«Музыка помогает снять напряжение»: как я учу играть на фортепиано детей с ДЦП

И другими особенностями развития
18
«Музыка помогает снять напряжение»: как я учу играть на фортепиано детей с ДЦП

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Катя Булгакова

училась играть на пианино в детстве

Страница автора

Музыка может не только доставлять удовольствие, но и помогать.

Героиня этого материала София преподает детям игру на фортепиано. У некоторых ее учеников ДЦП и другие особенности развития.

За несколько лет практики София внедрила упражнения, которые помогают детям разрабатывать мелкую моторику, расслаблять мышцы и развиваться в музыке. Она верит, что фортепиано может стать инструментом реабилитации и помочь ребятам улучшить свою жизнь, поверить в себя и раскрыть свой потенциал. Вот ее рассказ.

Кто помогает

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «Кто помогает». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В июле и августе мы рассказываем о ДЦП. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто ее оказывает, можно в потоке «Кто помогает».

Предыстория

Аватар автора

София К.

влюбляет в музыку

Страница автора

Я родилась и выросла в маленьком городе на западе Оренбургской области, затем переехала в Уфу. Окончила три ступени музыкального образования: школу, колледж и институт искусств.

В сентябре 2020 года, когда я была на третьем курсе уфимского института, обучение шло в онлайне. Стало скучно, и мне захотелось начать учить детей игре на фортепиано, чтобы поделиться с ними любовью к музыке. Тогда, в свои 22 года, я решила набраться опыта в преподавании и найти работу.

Я чувствовала, что важно дать ученикам самостоятельность, быть с ними доброй и привести их к пониманию музыки не через суровое «надо». Я мечтала, чтобы у детей остались хорошие воспоминания об учебе, а знания и навыки помогали в жизни.

После нескольких недель поисков я устроилась в государственную музыкальную школу, где работаю до сих пор. А с 2023 года также веду частные уроки игры на фортепиано.

Первый опыт работы с детьми

Мне, начинающему педагогу, дали учеников разного возраста, среди которых были и двое детей с инвалидностью. У первой девочки был детский церебральный паралич: она скованно двигалась, не могла свободно разогнуть пальцы. Я не знала диагноза второго ребенка, но предполагала задержку речевого развития.

В нашей школе нет ограничений для поступления детей с инвалидностью: здесь учатся и слабовидящие ребята, которых сопровождают родители или преподаватели.

Тогда я не понимала, что делать: в институте и колледже не объясняли, как взаимодействовать с людьми с особенностями развития. В нашей системе часто избегают таких задач.

Я не испугалась, хоть у меня и не было опыта. Первую неделю присматривалась к детям, а они — ко мне. Все занятия с ребятами с особенностями и без проходили индивидуально. Мы вместе выясняли, кто что умеет. Я поняла, что предстоит много работы, но решила дать ученикам все возможное, даже если не все захотят и смогут это принять.

Детям с инвалидностью было трудно играть по нотам, а также держать руки на инструменте из-за напряжения. Тогда я не думала об особенной программе: мы старались учить с ними простые песенки за первый класс, пели, хлопали в ладоши, чтобы чувствовать ритм. Часто выполняли привычные упражнения и играли гаммы, которые дети могли осилить. Мне помогали родители учеников: они сидели с ребятами за инструментом вечерами и разучивали с ними мелодии.

К сожалению, в то время я не знала, как работать с такими сложностями в обычной музыкальной школе. Я плакала почти после каждого занятия, потому что не понимала, как продвигаться дальше, — ведь, вероятнее всего, ребята с инвалидностью не смогут играть что-то сложнее. В те годы я не использовала фантазию и не интересовалась науками, связанными с реабилитацией детей с инвалидностью.

В 2022 году ребята выпустились. Мы достигли того, что они играли детские песенки за первый класс, знали ноты, выполняли несложные упражнения.

С остальными детьми без инвалидности мы прошли программу музыкальной школы по предметам «основной инструмент» и «общее фортепиано»  . Порой в работе тоже возникали сложности, которые мы разбирали индивидуально. Например, у кого-то дома не было инструмента, и тогда я занималась с ребенком дополнительно. Другому не давался басовый ключ, и мы брали более легкие произведения, чтобы практиковаться.

Новый подход

В 2022/23 учебном году, на пятом курсе института, преподаватель по моей специальности ушел на пенсию и меня распределили в класс к другому профессору. Он учил исполнять музыку свободно и избавляться от скованности движений.

Однажды на уроке преподаватель сказал, что у меня зажаты плечи и напряжены мышцы рук, шеи и спины — почти то же я замечала у своих учеников. Для исправления профессор предложил упражнения: например, мы вставали в планку, учились держать равновесие на неустойчивом «стуле» — тот качался во все стороны и нужно было найти точку опоры. После этих занятий я играла более расслабленно.

Тогда я задумалась, что физические упражнения и музыка могут помочь и детям с инвалидностью наладить контакт со своим телом, научиться управлять им, снять напряжение с мышц.

Я принялась читать статьи о причинах разных заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата, о нейропсихологии и реабилитации людей с особенностями развития. Гуглила, какими способами можно развивать работу тела и мозга при разных болезнях. Так у меня начал созревать план музыкальных и физических упражнений для учеников с инвалидностью.

В сентябре 2023 года я добавила в свое объявление о частных уроках, что работаю с тяжелыми формами инвалидности. Через пару недель ко мне обратились родители пятилетней девочки с ДЦП.

Во время знакомства я заметила, что она хорошо шла на контакт и обладала отличным словарным запасом. К сожалению, при всей слабости тела у нее были сильные зажимы в мышцах, особенно в пальцах. Девочка не могла долго удерживать клавиши и нажимала на них всем весом тела, — при этом звука почти не было.

К тому моменту родители постоянно занимались с дочерью гимнастикой, массажем и другими видами реабилитации, которые развивают опорно-двигательный аппарат, но ей не хватало занятий на мелкую моторику. Чтобы пальцы становились более подвижными, а тело — расслабленным, я начала практиковать с ней разные упражнения, в том числе на фортепиано. Вот что мы делаем.

Развиваем межполушарные связи. Для этого мы учимся сочетать разные движения пальцев рук. Это зачастую сложно даже людям без особенностей развития: многие двигают пальцами либо по очереди, либо одновременно. А на фортепиано человеку нужно играть разные ноты каждой рукой автономно и совершать движения пальцами в разных комбинациях.

Я уверена, что такие упражнения и обучение игре на пианино необходимы всем. Они помогают даже в пенсионном возрасте: люди меньше подвержены возрастным изменениям и заболеваниям, их разум ясен, а двигательные функции сохраняются дольше. Одной моей ученице было 69 лет, когда она пришла ко мне на занятия. Сейчас ей 71 год, и она не испытывает трудностей с тем, чтобы запоминать и играть произведения.

Расслабляем мышцы. Мы часто даже не подозреваем, что напряжены. А детям с ДЦП особенно сложно представить, как расслабить руку или другую часть тела. Я включила в работу прогрессивную мышечную релаксацию, о которой узнала от психотерапевта.

На уроках мы используем только руки: поочередно напрягаем и расслабляем их. Тренируемся разными способами — например, надавливаем пальцами на инструмент или стол и опускаем руки вниз, иногда ребята толкают мое плечо. Кроме этого я советую своим ученикам и их родителям делать такие упражнения и для других групп мышц.

Используем нейротренажеры. В конце 2023 года я узнала от своей коллеги о чудесном деревянном нейротренажере — «пальчиковой полянке». В этой игре нужно выкладывать в разных последовательностях деревянные цветочки с номерами и проходить по ним соответствующими пальцами рук.

Попасть в нужную выемку для цветка сложно, но ученик выкладывает фигурки сам, я терпеливо не помогаю. Так дети с ДЦП развивают мелкую моторику.

Делаем массаж. Я часто понемногу разминаю у ребят напряженные мышцы пальцев, ладоней и предплечья, словно леплю из пластилина. Планирую пройти обучение на реабилитолога для более эффективной работы.

Все эти упражнения распределены по уроку, чтобы ребенок не скучал. Вместе они занимают 15—20 минут.

На первых уроках мы с девочкой, как и с любым другим учеником, играли простые песенки одним пальцем. Сейчас мы тренируемся, чтобы каждая рука отвечала за несколько звуков одновременно: сначала ребенок нажимает на клавиши отдельными пальцами, затем — большим и мизинцем одновременно. Дальше передает звучание на указательный и безымянный — и наконец на большой и средний. Так получаются аккорды, или проигрывания группы нот.

Мы работаем всеми пальцами, учимся их расслаблять и контролировать, играем все штрихи  . Главная моя задача — «вытащить» пальцы ученика на поверхность клавиатуры и сделать так, чтобы они двигались отдельно от всей ладони. Часто мне приходится самой управлять пальцами ребенка и помогать держать их в нужном положении.

Чтобы сделать занятия веселее, мы поем. Так выяснилось, что у девочки отличный слух и голос. Я заметила, что у всех детей с инвалидностью, с которыми я работала, почему-то были потрясающие музыкальные данные. Предполагаю, что мозг замещает недостающие нейронные связи другими.

Например, я читала, что после инсульта здоровые области мозга способны компенсировать и развивать утраченные из-за нарушения кровообращения функции. Поэтому я верю, что новые музыкальные навыки, которые улучшают нейронные связи, могут помочь и в обычной жизни.

Также с ученицей и другими ребятами я слушаю классическую музыку. Играю ее сама и прошу детей подробно описывать картины, которые они представляют при прослушивании. Это помогает им разобраться в музыке хотя бы на простом уровне, почувствовать, сколько интересного может прозвучать в потоке нот, научиться думать и анализировать.

Я знаю, что музыка развивает воображение, позволяет стать внимательнее к деталям, а также отвлечься и снять напряжение.

Результаты методики

Я наблюдаю огромные успехи за полгода: сейчас моя ученица может легче координировать пальцы и двигать ими. На уроках мы регулярно пробуем делать упражнение «пауки»: загибаем пальцы в воздухе по отдельности. С каждым разом это удается все лучше.

Теперь ребенок может удерживать клавишу долго, чтобы она звучала, — правда, пока всей рукой. Еще мы пробуем играть упражнения двумя пальцами одновременно, выполняем задания, постепенно увеличивая их сложность.

Я верю в комплексный подход и свою причастность к общему развитию ребенка. Например, девочке стало легче передвигаться: сейчас она слезает с высокого стула после занятий без моей помощи. В этом ей помогают сильные пальцы, которые могут зацепиться за диван для поддержки.

Еще у нее улучшились навыки письма благодаря развитой мелкой моторике. Теперь она рисует в нотных прописях уже без помощи мамы. Более того, ученица запоминает много информации и пользуется ею. Она уже выучила расположение нот в первой и малой октавах  и бегло читает их с листа.

Ребенок отмечает свои успехи и радуется — я понимаю, что все не зря.

В середине июня 2024 года я начала заниматься с мальчиком с тяжелой формой ДЦП. Ему восемь лет, он не ходит сам и не может выполнять повседневные действия, к которым мы привыкли: держать ложку или вилку, самостоятельно умываться, мыться, одеваться. У него рассеянное внимание и сильно выраженная контрактура рук.

Уже в июле мальчик научился нажимать клавишу одним пальцем, хотя до этого только бил ладонью. А пару недель назад он сыграл песенку без моей помощи. Весь этот опыт показал мне, что музыка может улучшить мелкую моторику и развить мозг.

Наш прогресс с мальчиком, который до занятий не мог нажимать на клавиши пальцами

Трудности работы

За прошедшие четыре года я работала с разными ребятами с особенностями развития. Некоторые ученики были очень замкнутыми: иногда за весь урок не произносили ни слова. Это было тяжело, потому что мне важен отклик, а без него казалось, что говорю сама с собой.

В таких случаях я старалась строить доверительные отношения, чтобы дети не боялись ошибаться и чувствовали поддержку. Мы пробовали расслаблять мышцы, разговаривали, даже если это был мой монолог.

Сейчас ко мне ходит ученица с подтвержденным СДВГ  и девочка, которая прошла лечение задержки в развитии. Первая девочка не может долго удерживать внимание, особенно при кропотливой работе. Ей также сложно запоминать информацию, и мне приходится все повторять по несколько раз.

Она бывает неусидчивой, может вскрикнуть или задать вопрос не по теме. Временами ученица словно первый раз в жизни приходит на урок и мало помнит изученное, хотя при этом проявляет большой талант. Может показаться, что она ленится, но это не так. Это особенность нервной системы, которую можно корректировать.

Чтобы ребенку с СДВГ было комфортнее, я добавляю в индивидуальный урок физическую активность каждые 15—30 минут. Мы бегаем или приседаем вместе, что полезно и для меня. Таким детям важна подобная ритуальность на занятиях, поскольку они сильно тревожатся.

Еще мы включаем метроном в мобильном приложении, чтобы он стучал во время игры на фортепиано. Это помогает концентрироваться на звуках за пределами своей игры, замедляться и успокаиваться.

К таким методам мне помогли прийти врачи. Родители ученицы ездили в Петербург, чтобы узнать о лечении СДВГ. Им сказали, что могут помочь занятия музыкой, посоветовали добавить в них минутки физкультуры для разгрузки внимания и метроном для развития слухового восприятия.

Даже на экзаменах я прошу детей с СДВГ считать вслух и всегда подчеркиваю, что это их преимущество перед большинством. Мы также пробуем одновременно стучать руками разные ритмы: правой рукой — один, левой — другой. Это развивает оба полушария мозга и межполушарные связи.

Выводы

Мне довелось работать с детьми и в школе, и на дому. У меня в разное время училось больше 40 людей без инвалидности и восемь — с особенностями развития. Частные занятия оказались предпочтительнее для учеников с инвалидностью и меня самой. В музыкальной школе есть своя программа и нужно сдавать экзамены для получения диплома. Поскольку у людей разные возможности, не все могли на такое решиться.

Я склоняюсь к частным занятиям не из-за денег, а из-за комфорта и гибкости. Мы не торопимся, идем в своем темпе. У нас много разных видов работы, в том числе физические упражнения. Я стараюсь применять то же и в школе, но там часто не хватает времени: мы учим с ребятами без инвалидности много произведений, этюдов и гамм, а иногда выполняем домашние задания, которые дети не успели или не смогли подготовить.

Я понимаю, что не у всех родителей есть средства для частного обучения. Один мой урок стоит 1000 ₽, с выездом — 1200 ₽. Но занятия музыкой, у кого и где бы они ни были, стоит иметь в виду, если ребенку поставили сложный диагноз. Игра на фортепиано — один из способов помощи, как физкультура, массаж, иглоукалывание.

Чудес не бывает, если к ним не подбираться мелкими шагами.

Для своих учеников я играю роль преподавателя, психолога, реабилитолога, физкультурника. Пока я знаю о такой работе немного, но она уже дает плоды. Конечно, мне было бы легче трудиться по стандартному учебному плану, но я верю, что могу принести детям пользу, создавая для них комфортную индивидуальную программу.

Мы вместе радуемся даже маленьким победам — например, когда получается сыграть строчку без остановок. Дети чувствуют, что здесь они могут не бояться проявлять себя, с какими бы способностями ни родились.

Я думаю, что все ребята рады прикоснуться к огромному инструменту и услышать красивую мелодию. Надеюсь, что я помогаю им улучшить самооценку и поверить в себя. Хочется, чтобы впечатления и знания, которые они получают на занятиях, возвращали их к музыке снова и снова. Мне важно, чтобы они никогда не останавливались на достигнутом, а искали, стремились и познавали.

Катя БулгаковаРасскажите, какая музыка и в каких ситуациях вам помогала:
    Сообщество