«Всё везде и сразу»: 7 причин, почему это лучший фильм 2022 года
7 апреля в российский прокат вышла «Всё везде и сразу» — яркая фантасмагория от режиссеров «Человека — швейцарского ножа».
Критики вовсю расхваливают кино. К тому же на «Оскаре-2023» картина победила в семи номинациях, в том числе за режиссуру, сценарий и лучший фильм. Объясняем, почему такой ажиотаж вокруг «Всё везде и сразу» вполне обоснован. И почему комедия Дэниела Шайнерта и Дэна Квана, известных по фильму «Человек — швейцарский нож», — лучшее, что выходило в 2022 году.
Что за «Всё везде и сразу» (Everything Everywhere All at Once)
Дата премьеры: 7 апреля 2022 года
Страна производства: США
Режиссеры: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт, постановщики комедии «Человек — швейцарский нож»
В ролях: Мишель Йео, Джейми Ли Кертис, Ке Хюи Куан, Стефани Сюй, Джеймс Хун, Тэлли Медел
Жанр: фантастика, комедия, драма
Фильмы, похожие на «Всё везде и сразу»: «Человек — швейцарский нож», «Человек Никто», «Облачный атлас»
Продолжительность: 2 часа 19 минут
Где смотреть: «Кинопоиск», Okko, Kion, Wink
Такого сюжета вы нигде не видели
Главная героиня Эвелин живет с мужем, больным отцом и дочерью-подростком в небольшой квартирке и руководит скромной прачечной. Она вся погружена в работу, не замечает близких и просто пытается избавиться от налоговой задолженности — иначе у семьи вот-вот отнимут бизнес.
По дороге к налоговому инспектору происходит нечто странное. Муж Эвелин, Вэймонд, вдруг меняется в лице и рассказывает героине, что она лишь одна из многих вариаций самой себя в бесконечной мультивселенной. Всему миру угрожает огромная опасность, и только Эвелин может помочь. Для этого женщине нужно научиться получать доступ к опыту своих параллельных версий — тех, что сделали в жизни другой выбор и стали известными певицами, актрисами или бойцами кунг-фу. Налоги подождут.
«Всё везде и сразу» полон необычных идей
Режиссеры Дэниел Шайнерт и Дэн Кван и в прошлом удивляли своей оригинальностью. В предыдущем фильме у них парень использовал говорящий труп как водный скутер, а в одном из музыкальных клипов на голых людей охотились с помощью зарядов с одеждой. Здесь они используют талант на выдумки в еще больших масштабах, чем прежде. Благо концепция мультивселенной позволяет авторам делать вообще что угодно.
Во «Всё везде и сразу» есть камни-философы, межпространственные бейглы и кунг-фу на мизинцах. Чтобы подключиться к сознанию параллельных версий себя, героям нужно совершить какое-то маловероятное действие: например, съесть помаду или порезать себе бумагой кожу между пальцами. В одной отдельно взятой сцене у Дэниелов больше оригинального, чем в некоторых картинах целиком.
Фильм очень смешной
Как и в «Человеке — швейцарском ноже», режиссеры не боятся ни откровенно физиологического, ни черного юмора. Если попытаться сухо пересказать их фильм, «Всё везде и сразу» легко заставить звучать как набор диких, а иногда и довольно идиотских анекдотов.
Но вся прелесть в том, что Дэниелам мало придумать что-то эдакое. Они находят способ применить самую абсурдную деталь во благо сценария, для каждого сетапа у них подготовлен неожиданный панчлайн.
Как пример: в картине есть простенький гэг о том, что Эвелин ошибочно называет мультфильм «Рататуй» «Енототуем», потому что думает, что главный герой там — енот, а не крыса. Зритель уж точно не ждет продолжения этой, в общем-то, дурацкой шутки. Но оно есть. И предвидеть его невозможно, даже если вы знаете, что про «Енототуя» фильм так легко не забудет.
Дэниелы сняли невероятно стильное кино
Разные параллельные вселенные в фильме отличаются по цветовой гамме и даже соотношению сторон экрана. «Всё везде и сразу» подражает то старым кунг-фу-боевикам, то американским инди-драмам, то романтическим картинам Вонга Карвая.
Дэниелы изящно меняют почерк от сцены к сцене, фильм может моментально перейти от условного «Убойного футбола» к «Любовному настроению». Такая эклектика не кажется избыточной. Напротив, стилевое разнообразие хорошо соответствует сюжету о параллельных вселенных, где человек может стать всем, кем захочет. Кино трансформируется так же быстро, как и его главная героиня: оно и фантасмагорическая комедия, и задорный экшен, и мелодрама о давно утерянной любви.
Под абсурдной оболочкой здесь скрывается милая драма
«Всё везде и сразу» легко заставить звучать как какое-то бездумное нелепое кино, но оно куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. На самом деле это проникновенная история простой женщины, которая сомневается в правильности своих жизненных решений и учится принимать жизнь такой, какая она есть.
Фильм действует по тому же методу, что работы анимационной студии Pixar. Те тоже задействуют абстрактные и фантастические концепты, чтобы рассказывать очень понятные истории. Просто во «Всё везде и сразу» вместо летающих на воздушных шарах домов и оживших игрушек — люди с руками-сосисками и драки на фаллоимитаторах.
Яркий концепт с мультивселенными — лишь способ наглядно продемонстрировать то, что происходит внутри героини. А все абсурдные детали нужны для того, чтобы обезвредить защитные механизмы зрителя. Когда ты не ждешь от фильма драматических откровений, они бьют куда сильнее. Смех и слезы для Дэниелов — две стороны одной медали. В их случае чем страннее кино, тем оно трогательнее.
Мишель Йео играет, пожалуй, лучшую свою роль
Вы могли видеть актрису в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе», «Мемуарах гейши» или недавнем «Шан-Чи и легенде десяти колец». В 90-х она была девушкой Бонда в «Завтра не умрет никогда» и сражалась бок-о-бок с Джеки Чаном в «Полицейской истории 3».
Но настолько комплексной роли у нее прежде не было. Во «Всё везде и сразу» Йео с одинаковым успехом играет и комедию, и бытовую драму, и подчеркнуто высокопарную мелодраму. Про свои кунг-фу-корни актриса тоже не забывает и эффектно уничтожает противников в экшен-сценах, которые в плане динамики и постановки напоминают хорошо знакомые ей гонконгские боевики.
Картина Дэниелов — в первую очередь ее бенефис. Показательное выступление прекрасной актрисы, которой прежде никто не давал вот так раскрыть все грани своего таланта.
Настолько оригинальное кино — редкость в наше время
Кому-то почерк Дэниелов может показаться слишком вызывающим, кто-то наверняка не оценит некоторые весьма своеобразные шутки. Но «Всё везде и сразу» точно не откажешь в индивидуальности. При всех очевидных заимствованиях из других картин сам фильм в целом не похож ни на что другое.
В конце концов, в мире бесконечных сиквелов, приквелов и перезапусков приятно увидеть настолько вопиюще оригинальный фильм. Поэтому неудивительно, что «Всё везде и сразу» стал триумфатором «Оскара-2023»: из 11 номинаций он победил в 7.