Объясняем конфликт рэперов Дрейка и Кендрика Ламара
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Постоянно встречаю на просторах интернета и в медиа отсылки к батлу Дрейка и Кендрика Ламара. Даже на баскетбольном сабреддите видел пост о том, как дисс-трек одного из исполнителей слушали в студии телешоу Inside the NBA. Откуда все это пошло и почему рэперы решили выразить свои претензии публично?
Почему рэперы конфликтуют
Корни традиции дисс-треков уходят в начало истории батл-рэпа 1980-х годов в США. Эта культура зародилась среди афроамериканской молодежи из бедных кварталов. Умение постоять за себя и завоевать уважение было очень важным.
Изначально рэп-батлы проходили на вечеринках, где рэперы старались превзойти соперника по технике, остроумию и оригинальности строк. Победителя определяла реакция публики. Это был способ без насилия разрешить конфликты и показать, кто лучший рэпер.
С развитием хип-хоп-индустрии традиция перешла в мейнстрим. Рэперы стали записывать треки, в которых открыто высмеивали и критиковали друг друга. Наиболее яркий пример из 90-х — биф Тупака Шакура и Notorious B.I.G.
Сейчас рэп сильно коммерциализировался, но традиция жива. Почти все известные рэперы так или иначе вовлекались в бифы и записывали дисс-треки. Теперь для многих это способ привлечь к себе дополнительное внимание аудитории и СМИ.
Хронология конфликта Дрейка и Кендрика Ламара
Бэкграунд. В начале 2010-х рэперы сотрудничали: записывали совместные треки, гастролировали вместе, появлялись на альбомах друг друга. Дрейк помогал в начале карьеры Ламара, но после выхода дебютного альбома Good Kid, m.A.A.d City Кендрику помощь уже была не нужна.
В 2013 году наметились первые признаки бифа. Кендрик зачитал куплет на треке Биг Шона Control, где сказал, что, хотя и любит Дрейка и других рэперов, он станет лучшим. Дрейк отреагировал сдержанно, назвав куплет амбициозным. При этом он говорил, что Ламар — великий рэпер и у них нет конфликтов.
После этого Дрейк и Ламар напрямую не упоминали друг друга в треках. Но фанаты находили намеки и скрытые диссы в их песнях.
Катализатор. Начало бифу положил альбом We Don’t Trust You — «Мы тебе не верим» — рэпера Future и продюсера Metro Boomin, который вышел 22 марта 2024 года. В нем есть несколько завуалированных выпадов в адрес Дрейка, хотя имя напрямую не называется. Раньше Future и Дрейк много сотрудничали и казались друзьями.
Кендрик Ламар принял участие в одном из самых громких треков релиза — Like That. В своем куплете он прямо диссит Дрейка, называя его творчество легкомысленным. Еще он говорит: «Да пошла эта большая тройка, есть только большой я». Это отсылка к песне Дрейка First Person Shooter, где рэпер Джей Коул назвал себя, Дрейка и Кендрика большой тройкой современного рэпа. Так Ламар отказывается от ассоциаций с ними.
Не все треки можно послушать в России официально.
Ответ Коула. В ответ на выпад Ламара Джей Коул выпустил трек 7-Minute Drill. Он вошел в микстейп с говорящим названием Might Delete Later — «Может, потом удалю». Коул резко парирует нападки Кендрика, называя его последний альбом трагичным, и обещает осадить Ламара, если дойдет до серьезного бифа.
Спустя всего пять дней после релиза Коул удалил 7-Minute Drill со стриминговых платформ. А затем на своем ежегодном фестивале Dreamville Festival публично принес извинения Кендрику за дисс. (сайт недоступен из РФ) Коул сказал, что хотел по-дружески поддеть Ламара в ответ, но в итоге остался недоволен собой.
Второй дисс против Дрейка. 12 апреля Future и Metro Boomin выпустили альбом — продолжение We Don’t Trust You, который называется We Still Don’t Trust You, «Мы все еще тебе не верим». На этот раз к бифу подключился A$AP Rocky. В треке Show of Hands он высмеял Дрейка за излишнюю эмоциональность в отношениях с женщинами. Вероятно, это ответ на то, что ранее в песне Fear of Heights Дрейк якобы задиссил A$AP Rocky и его девушку Рианну, с которой сам ранее встречался.
Другой близкий соратник Дрейка, The Weeknd, появился на обоих альбомах Future и Metro Boomin. В песне All to Myself со второго альбома он зачитал: «Слава богу, что я не продался». Многие расценили это как камень в огород лейбла Дрейка OVO Sound, на который The Weeknd в свое время не стал подписываться.
Ответ Дрейка. 13 апреля Дрейк наконец ответил, выпустив дисс-трек Push Ups (Drop & Give Me Fifty). В нем он с юмором отвечает всем рэперам, которые его задиссили, попутно задевая других знаменитостей.
Дрейк высмеял маленький размер ноги Ламара и назвал его карликом, а также раскритиковал его коллаборации с поп-звездами вроде Maroon 5 и Тейлор Свифт, хотя сам тоже с ней работал. А еще заявил, что SZA и другие артисты лейбла Кендрика Top Dawg Entertainment обогнали того по популярности.
Неожиданно Дрейк прошелся и по Рику Россу с нелепыми панчами вроде «любой его трек в чартах — благодаря Дрейку». Росс мгновенно записал ответ Champagne Moments, где назвал того белым парнем и обвинил в пластике носа. Дошло до абсурда: Дрейк запостил скриншот с перепиской со своей матерью, где она спрашивает про слухи о пластической операции.
Второй дисс Дрейка. В тот же день рэпер выпустил дисс Taylor Made Freestyle, направленный персонально против Ламара. Название содержит игру слов. Это отсылка и к певице Тейлор Свифт, и к выражению tailor made — «сделано на заказ».
В треке Дрейк высмеивает оппонента за то, что тот не решился выпустить трек в одну неделю с новым альбомом Тейлор Свифт The Tortured Poets Department. Якобы Кендрик испугался конкуренции с поп-звездой. Дрейк намекнул, что тот теперь работает на аудиторию Свифт.
Но настоящий скандал вызвало то, что в песне использовались сгенерированные нейросетями голоса Тупака Шакура и Снуп Догга. Звучало так, будто они диссят Кендрика вместе с Дрейком. Многим это показалось неуместным и оскорбительным по отношению к покойному Тупаку. На фоне резонанса Дрейк удалил трек, но тот все равно разошелся по интернету.
Первый дисс Ламара. 1 мая Кендрик выпустил еще один дисс против Дрейка. Он называется Euphoria — это отсылка к одноименному сериалу HBO, где Дрейк выступает исполнительным продюсером.
В треке Кендрик выдал целый список претензий к своему оппоненту (сайт недоступен из РФ), критикуя его личность и творчество. Он назвал Дрейка предсказуемым, мастером манипуляций и патологическим лжецом. А еще повторил выпад Рика Росса насчет пластических операций.
Ламар зачитал: «Я его самый большой хейтер. Я ненавижу то, как он ходит, как он говорит, как он одевается». В ответ Дрейк опубликовал скриншот из фильма «10 причин моей ненависти», сравнив текст Кендрика с подростковым стихом одной из героинь.
Второй дисс Ламара. Всего через три дня, 3 мая, Кендрик выпустил еще один дисс — 6:16 in LA. Название отсылает к песням Дрейка с упоминанием разного времени суток.
В самом начале Кендрик напевает «я не вижу огня», намекая, что Дрейк не смог достойно ответить на предыдущий выпад. Затем он говорит о том, что в окружении Дрейка есть крысы, которые хотят ему зла. Также он иронизирует по поводу попыток оппонента использовать мемы и челленджи для поддержания популярности.
Третий дисс Дрейка. Всего несколько часов спустя после 6:16 in LA Дрейк выпустил семиминутный дисс против всех Family Matters. Рэпер утверждает, что Ламар бил свою девушку, а настоящий отец одного из детей Кендрика — на самом деле его менеджер.
Дрейк также прошелся по другим рэперам, которые его диссили: A$AP Rocky, Metro Boomin, Рику Россу, Future и The Weeknd.
Третий дисс Ламара. Через час после выхода Family Matters Кендрик выпустил трек Meet The Grahams. В диссе он обращается к родителям Дрейка, его сыну Адонису и дочери, которую тот якобы от всех скрывает. Рэпер обвиняет отца и мать в том, что они потакают дурным привычкам сына.
Ламар также сравнивает Дрейка с продюсером Харви Вайнштейном и обвиняет его в том, что он занимается секс-торговлей вместе с людьми из своего ближнего круга. Кендрик объясняет свою жесткую реакцию тем, что его оппонент первым затронул семью в бифе.
Четвертый дисс Ламара. 4 мая Кендрик выпустил еще один дисс — Not Like Us. В треке он обвиняет Дрейка в том, что тот вступает в отношения с несовершеннолетними, называя его сертифицированным педофилом. Еще Ламар говорит, что Дрейк эксплуатирует рэперов из Атланты: Future, 21 Savage, Quavo и других. И говорит, что его оппонент — колонизатор.
Четвертый дисс Дрейка. В треке The Heart Part 6 рэпер ответил, что никакой скрываемой дочери у него нет. По его словам, Ламару слили фейки, а тот, обладатель Пулитцеровской премии, даже не проверил информацию.
Дрейк также отрицает свою предполагаемую связь с несовершеннолетними и просит Кендрика в следующий раз возвращаться с фактами, а не слухами.
Это конец? Вероятно, нет. Дрейк и Ламар выпускают диссы друг на друга чуть ли не каждый день. Биф стал поводом для широких обсуждений и мемов. (сайт недоступен из РФ) А в соцсетях радуются, что оба рэпера стали выпускать новую и интересную музыку.
При этом в конфликт вовлекаются все новые знаменитости. Например, Канье Уэст занял сторону Ламара, выпустив ремикс на Like That, где раскритиковал лейбл OVO Sound. А актриса Ума Турман предложила Дрейку свой костюм из «Убить Билла», чтобы тот смог отбиваться от хейтеров.