чтобы не допустить смерть родного мира. По дороге они встречают персонажей из других супергеройских картин: камео тут так много, что их хватило бы на несколько других фильмов.

Вот только ничего интересного, кроме этого, в фильме нет. Рассказываем, чем разочаровывает этот аттракцион отсылок, неудачно притворяющийся супергеройским блокбастером.

Что за «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine)

Дата премьеры: 25 июля 2024 года
Страна производства: США
Режиссер: Шон Леви
Сценаристы: Шон Леви, Ретт Риз, Райан Рейнольдс, Зеб Уэллс, Пол Верник
В ролях: Райан Рейнольдс, Хью Джекман, Дафни Кин, Морена Баккарин, Эмма Коррин, Брианна Хилдебранд, Дженнифер Гарнер, Тайлер Мэйн, Келли Ху, Рэй Парк
Жанры: комедия, боевик
Фильмы, похожие на «Дэдпула и Росомаху»: «Флэш», «Человек-паук: Нет пути домой»
Продолжительность: 2 часа 7 минут
Где смотреть: в зарубежных кинотеатрах

🤪 В фильме самоироничный сюжет — и он скорее раздражает

Уэйд Уилсон, он же Дэдпул, переживает кризис среднего возраста: в «Мстители» его не берут, а девушка Ванесса уходит из-за того, что герой не использует свой потенциал ради чего-то большего. В итоге он устраивается продавцом подержанных машин вместе с приятелем Питером.

В один день Дэдпула забирают сотрудники УВИ, Управления временными изменениями. Агент по имени Парадокс рассказывает, что временная линия Уэйда скоро исчезнет, ведь в ней умер «якорный» персонаж — речь о Росомахе и его гибели в фильме «Логан». Он предлагает Дэдпулу переместиться в «священный таймлайн», то есть в Кинематографическую вселенную Marvel. Герой всегда об этом мечтал. Но в таком случае все его друзья и Ванесса погибнут.

Дэдпул решает пойти другим путем. Он крадет Росомаху из другого таймлайна: того, где Логан — неудачник, погубивший «Людей Икс». За неповиновение Парадокс отправляет обоих супергероев в Пустоту: место, куда выбрасывают все ненужное. Там же живут некоторые другие герои «неканоничных» фильмов Marvel. Дэдпул и Росомаха хотят вернуться домой, но для этого нужно победить Кассандру Нову, агрессивную сестру-близнеца Профессора Икс.

Фильм открывается небольшим флеш-форвардом: Дэдпул раскапывает могилу, куда в конце «Логана» закопали Росомаху. Так создатели игриво смеются над коммерческой сущностью своего же фильма. Они буквально вытащили из гроба погибшего героя, чтобы заработать денег. Если зрители не поняли шутку, Дэдпул объяснит ее еще с десяток раз. Росомахе он говорит, что Disney будет его эксплуатировать, пока тому не исполнится 90, иногда называет Логана Хью и много раз вспоминает, как давно зрители хотели этого кроссовера.

Из-за избытка метакомментариев «Дэдпул и Росомаха» больше напоминает сатирические YouTube-видео эпохи нулевых, что-то в духе «Честных трейлеров» или «Как должен был закончиться фильм». Это было бы нормально для чистой пародии вроде «Супергеройского кино». Но «Дэдпул» со всеми его бесконечными поп-культурными референсами все равно пытается рассказать какую-то драматическую историю.

Росомаха мучится из-за своего прошлого и не может простить себе ошибки: Парадокс называет его худшим из всех Росомах в мультивселенной. Дэдпул хочет вернуть ушедшую девушку и раскрыть потенциал. В ключевой момент он слышит в голове голос, говорящий ему, что он «никогда не станет важным». Все эти сцены сделаны без намека на иронию: авторы пытаются балансировать между постмодернистской комедией и искренней драмой.

Это получалось у «Все, везде и сразу» — другой эксцентричной комедии о мультивселенных. Вот только там сюжет не терялся за калейдоскопом отсылок. У авторов «Дэдпула и Росомахи» попросту нет времени, чтобы рассказать о своих героях что-то интересное. Вся их драма проговаривается вслух в скучных диалогах. Остальное время уделено референсам.

Весь сюжет сводится к тому, что герои попадают в Пустоту и потом без особых усилий выбираются обратно. Ставки кажутся надуманными, все препятствия на самом деле не представляют никакой угрозы. Действия Дэдпула и Росомахи редко двигают сюжет: обычно герои просто оказываются в тупике, после чего их магическим образом спасает очередное звездное камео.

Авторы как будто думают, что если они и сами осознают вторичность фильма и его чрезмерный упор на отсылки, то «Дэдпул и Росомаха» по умолчанию защищен от каких-либо претензий. Но оголтелый постмодернизм франшизы начал утомлять еще на сиквеле — от продолжения же устаешь почти моментально. В предыдущих частях за кучей референсов все-таки прослеживался хоть сколько-то убедительный сюжет. Если же убрать из «Дэдпула и Росомахи» всю мишуру, в нем не останется почти ничего.

😤 Даже экшен выглядит неубедительно

Открывающая сцена — лучшая в фильме. В ней Дэдпул раскапывает труп Росомахи, после чего отбивается от агентов УВИ адамантиевым скелетом погибшего супергероя. Она хорошо придумана, в ней есть креативная хореография: Уэйд то использует кости как бумеранги, то делает себе импровизированные когти.

Ничего столь же эффектного в фильме уже не будет. Большинство экшен-сцен — это просто драки посреди пустого блеклого пространства. Даже если в битве есть какая-то яркая деталь — например, она целиком происходит внутри автомобиля — то эпизод страдает от недостатка каких-либо серьезных ставок.

Полфильма мы наблюдаем, как Дэдпул и Росомаха выясняют отношения: бьют и протыкают друг друга, проливают литры крови, но все без толку. Ведь перед нами два бессмертных персонажа: от этих битв они ничего не теряют и ничего с их помощью не приобретают. Просто ждут, пока к ним придет следующий камео-герой и двинет их дальше по сюжету.

В другой — вроде бы ключевой — экшен-сцене герои сражаются с огромной толпой врагов, пока камера снимает их сбоку одним кадром. Как в «Олдбое», только сильно хуже. После ожесточенного боя оказывается, что перед ними стоит еще более сложная задача. Как же она решается? Появляется еще один камео-персонаж.

Разумеется, все это происходит под бесконечный аккомпанемент шуток разной степени удачности. Первый «Дэдпул» когда-то по-настоящему познакомил зрителей с юмором Райана Рейнольдса: самоосознанным, неловким и часто переходящим грань фола. Тогда в этом было что-то оригинальное. Но смотреть за одними и теми же приемами в сотый раз слегка надоедает.

😡 «Дэдпул и Росомаха» — пустое кино циничной мегакорпорации

На самом деле драма Росомахи и попытки Дэдпула вернуть любовь — лишь фон истории. Настоящий сюжет фильма рассказывает о том, как корпорация Disney встраивает персонажей чужих картин в свою киновселенную. «Дэдпул и Росомаха» ни на секунду не дает забыть о покупке 20th Century Fox и сложностях с лицензией на «Людей Икс». Главный герой иронизирует над тем, что он спасает киновселенную Marvel в ее худший период. А в один момент буквально разбивает камеру, радуясь своему освобождению от студии 20th Century Fox.

Фильм и правда, скорее всего, спасет увядающую киновселенную: ему прогнозируют очень большие сборы. Но хорошего в этом мало. «Дэдпул и Росомаха» — еще один предвестник того, что кино Marvel окончательно закроется само в себе. Когда-то студия делала кино про людей. Может, в костюмах, может, с суперсилами, но все же людей из плоти и крови.

«Железный человек» рассказывал о мире, встревоженном угрозой терроризма. «Первый мститель» — о герое, который не захотел становиться оружием пропаганды. «Тор» — о том, как высокомерный бог обретает человечность через любовь.

Вся ценность «Дэдпула и Росомахи» же ограничивается тем, каких актеров из старых фильмов смогли позвать продюсеры Disney. Причем ладно бы они паразитировали на своих картинах, как это делают их бесконечные ремейки анимационной классики. Но нет, что третий «Человек-паук», что новый «Дэдпул» эксплуатируют образы, созданные совершенно другими студиями. Это кризис идей невиданного ранее масштаба.

Создатели «Дэдпула и Росомахи» пытаются прикрыть эту эксплуатацию «уважением» к наследию 20th Century Fox. Во время титров зрителям показывают своеобразный трибьют: нарезку из кадров со съемок «Людей Икс» и «Фантастической четверки». Но это выглядит лишь большим издевательством. Весь фильм авторы иронизировали над чужой франшизой, которую выкупила их мегакорпорация, чтобы в конце развести руками: да ладно вам, это все шутка, мы же все тут друзья.

Очевидно, что дальше в киновселенной будет происходить ровно то же самое. Уже появляются слухи о возвращении Роберта Дауни — младшего и Криса Эванса, мы наверняка еще увидим Хью Джекмана, участие остальных Людей Икс тоже не за горами. Продюсеры Marvel с радостью отчитываются, что в следующих «Мстителях» будет более 60 знакомых персонажей. О том, собираются ли они придумать интересную историю, пока молчат.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Ефим ГугнинА какой ваш любимый кинокомикс? Расскажите, почему:
    Вот что еще мы писали по этой теме