Как я месяц училась в киношколе в Берлине
В начале 2019 года я захотела поучиться за границей.
Договорилась с работодателем о месяце отпуска, определилась с направлением обучения — выбрала четырехнедельные курсы по кинопроизводству в школе MetFilm School Berlin.
За восемь месяцев я накопила деньги на учебу и проживание в Германии, подала заявку на поступление в школу и в октябре вместо отдыха на теплом море полетела учиться в пасмурный Берлин. На обучение потратила 291 583 ₽. Дальше в статье укажу цены по текущему курсу.
Расскажу, как я выбирала программу, как устроено обучение в киношколе и что мне дала учеба.
Стоимость учебы в Берлине — 3976 € (355 686 ₽)
Обучение в школе | 2150 € (192 337 ₽) |
Аренда комнаты | 814 € (72 819 ₽) |
Еда, развлечения и татуировка | 683 € (61 100 ₽) |
Перелет из Москвы в Берлин и обратно | 184 € (16 460 ₽) |
Проездной на месяц | 81 € (7246 ₽) |
Комиссия банку за перевод денег в Германию | 50 € (4472 ₽) |
Мобильный интернет | 14 € (1252 ₽) |
Стоимость учебы в Берлине — 3976 € (355 686 ₽)
Обучение в школе | 2150 € (192 337 ₽) |
Аренда комнаты | 814 € (72 819 ₽) |
Еда, развлечения и татуировка | 683 € (61 100 ₽) |
Перелет из Москвы в Берлин и обратно | 184 € (16 460 ₽) |
Проездной на месяц | 81 € (7246 ₽) |
Комиссия банку за перевод денег в Германию | 50 € (4472 ₽) |
Мобильный интернет | 14 € (1252 ₽) |
Что вы узнаете
Почему я захотела в киношколу
Я решилась на обучение в киношколе в 33 года. Тогда я работала главным редактором в небольшой компании: мы делали экспозиции для визит-центров в национальных парках и заповедниках России. Я занималась контентом, в том числе писала сценарии для документальных фильмов о природе. В какой-то момент я захотела создавать видеоконтент сама и решила этому научиться.
У меня два высших образования: я химик и журналист. Получать третье долго и дорого. Я присмотрелась к краткосрочной учебе за рубежом. У обучения за границей есть преимущества: можно попрактиковать иностранный язык и познакомиться со специалистами из разных стран. Интенсивные курсы показались мне идеальным вариантом, и я начала искать киношколу и откладывать деньги.
Я узнала, что в разных школах есть четырехнедельное обучение, и договорилась с работодателем о месяце оплачиваемого отпуска. На больший срок он бы не отпустил. Условились, что я буду на связи. Целый месяц перед поездкой я работала на 2—3 часа больше каждый день. Эта подготовка позволила мне спокойно учиться: в отпуске на общение с заказчиками по почте я тратила до часа в день.
Как я выбирала школу и курс
При выборе киношколы я в первую очередь смотрела на срок и язык обучения: у меня было четыре недели и английский выше среднего уровня. Под эти критерии подошли школы в трех странах: MetFilm School Berlin в Германии, MetFilm School London в Великобритании и The New York Film Academy в США. Заведения предлагают разные курсы.
Направление обучения. В Берлине в течение четырех недель изучают кинопроизводство, монтаж, операторское искусство или звукорежиссуру. В Лондоне есть курсы по кинопроизводству, операторскому искусству, постпродакшену и актерскому мастерству в кино.
В школе в Нью-Йорке самый широкий выбор программ. Там изучают кинопроизводство, создание музыкальных видеоклипов и мюзиклов, продюсирование, фотографию, актерское мастерство, тележурналистику, монтаж, анимацию и дизайн титров.
Мне было сложно выбрать направление. Я изучила описания курсов и остановилась на кинопроизводстве. Программа дает базовые знания о процессах и профессиях за кадром.
Стоимость обучения. Я сравнила расходы на обучение, аренду комнаты и оформление визы в трех странах. Траты на перелет, еду, развлечения и местный транспорт в таблицу не включила — просто учитывала, что жить в Лондоне и Нью-Йорке дороже, чем в столице Германии.
- 2150 €
По расчетам, стоимость обучения в киношколе в Берлине получалась самой низкой, и я выбрала курс кинопроизводства в MetFilm School Berlin. До этого я трижды приезжала в город на 3—4 дня и была рада возможности пожить в нем дольше.
Сколько стоит обучение в киношколах
Траты | MetFilm School Berlin | MetFilm School London | The New York Film Academy |
---|---|---|---|
Курс в школе | 2150 € (193 500 ₽) | 2400 GBP (249 600 ₽) | 4199 $ (311 726 ₽) |
Жилье на месяц | От 600 € (54 000 ₽) | От 600 GBP (62 400 ₽) | От 800 $ (59 200 ₽) |
Виза | Был открытый шенген | 95 GBP (9880 ₽) | 160 $ (11 840 ₽) |
Итого | От 2750 € (247 500 ₽) | От 3095 GBP (322 090 ₽) | От 5159 $ (381 766 ₽) |
Сколько стоит обучение в киношколах
MetFilm School Berlin | |
Курс в школе | 2150 € (193 500 ₽) |
Жилье на месяц | От 600 € (54 000 ₽) |
Виза | Был открытый шенген |
Итого | От 2750 € (247 500 ₽) |
MetFilm School London | |
Курс в школе | 2400 GBP (249 600 ₽) |
Жилье на месяц | 600 GBP (62 400 ₽) |
Виза | 95 GBP (9880 ₽) |
Итого | От 3095 GBP (322 090 ₽) |
The New York Film Academy | |
Курс в школе | 4199 $ (311 726 ₽) |
Жилье на месяц | От 800 $ (59 200 ₽) |
Виза | 160 $ (11 840 ₽) |
Итого | От5159 $ (381 766 ₽) |
Я считала расходы в августе 2019 года. Цены в валюте указала на тот период — с тех пор они не изменились. Суммы в рублях рассчитываются по текущему курсу.
К моменту, когда я решила пройти обучение в киношколе, на моем счете лежало 1500 € (135 000 ₽). Уже тогда я понимала, что этого не хватит, и продолжала копить. В течение восьми месяцев я откладывала на валютный счет 400 € (36 000 ₽) с каждой зарплаты. Мне не пришлось сильно экономить: тогда у меня был высокий доход, и 1 € стоил всего 73 ₽. Я не тратила деньги на дорогую одежду и технику, часто покупала вещи в секонд-хендах или на распродажах.
Как попасть в MetFilm School Berlin
Курс, который я выбрала, проходил с 7 октября по 1 ноября. В середине августа, за два месяца до начала обучения, я написала в киношколу на электронную почту info@metfilmschool.de, чтобы узнать о свободных местах и необходимых документах. На сайте школы я не нашла эту информацию.
В школу берут совершеннолетних, других ограничений нет. Для поступления не нужны портфолио, дипломы об образовании и языковые сертификаты. В киношколе не проводят экзамены и собеседования для зачисления на краткосрочные курсы.
Вот какие документы я отправила по электронной почте для поступления в MetFilm School Berlin:
- Заполненную форму участника.
- Скан основного разворота загранпаспорта.
- Скан действующей шенгенской визы.
Когда школа получила мои документы, мне выслали реквизиты европейского банка Lloyds Bank для оплаты обучения. Надо было сразу перевести 2150 € (193 500 ₽) — в 2019 году сумма в рублях составила 159 050 ₽. Так как на курс в нужные мне даты оставалось всего два вакантных места из 12, я торопилась, хотя школа не называла дедлайна.
Раньше мне не приходилось отправлять деньги за границу. С переводом возникли сложности: я не понимала, как совершить операцию на сайте банка, и боялась отправить платеж не туда. Я не нашла инструкцию, как переводить деньги, и пошла в офис Сбербанка, услугами которого тогда активно пользовалась. За операцию еще взяли комиссию 50 € (4500 ₽).
После оплаты я отправила скан квитанции в киношколу, и меня приняли на курс.
Виза и билеты
Для учебы на краткосрочных курсах в Берлине достаточно шенгенской туристической визы типа C, по которой россияне могут жить в Европе до 90 дней в полугодие. Специальную студенческую оформлять не нужно. У меня был открыт греческий шенген — мне не пришлось тратить время и деньги на оформление новой визы.
В Германию я полетела компанией Utair. Билеты купила на сайте перевозчика за 55 дней до вылета. Прямой перелет с багажом из Москвы в Берлин и обратно обошелся мне в 13 092 ₽ — это была самая низкая цена на момент покупки билета. Время в пути — 2,5 часа, лететь недолго и неутомительно.
Как устроен курс в киношколе
Студия. MetFilm School Berlin проводит занятия в студии BUFA, которая работает с 1912 года. Там, к примеру, снимали сцены из фильма «Голубой ангел» с Марлен Дитрих в 1930 году и «Кабаре» с Лайзой Миннелли в 1972. Сейчас в студии ведут съемки для немецкого кино и телевидения.
Программа. На первой неделе нам рассказывали, как устроено западное кинопроизводство. Мы узнали о профессиях в кино, оборудовании и художественных приемах. Мне, как новичку, было интересно увидеть, как на практике работать с камерой и звуком. Студенты с опытом съемок на программу тоже не жаловались.
На второй неделе мы подробно изучали звук, пробовали снимать короткие диалоги, вникали, как режиссер взаимодействует с актерами на разных этапах кинопроизводства.
На третьей неделе мы готовились к съемкам мини-фильма. На четвертой снимали его, монтировали видео и смотрели результаты.
Расписание. Занятия проходили по будням с 10:00 до 17:00. С 13:00 до 14:00 был перерыв на отдых и обед. Знания мы получали на лекциях и в ходе дискуссий, учебники нам не выдавали. Иногда мы смотрели отрывки из фильмов и обсуждали их.
Я не прогуливала уроки, так как заплатила большие деньги и ехала учиться. Случалось, что одногруппники пропускали занятия, но их за это не наказывали.
Расписание занятий в киношколе
Неделя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
---|---|---|---|---|---|
7—11 октября | Введение в кинопроизводство | Изучение ракурсов, планов, форматов съемки | Введение в теорию и художественные приемы монтажа | Изучение приемов сторителлинга, разбор короткометражек и отрывков фильмов | Знакомство с операторской работой, практика с камерой |
14—18 октября | Знакомство с работой звукорежиссера, пробные съемки диалогов из сценария | Изучение основ работы с актерами и проведения кастингов | Кастинг с реальными актерами | Работа с актерами, которых выбрали накануне | Обсуждение, как режиссер должен работать с актерами на съемочной площадке |
21—25 октября | Семинар по подготовке к съемкам | Семинар по работе со звуком на съемках | Семинар по подготовке к съемкам, репетиция с актерами | Первый семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы | Второй семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы |
28 октября— 1 ноября | Первый съемочный день | Второй съемочный день | Третий съемочный день | Монтаж | Просмотр фильмов, вручение сертификатов |
Расписание занятий в киношколе
7—11 октября | |
Понедельник | Введение в кинопроизводство |
Вторник | Изучение ракурсов, планов, форматов съемки |
Среда | Введение в теорию и художественные приемы монтажа |
Четверг | Изучение приемов сторителлинга, разбор короткометражек и отрывков фильмов |
Пятница | Знакомство с операторской работой, практика с камерой |
14—18 октября | |
Понедельник | Знакомство с работой звукорежиссера, пробные съемки диалогов из сценария |
Вторник | Изучение основ работы с актерами и проведения кастингов |
Среда | Кастинг с реальными актерами |
Четверг | Работа с актерами, которых выбрали накануне |
Пятница | Обсуждение, как режиссер должен работать с актерами на съемочной площадке |
21—25 октября | |
Понедельник | Семинар по подготовке к съемкам |
Вторник | Семинар по работе со звуком на съемках |
Среда | Семинар по подготовке к съемкам, репетиция с актерами |
Четверг | Первый семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы |
Пятница | Второй семинар по подготовке камер к съемкам, основы операторской работы |
28 октября— 1 ноября | |
Понедельник | Первый съемочный день |
Вторник | Второй съемочный день |
Среда | Третий съемочный день |
Четверг | Монтаж |
Пятница | Просмотр фильмов, вручение сертификатов |
Преподаватели и студенты
Преподаватели. За четыре недели учебы мы поработали с четырьмя преподавателями: кинорежиссерами Джейсоном Колем и Рикой Кинсес, оператором Карлом Финкбайнером и звукорежиссером Франком Бубенцером. Они практики: работают по специальности.
Особенно мне понравился Карл Финкбайнер. Он давал дельные советы, делился поучительными историями из своего опыта. Да и просто показался милым, спокойным и добрым человеком.
С учителями мы общались на равных, но без панибратства. Однажды наша группа встретилась с одним из лекторов вне аудитории и вместе сходили в кино на спецпоказ фильма «Новые деньги». Это не входило в программу обучения — пошли только желающие, билеты покупали за свои деньги, они стоили около 10 € (898 ₽).
Студенты. В группе оказалось одиннадцать человек вместо двенадцати. Один студент не смог прилететь. Учиться кинопроизводству приехали люди из восьми стран. Кроме меня была еще одна русская девушка — самая молодая в группе, она окончила школу в Берлине и хотела определиться с будущей профессией. Еще были студенты из Австралии, молодая дизайнер из Индонезии, оператор из Италии, журналист из Сальвадора. Самыми старшими в группе были женщины 50 лет: сценаристка из Уругвая и юристка из Австралии, которая просто хотела разнообразить свой отпуск.
Мне понравились одногруппники. Мы поддерживали друг друга. Мне было приятно приходить на занятия, а в перерывах обсуждать со студентами кино, путешествия, Берлин и Германию. Я подружилась с тремя одногруппниками: индонезийкой, итальянцем и сальвадорцем. Мы много времени провели вместе и до сих пор общаемся.
Как мы снимали мини-фильм
В первые дни обучения нам выдали сценарий выпускного мини-фильма, который предстояло снять в конце курса.
Сценарий. Название фильма — Showtime, на русский язык его можно перевести как «Шоу начинается». Сценарий создал писатель и режиссер Маттиас Лутхард. Прочитав текст, я расстроилась: сюжет показался мне плоским и неинтересным. Но выбора не было — что дали, с тем и работаешь.
В первой сцене главный персонаж Райан — популярный певец, звезда «Ютуба» — стоит в туалете у раковины, до начала его шоу 20 минут. Внезапно ему звонит мама и сообщает, что отец попал в реанимацию с инсультом. Новость шокирует артиста, он обещает матери прилететь на следующий день, затем выходит из уборной.
Вторая сцена происходит в гримерке. Визажистка Тоня нервничает в ожидании Райана, смотрит на часы. Артист входит, и девушка начинает наносить ему яркий макияж. После короткого разговора парень психует, срывает с себя парик, вытирает лицо и уходит на сцену без грима. Конец.
Позднее мы разобрали с преподавателями историю, мотивацию персонажей, их отношения и остальные нюансы. Так я поняла, что сценарий нормальный, но все равно хотелось работать с более драматичным сюжетом.
Выбор актеров. Для участия в мини-фильме киношкола пригласила профессиональных актеров. Они понимали, что эта работа — часть учебного процесса. На роль гримерши Тони пробовались две девушки, на роль певца Райана — два парня. Мне было важно работать с профессионалами. Хорошо, что самой не пришлось становиться актрисой в студенческом мини-фильме: я приехала учиться не актерскому мастерству.
День кастинга оказался для меня чуть ли не самым волнительным. Я ехала в школу с трясущимися коленками, как на сессию в университете. Одно дело — слушать лекции и снимать диалоги с одногруппниками, другое — проводить настоящий кастинг профессиональных актеров.
Мы заранее договорились, кто из нас с каким кандидатом на роли будет беседовать. Сделали это для дисциплины: один человек задавал вопросы и озвучивал задания, остальные не мешали и молча делали пометки в блокнотах.
Актеры заходили в аудиторию, садились на стул, представлялись и коротко рассказывали о себе. Дальше они выполняли задания, например на импровизацию: доставали из сумки предмет и поясняли, что это и для чего нужно персонажу. Среди вещей были блокнот, ручка, косметика, туфли на шпильках, игрушечная диадема. Затем актеры играли отрывок из сценария в разном настроении: показывали злость, грусть, испуг. Так нам было проще понять, кто лучше справится с ролью.
В конце дня мы с одногруппниками выбрали актрису Салбер Уильямс. У нее была эпизодическая роль в сериале «Ход королевы», и она покорила нас своей игрой. На роль артиста взяли актера Джиамо Рёвекампа. Он убедительно показал себя на кастинге. Фотографий с отбора актеров нет: нас попросили выключить телефоны, чтобы сосредоточиться на процессе.
В следующий день мы работали с актерами под руководством преподавательницы Рики Кинсес: разбирали роли, репетировали, выстраивали истории персонажей. Под конец стало тяжело: фантазия увела нас далеко, а советов по организации съемочного процесса не хватало. Мне хотелось получить от учителя больше инструкций по выбору ракурсов и движений актеров в кадре, чтобы при монтаже избежать ляпов.
График съемок и роли. У нас было три съемочных дня. В первый мы снимали сцену в туалете. Во второй — в гримерке. Третий был запасным на случай, если что-то пойдет не так.
Перед съемками распределили, кто какие профессии на себя примерит. Преподаватель перечислял их, а студенты старались раньше остальных предложить себя на ту роль, которая понравилась. Кто промедлил, получил незавидные профессии.
Вот между какими ролями стоял выбор:
- режиссер;
- помощник режиссера по сценарию;
- первый ассистент режиссера;
- главный оператор;
- первый ассистент оператора;
- осветитель;
- звукорежиссер;
- оператор микрофона;
- костюмер;
- художник-постановщик;
- продюсер.
Я успела занять должность главного оператора на первый съемочный день и оператора микрофона на второй.
Реквизит. Что-то из реквизита нашлось в киношколе, что-то пришлось покупать. Например, платье, колготки, украшения и косметику для актера. Киношкола выделила деньги на покупки. Забавно вспоминать, как мы с итальянцем и индонезийкой бродили по секонд-хендам и торговым центрам в поисках нужного платья. В итоге взяли обтягивающее из темно-синего бархата длиной чуть выше колена. Для образа еще купили браслеты с кучей страз.
Далее мы решали, где снимать сцены, какой свет использовать и как его выставлять, какие ракурсы нужны, сколько камер требуется для съемки и какие объективы взять. Нам предстояло решить миллион технических вопросов.
Киношкола пригласила на съемки профессиональную визажистку. Она показала актрисе, как наносить макияж, чтобы это выглядело убедительно.
В первый день съемок я работала главным оператором и отвечала за камеру. Моей ассистенткой была русская девушка — она настраивала фокус. Мне понравилось быть в роли главного оператора. А вот профессия режиссера пока не для меня: не хватает уверенности и харизмы, чтобы выступать лидером, который заряжает всех энергией и сплачивает команду.
Когда мы начали реальные съемки, стало понятно, как много вопросов у нас осталось по технической части. Во время учебы они не возникали, а в дни съемок их некому было задать: преподаватели — оператор и звукорежиссер — в процессе не участвовали.
Мы с одногруппниками сошлись во мнении, что на предыдущей неделе стоило меньше работать с актерами над их образами и больше отрабатывать с ними сам процесс съемок — сразу репетировать сцены и диалоги из сценария, чтобы заранее обсудить детали. Например, мы не знали, какой рукой актеру следует держать телефон, в какую сторону ему поворачиваться. В итоге приходилось судорожно решать такие вопросы в день съемок. Это нервировало и раздражало. К тому же время было ограниченно: школа оплачивала актерам рабочую смену с 10:00 до 17:00. Мы не имели права их задерживать.
Второй и третий дни съемок. Во второй день съемок я была оператором микрофона. Мне пришлось нелегко: оборудование тяжелое. Я держала микрофон максимально близко к актерам и при этом следила, чтобы он не попал в кадр. Для этого пришлось стоять в неудобной позе и бесшумно двигаться. Я справилась и отказалась от помощи, чем вызвала восхищение ребят.
На третий день мы пересняли сцену в гримерке: хотели исправить некоторые моменты. Как и накануне, я отвечала за микрофон.
Монтаж фильма. В предпоследний день учебы мы монтировали наш мини-фильм в программе Adobe Premiere Pro. Для этого школа бесплатно выдала студентам Макбуки-про с уже установленной программой. Раньше я с ней не работала, поэтому растерялась. Одногруппники подсказали, что делать, но до конца монтаж я не осилила. Всего четыре студента успели сдать смонтированный фильм. Остальным не хватило навыков и времени.
Окончание учебы. В последний день мы смотрели ролики студентов, которые успели смонтировать фильм, слушали комментарии преподавателей по ним и получили сертификаты. В школе для нас накрыли небольшой стол с закусками и шампанским. Мы отметили, и на этом обучение официально завершилось. С одногруппниками мы сходили в бар, обсудили учебу и разошлись. Студенты не получили от школы или преподавателей предложений о дальнейшем сотрудничестве, но мы их и не ждали: все же у нас еще мало опыта.
Что мне не понравилось в обучении
Мало технических деталей. Мне кажется, мы слишком много времени посвятили обсуждению характеров персонажей и катастрофически мало — технической подготовке к съемкам. При монтаже всплыли наши ошибки: мы не так установили свет, выбрали неудачный ракурс, неверно поставили задачу актеру, из-за чего его игра смотрелась фальшиво.
Неравные роли на съемках. Мне повезло: я успела побывать главным оператором и оператором микрофона и находилась в центре событий. Тем, кому достались обязанности костюмера, продюсера или художника-постановщика, было нечего делать. Студенты с незавидными ролями сидели в коридоре и смотрели в телефоны, дожидаясь обеденного перерыва или конца занятий. Я считаю, это несправедливо. Вижу два решения проблемы: сделать больше съемочных дней, чтобы все попробовали себя в разных ролях, или набирать в группу меньше студентов.
Мало времени на монтаж. Одного дня для такой задачи мало. Студент без опыта работы в программе не сможет смонтировать фильм, как это получилось у меня и большинства однокурсников. Мне кажется, на монтаж стоило выделить минимум два дня.
Кому подойдут курсы
Мне кажется, творческие краткосрочные курсы подойдут нескольким категориям людей, например:
- специалистам, которые хотят нестандартно провести отпуск и научиться новому в международной творческой среде;
- людям арт-профессий, желающим прокачать свои навыки у зарубежных специалистов;
- абитуриентам. Курсы помогут понять, твое это или нет. Лучше потратить четыре недели, чем поступить в вуз, оплатить обучение, а потом разочароваться в профессии;
- тем, кто хочет переехать в другую страну. Такие курсы — неплохой способ присмотреться к городу и его жителям, понять, подходит ли место для эмиграции. Сертификат об окончании обучения будет плюсом при переезде.
Жилье
Мне сложно было найти жилье в Берлине. Сначала искала комнату на популярных в Германии сайтах WG-Gesucht и Immobilienscout24, где обычно сдают жилье на долгий срок. Поиски, в том числе через знакомых, не дали результата. Мой курс в киношколе стартовал, когда начиналась учеба в университетах, — в этот период спрос на бюджетные комнаты был высоким.
Потом я искала жилье на Airbnb, где цены в 1,5—2 раза выше, чем на первых двух сайтах. Многие варианты мне не подходили по датам, а некоторые хозяева внезапно повышали стоимость, когда видели мою заинтересованность в аренде.
Наконец я нашла просторную комнату в районе Моабит за 814 € (72 819 ₽) — в 2019 году она обошлась мне в 60 250 ₽. Получилось дороже и дальше от киношколы, чем я хотела. Но дом, в котором я выбрала жилье, располагался на тихой улице и в трех минутах пешком от станции метро U Birkenstraße.
- 814 €
В комнате было все необходимое: стеллажи для одежды и обуви и диван из «Икеи», стол с тремя стульями, сушилка для белья, рейл с вешалками. Ремонт простой: белые крашеные стены и деревянные полы — вполне берлинский стиль.
Кухню с выходом во внутренний двор и совмещенный санузел я делила с хозяевами квартиры — молодой семейной парой из Санкт-Петербурга — и еще с одним квартирантом из Франции, которого за все время я видела раза четыре. Меня все устраивало, кроме ремонта в подъезде: шуметь начинали в 7 часов утра, поэтому поспать подольше не удавалось.
Еда
Я завтракала дома: делала себе бутерброды с яйцом пашот, сыром и авокадо. Иногда, пока ждала автобус до киношколы, в небольшой кофейне рядом с остановкой брала кофе по 3—3 € (268—268 ₽) и булку навынос. Под конец учебы это превратилось в приятную традицию перед занятиями.
На обед я покупала еду в супермаркете Lidl недалеко от школы. На салат, авокадо и небольшой хлеб я обычно тратила 5 € (450 ₽). В киностудии не было столовой, но предлагали бесплатный чай и кофе в неограниченном количестве.
Ужинала я дома или в кафе с друзьями. Я не фанат немецкой кухни, много лет не ем мясо и стараюсь избегать фастфуда вроде кебабов. Пока не нашла для себя идеального места, где можно поесть бюджетно и вкусно. Надеюсь, все впереди.
Назову несколько заведений, которые мне запомнились. Например, в кафе суданской кухни Sahara блюда вроде боулов стоят в среднем по 5—7 € (450—630 ₽), порции там огромные. Рядом с домом я иногда забегала в кафе немецкой и арабской кухни Tirree — там можно хорошо поужинать в пределах 10 € (900 ₽). В Берлине много уютных кофеен, например Five Elephant в Кройцберге, где подают вкусные чизкейки за 5 € (450 ₽).
Транспорт
В Берлине действует единый проездной на метро, электрички, автобусы, трамваи и паромы. Такие билеты продают в автоматах в метро и на станциях электричек. Я купила на остановке автобуса рядом с аэропортом. Количество поездок по нему неограниченно. В 2019 году проездной на месяц стоил 81 € (7290 ₽). В 2021 году он подорожал до 86 € (7740 ₽). В будни с 20:00 до 03:00, а также в выходные и праздничные дни вместе с владельцем такого билета может бесплатно проехать один взрослый и трое детей. Я не советую ездить в Берлине зайцем: местные контролеры известны своей беспощадностью. Штраф за проезд без билета — 60 € (5369 ₽).
На дорогу до киношколы я тратила 40 минут. В берлинском метро и автобусах не так многолюдно, как в Москве. Я не уставала ездить на общественном транспорте. Знаю, что в столице Германии с ним бывают перебои из-за бесконечной стройки, поломок и забастовок. Мне повезло: за месяц я не столкнулась с такими проблемами.
Чем заняться в Берлине
Прогулки и встречи. После киношколы я гуляла по городу. Мне повезло с погодой: октябрь был солнечным и теплым, днем температура воздуха порой поднималась до +20 °C. В середине месяца я ходила в легком плаще.
Я обожаю бродить по нетуристическим местам Берлина: по улицам в районах Фридрихсхайн, Нойкельн, Шенеберг, вдоль канала в Кройцберге. Я исходила вдоль и поперек весь район Моабит, где снимала комнату. Туристические места мне тоже нравятся, особенно люблю Бранденбургские ворота и Истсайдскую галерею — остатки Берлинской стены с граффити. Ее можно посмотреть в любое время бесплатно, она не огорожена и не охраняется.
Иногда я встречалась с друзьями, которые переехали в Берлин из России. Мы ходили по местным кафе, барам и блошиным рынкам.
По вечерам в будни я сидела дома и общалась с хозяйкой квартиры. Мы часами обсуждали жизнь в России и Германии, проблемы наших стран и эмиграцию.
Фестиваль света. В одни выходные мы с подругой, которая прилетела ко мне из Москвы, сходили на фестиваль света. Погуляли по ночному городу, посмотрели на инсталляции — это бесплатно. Уровень праздника московский — ничего необычного не увидели. Фестиваль ежегодный, в 2021 году его проведут с 3 по 12 сентября.
Кино. В Берлине я ходила в кинотеатр Hackesche Höfe. Мне нравится, что он расположен в историческом здании. Еще перед просмотром можно зайти в один из баров, которые находятся там же. Я посмотрела «Джокера» и «Однажды в… Голливуде». Сходить в кино в Германии стоит дороже, чем в России, — 10—13 € (900—1170 ₽). Странно, что на билете не указывают место: можно занять любое свободное. Мне это не понравилось.
Выставка Berlin Photo Week. Я посетила бесплатную выставку Berlin Photo Week. Она проходила в Kraftwerk — здании бывшей электростанции. Это популярное мероприятие. Было много людей, я простояла в очереди на вход больше часа, хотя заранее зарегистрировалась на сайте для посещения. Я посмотрела фотографии и перформансы, но одной было скучно: не с кем обсудить увиденное. И мне кажется, в Москве подобные выставки интереснее.
В 2021 году Berlin Photo Week пройдет с 26 августа по 3 сентября. Основную экспозицию разместят в большом пространстве Arena Berlin.
Футбол. Еще мы сходили с одногруппниками на футбольный матч Бундеслиги на Олимпийском стадионе. Его построили в 1936 году к Олимпийским играм. Билет на матч стоил 23 € (2070 ₽). У нас были хорошие места в третьем ряду. В тот день клуб «Герта» проиграл «Хоффенхайму» со счетом 2: 3. Расписание матчей смотрят на сайте Bundesliga.com, там же покупают билеты.
Татуировка. На память о времени, проведенном в столице Германии, мы с одногруппниками сделали разные татуировки. Я набила аутлайн Берлина — силуэты главных достопримечательностей города. Подруга из Индонезии сделала мотивирующую надпись о любви к жизни и себе. У итальянца появился абстрактный узор в индейском стиле. Пока были в тату-салоне, мы поддерживали друг друга, а потом вместе отметили это событие в одном из пабов в тусовочном районе Нойкельн.
Татуировка обошлась мне в 90 € (8054 ₽). Студию порекомендовал знакомый. В момент написания статьи она закрыта из-за коронавируса. Не знаю, откроется ли снова.
Итоги
У обучения в киношколе в Берлине есть недостатки, но я в нем не разочаровалась. Пользы от поездки я получила больше. Не стоит ожидать, что после четырехнедельных курсов можно резко сменить профессию, но они помогут определиться, чему учиться дальше.
Я поработала с профессиональным оборудованием, которое школа предоставляла без вопросов и бюрократии. Изучила основы кинопроизводства и осознала, куда двигаться дальше, — решила освоить монтаж видео и зарабатывать на этом как фрилансер. Это полезный навык в условиях пандемии.
Еще я завела новых друзей и установила полезные контакты. В поездке подтянула английский: пришлось постоянно общаться на нем.
Это был один из моих лучших отпусков и классный опыт проживания в Европе. По одному месяцу наивно судить о постоянной жизни в Берлине — я не сталкивалась с госструктурами, медициной и поиском работы. Но изучила инфраструктуру города, погуляла по нетуристическим местам и еще больше влюбилась в столицу Германии.