«Форсаж 10»: 5 причин проигнорировать новый фильм с Вином Дизелем и его семьей
19 мая 2023 года в мировой прокат вышел «Форсаж 10» — новая часть серии блокбастеров о семье гонщиков Доминика Торетто.
Десятый фильм должен стать предпоследним для всей саги. Если, конечно, Вин Дизель не решится сделать еще одну картину. Новая часть показалась мне самой амбициозной и масштабной во всей серии. При этом она заняла первое место в моем личном антитопе «Форсажей»: картине недостает былого задора, к тому же фильм обрывается на полуслове.
Рассказываем, почему «Форсаж 10» стоит смотреть только самым ярым фанатам семейной саги. Но и они могут разочароваться.
Что за «Форсаж 10» (Fast X)
Дата премьеры: 19 мая 2023 года
Страна производства: США
Режиссер: Луи Летерье
В ролях: Вин Дизель, Мишель Родригес, Джон Сина, Тайриз Гибсон, Лудакрис, Натали Эммануэль, Сон Ган, Джейсон Стэйтем, Джордана Брюстер, Джейсон Момоа
Жанры: боевик, триллер
Фильмы, похожие на «Форсаж 10»: «Топ Ган: Мэверик», «Форсаж 5», «Форсаж 9»
Продолжительность: 2 часа 21 минута
Оценка на «Кинопоиске»: 6,4 балла
🤯 Сюжет фильма перегружен
Главный герой Доминик Торетто в очередной раз отходит от дел. Он спокойно живет с женой Летти и учит своего сына Брайана мастерству экстремального вождения. В это время его команда отправляется в Рим на задание по просьбе Агентства. Вот только Доминик узнает, что их подставили и никакой миссии на самом деле нет. Команда попала в ловушку злодея по имени Данте Рейес — сына антагониста из пятой части «Форсажа».
Из-за действий Рейеса в центре Рима взрывается огромная бомба. Подоспевшему Доминику удается в последний момент предотвратить серьезные разрушения и человеческие жертвы. Но в террористической атаке все равно обвиняют команду Торетто. Ее участники пускаются в бега.
Доминик отправляется по следу Данте Рейеса. Летти оказывается в тюрьме, откуда пытается сбежать вместе с Сайфер — злодейкой из восьмой и девятой частей. Сына Доминика забирает дядя Джейкоб. Он должен отвезти ребенка к тайному месту встречи с отцом. В это время остальная команда — Роман, Тедж, Рамзи и Хан — скрывается от преследования в Лондоне.
Десятая часть разделяет героев на четыре группы, и у каждой своя история. Но и этого сценаристам мало. В фильме появляется сразу три новых важных персонажа: агент ЦРУ Эймс, дочь шпиона Мистера Никто по имени Тесс, а также Изабель — сестра погибшей в восьмой части Елены.
Даже огромного хронометража не хватает, чтобы уделить персонажам достаточно внимания. Фильм получился очень сумбурным. Он скачет от сцены к сцене, у него нет времени на то, чтобы внятно рассказать хотя бы одну из десятка заявленных историй. Приходится срезать углы: герои встают друг напротив друга и вслух проговаривают сюжетные детали. Причем часто зрителю напоминают о том, что он и так видел пару минут назад.
Но самое ужасное, что «Форсаж 10» — это не самостоятельный фильм, а только завязка для финала киносаги. Картина обрывается на полуслове, прямо посреди очередной экшен-сцены. Чтобы узнать, чем все закончится, ждите продолжение. Но его выход запланировал только на 2025 год — и то если ничего не изменится.
🔁 «Форсаж 10» повторяет сюжетные ходы прошлых частей
«Форсаж 10» не только показывает сына злодея из пятой части — он в целом часто обращается к прошлым фильмам франшизы. Экшен-сцена с бомбой в Риме напоминает эпизод с сейфом из «Форсажа 5». Преследующий героев мускулистый спецагент — оттуда же. Здесь опять выпускают машины из самолетов, как в седьмом фильме. А в одной из сцен Эймс показывает Тесс всю историю команды Торетто — то есть просто включает экраны со сценами из прошлых частей. Выходит, в мире «Форсажа» есть не жалеющий себя оператор, который с первого фильма всюду гоняется за героями и снимает их приключения с идеальных ракурсов.
Фильм постоянно давит на ностальгию по прошлым частям. Проблема лишь в том, что «Форсаж» — не настолько старая франшиза, чтобы по ее картинам можно было успеть соскучиться. Это не «Топ Ган: Мэверик» и даже не «Звездные войны: Пробуждение силы». Вечные воспоминания героев в духе «А вот помните, как мы…» воспринимаются скорее как признак творческого тупика авторов. В «Форсаже» нет ничего нового — и остается только смотреть в прошлое.
Ностальгическое настроение фильма объясняется еще и тем, что он пытается подвести итоги всей серии. «Форсаж» замахнулся на масштабный финал франшизы — и, кажется, зря.
Прелесть серии всегда была в отдельных, герметичных, ярких историях. Герои отправлялись в очередное сумасбродное приключение, спасали мир и ждали нового задания. «Форсаж 10» же пробует стать чем-то вроде «Дюны» Дени Вильнева — кусочком пазла в большой истории. Вот только эстетике и жанру фильма это не очень подходит.
👀 Картина выглядит хуже прошлых частей
Фильму можно было простить даже вторичность. В конце концов, «Форсаж» никогда не отличался выдающимися сценариями. Последние годы франшиза была в первую очередь галереей диких трюков и невозможных экшен-сцен. Это кинематографический цирк, где герои нарушали законы физики, а создатели по-настоящему взрывали десятки автомобилей и скидывали спорткары с самолетов.
Вот только к «Форсажу 10» создатели серии начали явно дешевить с экшеном. Стало меньше снятых вживую масштабных и амбициозных сцен, но больше компьютерной графики — причем не самого высокого качества. Из-за этого серия немного потеряла лицо, и картина выглядит как любой стриминговый блокбастер 2020-х в духе «Красного уведомления».
Причем фильм буквально начинается с экшен-сцены из пятой части — той, где герои на машинах угоняют металлический сейф. И она выглядит лучше всего, что можно увидеть в «Форсаже 10». В пятой картине у машин есть вес, а взрывы и разрушения преимущественно настоящие. Даже сам сейф снимали вживую: на автомобиль надевали специальный «костюм». Получается, лучший эпизод нового фильма — флешбэк из картины более чем десятилетней давности.
👎 Вин Дизель тянет франшизу на дно
За неделю до старта съемок десятого «Форсажа» проект покинул режиссер Джастин Лин — из-за разногласий с главной звездой франшизы Вином Дизелем. До этого постановщик снял девятую часть, а также фильмы с третьего по шестой. Ему быстро нашли замену, и за картину взялся Луи Летерье, режиссер «Невероятного Халка» и «Иллюзии обмана».
Такая замена, разумеется, сказалась на качестве фильма. Неудивительно, что он вышел сумбурным и недоделанным. Но еще эта ситуация показывает то, насколько Вин Дизель вредит своей же франшизе. До этого он уже ругался с Дуэйном Джонсоном, который сыграл одного из самых ярких персонажей серии.
Неслучайно в «Форсаже 10» герой Дизеля действует отдельно от остальных. Для фильма о семье он слишком сильно хочет находиться в центре внимания, в одиночку спасать мир и в целом быть самым крутым. Каждые пять минут один из героев — включая антагониста — упоминает, насколько же хорош Доминик Торетто.
Сам герой и до этого преимущественно общался цитатами из пацанских пабликов во «Вконтакте», но в «Форсаже 10» пафосность Дизеля переходит все границы. Его герой долго рассуждает о том, каким же будет его наследие, — и легко представить, что свои мысли на персонажа переносит сам актер. Доминику намекают, что такие, как он, больше не нужны, что его наверняка заменит новое поколение. Но он доказывает противникам, что с ним все еще никто не может сравниться.
По описанию все это напоминает «Топ Ган: Мэверик». Там личность главного героя тоже было легко перенести на персону реального Тома Круза. Его герой Мэверик доказывал, что летчики-сорвиголовы все еще необходимы армии. А актер в это же время демонстрировал, что экшен-звезды старой закалки могут дать бой новым технологиям. Но в случае «Топ Гана» такая связь между персонажем и исполнителем более оправданна.
В конце концов, Том Круз — действительно неординарный человек. Он самостоятельно выполняет невероятные трюки и чуть ли не в одиночку поддерживает жизнь целого направления боевиков. Тех, что сняты преимущественно с использованием практических эффектов.
Вин Дизель пытается быть экшен-звездой того же калибра, сидя в машине на фоне хромакея. Поэтому его подчиненным приходится каждые пять минут напоминать, что Доминик Торетто вообще-то очень крутой.
🤡 «Форсаж» растерял чувство юмора
Хуже всего то, что «Форсаж 10» абсолютно серьезен. В этом тоже можно усмотреть влияние Вина Дизеля. Для него «Форсаж» — серьезная семейная сага, которую он сравнивает с «Властелином колец». Просто раньше Дизеля окружали режиссеры, способные подчеркнуть абсурдность событий. Луи Летерье же, наоборот, с охотой подыгрывает актеру.
В «Форсаже 10», казалось бы, хватает забавных идей: машина с ракетницами, погоня с участием круглой бомбы, — но все эпизоды сняты без искры, буднично, максимально неизобретательно. К тому же для фильма такой продолжительности зрелищных сцен не очень много. Больше времени занимают эпизоды, где суровый Доминик умно философствует о жизни.
За веселье в фильме отвечает разве что злодей в исполнении Джейсона Момоа — эдакий Джокер в мире «Форсажа». Звезда «Аквамена» явно веселился на площадке. Жаль, что его одного не хватило, чтобы передать эти эмоции зрителю.
В одной сцене Данте, персонаж Момоа, разговаривает с трупами врагов чуть ли не как маньяк из «Дома, который построил Джек», в другой — с улыбкой наблюдает, как герои тщетно пытаются спасти Рим от взрыва. Франшизе давно не хватало такого яркого и эксцентричного злодея. Но, к сожалению, фильм ему достался неподходящий. «Форсаж 10» явно не соответствует дикой энергии своего злодея.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult