Как диджей я не состоялся, но много лет подряд я не оставлял попыток. За это время я купил, продал и снова купил все оборудование, которое бывает у диджеев.
Я, как никто, знаю, сколько стоит быть диджеем — особенно несостоявшимся. Если вас манит романтика человека за пультом, читайте дальше и не допускайте моих ошибок.
Зачем нужен диджей
Диджей — это человек, который ставит музыку на вечеринке. Его задача — создавать правильную атмосферу, чтобы гости не скучали и при необходимости плясали. Для этого у диджея должна быть какая-то коллекция музыки и умение с ней работать. Обычно говорят, что диджей должен «миксовать», или «сводить», — ставить следующий трек так, чтобы предыдущий плавно в него перетекал.
Диджеи играют в ночных клубах, на частных вечеринках, свадьбах и банкетах, в ресторанах и барах, на рейвах и танцевальных фестивалях.
На рэп-концертах диджей может ставить фонограмму, делать сбивки и издавать специальные звуки — скретчи. Здесь он уже почти музыкант.
Часто диджей параллельно еще и музыкант: пишет собственную музыку, перерабатывает чужую, занимается озвучкой рекламы, фильмов, пишет саундтреки, сводит и готовит к изданию чужие произведения. Все суперуспешные диджеи известны в первую очередь как музыканты или авторы ремиксов.
Диджей — это работа из сферы услуг. В ней много творческих элементов, но основная задача — чтобы людям было хорошо, а аппаратура не пострадала.
Аппаратура не главное
Сила диджея — не в аппарате, а в музыке и умении работать с гостями. Хороший аппарат — это приятно, удобно и красиво, но не сделает ни из кого хорошего диджея.
Есть успешные диджеи, которые играют готовые миксы с флешки, но люди уходят с их вечеринок счастливыми. И есть ребята, обложенные аппаратурой, но их работы слушают только родители из вежливости. Аппарат помогает, но не решает.
В этой статье будет все об аппарате, но музыка и шоу важнее. Если в какой-то момент вы обнаружили, что уже второй месяц читаете обзоры картриджей, но не занимаетесь самой музыкой, — возможно, вы прокрастинируете.
По минимуму — 2200 ₽
Минимальный набор диджея — диски и наушники. Вместо дисков могут быть виниловые пластинки и даже файлы на флешке. Диски надежнее, потому что с дисков можно играть в любом клубе, а с флешек и винила — не в любом.
Наушники нужны, чтобы втайне от публики послушать, что ты будешь ставить дальше, и если что — проконтролировать звучание в зале. Самые дешевые наушники, которые теоретически можно применить в работе диджея, стоят чуть меньше 900 ₽. Я начинал примерно на таких.
- 900 ₽
Мы не звери, поэтому добавим в комплект сумку для дисков.
Итого:
- Собираете любимую музыку на компьютере.
- Записываете ее на болванки.
- Покупаете наушники.
- Договариваетесь с клубом, баром или рестораном, чтобы прийти туда поиграть.
- Смотрите все видео на Ютубе о сведении и работе на дисках. Приходите за два часа и пробуете играть на выключенном звуке.
- Вам страшно.
- Вы диджей.
Играть с дисков на клубном оборудовании — 2190 ₽
30 компакт-дисков | Verbatim CD-R 700 MB, 10 шт., 330 ₽ × 3 |
Наушники | Invotone H819, 900 ₽ |
Сумка для дисков | Hama, 300 ₽ |
Играть с дисков на клубном оборудовании — 2190 ₽
30 компакт-дисков | Verbatim CD-R 700 MB, 10 шт. 330 ₽ × 3 |
Наушники | Invotone H819 900 ₽ |
Сумка для дисков | Hama 300 ₽ |
Компьютер + контроллер: 25—230 тысяч
Десять лет назад стандартом у диджеев считались компакт-диски, а эстеты выбирали винил. Сейчас диджеи все чаще играют с ноутбуков. Это удобнее: на компьютере можно хранить десятки и сотни часов музыки, а между сетами можно поработать на основной работе.
Управлять музыкой с клавиатуры и мышки теоретически можно, но это довольно неудобно. Плюс никто не хочет видеть, что их диджей весь сет тупит в компьютер. Поэтому для игры с ноута диджею нужен контроллер — это устройство, с которого он управляет музыкой: включает, выключает, подгоняет и накладывает эффекты. Контроллеров сейчас много, в большинстве случаев их можно напрямую подключать к колонкам, в итоге контроллер заменяет весь диджейский пульт.
Диджеи старой школы ненавидят контроллеры за кнопку «Синхронизация». Нажимаешь ее — и трек идеально подгоняется, осталось вовремя повернуть ручку смешивания сигналов. Мастера эпохи Ренессанса должны были годами тренироваться, чтобы научиться так четко сводить, а вам все это доступно одной кнопкой. Поэтому если вы пользуетесь этой кнопкой, старики не будут вас считать за человека.
Чем контроллер дороже, качественнее и мощнее, тем удобнее работать диджею. Общее правило: чем больше на контроллере крутилок, ручек, кнопок и экранов, тем удобнее. Чем контроллер больше, тем удобнее на нем работать в клубе, но тем сложнее его перевозить. Контроллер в металлическом корпусе надежнее, чем пластиковая мыльница, но он и тяжелее.
Контроллер не работает сам по себе, ему нужен ноутбук. Сразу покупать отдельный ноутбук для работы диджеем необязательно: большинство современных ноутбуков спокойно потянут любую диджейскую программу. Но учтите, что клуб — это пыль, влажность и брызги шампанского, поэтому лучше не брать на сет свой единственный рабочий ноутбук.
Есть контроллеры, которые работают с Айпадом, например Reloop Mixon 4. Айпад сложнее повредить, чем обычный ноутбук с клавиатурой. Но нужно быть уверенным в Айпаде: я бы не пробовал играть полноценный сет со старого Айпада-мини — все будет тормозить. А покупать специально для этого какой-нибудь Айпад-про кажется странным: дешевле и проще купить полноценный ноутбук.
На ноутбуке должна быть диджейская программа. К некоторым контроллерам дают базовую версию программы, например Serato Dj Intro. В ней мало эффектов и не все возможности, но для старта хватит. Захотите больше — придется покупать полную версию Serato DJ за 10 $ в месяц. К дорогущим контроллерам в комплекте дают полную версию диджейской программы и кучу эффектов.
Играть с компьютера и контроллера
Эконом — 24 500 ₽ | Средний — 110 000 ₽ | Шик — 223 000 ₽ | |
---|---|---|---|
Компьютер | Lenovo IdeaPad 320-15 17 000 ₽ | Dell Inspiron 3567 56 000 ₽ | Apple Macbook Air 2017 83 000 ₽ |
Контроллер | Numark DJ2GO2 4500 ₽ | Traktor Control S5 48 000 ₽ | Numark NS7 III 115 000 ₽ |
Программа | Serato DJ Intro в комплекте | Traktor в комплекте | Serato DJ в комплекте |
Наушники | Reloop RHP-5 3000 ₽ | Technics RP-DJ 1200 6000 ₽ | Pioneer HDJ-2000-K 25 000 ₽ |
Эконом — 24 500 ₽ | |
Компьютер | Lenovo IdeaPad 320−15 17 000 ₽ |
Контроллер | Numark DJ2GO2 4500 ₽ |
Программа | Serato DJ Intro в комплекте |
Наушники | Reloop RHP−5 3000 ₽ |
Средний — 110 000 ₽ | |
Компьютер | Dell Inspiron 3567 56 000 ₽ |
Контроллер | Traktor Control S5 48 000 ₽ |
Программа | Traktor в комплекте |
Наушники | Technics RP-DJ 1200 6000 ₽ |
Шик — 223 000 ₽ | |
Компьютер | Apple Macbook Air 2017 83 000 ₽ |
Контроллер | Numark NS7 III 115 000 ₽ |
Программа | Serato DJ в комплекте |
Наушники | Pioneer HDJ−2000-K 25 000 ₽ |
Выбор наушников для диджея — больная и сложная тема, поэтому в расчете я просто покажу представителей нужного ценового сегмента. Но вообще, надо просто сходить в магазин и перемерить все наушники, которые вам по карману.
Наушники и слух
Диджейские наушники должны быть либо складными, либо вообще с одним наушником на палке. Конструкция очень важна: наушники постоянно надеваешь и снимаешь, от этого они быстро ломаются. Хорошо, когда есть съемный провод и заменяемые детали.
Наушники с активным шумоподавлением для диджея бесполезны: нет еще такого шумоподавления, которое переборет звуковое давление клуба. Диджея спасает только пассивное шумоподавление — когда в наушниках как в каске.
Профессиональные диджеи должны бережно относиться к слуху и, по идее, иметь запас затычек-беруш. Беруши не гасят звук полностью, но убирают достаточно, чтобы слушать клуб с комфортной для себя громкостью. За все время общения с диджеями я ни разу не видел, чтобы они ими пользовались, но я и не заглядывал им в уши. Все диджейские школы советуют на работе носить беруши.
Тренироваться дома на дисках: 100 тысяч — 1,1 млн
Несмотря на победу контроллеров и ноутбуков, во всех клубах все еще стоят дисковые проигрыватели. Это не те же, которые стояли у вас дома в детстве: они устроены принципиально иначе и работать с ними надо учиться. Ради любви к искусству можно купить домой дисковые проигрыватели и тренироваться как царь круглосуточно.
Обычно в клубах стоят проигрыватели Pioneer серии CDJ, поэтому если учиться, то на них. Базовые сценарии управления у всех одинаковые.
Pioneer CDJ-350 42 000 ₽ Проигрывает компакт-диски и MP3 | Pioneer CDJ-850 70 000 ₽ Все то же, только больше и лучше | Pioneer CDJ-Tour1 350 000 ₽ Ищет Сару Коннор |
Покупать новые «Пионеры» я считаю безрассудством, поэтому для дома советую сразу искать подержанные. Смотрите на потертости и ход кнопок: лучше, чтобы все выглядело новым, а кнопки нажимались с характерным щелчком. Так как проигрыватель во многом механический прибор, износ сильно влияет на качество работы: нет ничего мучительнее, чем играть на ушатанном «Пионере». Поэтому лучше не покупать старые «Пионеры» из клубов, даже очень задешево.
Помимо проигрывателей потребуется пульт: в нем вы смешиваете звук с нескольких проигрывателей. Простые пульты только собирают звук, а на более продвинутых стоят системы записи, эффекты, фильтры и подсветка.
Клубный стандарт — Pioneer серии DJM. Осторожно с дешевыми пультами Behringer: кажется, что в них полно функций за небольшие деньги, но в реальности они быстро изнашиваются и сильно шумят — покупайте их, только если хотите максимально сэкономить. Есть отдельное семейство пультов для скретч-диджеев, которые используются на соревнованиях, но туда мы не полезем.
Numark M101 7000 ₽ Просто пульт. Собирает два сигнала в один. Непригоден для скретча | Pioneer DJM-350 33 000 ₽ Ровный качественный пульт с эффектами и возможностью записи. Пригоден для скретча | Pioneer DJM-Tour1 400 000 ₽ Твоя жена уйдет к нему. Или муж |
Устанавливая проигрыватели или пульты домой, помните, что от них идут провода, много длинных черных проводов — нужно куда-то их прятать и периодически вытирать с них пыль. Каждое устройство идет с собственной вилкой питания, поэтому три устройства потребуют три розетки.
При покупке обращайте внимание на стандарты питания: много диджейского оборудования предназначено для американских сетей 110 В. Чтобы подключить их к российской сети, нужен не просто переходник, а полноценный трансформатор. Новый стоит 500—800 рублей.
- 30 000 ₽
Имея дома полноценный набор проигрывателей и пульт, можно собрать их в аккуратный фанерный кейс и таскать с собой на вечеринки, где нет собственного оборудования. Можно сдавать наборы в аренду и немного на этом зарабатывать. Вообще, если держать подобное оборудование в кейсах, то оно прослужит дольше. Хороший кейс будет стоить 20—30 тысяч. Если делать в мастерской на заказ, можно договориться дешевле.
Прежде чем покупать аппарат домой, сравните его стоимость со стоимостью обучения в диджей-школе. В большинстве случаев за сумму примерно впятеро меньше вы получите неограниченный доступ к аппарату профессионального уровня, на котором научитесь и натренируетесь вволю, и в итоге домашний аппарат вам будет просто не нужен. Разве что брать его с собой на гастроли.
Играть дома и в клубе на собственных дисковых проигрывателях
Эконом — 109 000 ₽ | Средний — 200 000 ₽ | Шик — 1 163 000 ₽ | |
---|---|---|---|
Проигрыватель | Pioneer CDJ-350 42 000 ₽ × 2 | Pioneer CDJ-850 70 000 ₽ × 2 | Pioneer CDJ-Tour1 350 000 ₽ × 2 |
Пульт | Numark M101 7000 ₽ | Pioneer DJM-350 33 000 ₽ | Pioneer DJM-Tour1 400 000 ₽ |
Наушники | Reloop RHP-5 3000 ₽ | Technics RP-DJ 1200 6000 ₽ | Pioneer HDJ-2000-K 25 000 ₽ |
Кейс | Сделал знакомый мастер 15 000 ₽ | Zomo 21 000 ₽ | Magma Workstation 38 000 ₽ |
Эконом — 109 000 ₽ | |
Проигрыватель | Pioneer CDJ−350 42 000 ₽ × 2 |
Пульт | Numark M101 7000 ₽ |
Наушники | Reloop RHP−5 3000 ₽ |
Кейс | Сделал знакомый мастер 15 000 ₽ |
Средний — 200 000 ₽ | |
Проигрыватель | Pioneer CDJ−850 70 000 ₽ × 2 |
Пульт | Pioneer DJM−350 33 000 ₽ |
Наушники | Technics RP-DJ 1200 6000 ₽ |
Кейс | Zomo 21 000 ₽ |
Шик — 1 163 000 ₽ | |
Проигрыватель | Pioneer CDJ-Tour1 350 000 ₽ × 2 |
Пульт | Pioneer DJM-Tour1 400 000 ₽ |
Наушники | Pioneer HDJ−2000-K 25 000 ₽ |
Кейс | Magma Workstation 38 000 ₽ |
Играть на виниле: 100 тысяч — 1 миллион
Эстеты, снобы и любители старинной музыки диджеят на виниле. Считается, что у винила мягкий аналоговый звук и больший динамический диапазон, чем у компакт-дисков и компьютера. Спорить с этим бессмысленно и вредно для здоровья. В условиях клуба маловероятно, что ваши гости заметят разницу на слух, но зато диджей за винилом выглядит круто. Сразу ощущение, что вы не просто кнопочки жмете, а заняты каким-то сложным делом.
У винила есть минусы.
Вибрации. От громкого звука будет скакать игла, играть тяжело. Причем вы можете стоять в диджейской будке, вам звучать все будет нормально, но по полу и столу будет передаваться вибрация от басовых колонок в зале, и игла будет прыгать сама. В одном клубе с этой проблемой боролись с помощью надувных подстилок под проигрывателями, это работало. Вообще, прогрессивное человечество почти преодолело проблему вибрации.
Пыль. В клубах бывает пыльно, пыль оседает на пластинках, их приходится чистить, со временем они приходят в негодность. Как и все мы.
Вес и стоимость. Виниловые пластинки тяжелые, на них помещается мало музыки. Если электронный диджей может отыграть сет с одной флешки или компьютера, то виниловому диджею приходится тащить кейс с 50—100 пластинками на 10—15 кг. Отдельно надо подумать, где покупать весь этот винил — сейчас его продают в интернете и специализированных магазинах.
- до 15 кг
Управление. На виниле не делают петель, не прыгают по треку, не делают живых ремиксов, не барабанят, не пишут новые партии. Просто ставят музыку и иногда скретчат. Причем скретч вышел из моды довольно давно, сейчас им никого не удивишь.
Чтобы играть на виниле дома, нужны проигрыватели, пульт и картридж с иглой. Проигрыватель крутит диск, игла считывает сигнал и передает на пульт. Пульт все усиливает и подает на колонки.
Для диджея подходят только виниловые проигрыватели с прямым приводом: это когда площадку с пластинкой крутит напрямую подведенный электромотор. Бывают проигрыватели с ременным приводом: там кручение передается через специальный ремень. Они стоят заметно дешевле, но ни один диджей в здравом уме не посоветует вам проигрыватель с ремнем. Бывают проигрыватели с USB-выходом — они не только передают сигнал на пульт, но и дают записать виниловый звук на компьютер. Это удобно для дома, но в клубе особо не нужно.
Клубный стандарт проигрывателя — Technics SL-1210 или SL-1200. Когда я писал эту статью, новая пара «Техниксов» стоила 90 тысяч, с рук этих ласточек покупают за 40—60 тысяч за пару.
Проигрыватели других фирм (Stanton, Numark, Reloop и Audio-Technica) принципиально не отличаются от «Техниксов» и часто даже имеют больше возможностей. Проблема только в ремонте и замене деталей: деталей на «Техниксы» в России полно, на остальные — как повезет.
Reloop RP-2000M 20 000 ₽ Просто крутит пластинки, немного регулирует скорость | Technics SL-1210 45 000 ₽ Клубный стандарт | Technics SL-1200G 280 000 ₽ Элитная версия с особым мотором и высокоточными подшипниками. Ваша жена вернется к вам |
На проигрыватели неплохо бы надеть акриловые защитные крышки.
Еще на проигрыватель придется нацепить картридж — это деталь, в которую вставлена считывающая игла и магнит для преобразования вибраций в электромагнитный сигнал. Я всегда пользовался картриджами и иглами Ortofon, но у всех нормальных диджеев видел только Shure M44.
Виниловые пластинки стоят от одного рубля на развалах до 5—8 тысяч за какую-нибудь ограниченную серию в магазине. И это не предел. Много пластинок придется заказывать через интернет с доставкой по почте или курьером. В среднем новая пластинка в диджейском магазине стоит 1500 ₽.
Играть дома и в клубе на виниле
Эконом — 103 000 ₽ | Средний — 253 000 ₽ | Шик — 958 000 ₽ | |
---|---|---|---|
Проигрыватель | Reloop RP-2000M 20 000 ₽ × 2 | Technics SL-1210 45 000 ₽ × 2 | Technics SL-1200 G 280 000 ₽ × 2 |
Картридж | Reloop Om 3000 ₽ × 2 | Shure M44-7 6500 ₽ × 2 | Shure Whitelabel 10 000 ₽ × 2 |
Крышка | Reloop Dust Cover 2000 ₽ | Technics Dust Cover 7500 ₽ × 2 | Technics Dust Cover 7500 ₽ × 2 |
Пульт | Numark M101 7000 ₽ | Pioneer DJM-350 33 000 ₽ | Pioneer DJM-900 150 000 ₽ |
Наушники | Reloop RHP-5 3000 ₽ | Technics RP-DJ 1200 6000 ₽ | Pioneer HDJ-2000-K 25 000 ₽ |
Кейс | Сделал знакомый мастер 15 000 ₽ | Zomo 21 000 ₽ | Magma Workstation 38 000 ₽ |
50 пластинок | 30 000 ₽ | 75 000 ₽ | 150 000 ₽ |
Эконом — 103 000 ₽ | |
Проигрыватель | Reloop RP−2000M 20 000 ₽ × 2 |
Картридж | Reloop Om 3000 ₽ × 2 |
Крышка | Reloop Dust Cover 2000 ₽ |
Пульт | Numark M101 7000 ₽ |
Наушники | Reloop RHP−5 3000 ₽ |
Кейс | Сделал знакомый мастер 15 000 ₽ |
50 пластинок | 30 000 ₽ |
Средний — 253 000 ₽ | |
Проигрыватель | Technics SL−1210 45 000 ₽ × 2 |
Картридж | Shure M44−7 6500 ₽ × 2 |
Крышка | Technics Dust Cover 7500 ₽ × 2 |
Пульт | Pioneer DJM−350 33 000 ₽ |
Наушники | Technics RP-DJ 1200 6000 ₽ |
Кейс | Zomo 21 000 ₽ |
50 пластинок | 75 000 ₽ |
Шик — 958 000 ₽ | |
Проигрыватель | Technics SL−1200 G 280 000 ₽ × 2 |
Картридж | Shure Whitelabel 10 000 ₽ × 2 |
Крышка | Technics Dust Cover 7500 ₽ × 2 |
Пульт | Pioneer DJM−900 150 000 ₽ |
Наушники | Pioneer HDJ−2000-K 25 000 ₽ |
Кейс | Magma Workstation 38 000 ₽ |
50 пластинок | 150 000 ₽ |
Диджейские игрушки и радости
Рано или поздно диджей начинает думать о дополнительных блоках эффектов и процессорах — это устройства, которые насыщают, фильтруют, грузят и всячески разукрашивают звук. Новые диджейские блоки эффектов начинаются от 15 тысяч и доходят до 40—50 тысяч. Если вы играете через контроллер, то в них нет ничего, чего не может сделать ваш компьютер, но эстеты утверждают, что у отдельных блоков эффектов «другое звучание». Я не замечал.
Часто диджеям становится скучно за пультом и они начинают обкладываться дополнительными контроллерами. Самые простые контроллеры начинаются от 3 тысяч рублей и улетают в космос. Перкуссионный модуль «Ямахи» стоит 80 тысяч.
Но и этого будет мало. Однажды утром диджей просыпается с мыслью, что теперь он будет музыкантом. Так открывается новая глава в его жизни и дыра в его бюджете, но это история для другого раза.
- 3000 ₽
Обучение
Всем тонкостям работы диджея можно научиться по видео на Ютубе и на собственном горьком опыте. Но есть и школы — там вам будут заглядывать в глазки, показывать все кнопочки и раскрывать секреты мастерства. Обычно в школах параллельно занимаются электронной музыкой, диджеингом, скретчем и чем угодно еще.
Я лично не считаю, что диджеингу нужно учиться в школе. Но может, поэтому у меня и не получилось — надо было поучиться и сразу все делать правильно.
Все школы из этого списка обсуждают индивидуальные условия занятий, с ними можно торговаться и выстраивать индивидуальную программу обучения. Для сравнения я поискал какие-то их стандартные программы обучения, но помните, что все это обсуждается и можно настроить для себя.
Почти во всех школах можно приходить заниматься на местном аппарате в любое время бесплатно. Например, купили курс за 25 тысяч, в него входит 8 часовых занятий, а все остальное время можно сидеть в школе и тренироваться.
Сколько стоит научиться диджеингу
Школа, специализация | Цена базового курса | Продолжительность | Стоимость часа |
---|---|---|---|
Scratch DJ School Главный — Диджей Эрик (группа «Бандэрос», чемпион России по скретчу 2009 года). Обучают скретчу и музыке | 25 000 ₽ — скретч 15 000 ₽ — ивент | 8 часов 16 часов | 930—3100 ₽ |
Music Academy Обучают всему, что связано с эл. музыкой, индивидуальные курсы и программы | 25—30 тысяч ₽ | 10 часов (базовый пакет) | 2500—3000 ₽ |
Pioneer DJ school Обучают на CD- и электронных аппаратах «Пионер» | 30 000 ₽ | 15 часов | 2000 ₽ |
«Трамплин» В курсы входят выступления в клубе | 24 000 ₽ | 12 часов + 2 месяца практики + 3 выступления | 2000 ₽ |
Umaker Лофт в Москве на «Красном Октябре» с работающим баром | 35 000 ₽ — длинный курс 5000 ₽ — короткий интенсив | 16 занятий, 24 часа 5 часов | 1000—1500 ₽ |
Школа DJ Грува Школа известного диджея и музыканта с хорошей тусовкой и пиаром. Обучают диджеингу и музыке | 22 000 ₽ | 10 занятий, 25 часов | 880 ₽ |
Action DJ Academy Известная московская школа на Якиманке | 17 000 ₽ | 34 часа | 500 ₽ |
Сколько стоит научиться диджеингу
Школа | Scratch DJ School Главный — Диджей Эрик (группа «Бандэрос», чемпион России по скретчу 2009 года). Обучают скретчу и музыке |
Цена | 25 000 ₽ — скретч, 15 000 ₽ — ивент |
Длится | 8 часов, 16 часов |
Час стоит | 930—3100 ₽ |
Школа | Music Academy Обучают всему, что связано с эл. музыкой, индивидуальные курсы и программы |
Цена | 25—30 тысяч ₽ |
Длится | 10 часов (базовый пакет) |
Час стоит | 2500—3000 ₽ |
Школа | Pioneer DJ school Обучают на CD- и электронных аппаратах «Пионер» |
Цена | 30 000 ₽ |
Длится | 15 часов |
Час стоит | 2000 ₽ |
Школа | «Трамплин» В курсы входят выступления в клубе |
Цена | 24 000 ₽ |
Длится | 12 часов + 2 месяца практики + 3 выступления |
Час стоит | 2000 ₽ |
Школа | Umaker Лофт в Москве на «Красном Октябре» с работающим баром |
Цена | 35 000 ₽ — длинный курс 5000 ₽ — короткий интенсив |
Длится | 16 занятий, 24 часа, 5 часов |
Час стоит | 1000—1500 ₽ |
Школа | Школа DJ Грува Школа известного диджея и музыканта с хорошей тусовкой и пиаром. Обучают диджеингу и музыке |
Цена | 22 000 ₽ |
Длится | 10 занятий, 25 часов |
Час стоит | 880 ₽ |
Школа | Action DJ Academy Известная московская школа на Якиманке |
Цена | 17 000 ₽ |
Длится | 34 часа |
Час стоит | 500 ₽ |
Помните, что школа — это лишь среда для обучения. Успех и результат определяют сами ученики. Даже самая крутая школа не поможет, если не заниматься в ней и не репетировать между занятиями.
Другой повод задуматься — чего вообще можно ожидать от школы диджеинга. В основном там преподают либо суперуспешные диджеи, у которых уже все есть и больше ничего не надо, либо просто молодые ребята, которые владеют техникой. Мне сложно представить людей, которые выбрали карьеру профессионального преподавателя диджеинга.
Я читаю отзывы об этих школах и вижу у многих разочарование: мол, преподы разгильдяи, системы обучения нет, все опаздывают, много чего обещают, а в итоге ученики почему-то не становятся звездами. Ну правильно: звездами станут те, кто вгрызется в эту тему зубами, проведет десятки ночей за пультом и научится писать собственную музыку. Школа тут не поможет.
Сколько зарабатывает диджей
Есть диджеи, которые работают каждый вечер в разных кабаках по небольшой цене в диапазоне 30—300 $ за выступление. Есть звезды, которые собирают стадионы и за раз увозят домой несколько миллионов рублей. По моим наблюдениям, ровный коммерческий диджей в Москве может зарабатывать 100—180 тысяч рублей в месяц, если выступать хотя бы 5 раз за неделю.
За время работы диджеем я получал за час игры от тарелки борща до 250 $. Однажды я вел вечеринку за 1500 $, а спустя неделю уже другие организаторы заплатили мне за вечер 1500 ₽.
Для этой статьи я нашел вакансии штатных диджеев в клубах и ивент-агентствах: в Москве платят 2000—5000 рублей за смену плюс чаевые. При постоянной работе обещают зарплату 40—60 тысяч рублей.
- 50 000 ₽
Помимо работы за пультом диджеи промышляют на студиях: звукорежиссурой, записью и сведением, ремиксами, аранжировками, саунд-дизайном. Там вообще нет никаких ориентиров: можно продать минуту музыки за 10 тысяч рублей, можно за 100, можно за миллион. Работает правило: чем ты известнее и круче, чем дороже твой звук.
Меня вдохновляет пример товарища Филиппа. Пока мы с ним вместе играли в группе, он работал в рекламном агентстве и был от этого несчастен (насколько я мог судить). Потом он собрал денег, построил себе студию и уже года три живет только за счет звука: пишет музыку для рекламы, издает собственное. Последнее, что я знаю: он ездил в Европу издавать свою музыку на виниле. Пример Фила говорит, что на музыке жить можно, если заниматься ей полноценно.
Аппарат не виноват
К сожалению, сколько бы ты ни потратил на музыкальное оборудование и школы, это не сделает тебя ни хорошим диджеем, ни выдающимся музыкантом. Решает только то, насколько людям хорошо от твоей музыки и насколько они готовы за нее платить. Известные успешные диджеи — это те, кто научился создавать праздник для большего числа людей.
Иногда успешный диджей — не тот, кто хорошо играет, а тот, кто хорошо выглядит. Очень часто успешного диджея делает хороший промоутер. Очень много в жизни диджея происходит по знакомству и благодаря случаю: позвали на радио, позвали разогревать хедлайнера и оп — ты уже сам хедлайнер.
Часто у диджеев что-то не получается и они начинают прокрастинировать в сторону закупок: «Ой, надо купить аналоговый процессор эффектов, тогда все будет звучать в сто раз лучше». Это самообман: звучать, конечно, будет интереснее, но если что-то не получается — дело не в оборудовании.