Стоит ли играть в Final Fantasy 16: две причины за и две против

2
Стоит ли играть в Final Fantasy 16: две причины за и две против
Аватар автора

Андрей Верещагин

превращается в Эйкона по пятницам

Страница автора

22 июня на PlayStation 5 вышла Final Fantasy 16 — очередная игра в самой известной серии JRPG.

Она никак не связана с предыдущими частями. Главный герой — сын короля, ищущий убийцу своего брата. На фоне бушует война и происходят глобальные политические сдвиги.

Я провел в Final Fantasy 16 больше 50 часов, завершил сюжетную кампанию на 95% и выполнил все побочные задания, какие встретил. Расскажу, чем эта игра впечатляет, а чем — разочаровывает.

Что за Final Fantasy 16

Дата выхода: 22 июня 2023 года
Жанр: экшен с элементами RPG
Платформа: PlayStation 5
Режим игры: одиночный
Издатель: Square Enix
Разработчик: Square Enix
Кому понравится: любителям мрачных историй и динамичных сражений
Перевод: есть русские субтитры
Нужно ли играть в предыдущие части: не обязательно, они не связаны друг с другом
Подробнее: на сайте игры

🐉 О чем Final Fantasy 16

События Final Fantasy 16 происходят в мире под названием Валестия. Здесь все держится на магических кристаллах. Их используют и как источники энергии, и как оружие, и даже как зажигалки. Есть люди с врожденными способностями к магии — им ставят отметину на щеке и забирают в рабство.

Среди предрасположенных к волшебству людей выделяются Доминанты. Сильнейшая связь с магией позволяет им превращаться в могущественных существ — Эйконов. Великие державы почитают Доминантов и используют их как на политической арене, так и на поле боя.

Отец Клайва Элвин — добрый и справедливый правитель, но и у него есть неприглядные страницы в биографии
Отец Клайва Элвин — добрый и справедливый правитель, но и у него есть неприглядные страницы в биографии

Главный герой игры Клайв Розфилд — старший сын герцога Розарии. Родители надеялись, что Клайв станет Доминантом. Но эта сила проснулась в его младшем брате Джошуа. Однажды солдаты империи Санбрек нападают на крепость в Розарии и убивают герцога. Джошуа превращается в Эйкона на глазах у Клайва. Тут же неизвестно откуда появляется еще один Эйкон и убивает младшего брата главного героя.

После битвы двух огромных существ почти никто не выживает. Рыцари империи находят обессиленного Клайва и против воли отправляют защищать дальние рубежи. Только 13 лет спустя Клайв вырывается на свободу и отправляется на поиски убийцы своего брата.

💎 За: сюжет получился мрачный и увлекательный

Сюжет получился нетипично жестоким для серии Final Fantasy. Персонажи умирают один за другим, то и дело кто-то теряет конечности, герои постоянно забрызганы кровью. При этом параллели с «Игрой престолов», которые проводили некоторые журналисты, не вполне корректны.

От сериала игре достался лишь мрачный тон, но не хитрые дворцовые интриги. Final Fantasy 16, как и прошлые части, — в первую очередь сказка о спасении мира. И уже потом — история о политическом противостоянии.

Почти в каждой Final Fantasy есть персонаж по имени Сид. В шестнадцатой части — один из самых харизматичных Сидов в истории серии. Во многом благодаря озвучившему его актеру Ральфу Айнесону
Почти в каждой Final Fantasy есть персонаж по имени Сид. В шестнадцатой части — один из самых харизматичных Сидов в истории серии. Во многом благодаря озвучившему его актеру Ральфу Айнесону

Поначалу следить за историей может быть трудно из-за обилия персонажей, имен и понятий. На помощь приходит система Active Time Lore — «Текущие знания о мире» в русской версии. Кат-сцену в любой момент можно поставить на паузу, и игра подскажет, кто сейчас на экране. А еще даст почитать краткую справку о героях и локации в ролике. Пренебрегать этой возможностью не стоит: персонажи не торопятся проговаривать неочевидные для игрока вещи. Например о том, кто такие Доминанты и откуда у Джошуа сила Эйкона.

Еще лучше разобраться в происходящем помогут схема связей героев и карта с временной шкалой. На ней можно увидеть, как меняется мир по ходу повествования. Доступ к этим инструментам открывается ближе к середине игры. Однако к тому моменту игрок уже достаточно освоится в перипетиях сюжета.

Схема взаимоотношений обновляется по мере развития сюжета, на ней появляются новые персонажи, а портреты умерших становятся черно-белыми
Схема взаимоотношений обновляется по мере развития сюжета, на ней появляются новые персонажи, а портреты умерших становятся черно-белыми

История Final Fantasy 16 — захватывающая и зрелищная. В игре порядка 17 часов кат-сцен, но смотреть их не скучно благодаря отличной постановке и интересным персонажам. Почти у каждого есть драматическая сюжетная линия. Скажем, жестокий экономический советник Хьюго Купка становится совсем кровожадным после смерти любимой. Даже у ручного волка главного героя есть собственная небольшая история — но это уже спойлеры.

Экшен-эпизоды впечатляют размахом. Огромные Эйконы громят города и буквально сворачивают горы. Ракурсы камеры подчеркивают масштабы существ. Повсюду взрывы, искры и обломки. Final Fantasy 16, пожалуй, самая зрелищная игра в серии и одна из самых зрелищных игр последних лет.

Временами кат-сцены поражают масштабом. Клайв часто сталкивается с огромными существами и становится свидетелем эффектных разрушений
Временами кат-сцены поражают масштабом. Клайв часто сталкивается с огромными существами и становится свидетелем эффектных разрушений

🥱 Против: необязательный контент не слишком интересный и его мало

В Final Fantasy 16 нет открытого мира. Вместо него — несколько обширных локаций и база Клайва, где можно улучшить снаряжение и пополнить запасы зелий. Для большинства сюжетных миссий отведены отдельные зоны, куда нельзя вернуться после прохождения.

На другие локации можно попасть в любой момент, однако нет смысла их исследовать. Там не найдешь дополнительных подземелий или необязательных боссов. Это просто большие безжизненные пространства, соединенные узкими коридорами.

Локации живописны, но делать на них нечего
Локации живописны, но делать на них нечего

Игра предлагает заняться выполнением побочных заданий, но делать это совсем не хочется. Практически все квесты сводятся к сбору трех-пяти пучков травы или убийству нескольких монстров. Иногда игрока заставляют идти в другую область карты, чтобы просто поговорить с каким-то персонажем. А потом — возвращаться пешком, чтобы сдать задание. Клайв передвигается весьма медленно, поэтому такие марш-броски утомляют.

Справедливости ради отметим, что в необязательных квестах здорово раскрываются персонажи и мир игры. Но если вам это не интересно, побочные квесты можно смело игнорировать — за исключением тех, которые помечены иконкой с плюсом. Проходить их тоже не очень интересно, но их выполнение разблокирует новые возможности. Скажем, Клайв научится призывать ездовую птицу чокобо. Путешествовать по локациям верхом намного проще и быстрее.

Чокобо можно открыть примерно в середине игры
Чокобо можно открыть примерно в середине игры

Как и в предыдущих частях, в Final Fantasy 16 можно охотиться на особенно сильных монстров. Доступные контракты есть на специальной доске на базе главного героя. Там указаны имя монстра, место его обитания и размер награды. Всего таких контрактов 32, они открываются по мере продвижения по сюжету.

Еще есть алтари, которые телепортируют Клайва на специальные арены. Здесь нужно убивать монстров на время с помощью конкретных способностей. Это суровое испытание, ведь пользоваться лечебными зельями на этих аренах нельзя. В награду игрок получает редкую экипировку.

Охота, алтари и прямолинейные побочные задания — вот и весь необязательный контент Final Fantasy 16. Он здорово проигрывает по качеству сюжетной кампании и вряд ли способен надолго увлечь.

На охотах нужно сражаться с самыми опасными противниками в игре
На охотах нужно сражаться с самыми опасными противниками в игре

⚔️ За: сражения динамичные и доставляют удовольствие

За боевую систему в Final Fantasy 16 отвечал дизайнер Рёта Судзуки, известный по ролевой игре Dragon’s Dogma и слэшеру Devil May Cry V. На них он как раз ориентировался и в новой игре. Это уже не RPG с пошаговыми боями, а стремительный и яркий слэшер. В нем рефлексы игрока важнее характеристик персонажа.

Сперва сражения кажутся бесхитростными. В арсенале — ближняя и дальняя атаки, уворот и два магических удара. По нажатию еще одной кнопки можно приблизиться к противнику вплотную. Вначале бои скоротечны, враги умирают быстро, поэтому как следует насладиться битвами не выходит.

Однако со временем противники становятся более живучими, а Клайв обзаводится новыми способностями. Появляются парирование, блок, возможность притягивать врага к себе и дополнительные магические атаки. Среди них — удар огромным каменным кулаком или вызов смерча.

Способностей немало, но одновременно Клайв может взять в арсенал только шесть из них. Между ними переключаешься в зависимости от ситуации. Некоторые хорошо подходят, чтобы раскидать толпу монстров. А другие пригодятся, когда нужно оглушить сильного противника. При этом у каждого навыка есть время отката. После использования придется подождать несколько секунд для восстановления способности. Таким образом, забить врага одним и тем же магическим приемом не получится.

В сражениях много спецэффектов, но они совсем не мешают
В сражениях много спецэффектов, но они совсем не мешают

Еще есть своеобразный режим ярости. Когда Клайв наносит удары и получает урон, заполняется специальная шкала. После ее заполнения герой получает бонусы к атаке и защите.

Наконец, в бою Клайву помогает волк Торгал. Ему можно приказать укусить врага, подбросить того в воздух или чуть-чуть подлечить главного героя.

Битвы в игре зрелищные и напряженные — это особенно хорошо чувствуется в схватках с боссами и монстрами с доски охотника. Наскоком их не взять, поэтому важно изучать поведение врага, вовремя уворачиваться и искать окно для собственной атаки. Некоторые сражения занимают до десяти минут реального времени. После них чувствуешь себя по-хорошему вымотанным.

Сражения почти со всеми боссами проходят в несколько этапов
Сражения почти со всеми боссами проходят в несколько этапов

В убежище главного героя можно перезапустить уже пройденные сюжетные миссии в аркадном режиме. В нем игрок должен убивать противников как можно зрелищнее и разнообразнее. За это он получает очки, а в конце — итоговую оценку, как в серии Devil May Cry, от самой низкой, D, до высшей — S.

Аркадный режим подойдет тем, кому очень нравится боевая система игры. Остальных он вряд ли заинтересует. За прохождение миссий награды не выдают, и даже онлайн-таблицы лидеров, которая так и напрашивается сюда, в Final Fantasy 16 нет.

В аркадном режиме сохраняются последние десять результатов игрока
В аркадном режиме сохраняются последние десять результатов игрока

Если боевая система кажется сложной, используйте специальные амулеты для Клайва. Они облегчают игровой процесс. Например, один из амулетов позволит автоматически уворачиваться от вражеских атак. Для этого достаточно зажать кнопку R1 на геймпаде PlayStation 5.

Строго по сюжету Клайв превращается в Эйкона Ифрита, похожего на рогатого демона. В этом облике герой сражается с другими Эйконами и прочими огромными существами. Такие бои несколько проще обычных, но намного зрелищнее.

Гигантские монстры крушат все на своем пути. Из-за буйства спецэффектов — искр, огня, пыли и взрывов — не всегда понятно, что вообще происходит на экране во время сражений Эйконов. Авторы Final Fantasy 16 порой перегибают с эпичностью и пафосом. В одном из эпизодов Эйкон Титан буквально превращается в гору, а Ифрит забирается по ней. Под конец битвы оба взмывают высоко в небо, а потом долго падают, избивая друг друга. Выглядит впечатляюще и забавно одновременно.

Клайв в форме Эйкона управляется так же, как и в человеческом облике
Клайв в форме Эйкона управляется так же, как и в человеческом облике

📈 Против: прокачка вышла куцая и бесполезная

За победу над врагами Клайв получает опыт для прокачки уровней, очки навыков и деньги. Выполнение заданий и охота приносят также репутацию — ее можно обменять на расходники или экипировку в убежище.

Как и в прошлых частях, характеристики героя повышаются автоматически. Развитие не сильно ощущается — все-таки собственные навыки игрока куда важнее в сражениях. Клайв 35 уровня без проблем побеждает босса 45 уровня, если игрок хорошо освоил боевую систему.

Очки навыков нужны для получения и улучшения способностей. На специальной вкладке в меню игрок открывает новые магические приемы или удары. Все навыки — активные. Среди них нет тех, которые дают лишь бонусы к защите или здоровью. Исключение — увеличение шкалы ярости.

На боевые показатели героя по задумке должна влиять экипировка: оружие, пояс, наручи и три амулета. Но бонусы от снаряжения скудные. Обычно это стандартные «+10 к защите» или «+7 к урону». Однако есть и узкоспециализированные предметы, которые усиливают конкретные умения. Скажем, один из них уменьшает время отката способностей.

В игре обширный бестиарий: от волков и скорпионов до драконов
В игре обширный бестиарий: от волков и скорпионов до драконов

Думать над подбором экипировки для Клайва не приходится. Новые предметы, которые появляются у торговцев по мере прохождения, всегда лучше старых. А самое мощное оружие создается у кузнеца в убежище за добытые из врагов ресурсы. Между сюжетными миссиями не глядя скупаешь или собираешь новые предметы. Можно быть уверенным, что характеристики Клайва всегда чуть-чуть вырастают.

Таким образом, чувство какого-никакого прогресса дает лишь развитие навыков. Но и тут все не слишком гладко. Игрок достаточно быстро находит оптимальный набор для своего стиля игры. Останавливает только то, что способности становятся доступны для открытия исключительно по сюжету. Так что собрать ультимативную «колоду» со старта не выйдет.

Развитие персонажа и экипировка ощущаются скорее как дань традициям серии, чем действительно важными составляющими игры. Final Fantasy 16 — это слэшер с очень слабыми ролевыми элементами. Без них, пожалуй, игра ничего бы не потеряла.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинПоделитесь своими впечатлениями от Final Fantasy 16: