Я срежиссировал два сезона «Мира! Дружбы! Жвачки!», хотя раньше никогда не снимал сериалы
Поп-культура
2K
Фотографии — Алиса Никулина

Я срежиссировал два сезона «Мира! Дружбы! Жвачки!», хотя раньше никогда не снимал сериалы

Режиссер Антон Федоров — о работе над подростковым шоу про 1990-е
10
Аватар автора

Антон Федоров

рассказал о съемках сериала

Страница автора
Аватар автора

Наташа Лобачёва

все записала

Страница автора

«Мир! Дружба! Жвачка!» — мой первый режиссерский опыт в кино.

В проект попал абсолютно случайно. До этого я работал в театре и меня все устраивало, а о киноиндустрии почти и не думал.

Но продюсеры российской компании Good Story Media заметили мой спектакль и предложили поработать вместе. Так мы сделали два сезона «Мира! Дружбы! Жвачки!» — этим летом в онлайн-кинотеатре PREMIER вышел третий. Рассказываю, как мы снимали проект.

О чем сериал

«Мир! Дружба! Жвачка!» — сериал о взрослении четырех подростков в девяностые. Главный герой Санька Рябинин решает типичные для его возраста проблемы: его ждут дворовые разборки, учеба в ненавистной музыкальной школе и сложности в общении с ровесницами. Свободное время он проводит с друзьями Вовкой и Илюшей, вместе они образуют так называемое «Братство крыши». Все меняется после знакомства героев с соседкой Женей.

Герои сериала

Женя. Главная героиня. Новая соседка Саньки, Илюши и Вовки. Быстро становится их подругой и частью «Братства крыши».

Санька Рябинин. Главный герой. Обычный подросток, который увлекается музыкой. Почти сразу влюбляется в Женю и оказывает соседке знаки внимания.

Вовка. Лучший друг Саньки. Эмоциональный и в то же время простой парень. Скромно живет с отцом, за которым постоянно присматривает.

Илюша. Странноватый парень, друг Саньки и Вовки. Постоянно ищет новых друзей, увлекается книгами Джона Р.Р. Толкина.

Алик. Ветеран Афганской войны, лидер тульской банды из бывших солдат. Дядя Саньки. Исполнитель роли: Юра Борисов, снимался в «Кентавре» и «Купе номер 6».

Гриша. Друг Алика. Тоже ветеран Афганской войны.

Зураб. Лидер банды кавказцев, криминальный авторитет. Один из главных антагонистов первого сезона.

Бесо. Сын Зураба, также криминальный авторитет. Главный антагонист второго сезона.

Как я стал режиссером сериала

Я окончил актерский факультет в Театральном институте им. Щукина в 2019 году — до тех пор занимался только театром. Спектакли начал ставить еще во время учебы. Получалось неплохо, поэтому предложения о работе появились почти сразу.

В 2020 году я поставил спектакль «Петровы в гриппе» в Гоголь-центре. Его увидели продюсеры компании Good Story Media. Хотя люди из киноиндустрии, как правило, не ходят в театр. На следующий день после показа мне написал продюсер Петя Внуков. Мы договорились о встрече, на которой он совершенно неожиданно предложил мне стать режиссером сериала.

Я сразу отказался — побаивался и не понимал, зачем это нужно. Но меня зацепила идея «Мира! Дружбы! Жвачки!». Ведь это сериал о том, что девяностые были и мрачным, и светлым временем, противоречивым и интересным. А еще герои сериала — мои ровесники, их юность тоже пришлась на девяностые. Получается, «Мир! Дружба! Жвачка!» — история и про мое взросление тоже. Про это захотелось рассказать, и в итоге я принял предложение Пети.

Какой личный опыт мы привнесли в сценарий сериала

Я начал работать над сериалом со второго сезона. Мне было важно не сломать уже созданный авторами мир. Но одновременно хотелось привнести что-то свое в проект. Бессмысленно просто продолжать то, что кто-то начал до тебя.

Работа над сценарием второго и третьего сезонов началась за девять месяцев до старта съемок. Авторы постепенно втягивали меня в этот процесс. У них не было ревностного отношения к материалу, как это часто бывает. Вместе с командой мы раз за разом перепридумывали многие сюжетные ходы.

Какие-то вещи брали из личного опыта. Получился такой общий котел воспоминаний, универсальное детство на всех. Одни и те же игрушки и развлечения, радости и горести у советских и постсоветских ребят. Часто бывало, что кто-то из авторов приходил с историями из прошлого, все сразу же узнавали в них себя и соглашались добавить это в сценарий.

Помню свой 1996 год. Тогда все скинхеды казались мне невероятно комичными. Они могли напугать тебя всей толпой или даже побить, но почему-то вызывали у меня не страх, а, скорее, смех или иронию. В наш сериал тоже вошла история со скинхедами. Они решают агрессивно разобраться с сыном Гриши, погибшего друга Алика. Алик, как и положено настоящему герою, вмешивается в конфликт, чтобы защитить ребенка.

Он придумывает гениальное по своей простоте и неожиданности решение: осеняет скинхедов крестным знамением. Это их парализует, агрессия улетучивается, противники смущаются и просят отменить крещение. Настолько удивительная и немного сказочная история тоже реальна — ее вспомнил и предложил наш креативный продюсер Петр Внуков.

В третьем сезоне появляется новая героиня Ксюша. Это девушка-неформалка, которая увлекается музыкой и поет в своей рок-группе. Тема мне очень близка. В моем родном Стерлитамаке была сравнительно большая рок-н-ролльная тусовка. Такой своеобразный маленький Питер.

После школы мы с друзьями создали свою рок-группу «Тихий парад» — в честь альбома Джима Моррисона The Soft Parade. Она просуществовала несколько лет, мы выступали на фестивалях, даже записали альбом на коленке. Коллектив благополучно развалился, когда я поступил в Москву на актерский факультет.

Я надеялся в Москве продолжить заниматься музыкой, но не сложилось. Это все осталось в Стерлитамаке
Я надеялся в Москве продолжить заниматься музыкой, но не сложилось. Это все осталось в Стерлитамаке

Думаю, второй и третий сезоны «Мира! Дружбы! Жвачки!» вышли жестче и правдивее первого. Начало сериала — это отчасти история про розовые очки, которые были на нас надеты в девяностые. Складывалось впечатление, будто бы все самое страшное происходит где-то далеко и не с нами. Квартиры не забирают, никто никого не убивает.

Но по мере взросления героям эти розовые очки приходится снять. Это мы и попытались показать во втором сезоне. Было бы неправильно оставить персонажей жить в искривленной, пусть и прекрасной реальности.

То же самое происходит и с романтическими линиями в сериале. Например, в начале второго сезона есть эпизод, когда Женька и Санька входят в грязное озеро босыми ногами. Они хотят поцеловаться, но вдруг Саньку начинает тошнить от волнения и неловкости. Эта история из детства одного из создателей сериала. И она правдива, ведь первый раз — всегда очень странный. Ты по-своему представляешь этот трепетный момент, но все развивается не по сценарию. Еще и сильно нервничаешь, конечно.

Мой первый поцелуй тоже был очень странным. Он произошел в пионерском лагере на дискотеке, когда мне было 13 лет. Тогда я совершенно не осознавал происходящее. Помню только растерянность и дикое смущение.

Несмотря на то что написание сценария заняло полгода, многие вещи мы дорабатывали уже во время съемок. Работа над материалом вообще не прекращалась — и это правильно, на мой взгляд. Чтобы придумать хорошую историю, ее постоянно нужно переделывать.

Ведь сценарий оживает только в момент, когда актер — например, Юра Борисов — приходит на площадку и мы начинаем обсуждать сцену. Бывало так, что полностью переписывали реплики.

Как правильно выстраивать диалог с актерами

Вообще, главное в работе с актерами — познакомиться и услышать друг друга. Меня этому научил Юрий Николаевич Погребничко, выдающийся режиссер и мой преподаватель  . Он никогда не спрашивает меня, получился ли спектакль. Ему важнее узнать, нашел ли я общий язык с артистами.

Работа над сценарием никогда не заканчивается. Чтобы придумать хорошую историю, ее нужно постоянно переписывать
Работа над сценарием никогда не заканчивается. Чтобы придумать хорошую историю, ее нужно постоянно переписывать

По первому образованию я актер. Но так случилось, что не снялся ни у одного хорошего режиссера, не сыграл ни в одном гениальном спектакле. Все время сам пытался что-то придумать, предложить. Но обычно мои идеи оставались незамеченными. А в моей голове все происходило интереснее, чем на сцене или в кино. По крайней мере, мне тогда так казалось.

То же самое и со сценарием. Бывали ситуации, когда нельзя было отклоняться от текста ни на букву. Авторы держались за материал и не признавали правок. Это абсолютно мертвая история для меня. Поэтому я точно знаю, как не надо выстраивать коммуникацию.

На что похож съемочный процесс

Подготовка и сами съемки длились семь месяцев — и на втором, и на третьем сезонах. Я, конечно, представлял себе все немного иначе. Творческая сторона процесса выглядит приятно и увлекательно, когда продумываешь сюжет и идею. А вот организационные моменты для меня кромешный ад. К счастью, команда «Мира! Дружбы! Жвачки!» на обоих сезонах — как большая поддерживающая семья. Это очень помогает.

Сам съемочный процесс можно описать анекдотом про горящий велосипед.

Велосипед горит, все горят, еще и едут в самое пекло  . Например, актер на роль Зураба не смог прилететь на съемки из-за пандемии. Мы это поняли всего за пару дней до старта работы. Начали снова переписывать сценарий и ввели нового персонажа Бесо. Зритель не сильно обратил внимание на шероховатости в сюжете, вызванные этой рокировкой. Но мы внутри команды, конечно, знаем, где и что сценарно не срослось.

Несколько раз у нас «слетали» локации. Еще вчера можно было снимать, а сегодня уже нет. Мы оперативно искали альтернативные варианты, которые, как правило, оказывались хуже предыдущих. Но выбора у нас не было. Так работает кинопроизводство.

Какие у меня планы на будущее

Не могу себе представить, что мы еще раз встретимся на съемках «Мира! Дружбы! Жвачки!». И снова будем горячо спорить, что должен сказать Алик. Он уже все сказал. Как и мы. Было бы лаконично и правильно закончить проект после третьего сезона. Но сейчас не буду ничего заявлять.

Я же планирую продолжать карьеру режиссера. Уже приходит довольно много предложений. Плюс я пишу свой сценарий и надеюсь его реализовать в скором будущем. Съемки — это не только ад, но и захватывающий творческий процесс.

В театре я также продолжаю работать. Сейчас являюсь главным режиссером новосибирского театра «Старый дом», в июне у нас прошла премьера спектакля «Котлован» по повести Андрея Платонова. Выпускной период в театре — как и съемки сериала. Такое же сложное, но интересное время.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Антон ФедоровРасскажите, что вы думаете о сериале «Мир! Дружба! Жвачка!»:
    Вот что еще мы писали по этой теме