Как работает экзистенциальная психотерапия
Психотерапия обычно решает вполне конкретные проблемы.
Например, человек постоянно тревожится или критикует себя. Когнитивно-поведенческий психотерапевт помогает ему научиться мыслить и чувствовать иначе. Таким образом человек должен стать спокойнее и счастливее.
Но экзистенциальная психотерапия работает по-другому. Главные проблемы, с которыми, согласно лежащей в ее основе философии, сталкивается человек, — это смерть, одиночество, свобода и отсутствие смысла, и эти проблемы не имеют решения.
Повышать с помощью этого психотерапевтического метода самооценку — все равно что забивать гвозди микроскопом. Тем не менее он способен сделать жизнь человека осмысленнее и счастливее — возможно, даже более эффективно, чем другие виды психотерапии.
Вот главное, что стоит знать об экзистенциальной психотерапии.
Кто придумал экзистенциальную психотерапию
Экзистенциальная терапия — продолжение экзистенциальной философии, чей фокус внимания — уникальность человеческого бытия. Можно сказать, этот метод — это прикладная форма философского течения.
Экзистенциальная философия восходит к идеям Сёрена Кьеркегора, Эдмунда Гуссерля и Фридриха Ницше. Предтечей экзистенциалистов часто называют и Федора Достоевского, который много писал о мире без Бога. А еще Льва Толстого, который особенное внимание уделял поиску смысла в жизни и тому, как нахождение этого смысла преображает человека.
Окончательно экзистенциальная философия сформировалась ближе к середине 20 века, когда философ, писатель Жан-Поль Сартр написал, что человек «осужден быть свободным». В отличие от животных, он способен осознавать свою смертность, но это означает и то, что он живет со свободой выбора. В каждый момент времени он сам решает, как поступить, несет полную ответственность за свою жизнь. Это далеко не всегда радостно и приятно. Но отрицание свободы выбора, жизнь, когда ты «плывешь по течению», — еще более тяжела и тревожна. Или, по выражению Сартра, «тошнотна».
В послевоенные годы экзистенциальная философия стала более прикладной — превратилась в психотерапевтический метод. Точнее, методы — вокруг идей философов-экзистенциалистов возникли разные школы психотерапии и развивались более-менее независимо друг от друга. Поэтому нельзя сказать, что кто-то один придумал экзистенциальную психотерапию — авторов ее множество, как и видов.
Главным автором экзистенциального метода в Европе стал Виктор Франкл — психиатр, который после освобождения из концентрационного лагеря придумал логотерапию, «терапию смысла». Ее суть — в том, что смысл в жизни обладает огромным целительным потенциалом. Без смысла человек потерян, если же он обладает им, то может выдержать тяжелейшие испытания и сохранить человеческий облик в нечеловеческих условиях, как сам Виктор Франкл.
В США экзистенциальный метод развивал психолог Ролло Мэй. Его вариант психотерапии — менее мрачный, более оптимистичный, чем тесно связанная с идеями философов-экзистенциалистов европейская школа. Мэй акцентировал внимание не на тяжести свободы выбора, связанной с ней ответственности и мучительности отсутствия смысла в жизни, сколько на необъятности человеческого потенциала. Его вариант психотерапии называется экзистенциально-гуманистическим подходом.
Еще одна важная фигура — психолог, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Ялом. В 1980 году он объединил разрозненные течения в стройную и единую теорию экзистенциальной психотерапии. Многие психотерапевты сегодня опираются именно на его книги и учебники. Например, книгу «Экзистенциальная психотерапия» — пособие для специалистов, которое при этом написано так, что будет понятно и полезно даже тому, кто не имеет психологического и философского бэкграунда.
Что такое экзистенциальная терапия
Фундамент экзистенциальной психотерапии — убеждение, что внутри психики существуют противоположные, конфликтующие силы, не всегда осознаваемые нами. Наши мысли, эмоции и поведение — результат взаимодействия этих сил.
Идея не нова: такую модель психики предложил Зигмунд Фрейд. Но если он считал, что конфликтующие силы — это Ид, Эго и Суперэго, то психологи-экзистенциалисты убеждены, что внутренний конфликт происходит из-за того, что человек оказывается лицом к лицу с так называемыми экзистенциальными данностями.
Экзистенциальные данности — это неизбежные факты реальности: смерть, одиночество, свобода и отсутствие смысла. Все мы умрем, причем встретим смерть в одиночестве — никто не сможет разделить с нами это переживание, даже если будет держать за руку на смертном одре.
При этом жизнь, которую мы закончим, абсолютно свободна — мы не приходим во вселенную, устроенную по определенному плану, а сами творим свой мир и несем за него ответственность. И это страшно осознавать: вместо почвы под ногами, понятной структуры, правил — ничто.
Но и это еще не все. В жизни нет смысла — потому что ничто изначально не предначертано, все одиноки и умрут.
Вырисовывается достаточно депрессивная картина. Как считают экзистенциальные психотерапевты, депрессия — и вообще любая психологическая проблема человека — так или иначе связана с его попытками убежать от осознания экзистенциальных данностей. Например, трудоголик загружает себя работой, просто чтобы не думать, что его жизнь не имеет смысла.
Или наоборот, проблемы может вызывать то, что человек оказывается лицом к лицу с данностями бытия. Например, он узнает, что болен раком и скоро умрет. В таком случае психологи-экзистенциалисты говорят, что человек испытывает экзистенциальную тревогу — особый, крайне мучительный вид страха.
Задача экзистенциального психотерапевта — помочь человеку найти свой способ выдержать столкновение с данностями бытия. «Свой» — потому что универсального ответа на вопрос, как существовать в мире, где все одиноки и смертны, нет. Каждый находит свой ответ. Психотерапевт — спутник в процессе этого поиска, который сочувствует, поддерживает и помогает взять ответственность за свою жизнь.
Основные концепции экзистенциальной психотерапии
Смерть. Смерть — главная экзистенциальная данность. Когда человек по-настоящему осознает, что рано или поздно умрет сам и умрут его близкие, он переживает и другие озарения — про одиночество и отсутствие смысла. Неудивительно, что большинство людей предпочитают не думать о смерти реалистично: полностью избегают мыслей об этом, живут в фантазиях о загробной жизни, о своей уникальности и бессмертии благодаря тому, что оставили потомство или написали популярный роман.
Но осознание своей смертности полезно — оно обогащает жизнь.
Как объяснял философ, основоположник экзистенциализма Мартин Хайдеггер, у человека есть два способа существования в мире: состояние забвения бытия и сознавания бытия.
Забвение бытия — это погружение в рутину, когда жизнь заполнена — даже скорее захвачена — повседневностью: вещами, разными атрибутами успеха и статуса, пустыми разговорами и так далее. С одной стороны, это защищает человека от экзистенциального ужаса. С другой — позволяет ему не делать выбор, не понимать, что он сам — творец своего мира и своей жизни.
Столкновение со смертью — то, что выдергивает человека из ловушки забвения, переводит его в другой модус существования, где он берет на себя личную ответственность за свою жизнь. А когда человек начинает выбирать, как жить, самостоятельно, его существование преображается. Он может понять, в чем лично он видит смысл, что действительно для него важно, чувствует больше радости в жизни и более способен на здоровые близкие отношения.
Вот как это происходит в жизни. Психиатр из Университета Айовы Рассел Нойс в 1980 году опубликовал исследование о том, как менялось восприятие жизни у людей, которые были близки к смерти, но выжили — попали в автомобильную катастрофу, сорвались при горном восхождении и так далее. Нойс поговорил с двумя сотнями таких людей и заметил, что у многих — 23% — даже спустя годы после события сохраняются особое чувство драгоценности жизни, развитая способность наслаждаться ей и отзывчивость к окружающим.
Психологические исследования также показали: страх смерти и попытки ее избежать могут приводить к разрушительному поведению самого разного рода. Например, напоминание о смерти усиливает предрассудки насчет групп людей, например другого этнического происхождения. Исследователи также находят связь между тревогой смерти — и насилием, безудержным потреблением и разрушением окружающей среды. Иначе говоря, чем больше людей все-таки признают, что умрут, тем лучше — безопаснее, добрее, чище — станет мир вокруг нас.
Свобода. Обычно, говоря о свободе, мы имеем в виду нечто позитивное. Однако экзистенциальная свобода — это пугающая пустота вокруг нас, полное отсутствие какой-либо системы координат.
Как писал философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр, эта свобода возникает потому, что человек по сути подобен чистому листу — он сам выбирает, кем хочет стать, может нарисовать что угодно на этом холсте, который символизирует нашу жизнь. Кроме того, сам мир вокруг нас — то, как мы его воспринимаем, — тоже наше собственное творение, тоже чистый холст. Такая абсолютная свобода пугает потому, что предполагает ответственность.
Выбирать, как именно прожить жизнь, — временами тяжелое бремя. Многие люди предпочитают не делать этот выбор и избегают его — плывут по течению: придерживаются удобных убеждений, за которые не осудят окружающие, не формируют свои ценности, а следуют религиозным догмам, не ищут свой смысл в жизни, а делают то, что ожидают родители. Но вряд ли такую жизнь можно назвать полноценной и счастливой.
Одиночество. Человек нуждается в близости с другими — поддержке, контакте, принадлежности к сообществу. Однако факт в том, что каждый из нас — в абсолютной изоляции.
Никто другой не способен разделить с нами важнейшее переживание нашей жизни — смерть. А еще — сопоставимый по значимости опыт, например рождение ребенка. Никто не может «спасти» нас от свободы и связанной с ней ответственностью. Никто не найдет за нас смысл жизни. Даже если мы прекрасно умеем общаться и ладим с окружающими, окружены теми, кто нас любит и кого любим мы, и наш опыт уникален. Это и есть экзистенциальная изоляция — особый, непреодолимый вид одиночества.
Еще исследования показывают, что высокий уровень экзистенциальной изоляции коррелирует с тревогой, депрессией и суицидальными мыслями. Однако это не значит, что знать о тотальном одиночестве человека в мире — обязательно плохо.
Как и в случае других данностей, осознание изоляции способно обогатить нашу жизнь. А именно — позволить человеку достичь настоящей близости с другим человеком. И это возможно только при условии: человек сталкивается со своей отдельностью, принимает ее и отказывается от попыток «слиться» с другим в попытке сбежать от одиночества. Только так он может достичь здоровой любви — не когда он «закрывает» свои потребности другим человеком, а по-настоящему находится с человеком: видит его таким, какой он есть, а не то, что он дает. И именно такая зрелая любовь защищает его от экзистенциального ужаса.
Отсутствие смысла. Человек — существо, нуждающееся в смысле. Наверное, наиболее наглядный пример этого — история психиатра Виктора Франкла.
Франкл попал в концентрационный лагерь и смог дожить до освобождения. Несмотря на то что он потерял всю семью, это его не сломило. Выйдя из концлагеря, он вернулся в практику и основал новое направление в психотерапии — логотерапию, «терапию смысла». Ее считают одним из видов экзистенциальной психотерапии.
Логотерапия — итог опыта концлагеря. По мнению Франкла, выжить — и сохранить облик человека, не стать пособником нацистов — ему помогло чувство смысла в жизни.
Однако по логике экзистенциальной психотерапии смысла в жизни нет — он невозможен потому, что человек свободен, а никаких абсолютов — великого замысла вселенной, всеобщих ценностей, жизненных ориентиров, кроме созданных самим человеком, — не существует. Таким образом возникает внутренний конфликт: человек отчаянно нуждается в смысле, но его не находит.
Однозначного ответа, что делать с бессмысленностью, у психотерапевтов нет. Процесс поиска смысла — всегда индивидуален. Более того, смысл — не что-то статичное, он может меняться в течение жизни — именно потому, что его на самом деле нет, потому что человек сам его конституирует. Но все же есть один совет. Виктор Франкл предлагал решать этот внутренний конфликт, обращаясь к трагическим переживаниям в жизни, в страдании — как это сделал он сам, превратив свой опыт в концлагере в помощь другим.
Плюсы экзистенциальной психотерапии
Уникальность. Неадекватная самооценка, болезненное расставание, проблемы в отношениях, депрессия — с такими проблемами можно обратиться к психотерапевтам, работающим в самых разных методах. Но с переживаниями, касающимися смерти и отсутствия смысла в жизни, глубоко работают именно в экзистенциальной терапии.
Актуальность. Специалисты отмечают: в последние десятилетия происходит обострение экзистенциальной тревоги. Все больше людей отказываются от традиционных религий, которые объясняли, как жить и в чем смысл. Общество становится индивидуализированным, и чувство общности с другими исчезает. Вера в политические институты снижается. Глобальные угрозы вроде изменения климата, автоматизации и глобализации тоже обостряют страхи. И хотя эти наблюдения базируются прежде всего на американских данных, исследователи считают, что тенденцию можно проследить и в других странах.
Происходит то, что уже происходило в 20 веке: люди оказываются беззащитны перед осознанием своей смертности, одиночества, свободы и бессмысленности жизни, ощущают внутреннюю пустоту. Такое состояние отдельного человека и культуры в целом психотерапевт, автор книги «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл называл экзистенциальным вакуумом.
Франкл пришел к выводу: причина экзистенциального вакуума — технический прогресс. Благодаря ему жизнь стала более удобной, и у людей образовался избыток свободного времени. Все это привело к тому, что множество людей столкнулись с ощущением опустошенности и бессмысленности. Эти чувства обострились после Второй мировой войны и Холокоста, они же мучают многих из нас сегодня.
Минусы экзистенциальной психотерапии
Подойдет не всем. Основа экзистенциальной терапии — разговор о вещах, о которых не все хотят говорить. Мы все умрем и обречены на одиночество — никто не сможет разделить с нами переживание смерти. Далеко не всегда у человека есть силы думать о настолько неоптимистичных вещах. Столкнувшись с мыслями о смерти, одиночестве, бессмысленности и ответственности, человек может почувствовать себя более подавленно, чем до начала психотерапии.
Кроме того, стоит понимать, что экзистенциальная терапия — это долгий процесс. И если человеку нужно облегчение здесь и сейчас, например в момент тяжелой депрессии, ему, возможно, стоит обратиться к другому методу, более короткому и ориентированному на цель. Например, когнитивно-поведенческой или диалектико-поведенческой терапии. А процесс самопознания можно отложить до момента, когда ему станет лучше.
Еще экзистенциальная терапия может не понравиться людям, которые не хотят погружаться в себя слишком глубоко, ищут быстрого решения конкретной проблемы — например, хотят повысить самооценку. Вряд ли они будут достаточно мотивированы обещаниями, что в отдаленном будущем их жизнь станет более осмысленной, и станут доверять тому, кто такие обещания дает. А без мотивации и доверия эффекта от психотерапии не будет.
Сравнительно небольшое количество данных об эффективности. Исследований экзистенциальной психотерапии существенно меньше, чем, например, когнитивно-поведенческой терапии. Работающие в этом подходе психотерапевты часто просто не заинтересованы в том, чтобы проводить научные исследования. Они считают так называемую доказательную практику — то есть психотерапию, основанную на подтвержденных исследованиями доказательствах эффективности, — чрезмерно ограниченной.
Кроме того, экзистенциальный психотерапевт фокусируется на уникальных качествах личности, ее особенном пути в познании себя и не следует протоколу, инструкции. Иначе говоря, работа каждого терапевта с каждым клиентом уникальна.
Все это делает попытки оценить эффект экзистенциальной психотерапии сложными. Однако это не значит, что исследований вовсе не существует. Например, ученые выяснили: экзистенциальная психотерапия помогает облегчить тревогу и депрессию у людей с неизлечимым раком и пожилых в домах престарелых.
Существует также описание случая, когда экзистенциальная терапия помогла заключенной. Диана — так авторы кейса называют героиню — одинокая тридцатилетняя учительница, которая попала в тюрьму из-за того, что подожгла дом своего бывшего парня. Она страдала от депрессии, которую успешно скрывала от всех, и даже один раз пыталась убить себя — после разрыва отношений. Импульсивные реакции на такие события пугали ее саму. Диана хотела измениться — перестать чувствовать пустоту, мучительное отсутствие смысла в жизни. Именно это ощущение толкало ее на безумные поступки и делало глубоко несчастной.
Спустя восемь месяцев ее состояние независимо друг от друга оценили три специалиста — сам психотерапевт, а также психиатр и соцработник. Все они отметили, что ее ментальное здоровье улучшилось. Она решила сменить работу — самой стать соцработником и помогать людям, что дало ей ощущение смысла в жизни, — и ради этого начала учебу. Она также стала более открытой близким, рассказывала им о своих проблемах. Опыт заключения, осмысленный с помощью психотерапевта, сделал Диану, как сказала она сама, «более счастливой», как это ни парадоксально.
Но главное доказательство, что экзистенциальная терапия работает, — то, как чувство смысла в жизни в целом влияет на людей. Исследования показывают: осмысленность — важнейшая составляющая психологического благополучия. И именно смысл делает человека счастливым, а не постоянное удовольствие от чего бы то ни было: денег, покупок, социального статуса, приятного времяпрепровождения.