В петербургской галерее современного искусства Anna Nova открылась персональная выставка Дмитрия Маркова «Седьмое небо».
Это первая выставка фотографа после его смерти в феврале 2024 года. Галерея Anna Nova сотрудничала с Марковым при жизни на протяжении пяти лет. В последние годы обсуждался персональный проект фотографа в галерее, а подготовка началась летом 2023.
Несмотря на уход Дмитрия из жизни, галерея продолжила подготовку к выставке. На двух этажах представлены 56 фоторабот, созданных с 2014 по 2023 год. Расскажу, за что ценят фотографии Дмитрия Маркова и почему нужно обязательно сходить на выставку.
Выставка «Седьмое небо»
Куратор: Владислав Ефимов
Кому понравится: интересующимся современной фотографией, ценителям творчества Дмитрия Маркова и всем, кто хочет увидеть художественный портрет современной России
Адрес: Санкт-Петербург, Жуковского, 28
Даты проведения: до 20 октября 2024
Часы работы: вторник — воскресенье, 12:00—20:00
Цена билета: 200 ₽
Увидеть современную Россию
Про Маркова говорят, что его работы рассказывают о нашей эпохе больше, чем сводки новостей, споры в соцсетях и бесконечное число журналистских фоторепортажей. Дмитрий документировал жизнь разных уголков провинциальной России, знакомой ему не понаслышке.
Детство фотографа прошло в годы распада СССР в городе Пушкино Московской области, где он рос во дворах, пропитанных постсоветской маргинальностью. На первый взгляд кажется, что его работы наполнены хтонью русской жизни. Но за внешней угрюмостью и тоской Маркову удается разглядеть красоту, а главное — великую любовь или хотя бы надежду на нее.
В центре внимания фотографа — повседневные сюжеты, видимые невооруженным глазом: хрущевки, советские детские площадки, заброшки, индустриальные зоны. С большой любовью он запечатлевает идиллические пейзажи, беззаботных подростков, забавные дворовые сценки, умиляющих собак и кошек.
Оценить эстетику айфонографии
Марков снимал на Айфон, а вместо сайта вел страницу в «Инстаграме»* — на момент написания текста в профиле фотографа 870 000 подписчиков. До появления Айфона, в 2000-е годы, он фотографировал в привычном прямоугольном формате, а работы были ближе к социальному фоторепортажу, чем к художественному проекту. Именно квадратные айфонограммы, опубликованные в цифровом пространстве, обрели народную узнаваемость и безоговорочную ценность.
Специфика социальной сети повлияла на эстетические качества снимков: инструментарий и технические настройки аппарата стали не так уж и важны. Теперь на первый план вышел сам автор с его видением, способностью быстро подмечать момент, ловить фотографические события и выстраивать кадр.
«Инстаграм»* напрямую задает формат. В сопроводительном тексте к выставке исследовательница фотографии Ирина Чмырева пишет, что «квадратная композиция естественно существует в архитектуре и скульптуре и, в меньшей степени, в искусстве станковом, живописи и графике — там квадрат банализирует изображение. Выйти за пределы банальности квадрата было под силу немногим художникам во все времена. В этом Марков оказался уникален».
Понять, почему фотографии Маркова — это искусство
Марков балансирует между репрезентацией воображаемой идиллии и суровой документалистикой. При этом сам Дмитрий не называл себя художником, а определял свою профессиональную идентичность такой последовательностью: «фотограф, блогер, волонтер, социальный работник».
Выставка в галерее Anna Nova демонстрирует художественный вектор развития Маркова, который прошел путь поисков, наблюдений, радости и разочарований. Каждая остановка на этом пути — фотографический документ, отразивший нечто большее, чем сжатые в «удачные» композиции моменты времени и фрагменты пространства.
Куратор выставки Владислав Ефимов предлагает зрителям рассматривать экспозицию как путешествие по работам фотографа, а через них — и по самой России, и по чертогам своей души. Цель этого путешествия — поиск веры в человека, в возможность его внутреннего развития вопреки любым обстоятельствам. Так работы Маркова встраиваются в гуманистический проект истории западноевропейского искусства, в котором принцип «все для человека и про человека» возводит его фотографии, наполненные авторской эстетикой и поэтикой, в ряд выдающихся произведений визуального искусства.
В чем уникальность стиля Дмитрия Маркова
Снимки Маркова всегда легко узнать. Это и квадратный формат, и особый почерк. На примере пяти работ расскажу, что он из себя представляет.
Себеж, 2015. Один из постоянных сюжетов, который кочует от работы к работе Маркова — уличные сцены с подростками и детьми. Играющие на детских площадках, прыгающие по гаражам, купающиеся в реке или сидящие у подъездов — все они изображены простыми, искренними и открытыми.
От этих снимков остается ощущение реального, не постановочного детства, в котором есть место свободе, радости, открытости к миру и неподдельного счастья. Возможно, секрет этих кадров заключался в том, что, по словам сестры фотографа Татьяны, «он в свой 41 год оставался в душе ребенком».
Ростов Великий, 2017. Как фотограф Марков был в хорошем смысле формалистом, то есть уделял внимание не только тому, что он снимает, но и как. Фотографии цепляют не только сюжетами, но и композицией. Он умело чувствовал момент и сжимал в один кадр время и пространство.
Стремление поймать нужный ракурс и форму, чтобы один кадр рассказывал большую историю, видно во многих его работах. Французский фотограф Анри Картье-Брессон называл это «решающим моментом». Марков предчувствовал события в кадре, предугадывал фазы движений.
Чистополь, 2016. У Маркова был талант находить общий язык со своими героями. Он рассказывал, что за все время своих путешествий по России никогда не сталкивался с конфликтными ситуациями или агрессией. Открытость и искренность Дмитрия становились его личными инструментами для создания правдивых шедевров.
Например, на этой фотографии мы видим компанию юношей, которых фотограф заметил в Чистополе: «человек двадцать пацанов, некоторые из которых, судя по звездам на плечах и коленках, имели принадлежность к криминалу. Выбрав самого «расписного» я подошел познакомиться и попросил разрешение на съемку. Ребята оказались студентами местного училища, прогуливающими пару на городском пляже. Следующие полчаса мы разговаривали об их жизни — они рассказывали свои истории, жаловались на развал производств и сложность трудоустройства в маленьком городе».
Кострома, 2019. Один из комментаторов фотографии в соцсетях написал: «Такое впечатление, что Дмитрий сидит возле одной пятиэтажки и снимает жизнь вокруг».
Возможно, хрущевки по всей России ничем не отличаются друг от друга, но Маркову удалось полюбить даже этот отдельный дом, показать его красоту. «Это не просто „сюжеты на социальную тему“, как многие думают, — рассказывает Марков, — это мои образы и истории. Каждый новый кадр представляется мне следующей главой личной летописи. И когда спрашивают, почему я снимаю „неприглядную сторону жизни“, отвечаю: „Потому что я — ее часть“».
Саратов, 2021. Выставка Маркова в галерее Anna Nova называется «Седьмое небо». Изображение неба — сквозной мотив в работах выставки, а кульминация этой темы происходит на втором этаже галереи.
Выражение «на седьмом небе» означает высшую степень радости, счастья и восходит к тексту греческого философа Аристотеля. В своем сочинении «О небе» он объясняет устройство небесного свода. Аристотель полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты.
«У Димы Маркова есть свой космос, и этот космос не холодный, не безвоздушный, не безразличный. Он сожалеющий и нежный. Седьмое небо. Кривизна, кособокость, безнадежное несовершенство пространства, жизни, людей отзывались в искусстве Маркова одним чувством — любовью. В этом его неотразимый секрет, его волшебство», — пишут Ирина Меглинская и Авдотья Смирнова в сопроводительном тексте к выставке Маркова в галерее.
Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod