«Дюна: Часть вторая» — грандиозный блокбастер с Тимоти Шаламе и огромными червями
Поп-культура
28K
Кадры — Warner Bros. Discovery

«Дюна: Часть вторая» — грандиозный блокбастер с Тимоти Шаламе и огромными червями

40
Аватар автора

Егор Аргунов

написал текст, как было сказано в пророчестве

Страница автора

1 марта в мировой прокат вышла «Дюна: Часть вторая». Это экранизация второй половины романа «Дюна» Фрэнка Герберта.

За режиссуру вновь отвечает постановщик «Прибытия» и «Бегущего по лезвию 2049» Дени Вильнёв, а композитором выступил Ханс Циммер. Рассказываем, почему вторую «Дюну» точно стоит посмотреть — даже тем, кто не в восторге от первой части.

Что за «Дюна: Часть вторая» (Dune: Part Two)

Дата премьеры: 1 марта 2024 года
Страны производства: США, Канада
Режиссер: Дени Вильнёв
Сценаристы: Дени Вильнёв, Джон Спэйтс
В ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Остин Батлер, Флоренс Пью, Дэйв Батиста, Кристофер Уокен, Леа Сейду
Жанры: фантастика, боевик, драма, приключения
Фильмы, похожие на «Дюна: Часть вторая»: «Властелин колец: Возвращение короля», «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение джедая», «Лоуренс Аравийский»
Продолжительность: 2 часа 46 минут
Где смотреть: в зарубежном прокате

🪱 Сиквел во всем превосходит первую часть

Сюжет второй «Дюны» стартует с того же места, где закончилась первая часть. Пол и Джессика Атрейдесы скрываются в пустыне Арракиса вместе с фрименами. Юноша учится выживать в суровых условиях и постигает традиции коренных жителей. В народе появляются слухи, что Пол — Лисан аль-Гаиб, их пророк из другого мира. Он может стать лидером масштабного восстания, однако сам парень не хочет брать на себя такую ответственность.

Первая «Дюна» страдала из-за сценарной структуры. Не успевали Атрейдесы прилететь на Арракис, как их тут же предавали. На протяжении третьего акта мы наблюдали за монотонным путешествием Пола и Джессики через пустыню, а финал получился удивительно неэмоциональным: зрителям говорили, что это лишь начало истории. Почти весь хронометраж первого фильма ушел на экспозицию и бессодержательные диалоги.

Продолжение избавилось от большинства проблем. Это цельное произведение с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Авторы уделяют немало внимания раскрытию персонажей и мира. Нам показывают быт фрименов, внутренние интриги Харконненов и замешательство императорского двора. Все сюжетные линии объединены в захватывающую эпическую историю об освобождении Арракиса и возвышении Пола Атрейдеса.

Главную роль вновь исполняет Тимоти Шаламе, звезда «Вонки», «Целиком и полностью» и «Назови меня своим именем»
Роль Чани, возлюбленной Пола Атрейдеса, досталась Зендее. Актриса известна по «Человеку-пауку» с Томом Холландом и сериалу «Эйфория»
Образ злодея Фейд⁠-⁠Рауты воплотил Остин Батлер. Зрители знают его по главным ролям в «Элвисе» и сериале «Властелины воздуха»

Вильнёву и сценаристу Джону Спэйтсу удалось найти баланс между активным действием и размеренными сценами. В первой части герои узнавали правила мира, во второй — принимают эти правила. Пол Атрейдес проходит долгий путь от неуверенного юноши до мессии, причем его переживания выражаются не только в диалогах, но и в экшен-сценах. Все участники событий испытывают к протагонисту сложные чувства — от слепого восхищения до едва скрываемого ужаса.

Антагонистам тоже дают много экранного времени. Харконнены показаны не только архетипичными злодеями, но и трагичными персонажами. Графа-регента Раббана в исполнении Дэйва Батисты делают козлом отпущения свои же родственники. А в центре внимания находится харизматичный воин Фейд-Раута, которого противопоставляют Полу. 18-летний юноша постоянно должен доказывать дяде, что именно он достоин править Арракисом. Это большой шаг вперед по сравнению с первой частью, где Харконненов показывали карикатурными и нелепыми.

Авторы представляют и новых персонажей. Важную роль в сюжете играет нерожденная сестра Пола Атрейдеса. История становится более комплексной и сложной: герои постоянно сталкиваются с видениями и пророчествами.

Несмотря на обилие имен и терминов, следить за происходящим нетрудно. Вторая часть зрелищнее первого фильма: тот часто напоминал сухие исторические сводки. А еще сиквел ироничнее предшественника: за юмор здесь отвечает фримен Стилгар, который по поводу и без называет Пола мессией и хвалит его за любой поступок.

🏜 Вторая «Дюна» впечатляет размахом

Пустыня — полноценный персонаж фильма. Авторы постоянно подчеркивают ее внеземную красоту: на закате песок переливается алыми волнами, багровые бури покрывают пространство до самого неба, а днем палящее солнце окрашивает все в бледно-коричневый цвет. На ее фоне люди и объекты кажутся маленькими и незначительными. Уместно в этом мире выглядят лишь гигантские черви, преодолевающие несколько километров всего за пару секунд.

Мир «Дюны» завораживает даже сильнее, чем в первом фильме, — во многом благодаря выдающейся работе оператора Грега Фрейзера. Особенно запоминаются черно-белые кадры драки на арене Харконненов, сбор фрименов в пещере и финальная битва с участием червей. Эти масштабные сцены напоминают о лучших киноэпосах вроде трилогии «Властелин колец».

Масштаб подчеркивается и величественной музыкой Ханса Циммера. Композитор разбавил хор и скрипку из первой части флейтой, гулкими барабанами и синтезатором. Новые треки с восточными мотивами подчеркивают единение Пола с фрименами и влияние пустыни на разум главного героя. Спокойные композиции сменяет боевой хор, в котором угадываются музыкальные темы всех участников конфликта — от Атрейдесов до Падишах-Императора.

Бюджет фильма — всего 190 млн долларов. Для сравнения: нынешние супергеройские блокбастеры могут обходиться в 300 млн долларов и больше
Бюджет фильма — всего 190 млн долларов. Для сравнения: нынешние супергеройские блокбастеры могут обходиться в 300 млн долларов и больше
Хореография боев впечатляет гораздо сильнее, чем в первой части. Бойцы почти не используют щиты и чаще наносят друг другу увечья
Хореография боев впечатляет гораздо сильнее, чем в первой части. Бойцы почти не используют щиты и чаще наносят друг другу увечья

😭 За историей о спасении мира скрывается мощная личная драма

Как и писатель Фрэнк Герберт, Вильнёв разоблачает образ избранного в популярной культуре. Люди склонны следовать за харизматичными лидерами, рассчитывать на их мудрость и жертвовать свободой ради абстрактных идей. Желание отомстить приводит Пола к настоящей священной войне, в которой погибнет множество людей. Главный герой забывает и о принципах, и о близких. В погоне за властью Пол теряет человеческий облик и душу, уподобившись своим врагам.

Переосмысление героического мифа сегодня так же актуально, как и в год выхода романа. В любом конфликте грань между героями и злодеями размывается, а всем участникам приходится идти на крайние меры. Более того, никаких сторон чаще всего и нет: как говорят в фильме, есть лишь «планы внутри планов».

Трансформация Пола в антигероя здесь впечатляет даже сильнее, чем в оригинальном романе. Фрэнк Герберт оставлял намеки на будущие метаморфозы Пола в исторических сводках и прямо проговаривал, какими мрачными будут связанные с ним события. Вильнёв действует более тонко — и заставляет зрителей болеть за Атрейдеса и его вендетту. Аудитория оказывается на месте Чани, которая вначале очарована юношей и искренне радуется его успехам, а затем видит в нем изменения. Когда приходит осознание, становится уже слишком поздно.

Любовные отношения Пола и Чани — центральная линия фильма
Любовные отношения Пола и Чани — центральная линия фильма

Вторая «Дюна» наглядно показывает, насколько опасным может быть радикальный фанатизм — и идеологии вообще. Они предлагают чересчур простые ответы на сложные вопросы, заставляют забыть о судьбах отдельных людей и толкают на опрометчивые поступки. Их жертвами прежде всего становятся хорошие люди, которым уже нечего терять. В этом Пол Атрейдес напоминает Майкла Корлеоне из «Крестного отца», который тоже был вынужден нести бремя лидера после смерти могущественного отца.

Тематическую мощь истории подчеркивает самая сильная сцена фильма — эпизод в пещере фрименов, когда добрый юноша превращается в жестокого лидера и перехватывает власть. Именно так и умирает демократия — под одобрительные крики толпы.

Тимоти Шаламе сыграл лучшую роль в карьере
Тимоти Шаламе сыграл лучшую роль в карьере

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Егор АргуновРасскажите, чем вам нравится и не нравится вселенная «Дюны»:
    Сообщество