Dragon Age: Origins — какой была последняя клас­си­че­ская RPG от BioWare
Поп-культура
9K
Кадры — Electronic Arts

Dragon Age: Origins — какой была последняя клас­си­че­ская RPG от BioWare

8
Аватар автора

Андрей Верещагин

исследует Глубинные тропы

Страница автора

В 2024 на ПК и консолях выйдет Dragon Age: The Veilguard — четвертая полноценная часть в серии RPG от BioWare.

Это мрачное фэнтези о мире, где процветает ксенофобия, из-под земли лезут жуткие монстры, а древние боги стремятся уничтожить все живое. Но при этом находятся благородные герои, которые пытаются всех спасти.

В преддверии релиза Veilguard расскажу, какой была самая первая Dragon Age. А заодно о том, стоит ли в нее играть в 2024 году. Обратите внимание, что в тексте есть незначительные спойлеры к первым часам Origins.

Что за Dragon Age: Origins

Дата выхода: 2 ноября 2009 года
Жанр: RPG
Платформы: Steam и GOG на ПК, Xbox 360, Xbox One и Xbox Series по обратной совместимости. Версия для PlayStation 3 сейчас доступна только на дисках
Режим игры: одиночный
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: BioWare
Кому понравится: поклонникам олдскульных партийных RPG
Игры, похожие на Dragon Age: Origins: Baldur’s Gate, Icewind Dale, Star Wars: Knights of the Old Republic, Neverwinter Nights 2, Drakensang: The Dark Eye
Примерная продолжительность: 40 часов на прохождение сюжета и 87 на всю игру
Перевод: полная локализация на русский язык

Как появилась Dragon Age: Origins

В середине нулевых BioWare была на коне. Студия зарекомендовала себя как главный производитель больших RPG — нелинейных и комплексных. За плечами разработчиков уже были дилогия Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, а Jade Empire должна была выйти совсем скоро. Каждая из игр — хит, поэтому и новый тайтл BioWare фанаты ждали с трепетом.

Анонс Dragon Age — тогда без подзаголовка Origins — состоялся на E3 2004, и на тот момент игра уже 18 месяцев находилась в разработке. Правда, это была не совсем та Dragon Age, которую мы знаем теперь. В ней не было ни Серых Стражей, ни порождений тьмы, зато во вселенной игры уже существовала раса рогатых кунари.

На первой презентации журналистам не рассказали об основном конфликте — лишь показали геймплейный прототип, собранный в Neverwinter Nights, и несколько скриншотов. Видео так и не попало в сеть, но пресса распространила изображения.

По словам основателя BioWare Рея Музики, студия хотела сделать что-то новое, но в то же время знакомое фанатам. И при этом отойти от ролевой системы Dungeons & Dragons, на которой базировались Baldur’s Gate, Neverwinter Nights и отчасти KOTOR.

Кроме того, разработчикам хотелось создать что-то на стыке высокого и темного фэнтези, совместить в одном произведении эстетику Толкина и Джорджа Мартина. Так появился суровый мир Тедаса, где благородные герои сражаются с драконами и демонами, а в поселениях царит ксенофобия. Например, еще в черновиках сценария магов притесняли, запрещая им колдовать в городе.

Даже когда вселенная и сюжет более или менее оформились в головах разработчиков, метод повествования продолжал меняться. Скажем, в одной из итераций сценария рассказчиком истории должна была выступать некая старуха. У игрока должно было возникнуть подозрение, что это Флемет, ведьма с болот, но к финалу выяснялось, что нарратор — Морриган, постаревшая дочь Флемет.

Примерно в середине производственного цикла BioWare решила сменить движок игры. Если прежде Dragon Age создавали на Aurora Engine, на котором были сделаны NWN и первый «Ведьмак», то теперь в основе была технология Eclipse Engine. Как и Aurora, это собственная разработка студии, однако авторам все равно пришлось привыкать к новому инструментарию. Из-за этого производство игры затянулось.

В итоге релиз состоялся только в 2009 году — спустя шесть лет после старта разработки. Игра собрала восторженные отзывы игроков и критиков, получив 91 балл из 100 на Metacritic (сайт недоступен на территории РФ).

Что нужно знать о сеттинге Dragon Age

События всех игр серии происходят на континенте Тедас, за пределами которого лежат неизведанные земли. Материк разнообразен — как в природном, так и в культурном плане.

На юго-востоке раскинулось королевство Ферелден — молодая монархия со столицей в городе Денериме. Западнее находится аристократичный Орлей, колыбель доминирующей на континенте Церкви Андрасте. На севере располагается декадентская империя Тевинтер, где правят маги. Когда-то она управляла значительной частью Тедаса.

Неподалеку находится Вольная Марка, так называют территорию нескольких городов-государств. А к западу от нее — богатая Неварра, где умерших не хоронят, а мумифицируют. Прежде она была одним из вольных городов, но к моменту первой части игры существенно расширила свои владения.

Тедас населен четырьмя разумными расами. Самая привилегированная из них — люди. Ее представители возглавляют большинство развитых стран и вольных городов. Эльфы же находятся в угнетенном положении и вынуждены ютиться в гетто. Впрочем, в Ферелдене есть и долийцы — эльфы, которые не желают жить в городах и терпеть унижения. Подобно предкам, они обитают в лесах и поклоняются старым богам.

Сообщество гномов — кастовое. Дети Камня живут в подземельях, которые называются Глубинными тропами и тянутся под всем Тедасом. Есть и наземные гномы — едва ли не самая низкая каста. Сородичи относятся к ним с подозрением, ведь вышедшие на поверхность утратили связь с камнем. А люди угнетают таких гномов, как и эльфов.

Наконец, есть кунари — островной народ. Хотя большинство кунари — огромные рогатые существа, тем же словом называют любого, кто следует по пути Кун. Это всеобъемлющая система убеждений, которая включает и культуру, и религию, и политику. Например, по Кун все живые существа составляют единый организм, а бороться с собственной природой бесполезно. Отринувших Кун кунари называют тал-васготами.

В большинстве стран магия находится под строгим контролем. Считается, что она происходит из Тени — потустороннего измерения, населенного духами и демонами. Из этого пространства людям приходят сны и эмоции. Мир смертных от Тени отделяет Завеса. Через ее прорехи могут проходить злые демоны. Они способны управлять теми, у кого связь с Тенью особенно сильна, — то есть магами. Поэтому чародеев и опасаются.

Детей со способностью к волшебству забирают в Круги Магов, надзор за которыми осуществляет Церковь. В Кругах будущих колдунов обучают пользоваться силами. По достижении совершеннолетия большинство учеников проходят суровый экзамен — Истязание, проверяющий на прочность волю волшебника.

Если преподаватели уверены, что ученик не способен выдержать Истязание, молодого мага подвергают ритуалу Усмирения. Связь человека с Тенью обрывают, и тот превращается в практически безэмоционального и безвольного робота. Зато одержимость демонами ему больше не грозит.

Не везде отношение к магам одинаковое. Есть две крайности: Тевинтер и земли кунари. В империи маги не угнетенное меньшинство, а правящая элита. А на островах Пар Воллен и Сагрос, где обитают кунари, магов называют «саирабаз» — «опасная особь». Чародеев держат в клетке, зашивают им рты и используют в качестве живого оружия, приставив надсмотрщика.

После событий Dragon Age: Inquisition ситуация с колдунами в Тедасе немного изменилась. Кроме Кругов появились Коллегии чародеев, которые выступают против тотального контроля над магами, не отрицая при этом их потенциальную опасность.

Миру угрожают порождения тьмы. Это оскверненные люди, эльфы и гномы, которые скрываются на Глубинных тропах. Откуда взялась сама скверна — неизвестно. Церковь считает, что виной всему маги, которые добрались до таинственного Золотого Города в Тени и осквернили его. А гномы уверены, что скверна была всегда.

Порождения тьмы объединены коллективным разумом. Порой они находят и оскверняют драконов — древних богов, которым поклонялись жители Тедаса до возникновения Церкви. Тогда начинается Мор: порождения выходят на поверхность и уничтожают все на своем пути. Чтобы остановить Мор, нужно убить Архидемона — так называют оскверненного древнего бога.

О чем Dragon Age: Origins

События игры начинаются в 30-й год Эпохи Дракона. Тедас атакуют порождения тьмы. Молодой король Ферелдена Кайлан Тейрин верит, что наступил пятый Мор. Правитель желает славы, собирает войско и готовится сразить Архидемона на поле боя.

Главный герой — новоиспеченный Серый Страж, член ордена, который охраняет Тедас от порождений тьмы. Во время битвы тейрн  Логейн Мак-Тир, соратник короля, видит, что жажда славы ослепила Кайлана, поэтому командует своим солдатам отступать. В результате и король, и все его войско, и большая часть Серых Стражей погибают.

Сам тейрн становится регентом при своей дочери и вдове Кайлана Аноре. А еще объявляет орден Серых Стражей вне закона. Однако Мор никуда не делся. Главному герою нужно заручиться поддержкой народов Ферелдена, остановить Архидемона и выступить против Логейна.

Кто есть кто в Dragon Age: Origins

В игре десятки персонажей. Расскажем о наиболее значимых из них.

Серый Страж — главный герой, персонаж игрока. Один из немногих выживших в битве при Остагаре. Вынужден восстанавливать орден и бороться с Мором.

Алистер Тейрин — воин, молодой Серый Страж, который знакомится с протагонистом в самом начале. За дурашливостью прячет благородную и ранимую натуру. Скрывает свое знатное происхождение. Один из соратников Серого Стража.

Морриган — ведьма из Диких Земель, дочь колдуньи Флемет. Прагматична, хитра, но не привыкла жить среди людей. Одна из компаньонок протагониста.

Стэн — воин кунари, который может присоединиться к Серому Стражу в борьбе с Мором. Немногословен, упрям и прямолинеен. В отличие от других представителей своей расы, не имеет рогов.

Зевран — эльф-убийца, которого нанимают уничтожить Серых Стражей, выживших при Остагаре. Может стать спутником главного героя. Гедонист, остр на язык и своеволен.

Лелиана — бард из Орлея, которая может примкнуть к Серому Стражу. Когда-то была монахиней и свято чтит заветы Церкви Андрасте. Порой кажется мечтательной, но на деле она опытный и собранный воин.

Винн — старшая чародейка ферелденского Круга Магов. Может присоединиться к Серому Стражу. Мудра, готова защищать тех, кто ей дорог, даже ценой собственной жизни.

Огрен — гном из касты воинов, который может стать союзником Стража в Орзаммаре. Герой кажется грубым, но на самом деле у него любящее сердце. Любящее жену и алкоголь.

Шейла — голем, присоединяется к команде Стража в DLC «Каменная пленница». Любопытна и добра, но порой способна обидеть, потому что плохо распознает эмоции собеседника.

Пес — собака породы мабари. Необычайно умен и сообразителен. Спутник Серого Стража практически с самого старта приключения. Имя пса игрок указывает сам.

Дункан — командир Серых Стражей во время пятого Мора. Именно он призывает главного героя и Алистера в орден.

Кайлан Тейрин — король Ферелдена, которому не дает покоя слава его великих предков. Хочет вписать себя в историю героическими подвигами. Погибает в битве при Остагаре.

Логейн Мак-Тир — правитель города Гварена, приближенный Кайлана и отец его жены. Жесток и расчетлив. После смерти короля фактически становится монархом Ферелдена.

Анора Мак-Тир — королева Ферелдена и дочь Логейна. Искренне переживает за будущее своей страны.

Эамон Геррин — эрл Редклифа, дядя и советник Кайлана. Влиятельный дворянин, который не боится выступать против большинства.

Флемет — таинственная и могущественная ведьма, мать Морриган. Колдунья помогает Серому Стражу, но зачем — неизвестно. Более того, сама природа Флемет до конца неясна. Вполне возможно, что ведьма вовсе не человек.

Основной сюжет не так прост. У Dragon Age: Origins весьма тривиальная завязка о борьбе с могущественным злом. Но игру не просто так сравнивали с «Песнью Льда и Пламени»: здесь есть место не только эпическим сражениям, но и придворным интригам и неоднозначным персонажам. Тот же Логейн, пусть и кажется мерзавцем поначалу, способен на героический поступок и искупление ближе к финалу.

Первая Dragon Age — это огромное введение во вселенную. События игры происходят в Ферелдене, но она показывает, как живут едва ли не все обитатели Тедаса. Серый Страж побывает и в Долах, и в эльфийских гетто Денерима, и в Орзаммаре — самом крупном городе гномов.

Везде ждет своя большая, но локальная история. Скажем, в Башне Магов придется сражаться с вырывающимся из Тени демонами. А в деревне Редклиф нужно искать лекарство для внезапно заболевшего правителя. Все эти эпизоды в итоге складываются в единый сюжет, а что еще важнее — демонстрируют масштабную картину жизни Тедаса.

Это особенно интересно, ведь Тедас — необычайно мрачное место, что здорово отличает Dragon Age от других фэнтезийных RPG. Здесь кровь льется рекой, а одни народы притесняют другие. На момент выхода Origins в мейнстриме, пожалуй, и не было больших ролевых игр в сеттинге темного фэнтези, за исключением «Ведьмака».

Для игры выходил большой аддон Awakening. Его сюжет продолжает события оригинала. Серый Страж восстанавливает орден в крепости на юго-востоке Ферелдена, попутно сталкиваясь с разумными порождениями тьмы и их предводителем — Архитектором. Когда-то он был тевинтерским магом, одним из тех, кто осквернил своим присутствием Золотой Город в Тени.

Awakening — самостоятельное дополнение, для знакомства с ним не обязательно проходить оригинал. В начале вам предложат либо перенести персонажа из Origins, либо создать нового героя. Соратники в аддоне тоже новые. Среди них есть маг Андрес, который позднее появится в Dragon Age 2, и добрый дух из Тени. На прохождение Awakening потребуется 15—20 часов.

О чем дополнения к Dragon Age: Origins

Не считая DLC с предметами экипировки, для первой Dragon Age вышло семь дополнений. Это небольшие задания или кампании, которые продолжают истории напарников, расширяют лор или предлагают альтернативный взгляд на знакомые события. Чтобы пройти все DLC, нужно около 10 часов.

«Каменная пленница». Страж отправляется в деревню Хоннлит, посреди которой стоит каменная статуя. Герою предстоит узнать ее историю и оживить, чтобы получить сильного соратника.

«Крепость стражей». Протагонист и его товарищи прибывают в старую крепость Солдатский Пик, когда-то принадлежавшую Серым Стражам. Здесь можно больше узнать об истории ордена.

«Возвращение в Остагар». Главный герой отправляется на место битвы, в которой погиб король Кайлан. Говорят, что не все умерли в том бою, — выжившего и предстоит отыскать.

«Песнь Лелианы». Предыстория одной из спутниц Серого Стража — орлесианского барда Лелианы. Юная девушка под руководством наставницы отправляется на опасное задание с весьма неожиданным исходом.

«Големы Амгаррака». Серый Страж посещает Глубинные тропы, чтобы отыскать пропавшую гномскую экспедицию. Героя ждет множество сражений — в том числе с новыми противниками.

«Охота на ведьм». События DLC разворачиваются примерно спустя год после финала оригинала. Тогда ведьма Морриган покинула Серого Стража, но теперь ходят слухи, что колдунья появилась снова. Главный герой отправляется по следу бывшей соратницы.

«Хроники порождений тьмы». Альтернативная история, в которой Серый Страж умер во время посвящения. Игрок в роли командира порождений тьмы должен захватить Денерим.

За что любят Dragon Age: Origins

Это большая RPG старой школы в новом исполнении. Как и в Baldur’s Gate, тут нужно путешествовать по миру, собирать команду, выполнять задания и сражаться с врагами. Все элементы ролевых игр девяностых на месте, но выполнены в современном ключе: диалоги озвучены, камера висит за спиной персонажа, квестовые указания четкие и понятные.

Здесь комплексная боевая система. Сражения проходят так же, как в первых Baldur’s Gate, — в реальном времени и с активной паузой. Игроку доступен огромный арсенал всевозможных навыков и заклинаний, у каждого врага есть сильные и слабые стороны. Обычные порождения тьмы не доставляют проблем, но их генералы — уже грозные противники. А сражения с драконами могут длиться очень долго. Dragon Age: Origins способна бросить серьезный вызов и испытать ваш тактический гений.

Соратники получились яркими и запоминающимися. Первым полноценным товарищем Серого Стража становится благородный рыцарь Алистер, а позже команда пополняется еще восемью разношерстными героями. Среди них и хитрый разбойник Зевран, и грубый гном Огрен, и даже собака.

У всех соратников есть собственная история и линейка заданий. А еще почти с каждым можно закрутить роман — в одном случае это даже напрямую влияет на ход сюжета.

Герои в Origins ощущаются живыми. Они реагируют на все поступки Серого Стража, соглашаются с ним или, наоборот, выступают против. Если отношения с сопартийцем совсем не складываются, он может даже покинуть отряд.

Необычная система происхождения. При создании персонажа нужно выбрать его класс — воин, разбойник или маг — и предысторию. Будущий Серый Страж может быть, например, человеком-дворянином, долийским или городским эльфом, гномом из почитаемой касты или магом на пороге Истязания.

Предыстория влияет на события первых часов игры, хотя исход у прологов всегда один: Серый Страж Дункан забирает главного героя в орден. Но сама возможность выбрать начало путешествия выглядит свежо и необычно даже сегодня. По задумке авторов, подзаголовок Origins — «начала» — должен говорить и о разных предысториях главного героя.

Ролевая система простая и гибкая. BioWare отошла от Dungeons & Dragons, но развитие героев все равно напоминает о легендарной настолке. У каждого персонажа несколько стандартных для жанра характеристик: сила, ловкость, телосложение и так далее.

Навыки воровского дела или изготовления ядов вынесены в отдельную вкладку. Чтобы их прокачать, нужно достичь определенного уровня базового параметра. Скажем, для третьего уровня «Влияния», позволяющего убеждать NPC в диалогах, требуется вложить 14 очков в характеристику «Хитрость».

Также есть боевые способности. Они открываются по мере развития персонажа и зависят от его класса: у разбойника и воина разные умения.

По достижении седьмого и 14-го уровней можно выбрать специализацию персонажа, что открывает новые способности. Воин становится берсерком или, например, храмовником, а разбойник — убийцей или следопытом. В дополнении Awakening позволяют выбрать и третью специализацию — на 22-м уровне. Похоже на престиж-классы из Dungeons & Dragons, только здесь система более прямолинейная.

В сочетании с внушительным арсеналом оружия и брони это дает простор для экспериментов и создания необычных билдов. Dragon Age: Origins интересно перепроходить в том числе для того, чтобы пробовать разные сборки.

Игра по-настоящему нелинейная. Почти на каждом шагу предлагают сделать выбор — иногда с далекоидущими и глобальными последствиями. Почти у каждой ситуации есть неочевидное решение. Скажем, история Логейна может завершиться как казнью, так и искуплением.

Финал у Origins один, но для каждого игрока концовка будет отличаться в деталях. Все зависит от решений, принятых в процессе прохождения: одни поселения зачахнут, а другие, наоборот, расцветут, какие-то персонажи умрут. Может выйти даже так, что Серый Страж не переживет решающую битву. А если перенесете файл сохранения из первой игры, многие поступки аукнутся в следующих частях Dragon Age.

За что критикуют Dragon Age: Origins

Некоторые сегменты получились затянутыми. После пролога игроку доступны почти все локации — и проходить их можно в любом порядке. Однако не все миссии одинаково интересны. Скажем, в Редклифе ждет занятная детективная история. А в Орзаммаре придется несколько часов кряду скитаться по одинаковым коридорам и истреблять полчища монстров — это здорово утомляет.

Побочные задания часто очень просты. Большинство квестов сводится либо к сбору предметов, либо к уничтожению противников. В некоторых случаях — как, например, в квесте о девушке-гноме, желающей стать магом, — достаточно поговорить с парой NPC. Впрочем, порой выполнение одних сторонних и сюжетных заданий открывает дополнительные возможности в других.

Графика не впечатляет. У Dragon Age: Origins замечательный дизайн экипировки, монстров и окружения. От захламленных улочек Денерима до величественной Башни Магов, от отвратительной матки порождений тьмы до угрожающих драконов — все выглядит здорово.

Однако технически Dragon Age: Origins смотрелась блекло даже в момент выхода. Статичное освещение, неестественные тени, однообразные уровни, дерганые анимации — за это игру критиковали в 2009 году, за это же можно покритиковать и сегодня.

Какие есть моды для Dragon Age: Origins

У RPG от BioWare не так много пользовательских модификаций, как у серии The Elder Scrolls и последних Fallout. Это понятно: инструментарий Dragon Age Toolset не так дружелюбен к новичкам, как TES Construction Set. Поэтому же среди модификаций не так много новых заданий или сюжетных кампаний. Обычно все ограничивается патчами или визуальными улучшениями.

Прежде всего стоит установить DAO-Modmanager. Это программа, которая позволит вам управлять скачанными модами — включать и отключать их. Далее имеет смысл поставить 4GB Patch. Это позволит игре потреблять больше 2 Гб оперативной памяти. Пригодится, если решите запускать несколько модификаций одновременно.

Вот какие моды мы рекомендуем попробовать в первую очередь.

Qwinn’s Ultimate DAO FixPack. Фанатский патч исправляет многие баги и восстанавливает часть вырезанного контента, например диалоги и варианты прохождения заданий. Все это изначально было в файлах игры, но в релизную версию не попало.

Improved Atmosphere. Мод добавляет новые анимации мирным NPC и улучшает их поведение. Благодаря этому локации выглядят живее и интереснее. Горожане больше не слоняются без дела: кто-то рисует, кто-то играет с животными, а кто-то пьет до потери сознания.

Гномы пьют и падают замертво

Advanced Tactics. Улучшает ИИ напарников и добавляет новые условия в древо поведения. С этим модом лучники будут стараться держать дистанцию от врагов, а не стрелять по ним в упор, получая мечом по голове.

Thrist. Одна из немногих фанатских кампаний для Dragon Age: Origins. Главный герой раскрывает правительственный заговор в торговом городе Аркерисе. На прохождение мода уйдет около девяти часов. Интересно, что автор Thirst сейчас работает в inXile Entertainment и приложил руку к созданию RPG Wasteland 3, вышедшей в 2020 году.

The Shattered War. Еще одна пользовательская кампания. Ее действие разворачивается после событий оригинала. Хотя Мор закончился, порождения тьмы продолжают терроризировать западные границы Ферелдена. Главный герой в составе небольшого отряда отправляется на зачистку. Прохождение займет около трех часов, но мод весьма нелинейный, так что есть смысл его перепройти.

Extra Dog Slot. Пес больше не занимает слот соратника. Это значит, что вы можете взять с собой собаку и еще трех спутников. Учтите, что это влияет на баланс: сражения станут несколько легче, ведь на вашей стороне будет уже четверо героев.

Как Dragon Age: Origins выглядит на разных платформах

ПК. Эта версия Dragon Age: Origins — лучший способ познакомиться с игрой. Она отлично запускается на современных компьютерах. Немаловажный плюс — возможность отдалить камеру и играть в изометрической перспективе, как в классические RPG. На консолях камера закреплена за спиной персонажа.

PlayStation 3 и Xbox 360. Dragon Age: Origins на консолях седьмого поколения работает в разрешении 720p. Фреймрейт на PlayStation 3 часто находится на уровне 20 кадров в секунду. На консолях от Microsoft производительность стабильнее, но просадки все равно случаются.

Текстуры четче на PlayStation 3, зато на Xbox 360 лучше выглядят вода и эффекты вроде огня. На обеих консолях заметно, как объекты и растительность появляются перед персонажем игрока.

Xbox One. По обратной совместимости игра работает при 30 кадрах в секунду. Однако во время диалогов и кат-сцен случаются кратковременные просадки до 20 FPS.

Xbox Series. Благодаря функции FPS Boost на актуальных консолях Origins запускается со стабильными 60 кадрами в секунду. При этом никаких графических улучшений нет, а разрешение, как и прежде, находится на отметке 720p. Это неплохой способ пройти Dragon Age: Origins, если под рукой нет ПК.

Можно ли купить Dragon Age: Origins в России

Цифровые версии игры и ее аддона доступны в российских Steam и GOG в составе Ultimate-издания. Однако оплатить его картой российского банка не получится. О том, как покупать игры в Steam и GOG, мы писали в отдельных материалах.

Dragon Age: Origins также доступна по подписке в сервисе Game Pass. Но аддон Awakening и все DLC придется покупать отдельно.

Что почитать, если понравилась Dragon Age: Origins

По Dragon Age вышло немало книг, комиксов и сериалов. Мы порекомендуем произведения, которые связаны именно с первой частью игры. Часть из представленного не издавалась на русском языке, но можно найти неофициальные переводы. Все книги и комиксы в подборке — это приквелы к Origins, поэтому знакомиться с ними можно до прохождения.

Роман «Украденный трон», Дэвид Гейдер. События книги происходят в начале Эпохи Дракона, в период орлесианской оккупации Ферелдена. После смерти матери наследный принц Мэрик Тейрин объединяется с браконьером Логейном Мак-Тиром, чтобы освободить родные земли и вернуть себе законный трон. Этот роман — предыстория Dragon Age: Origins, которая неплохо раскрывает Логейна и рассказывает о будущем отце Алистера и Кайлана. Автор книги — один из сценаристов игры, так что о соответствии канону можно не переживать.

Сколько стоит: бумажная версия — 3112 ₽, цифровая — 344 ₽.

Роман «Призыв», Дэвид Гейдер. Продолжение приключений Мэрика. С освобождения Ферелдена прошло пять лет. Тейрин горюет по умершей жене и скучает на троне. Неожиданно королю приходит предложение отправиться на Глубинные тропы, чтобы найти пропавшего командира Серых Стражей. В этой книге появляются многие знакомые фанатам персонажи — например, Дункан и Архитектор.

Сколько стоит: цифровая версия — 344 ₽.

Комикс Dragon Age: The Revelation, Дэвид Гейдер и Аймо. Небольшая история, в основу которой легли не вошедшие в игру фрагменты сценария. Алистер и Морриган узнают, что тот, кто нанесет последний удар Архидемону, умрет. Герои думают, как выйти из этой ситуации.

Веб-комикс Dragon Age: Origins от Penny Arcade. История о храмовниках, которые идут по следу ведьмы Флемет. События разворачиваются до начала игры.

Комикс Dragon Age: Origins — Awakening. Еще один веб-комикс от Penny Arcade. На этот раз в центре сюжета сын правителя Амарантайна Натаниэль Хоу. В комиксе рассказано, что происходило с героем незадолго до его встречи с Серым Стражем.

Комикс Dragon Age, Орсон Скотт Кард, Аарон Джонсон и Умберто Рамос. Чародейка-отступница Глим, дочь волшебницы и храмовника, жаждет отомстить за смерть приемных родителей. Одним из сценаристов этого комикса выступил автор «Игры Эндера» Орсон Скотт Кард.

Стоит ли играть в Dragon Age: Origins в 2024 году

Я узнал о Dragon Age в 2004 году из журнала «Игромания». В той коротенькой заметке по следам выставки E3 автор сообщал, что нас ждет боевая система в стиле Knights of the Old Republic, и недоумевал, что же в ней было хорошего. Публикация сопровождалась несколькими крохотными скриншотами — теми самыми, из ранней версии игры. Будучи страстным поклонником RPG, я стал ждать релиза.

А когда он случился, весь интерес куда-то исчез. Может быть, из-за того, что о Dragon Age тогда говорили повсюду, а бунтарская душа подростка не желала вливаться в мейнстрим. А может быть, причина крылась в нарочитой жестокости трейлеров с Мэрилином Мэнсоном на фоне. Выглядели они слишком пафосно и эксплуатационно.

Лишь ближе к релизу второй части я заставил себя поиграть в Origins. Подкупила возможность перенести сохранение из оригинала в сиквел, как в Baldur’s Gate. Подобное мне всегда нравилось.

Зато при знакомстве не понравилась сама игра. На фоне прошлых тайтлов BioWare или других олдскульных RPG ролевая система показалась слишком уж простой. Всего четыре ранга прокачки навыков. Ну смех же? Тогдашнему мне — первокурснику-выпендрежнику — этого было мало.

И все же спустя несколько безуспешных попыток я прошел и полюбил Origins. Пусть и несколько меньше последующих частей. Да, это был совсем не тот опыт, что дарили первые Baldur’s Gate, и в целом стремление воссоздать его до сих пор кажется не слишком удачной авантюрой. Origins намного проще геймплейно, но она подкупает другим.

На фундаменте из самых затасканных фэнтезийных клише BioWare создала ни на что не похожий сеттинг. В 2024 году многие инди-RPG могут сравниться с Dragon Age по комплексности ролевой или боевой систем, но по проработке вселенной у франшизы не так много соперников в игровой индустрии. А за ее пределами игра может потягаться с той же «Песнью Льда и Пламени».

Поэтому ответ на вопрос «стоит ли играть в Origins» в любом году будет однозначным: да. Это единственно правильная точка входа во вселенную. Она показывает Тедас во всем его болезненном многообразии, доходчиво объясняет все основы. И даже если сама игра вам не понравится, ее мир наверняка заинтригует.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинПоделитесь впечатлениями от Dragon Age: Origins: