Не рекомендую: «Вегетарианка» Хан Ган

15

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Корейская писательница Хан Ган в 2024 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе отсюда и возник вновь общий массовый интерес к роману «Вегетарианка». Сейчас роман вновь на пике популярности, хотя написан в 2007 году, и стал предметов массовых обсуждений в сети и в книжных клубах. Однако, все пишут и говорят лишь о поверхностных и очевидных фактах, копируя друг у друга цитаты. Более глубокий анализ отсылающий к другим зацепкам на просторах российского интернета не встречался.

О чем книга

Действительно, на первый взгляд в романе много очевидных тем: домашнее насилие, социальное давление, проблемы с психикой главной героини и, конечно же, вегетарианство.

Я как литературовед, ввиду всеобщей популярности произведения, решила ознакомиться с ним.

Общие впечатления: 5 из 10. Неплохой, но несколько банальный сюжет. Отдельно стоит отметить сухой язык перевода, за который роман получил много критики. Однако не стоит недооценивать работу переводчицы: текстом занималась доцент кафедры РГПУ и исследователь женской корейской прозы Ли Сан Юн.

Роман схож по сухости текста и сюжетной линии с произведением японской писательницы Саяка Мурата «Человек-комбини». В обоих романах описывается жизнь нестандартной девушки, не вписывающейся в общественные нормы. Однако героиня первого произведения старается поддерживать образ «нормальной».

Основной сюжет строится необычным образом: повествование ведется не от лица главной героини Ёнхе. Ее образ формируется у читателя через призму восприятия второстепенных персонажей: мужа, сестры и мужа сестры. Мысли и чувства самой Ёнхе лишь мелькают в тексте, оставляя открытым вопрос о возможности объективной оценки ее образа. Ключевыми темами романа являются не только насилие и социальное давление, но и взаимоотношения человека и природы. Женщина здесь выступает как воплощение природы, а отношение к ней отражает общественное отношение к природе в целом. Роль природы в произведении значительна. Например, образ мужа сестры Ёнхе, часто рисующего птиц и мечтающего стать птицей.

Образ птицы в романе многозначен. Обращаясь к славянской, языческой и христианской символике орнитологического кода, стоит отметить, что в некоторых из них птица олицетворяет собой смерть. Образ мужа сестры является не только символизирует стремление к свободе и выходу за рамки общественных ограничений, но и символически несет беды и смерть своему окружению. Так, его супруга, когда у нее начались проблемы с женским здоровьем, чествовала и думала что у нее рак и ожидала свою смерть. Их маленький сын Чиу также после расставания родителей сильно заболел и температурил. Таким образом, он символично тоже пережил маленькую смерть. Здесь можно вспомнить его сходство с сыном Петрова («Петровы в гриппе и вокруг него»). Где схож момент, когда ребенку не могут сбить температуру, а вошедший в комнату Петров видит тело бледного сына и в какой-то момент даже осознает, что будто бы сын не дышит.

Следующим пунктом обратимся к теме фемкритике, а именно к размышлениям американской писательницы и критика Камилле Палья. Она утверждает, что природа является основой всего сущего, а общество — лишь искусственная конструкция, ограничивающая человеческую свободу, о чем свидетельствует следующая цитата: «В начале была природа, основа и главный противник наших идей Бога, остается важнейшей нравственной проблемой. Секс подчинен природе. Общество же искусственная конструкция, защищаю человека от сил природы».

Здесь стоит сразу обозначить то, что в данном контексте феминизм подразумевает не только борьбу за равенство, но и более глубокое погружение во внутренний мир женщины. Несмотря на то что мы изредка можем проникнуть в мысли главной героини, в главе «Пламя деревьев» можно увидеть полноценную картину внутреннего мира и ощущений корейской женщины. И здесь нам открывается то, что не только Ёнхе, но и ее сестра испытывает примерно схожий спектр эмоций. Каждая из них соединяет себя с природой, но только если у Ёнхе это происходит буквально (в конце романа она олицетворяет себя с деревом), то у ее сестры это происходит менее очевидно и остается на уровне ее внутренних ощущений, не находя их выход извне.

Секс в данном романе также олицетворяет природу и единение с ней. Фрагмент, в котором Ёнхе вступает в близость с мужем своей сестры, тому яркий пример. Здесь стоит подчеркнуть, что именно не сам факт секса, а его некая форма, что все это происходит именно при условии, что тела обоих партнеров разукрашены цветами (тело женщины покрыто определенными «женскими» цветами, а мужчины — яркими, «мужскими» уже говорит о том, что происходит некое слияние с природой. Общество же, в том числе и сестра главной героини, как противник, действительно ломает героев. Муж сестры хочет спрыгнуть и стать птицей, но в итоге сдерживает себя и оказывается за бортом общественной и семейной жизни. Ёнхе заканчивает свою жизнь в психиатрической лечебнице, где ее физическое состояние приходит в полный упадок.

Так же можно привести еще одну цитату: «Секс демоничен. Бессознательное Фрейда — демоническая область. Днём мы общественные существа, а ночью нисходим в подвластный природе мир сновидений, где нет закона, кроме секса, жестокости и превращения. Демоническая ночь вторгается и в область дня». Здесь мы можем говорить о том, что кошмар, который мучал главную героиню, и есть то самое демоническое, которое во сне ночью является кошмаром, а днем проявляется в скрытом протесте против мужчин, правил общества и жестокости, выраженном в вегетарианстве. Демоническое можно отнести также и к проявлению архетипа Тени Карла Юнга: «Каждый несет в себе тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни человека, тем она чернее и плотнее». В детстве героиня пережила домашнее насилие со стороны отца, затем столкнулась с жестокостью и холодностью мужа. Теневая сторона Ёнхе хотела внутренне дать отпор, но внешне она не могла этого сделать, и таким образом, теневой аспект начал проявляться подсознательно во снах, транслируя кровь и жестокость. То, что она пережила сама, и вместе с тем то, чего она жаждала (отомщения). Юнг представляет собой тень как ту сторону личности, которую мы скрываем от себя и окружающих, и включает в себя негативные чувства, эмоции и желания. Он считал, что отрицание и подавление тени может привести к неустойчивости психики и конфликтам внутри личности, в то время как ее осознание и принятие является необходимым условием для индивидуации — процесса самопознания и развития личности.

Героини произведений Хан Ган — женщины, и это не зря. Камилла Палья в своих наблюдениях также обращается к главным героинями трагедий: Медее, Федре, Клеопатре, леди Макбет, по ее мнению, они искажают своим разрушительным отношением к мужскому действию. «Женщина в трагедии не так нравственна, как мужчина, а ее действия находятся под сенью хронического. Женщина здесь потайной ход, с помощью которого в произведение проникает иррациональное». Они бросают традиционным представлениям о женской роли. Однако, в отличие от известных героинь, чьи действия часто мотивированы страстью и местью, Ёнхе олицетворяет стремление к внутренней свободе и самовыражению. Ее отказ от социальных норм провоцирует реакцию окружающих, демонстрируя, насколько глубоко укоренены патриархальные стереотипы.

Ёнхе ломает их и тем самым не вписывается в общественные рамки, чем запускает у родственников и общества стадии принятия. Сначала это гнев, который обрушивается на нее, как только она отказывается от мяса. Затем злость, которая перерастает в отцовское насилие на семейном ужине. Затем начинаются попытки торга и надежды на то, что после лечебницы она измениться. Но вот только общество, как и ее семья, к сожалению, не доходят до самой главной стадии — принятия. Только один человек в конце произведения начинает понимать и принимать Ёнхе — это ее сестра. Но это происходит слишком поздно, когда уже ничего не изменить. На протяжении всего романа она безликая и является воплощением подавленной женской индивидуальности. Жизнь сестры подчинена чужим желаниям и ожиданиям, она лишена собственного голоса и даже отчасти принимает на себя роль мужчины, являясь единственным кормильцем семьи. Этот образ подчеркивает, насколько сильно социальные условия могут ограничивать возможности женщин и приводить к утрате чувства собственного достоинства. В романе она описывается как: мама Чиу, свояница, сестра Ёнхе, однако не имеет имени, теряется в массе таких же женщин, закрытых в своей собственной темнице проблем, переживаний и никому нет дела до того, что у нее внутри. Она не личность.

Общество здесь на примере истории одной хрупкой женщины так и остается неготовым к изменениям в своих устоях. Слишком непосильной оказывается эта ноша для одного человека. Попытки сломать его предпринимает и муж сестры через свое нестандартное творчество, и то, что роль мужчины в семье заняла его жена. Однако в своем стремлении изменить мир и взгляды общественности он также далеко не продвинулся, а после измены и вовсе сломался.

Отдельным пунктом можно отметить то, что «Вегетарианку» можно отнести и к роману-искусство, так как там присутствует тема творчества, которая играет не последнюю роль в сюжете. Насилие в произведении можно рассматривать не только физическое, моральное, общественное или же человечества над природой в том числе, но и над искусством. Общество не понимает странное творчество мужа сестры. И здесь происходит интересная ситуация. С одной стороны, он является своего рода недопонятым гением, с другой же он сам попытками воссоздать идеальный образ в своей фантазии создает достаточно обыденные произведения, производит насилие над искусством своей посредственностью. Когда он создает этот некий перфоманс с Ёнхе, многие его знакомые не верят, что он мог сам это создать. Здесь же можно отметить и то, что и он остается безыменным на протяжении всей книги. Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее: в целом произведение читается легко, несмотря на запутанную ситуации и попытки разгадать что же на самом деле происходит с Ёнхе. Книга обладает долей психологизма, что придает глубину этому произведению. Различные иррациональные и мифологические вкрапления дополняют и помогают в полной мере прочувствовать внутренний мир героини. Красоты, местами ужасающей, добавляет художественный элемент в произведении.

Чем разочаровала

Книга не понравилась статичностью героини. Ощущение, будто все события разворачиваются вокруг нее, она будто плывет по течению и ей остается лишь условно «грести» в нужном ей направлении. Чем-то эта героиня схожа с героиней фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера. Все идет к катастрофе, пусть и не глобального масштаба, а скорее личного, но ощущение неизбежности и неотвратимости, а также безразличия ощущается также. Каждый закрыт в своих проблемах и интересах.

Чем известен автор

Корейская писательница Хан Ган в 2024 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе отсюда и возник вновь общий массовый интерес к роману «Вегетарианка». Сейчас роман вновь на пике популярности, хотя написан в 2007 году, и стал предметов массовых обсуждений в сети и в книжных клубах. Однако, все пишут и говорят лишь о о поверхностных и очевидных фактах, копируя друг у друга цитаты. Более глубокий анализ отсылающий к другим зацепкам на просторах российского интернета не встречался.

Где можно почитать

Любая онлайн платформа для чтения, бумажный вариант можно приобрести в любом книжком магазине