Сколько зарабатывает фуд-фотограф

И в чем секрет аппетитных гамбургеров
30

Полгода назад я ушла из офиса, чтобы фотографировать еду. Я работаю фуд-фотографом.

Аватар автора

Ольга Чикризова

фуд-фотограф

Фуд-фотографы снимают еду так, чтобы вам захотелось купить ее и съесть. Такие снимки нужны ресторанам, кафе и магазинам — всем, кто продает еду или использует ее в рекламе. Если вы увидели в Инстаграме фото гамбургера и вам захотелось его съесть — снимок сделал фуд-фотограф.

Обучение

До того как я поняла, что мне интересно работать именно с едой, я училась быть обычным фотографом: сначала у отца, потом на курсах.

Три года я снимала людей и репортажи с мероприятий. После этого посетила двухдневный мастер-класс одного питерского фуд-фотографа и попробовала снимать продукты.

Одна из моих первых фуд-фотографий. Единственный плюс снимка — удачный ракурс. В качестве реквизита я использовала то, что нашлось под рукой, поэтому здесь плохо всё: фон, разделочная доска, сама шарлотка, грубая ткань сверху. Слишком маленькая зона резкости, а фокус съехал на дальний край шарлотки. Я пыталась спасти кадр цветокоррекцией и добавлением контраста, но стало только хуже
Одна из моих первых фуд-фотографий. Единственный плюс снимка — удачный ракурс. В качестве реквизита я использовала то, что нашлось под рукой, поэтому здесь плохо всё: фон, разделочная доска, сама шарлотка, грубая ткань сверху. Слишком маленькая зона резкости, а фокус съехал на дальний край шарлотки. Я пыталась спасти кадр цветокоррекцией и добавлением контраста, но стало только хуже
Резкость только на желтом печенье, стык досок неудачно пересекает кадр, ткань выглядит неряшливо. Железная подставка и деревянный фон друг с другом не согласуются
Резкость только на желтом печенье, стык досок неудачно пересекает кадр, ткань выглядит неряшливо. Железная подставка и деревянный фон друг с другом не согласуются

Учиться самому. Сейчас на тему фуд-фотографии много бесплатных статей, советов, каналов на Ютубе и блогов в Инстаграме. Можно найти информацию не только о самой съемке, но и о ретуши еды, создании и поиске реквизита. Если вы владеете английским языком, есть смысл обратить внимание на зарубежные блоги. Можно учиться самому и по вебинарам, посещать фуд-конференции, общаться в чатах.

25 000 ₽
я потратила на обучение фуд-фотографии

Чтобы учиться на примерах, лучше всего посмотреть работы разных фуд-фотографов и выбрать те, которые вам больше нравятся. Мои любимые фуд-фотографы — это Юля Космо, Дина Беленко, Петр Карасев и Дарья Боронина. Также помогает канал на Ютубе Эдуарда Жукова и блоги в Инстаграме Данилы Снега и Максима Мордвинцева.

Учиться на курсах. Если хочется научиться быстрее, имеет смысл пойти на курсы фуд-фотографии. Хороший курс с домашними заданиями и обратной связью стоит от 15 000 ₽. Мои базовые курсы обошлись в 12 000 ₽, мастер-класс — 10 000 ₽, разные вебинары по фуд-фотографии — еще 3000 ₽. Все вместе — 25 000 ₽.

Поначалу фуд-фотография не приносила денег: работ в портфолио было мало и я не знала, как искать клиентов. Поэтому еще несколько лет я отработала в офисе, тренируясь фотографировать в свободное время, докупая оборудование и реквизит и пополняя портфолио. Я завела группы во Вконтакте и Инстаграме, и со временем ко мне начали обращаться с заказами. Когда доход от съемок перекрыл доход от работы в офисе, я ушла в вольное плавание.

Оборудование

Камера. Начинала я со старым, но мощным «Кэноном». Сейчас перешла на модель поновее, которую можно подключить по вайфаю к планшету или ноутбуку, — так удобнее следить за тем, что происходит в кадре. Камеру покупала с рук через «Авито». Новая стоила 70 тысяч рублей, свою я купила за 50 тысяч.

У меня фотоаппарат с уменьшенной матрицей — «кроп». Известные фотографы предпочитают полнокадровые камеры, но и стоят они в два раза дороже. Снимать на «кроп» можно, надо лишь понимать свои ограничения.

Объектив. У моего объектива фокусное расстояние 17—55 мм. Я покупала его еще для репортажной съемки за 30 000 ₽. Он не профильный, но позволяет снимать сверху или под углом, поэтому для моих задач его хватает.

Коллеги часто пользуются макрообъективами: они помогают снимать предметы очень крупно и почти без искажений. Еще один вариант — портретный объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Он подходит для снимков еды в интерьере заведения.

Для фуд-фотографии достаточно макрообъектива за 30 000 ₽ и портретника за 20 000 ₽.

Свет. Фуд-фотографы любят снимать при естественном освещении, но расположиться у окна удается не всегда. Кроме того, если это каталожная съемка на белом фоне, без искусственного света не обойтись. У меня самый простой комплект из двух софтбоксов за 11 000 ₽, и пока мне его хватает.

Отражатели нужны, чтобы убрать резкие тени, подсветить предмет или сделать свет мягче. Они бывают разными по размеру, форме и покрытию. Для фуд-фотографии подойдут простые белые отражатели за 1000 ₽. Часто фуд-фотографы вместо них используют подручные средства: ткань, листы картона или пластика, зеркала, фольгу. Самодельные отражатели получаются дешевле фирменных, а иногда нужного размера в магазине просто нет. Я пробовала использовать бумагу и картон, но в итоге остановилась на листах пенопласта, потому что они более устойчивые.

Штатив. В фуд-фотографии не нужно ловить эмоции и бегать за моделями, поэтому камера чаще всего на штативе. Это помогает внимательно и неторопливо построить композицию. Можно двигать предметы, подбирать цвета, убирать лишнее и посматривать в камеру, как это выглядит в кадре. При этом камера всегда на своем месте — это удобно. Глаз видит изображение иначе, поэтому без контроля не всегда получается то, что хочется.

Фоторюкзак нужен для перевозки оборудования при выездных съемках, например на территории заказчика или на природе. У него прочный каркас, который защищает от ударов и непогоды. Внутри специальные зоны с мягкими бортиками для каждого предмета. В отличие от фотосумки, рюкзак освобождает руки для сумок с реквизитом, а их редко бывает меньше двух-трех. К сожалению, фоторюкзак рассчитан только под оборудование, всё остальное приходится возить отдельно.

Компьютер. Для обработки фотографий нужен мощный компьютер. Важно, чтобы монитор правильно передавал цвета, графические редакторы не висли, а место на диске долго не кончалось.

У моего ноутбука большой экран с матовым покрытием и IPS-матрица, оперативная память 12 Гб, четырехъядерный процессор и жесткий диск на 2 Тбайта.

Графический планшет нужен для ретуши фотографий. Часто на них обнаруживаются дефекты, которые не заметил на съемке, а сдавать работу с ними никак нельзя. Приходится ретушировать. С планшетом гораздо удобнее и проще, чем работать мышкой.

У меня довольно бюджетный набор оборудования. В статьях о фуд-фотографии советуют более подходящие камеры, объективы и искусственный свет. С ними проще работать и можно делать более сложные кадры. Набор такого оборудования обойдется примерно в 350 тысяч.

350 000 ₽
стоит базовый набор оборудования для фуд-фотографии

Сколько стоит комплект оборудования как у меня

В магазинеНа «Авито»
Фотоаппарат70 000 ₽50 000 ₽
Объектив30 000 ₽26 000 ₽
Свет11 000 ₽7000 ₽
Штатив10 000 ₽5000 ₽
Фоторюкзак5000 ₽2000 ₽
Ноутбук100 000 ₽45 000 ₽
Графический планшет17 000 ₽10 000 ₽
Итого243 000 ₽145 000 ₽

Сколько стоит комплект оборудования как у меня

Фотоаппарат
В магазине70 000 ₽
На «Авито»50 000 ₽
Объектив
В магазине30 000 ₽
На «Авито»26 000 ₽
Свет
В магазине11 000 ₽
На «Авито»7000 ₽
Штатив
В магазине10 000 ₽
На «Авито»5000 ₽
Фоторюкзак
В магазине5000 ₽
На «Авито»2000 ₽
Ноутбук
В магазине100 000 ₽
На «Авито»45 000 ₽
Графический планшет
В магазине17 000 ₽
На «Авито»10 000 ₽
Итого
В магазине243 000 ₽
На «Авито»145 000 ₽

Реквизит

Кроме оборудования, фуд-фотографу нужен реквизит: фотофон, текстиль, посуда. Чем больше, тем лучше. Реквизит фуд-фотографы покупают в магазинах, на «Авито» и барахолках — или делают сами. Например, в специальных магазинах фотофон стоит от 2000 ₽, сделать такой же своими руками можно рублей за 400.

Реквизит задает настрой, делает картинку естественной и интересной, добавляет достоверности. Иногда он помогает наладить контакт со зрителем: например, воссоздает знакомые образы или, наоборот, создает идеальные ситуации, в которых зритель хотел бы оказаться.

Это небольшая часть моего реквизита
Это небольшая часть моего реквизита
В новогодних снимках важнее показать атмосферу, чем продукты. Создать ее помогают свечи, ветки ели, мандарины, бумажные домики, книжки, спилы. Уютные и мягкие детали возвращают зрителя в детство и напоминают о новогоднем волшебстве. А потом уже можно и пряники купить
В новогодних снимках важнее показать атмосферу, чем продукты. Создать ее помогают свечи, ветки ели, мандарины, бумажные домики, книжки, спилы. Уютные и мягкие детали возвращают зрителя в детство и напоминают о новогоднем волшебстве. А потом уже можно и пряники купить

Поиск клиентов

Фуд-фотография — узкая ниша. Я живу в Воронеже и здесь больше тысячи компаний, которым могут потребоваться мои услуги. Конкуренция в городе невысокая: я знаю еще троих людей, которые специализируются на съемке еды. В Москве и Санкт-Петербурге фуд-фотографов больше, но каждый из них снимает в индивидуальном стиле, поэтому найти свое место все равно реально.

Первые клиенты пришли ко мне через Вконтакте и Инстаграм. Сейчас у меня также есть группа в Фейсбуке и сайт-визитка, которую я сделала в бесплатном конструкторе. Кроме того, я опубликовала объявление на «Авито», и оттуда теперь тоже иногда приходят клиенты.

Рекламу я пока не покупаю. В моем городе мало конкурентов, поэтому заказчику достаточно набрать в поиске «фуд-фотограф в Воронеже» — и он увидит какую-то из моих страниц.

Неплохо работает сарафанное радио и рекомендации знакомых из смежных областей — дизайнеров, сео-специалистов, копирайтеров. А вот рассылки и раздача визиток не зашли.

Иногда клиентов приводят фотобанки. Я нерегулярно выкладываю туда снимки — чтобы зарабатывать на фотобанках, нужно заниматься только ими. Для меня это в основном реклама: заказчики смотрят, кто автор, и обращаются ко мне напрямую. Иногда это даже клиенты из другого города или страны.

Как проходит съемка

Мы договариваемся с клиентом о деталях съемки, и начинается подготовка. Если задача сложная, мы смотрим и обсуждаем примеры фотографий, при необходимости я делаю эскизы. Если нужно, ищу или изготавливаю дополнительный реквизит.

Когда задача простая, например снять продукт на белом фоне, я просматриваю фотографии конкурентов, запоминаю понравившиеся идеи. Иногда делаю несколько пробных снимков еще дома.

На съемку я беру все оборудование, отражатели и фоны, а также минимальный набор для работы с продуктами: пинцеты, зажимы, шприцы и перчатки.

Все это выглядит зловеще, но помогает сделать интересные и красивые фотографии. Ароматические палочки создают дым, клеевой пистолет и проволока заставляют продукты летать, а прозрачные кубики из акрила имитируют лед
Все это выглядит зловеще, но помогает сделать интересные и красивые фотографии. Ароматические палочки создают дым, клеевой пистолет и проволока заставляют продукты летать, а прозрачные кубики из акрила имитируют лед
Летающие печенья на самом деле держатся на длинных деревянных шпажках, воткнутых в пенопласт. Потом я убираю их в фотошопе
Летающие печенья на самом деле держатся на длинных деревянных шпажках, воткнутых в пенопласт. Потом я убираю их в фотошопе
Оконная рама отделяет предметы от фона и смягчает тени. Деревянные кубики и салфетки поддерживают чашки и зефир, задавая угол их «полета». Листы пенопласта отражают свет от софтбокса и осветляют слишком темные участки
Оконная рама отделяет предметы от фона и смягчает тени. Деревянные кубики и салфетки поддерживают чашки и зефир, задавая угол их «полета». Листы пенопласта отражают свет от софтбокса и осветляют слишком темные участки

Вещей набирается много, поэтому на выездных съемках мне помогает муж. Некоторые фотографы перевозят всё в тележках или нанимают для этого ассистентов.

На месте нас провожают в комнату, где мы распаковываем оборудование и готовимся к съемке. Это может быть склад, зал для совещаний, уголок на кухне или второй этаж ресторана, где нет посетителей. Условия всегда разные, подготовка заказчика тоже.

Обычно я выполняю роль и фуд-фотографа, и фуд-стилиста. Стилист отвечает за то, чтобы продукт красиво смотрелся в кадре. За границей это отдельная профессия, в России чаще всё делает фотограф.

Порой красиво выложить продукты и скорректировать их внешний вид занимает много времени. Например, чтобы выложить роллы из кафе азиатской кухни для самой простой съемки на белом фоне, нужно 10—15 минут. Кроме того, при съемке в ресторане приходится ждать, пока приготовят сами блюда. Они должны быть горячими и свежими: на фотографиях отлично видны застоявшиеся продукты, поэтому приготовить всё заранее не получится.

В среднем съемка 100 блюд занимает 10—12 часов. Такие заказы удобнее всего выполнять за несколько дней, но бывают случаи, когда нужно отснять всё за один раз.

12 часов
длится съемка ста блюд

После съемок заказчик оплачивает работу и мы договариваемся, когда будут готовы фотографии и как я их передам. Нередко заказчики предлагают попробовать продукты, угощают чаем или кофе.

Чищу начинку ролла — рис, огурец и рыбу — от сыра. Если этого не сделать, ролл будет выглядеть неаппетитным, неаккуратным и грязным. Будет сложнее понять, что внутри. А для знатоков сыр на рисе — повод усомниться в мастерстве повара
Чищу начинку ролла — рис, огурец и рыбу — от сыра. Если этого не сделать, ролл будет выглядеть неаппетитным, неаккуратным и грязным. Будет сложнее понять, что внутри. А для знатоков сыр на рисе — повод усомниться в мастерстве повара
Раскладываю слои гамбургера. Перед этим нужно выяснить порядок слоев, нанести соус куда нужно и счистить его с огурцов и мяса. При хорошей организации это занимает 5 минут, при плохой — до 20
Раскладываю слои гамбургера. Перед этим нужно выяснить порядок слоев, нанести соус куда нужно и счистить его с огурцов и мяса. При хорошей организации это занимает 5 минут, при плохой — до 20
Самый заметный, верхний, слой салата — это маринованная рыба. Чтобы ее освежить и сделать аппетитнее, можно пройтись по выступам кисточкой с маслом. Этот прием хорошо работает с мясом, помидорами и ягодами. Без зелени и соуса салат смотрится одиноко и скучно. Но зелень не должна заветриться или потемнеть, поэтому ее хранят в холодильнике и достают только перед съемками
Самый заметный, верхний, слой салата — это маринованная рыба. Чтобы ее освежить и сделать аппетитнее, можно пройтись по выступам кисточкой с маслом. Этот прием хорошо работает с мясом, помидорами и ягодами. Без зелени и соуса салат смотрится одиноко и скучно. Но зелень не должна заветриться или потемнеть, поэтому ее хранят в холодильнике и достают только перед съемками

Сколько зарабатывает фуд-фотограф

Загруженность и заработок фуд-фотографа зависят от известности. Раскрученные специалисты за день могут поработать в нескольких местах. Иногда приходится фотографировать 7 дней в неделю без выходных, а попутно успевать обрабатывать снимки.

Фуд-фотография не настолько сезонная, как, скажем, свадебная. Но и у фотографов еды бывают «горячие» месяцы. Обычно это связано с обновлением меню зимой или летом: все рестораны и кафе хотят обновления, всем меню нужно «вчера».

Стоимость работы считается по количеству фотографий или потраченному времени. Например, у меня один кадр стоит примерно 300 ₽, а час работы на площадке — 1500 ₽. Цена также зависит от того, насколько сложная съемка. Например, рекламный снимок стоит от 3000 ₽. В эту сумму входит сама съемка, ретушь, проработка идеи, подбор реквизита, различные варианты эскизов. Такие съемки очень кропотливые, но увлекательные. В среднем за месяц я зарабатываю 30 000 ₽.

30 000 ₽
в среднем я зарабатываю в месяц

Всё это воронежские цифры. В Москве и Санкт-Петербурге простые снимки на белом стоят от 500 ₽, а час работы фуд-фотографа — от 1500 до 5000 ₽.

Трудности

«Я зарабатываю снимками тортиков» — звучит очень позитивно. Но на деле это такая же работа, и она не намного легче офисной.

Монотонность. Я не всегда снимаю красоту для ресторанов или кондитеров. Иногда приходится фотографировать сушеных кальмаров и свиные ушки к пиву. Когда снимаешь два дня подряд похожие предметы на белом фоне, в конце уже не хочется на них смотреть.

Физическая усталость. После 8 часов съемки болят ноги и спина, потому что я постоянно приседаю и наклоняюсь. Помогает в перерывах размяться, а еще лучше — погулять и подышать.

Человеческий фактор. Я фотографирую еду, но работаю с людьми. Заказчики не всегда понимают, за что платят, и очень часто не знают, чего хотят. Помогает техническое задание, в котором я прошу прислать примеры приглянувшихся фотографий из интернета.

Нестабильность заработка. Важно быть готовым, что заказов может не быть месяц или два, а потом навалится сразу три крупных. Чтобы чувствовать себя комфортнее, нужно заботиться о подушке безопасности и подработке.

Дополнительный заработок приносят мастер-классы, вебинары и курсы. Зарабатывают по-разному: кто-то берет 12 000 ₽ за два дня, кто-то работает на репутацию, чтобы потом привлекать больше клиентов. Некоторые подрабатывают на площадках вроде «Патреона», где инвесторы платят за то, чтобы всякие художники делились с миром своим творчеством.

Бланк ТЗ, который я предлагаю заполнить заказчикам или заполняю сама во время разговора по телефону. Он помогает держать все необходимые данные в одном месте
Бланк ТЗ, который я предлагаю заполнить заказчикам или заполняю сама во время разговора по телефону. Он помогает держать все необходимые данные в одном месте

Перспективы

Со временем фуд-фотографы открывают свои студии. Можно делать потрясающие вещи «на коленке», но работать в специально оборудованном для съемки месте намного комфортнее: не так страшно залить пол соусом и есть куда вмонтировать крепежи для фона или света. К тому же наличие своей студии добавляет солидности в глазах заказчика.

Еще один вариант — начать работать с иностранными клиентами, которых не пугают высокие цены. Их привлекают фотографии с необычными идеями, а фотографов они находят через фотобанки или по портфолио.

Ольга ЧикризоваКак вам такой способ заработка?