На «Кинопоиске» вышел «Фандорин. Азазель» — сумбурный сериал о Российской империи 21 века

Экранизация известного романа на современный лад
24
На «Кинопоиске» вышел «Фандорин. Азазель» — сумбурный сериал о Российской империи 21 века
Аватар автора

Ефим Гугнин

устроил сериалу липецкий гамбит

Страница автора

*Григорий Чхартишвили, пишущий под псевдонимом Борис Акунин, внесен Минюстом в реестр иноагентов

19 января на «Кинопоиске» вышел сериал «Фандорин. Азазель» — новая экранизация детективного романа Бориса Акунина*.

На этот раз действие перенесли из 19 века в альтернативный 21, где все еще существует Российская империя. Мы посмотрели два эпизода сериала. Рассказываем, каким он вышел — и почему фанатов стильных детективов он скорее расстроит.

Что за «Фандорин. Азазель»

Дата премьеры: 19 января 2023 года

Страна производства: Россия

Режиссер: Нурбек Эген — режиссер сериалов «Мажор», «Самка богомола» и «Шерлок в России»

В ролях: Владислав Тирон, Мила Ершова, Александр Семчев, Максим Матвеев, Евгений Серзин, Сергей Горошко, Милена Радулович, Уршула Малка, Дмитрий Ломакин, Евгений Стычкин

Жанр: детектив

Сериалы, похожие на «Фандорин. Азазель»: «Шерлок в России»

Продолжительность: 6 эпизодов примерно по 50 минут

Где смотреть: «Кинопоиск»

🕵️‍♂️ Сюжет сериала повторяет роман, но есть нюанс

Молодой следователь Эраст Фандорин только начал строить карьеру сыщика и сразу же получил ряд запутанных дел. На прогулочном корабле находят труп мужчины с изуродованным лицом, а в центре города молодой миллиардер убивает себя из пистолета. Причем до этого еще несколько людей в разных точках города видели, как некий парень тоже пытается застрелиться — только у него ничего не выходит. Что интересно, внешность самоубийцы все описывают по-разному.

Начальник Эраста считает, что мужчина на корабле якобы засмотрелся на виды и ударился о мост, а погибший миллиардер на самом деле и был тем молодым человеком, которого заметили очевидцы. Просто тогда он забыл зарядить пистолет.

Эрасту же кажется, что все эти события связаны. Тем более в завещании миллиардер почему-то оставил все деньги владелице сети интернатов леди Эстер. Молодой сыщик берется самостоятельно расследовать дело. Вскоре к нему присоединяется опытный следователь Бриллинг.

В роли погибшего миллиардера ненадолго появляется Григорий Верник — актер из сериалов «Жиза» и «Домашнее поле», сын Игоря Верника
В роли погибшего миллиардера ненадолго появляется Григорий Верник — актер из сериалов «Жиза» и «Домашнее поле», сын Игоря Верника

В общих чертах сюжет сериала соответствует одноименному роману Бориса Акунина*. Так же, как и в оригинале, молодой следователь распутывает заговор мирового масштаба с жуткими секретными организациями. Есть и роковая женщина Амалия, и дерзкий офицер Зуров, и любовный интерес Фандорина — девушка Лиза.

Только действие перенесено в альтернативный 21 век — Фандорин активно пользуется планшетом, общается с Лизой в соцсетях и ищет улики с помощью современных технологий. А на фоне разворачивается параллельная сюжетная линия императора Николая III. У того проблемы с женой и внешней политикой: дядя-генерал требует, чтобы страна оказала военную поддержку союзникам на Ближнем Востоке, а министр-интеллигент, напротив, выступает против открытого конфликта.

Роль Эраста Фандорина исполняет Владислав Тирон — вы могли видеть его в сериалах «Триггер» и «Детективный синдром». Это уже четвертый актер, играющий Фандорина на экране
Роль Эраста Фандорина исполняет Владислав Тирон — вы могли видеть его в сериалах «Триггер» и «Детективный синдром». Это уже четвертый актер, играющий Фандорина на экране

📄 У сериала проблемы со сценарием

В новой версии «Азазеля» будет шесть серий длиной около часа — на две больше, чем в экранизации 2002 года. Этого времени могло спокойно хватить для адаптации оригинального романа — но шоу постоянно куда-то спешит.

Сюжет порой настолько хаотичен, что в нем можно запутаться, даже если вы до этого читали книгу. Сцены суматошно сменяют друг друга, герои скачут между локациями и быстро проговаривают новую информацию. Авторы не дают зрителю ни секунды на то, чтобы подумать и самостоятельно оценить ситуацию.

Роль императора Николая III исполняет Максим Матвеев — причем играет он так, будто косплеит Данилу Козловского
Роль императора Николая III исполняет Максим Матвеев — причем играет он так, будто косплеит Данилу Козловского

Отчасти это связано с тем, как часто экранизация отвлекается на сцены с Николаем III. Скорее всего, они в итоге окажутся связанными с основной линией, но в первых двух эпизодах пересечений практически нет. Сериал просто заставляет зрителя смотреть скучную политическую драму, которая еще и мешает развитию детективного сюжета.

Из-за этого кажется, что у Фандорина все получается слишком легко. Вот он обнаружил новую зацепку — и тут же раскрыл важную интригу. Вот пришел допрашивать аристократку Лизу — и через пару сцен общается с ней открыто, как лучший друг. Акунин* все-таки относился к неопытному молодому сыщику строже.

Роль роковой дамы Амалии исполнила сербская актриса Милена Радулович из хоррора «Кольская сверхглубокая»
Роль роковой дамы Амалии исполнила сербская актриса Милена Радулович из хоррора «Кольская сверхглубокая»

Но главная проблема сериала — неловкие диалоги. Создатели явно пытались совместить современный язык и более возвышенную речь императорских времен. В итоге персонажи то невпопад выдают неологизмы, то перекидываются высокопарными фразами, как в старомодном театре.

А еще герои периодически разражаются монологами и вслух объясняют то, что должно оставаться между строк. Лиза в разговоре с Эрастом в деталях расписывает свой психологический портрет, да и сам Фандорин в беседах с Бриллингом не стесняется раскрывать собственный внутренний мир. Все это выглядит нелепо и форсированно. Опять же непонятно, к чему такая спешка в сериале из шести эпизодов.

О странные диалоги спотыкаются и сами актеры. Их герои временами излишне эмоциональны и патетичны. И это вряд ли проблема самих артистов: просто из-за тональной неоднородности «Азазеля» сложно понять, что именно нужно сыграть. То ли реальных людей, то ли жанровые карикатуры. Получается, что одни играют первое, а другие — второе.

Харизматичного офицера Зурова играет Артем Быстров из «Дурака»
Харизматичного офицера Зурова играет Артем Быстров из «Дурака»

🎩 В мир сериала «Фандорин. Азазель» сложно поверить

Идея с переносом действия в альтернативное настоящее не сработала: мир «Азазеля» слишком блеклый и непоследовательный. В нем нет какого-то выделяющегося стиля, как, скажем, было в «Дуэлянте». Просто тут герои иногда ходят в модных футболках, а иногда напяливают мундиры с эполетами.

Похоже, что создатели не пытались совместить две эпохи, а скорее не определись с эстетикой. Не смогли решить, хотят писать детектив исторический или современный, как, например, британский «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем.

Сама идея перенести действие в настоящее была логичной в случае «Шерлока», ведь Конан Дойл писал о своих современниках. В случае «Азазеля» она ломает весь антураж — Акунин*⁠-⁠то намеренно писал о прошлом
Сама идея перенести действие в настоящее была логичной в случае «Шерлока», ведь Конан Дойл писал о своих современниках. В случае «Азазеля» она ломает весь антураж — Акунин*⁠-⁠то намеренно писал о прошлом

Альтернативный Петроград чаще всего напоминает обычный Петербург. Только почему-то с небоскребами, похожими на сталинские высотки. Почему в мире, где не случилось октябрьского переворота, все равно кто-то построил здания в стиле сталинского ампира — вопрос, на который у сериала нет ответа.

Еще в этом мире не случилось реформы языка — и люди пишут в соцсетях с «ъ» в конце слов и буквами вроде «ять», то есть «Ѣ». Вроде бы любопытное решение, но на деле выглядит так, будто герои вернули себе 2007 и установили в настройках «Вконтакте» дореволюционный язык. Тем более что в речи персонажей старомодность мелькает редко. И будто бы ненамеренно.

А еще один персонаж цитирует фильм «Иван Васильевич меняет профессию» — при встрече с императором произносит знаменитое «Очень приятно, царь». То есть в мире, где никогда не существовало СССР, Михаил Булгаков все равно написал сатиру на советское общество, а Леонид Гайдай ее экранизировал.

Попробуйте угадать по этому кадру, в каком времени, сеттинге и стране и происходит действие
Попробуйте угадать по этому кадру, в каком времени, сеттинге и стране и происходит действие

Также не очень понятен уровень технологий в этом мире. Машины выглядят обычными, окружение — примерно то же, что и в реальности. При этом тут есть роботы-городовые, а полицейские пользуются системой предопределения преступлений, как в «Особом мнении» Филипа Дика. Получается фантастика без фантастики: футуристичные изобретения появляются только там, где это нужно сюжету.

Из таких деталей и складывается общее впечатление о сериале. Если уж авторы не смогли изобразить мир, который бы казался живым, правдоподобным и при этом следовал собственной логике, то чего ждать от других аспектов шоу?

«Фандорин. Азазель» выглядит недоделанным сериалом, который не справляется ни с адаптацией оригинального текста, ни со своим амбициозным концептом. Может быть, в следующих сериях все исправится, а проблемы вдруг обернутся преимуществами. Но после первых двух эпизодов уже не верится.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Ефим ГугнинЭкранизацию какого из отечественных детективов вы бы хотели увидеть — и почему?
    Вот что еще мы писали по этой теме