С 2019 года я работаю фотографом-анималистом в Хабаровске и зарабатываю на этом 80 000—130 000 ₽ в месяц в зависимости от сезона.
Я всегда много фотографировала, но относилась к этому как к хобби и не воспринимала съемку всерьез. До 2019 года работала дизайнером: делала графику для сайтов, рисовала логотипы и картинки. Сначала делала это в офисе, потом ушла на фриланс — искала клиентов по сарафанному радио и брала заказы.
При этом мне очень хотелось сменить деятельность, потому что было сложно работать в режиме бесконечных правок от заказчиков. И именно в фотографии я ощущала себя свободным творцом: делала то, что хотела, и ко мне приходили люди, которым нравилось мое творчество. Меня радовало, что вместо правок я получала обратную связь и отзывы.
Сейчас в основном занимаюсь только фотографией: снимаю людей с их питомцами — собаками, кошками, лошадьми и другими животными. Например, делала снимки с енотом, домашней лисой, пауками-птицеедами и козами. В статье расскажу, кто такие фотографы-анималисты, как я стала одной из них, кого и как снимаю, какой техникой пользуюсь и какие плюсы и минусы есть в моей профессии.
Чем занимаются фотографы-анималисты
Анималистика — это направление в фотографии, в котором ключевые персонажи — животные. Как домашние, так и дикие, в том числе в естественной среде обитания. Но я ничего не знаю про съемку последних: это отдельный огромный мир смелых и терпеливых людей. Поэтому буду говорить только про съемку домашних животных.
У каждого анималиста свой стиль и специализация. Кто-то снимает животных только в правильных пропорциях с «чистым» цветом, другие делают нарочито искаженные и смешные кадры на широкоугольный объектив, третьи предпочитают динамичные прогулки с хозяином или студийные постановочные фото. Здесь, как и у «человеческих» фотографов, полное разнообразие.
Стоимость и условия работы также очень разнятся. Специального исследования я не делала, но условно можно назвать средний диапазон 4000—15 000 ₽ за серию из 30—40 кадров в обработке.
Например, у Натальи Коротаевой, анималиста из Санкт-Петербурга, можно посниматься со своим питомцем за 8000 и 10 000 ₽. Съемка длится полтора часа. В первом случае вы получаете серию от 40 фото, во втором — от 60.
А у известного анималиста Ксении Райковой, которая специализируется на съемках людей с собаками, можно посниматься в Москве за 20 000, 30 000 и 45 000 ₽. Самая бюджетная съемка длится час, и на выходе вы получаете серию от 40 фото. Съемка подороже длится два-три часа, итоговая серия — от 100 фото. Самый дорогой формат — это до шести часов работы фотографа и больше 200 фото в итоге.
Чаще всего к анималистам обращаются заводчики, питомники, хендлеры, участники соревнований, грумеры, предприниматели, у которых бизнес связан с животными, и люди, которые просто любят своих питомцев. Расскажу подробнее про каждую группу, хотя одни и те же люди могут приходить с разными запросами.
Клиенты анималистов
Люди, у которых есть породистые животные — собаки, кошки, лошади и другие, — живут и «болеют» своим делом. Заводчики строят питомцам выставочные карьеры и возят на мероприятия, чтобы получать оценки судей, находить титулованные пары и получать перспективное потомство. Например, фотографируют щенков на продажу и экстерьеры собак, где видны их породные качества.
У каждой породы есть набор черт, которые необходимо подчеркнуть. Например, красивую породную стойку, постав ушей и хвоста, динамику движений, у некоторых пород — идеальную стрижку. Знать все нюансы, конечно, невозможно. Поэтому лучший друг анималиста в таких съемках — это хендлер или владелец животного.
Хендлеры — специалисты, которые готовят собаку к выставке и выступают с ней на ринге. Кажется, в этом деле все просто: собака должна пробежаться по определенной траектории, красиво постоять, дать осмотреть себя незнакомому судье, показать прикус. Но хендлеры — это целая специальность с огромным количеством нюансов. Например, они продумывают стратегию показа, эффективно представляют собаку на ринге и подчеркивают ее достоинства перед экспертом.
Хендлеры и владельцы обращаются к анималистам за репортажной съемкой, чтобы показать, как проходят занятия перед выступлением, что происходит на ринге и как награждают собаку. Я снимала на выставках только в самом начале работы — сейчас такой формат мне не близок.
Кроме выставок, для собак и их хозяев проводится много соревнований различной специфики. Например, по ездовому спорту, пастушьей службе, аджилити — это прохождение полосы препятствий, дог-фризби, обидиенсу — послушанию, IGP-дрессировке — это следовая работа, послушание и защита. Анималисты фотографируют эти соревнования в формате репортажа. И в некоторых дисциплинах особенно важны нюансы — например, куда направлен взгляд собаки. Когда я попадаю на такую съемку, всегда уточняю их перед соревнованиями, чтобы репортаж получился корректным.
Еще анималисты работают с грумерами, кинологами, салонами для животных и ветеринарными клиниками. Они заказывают съемки, чтобы получить красивые фотографии для социальных сетей, сайтов, рекламы и прочего.
Также сейчас многие предприниматели производят амуницию, одежду, лакомства и косметические средства для животных. Чтобы выйти на рынок и выделиться среди конкурентов, им нужны красивые фотографии счастливых животных. Для этого на съемки часто приглашают именно анималистов, потому что они умеют работать с животными и обращают больше внимания на их эмоции.
Как я училась на анималиста
Интерес к фотографии у меня был с детства. Первый фотоаппарат — цифровой Olympus — в 2007 купили родители. Он выглядел как настоящая профессиональная камера, но без сменных объективов. На него я стала снимать все подряд: родных, соревнования велосипедистов, тусовки, концерты, прогулки с друзьями, одноклассников для выпускного школьного альбома.
В 2009 году родители подарили мне Nikon D90 с китовым, то есть стандартным, объективом в комплекте. Он стал моим первым рабочим инструментом. Подробнее про технику расскажу дальше.
В 2011 году я завела собаку — хаски по кличке Алиса. Она постоянно вытворяла смешные штуки, поэтому я часто ее снимала. А еще всегда брала фотоаппарат на прогулки с друзьями и их собаками. Так я поняла, что мне нравится фотографировать животных.
Дальше профессию фотографа я осваивала сама: смотрела картинки в интернете, пыталась повторить и много снимала. В открытом доступе тогда практически не было информации. Это сейчас много курсов и ютуб-уроков, на которых фотографы рассказывают, на что они снимают, какие настройки ставят, какими фишками пользуются.
Но мне помогло, что «Фотошоп» я освоила еще в школе на уроках информатики: тогда я делала первые коллажи, экспериментировала с кистями. Поэтому не пришлось тратить время на обучение, когда нужно было ретушировать свои работы.
Первое профессиональное обучение я прошла только в 2020 году. Это был курс по свету от Саши Субботиной — семейного фотографа, чей стиль мне нравится и близок. На тот момент я уже очень много снимала и немного выгорела.
Пошла учиться, чтобы получить толчок к чему-то новому. И обучение помогло разложить все по полочкам, структурировать знания. После него я стала больше экспериментировать с искусственным светом и делать ночные съемки — формат, который очень люблю.
Курс тогда стоил 10 000 ₽, проходил в формате онлайн-уроков и домашних заданий с проверкой, длился месяц. С удовольствием рекомендую его и новичкам, и тем, кто уже все знает. Сейчас, в 2023 году, стоимость курса на разных тарифах — 15 900 и 21 900 ₽.
В декабре 2022 года я прошла второй курс — по композиции, тоже у Саши. Купила его за 10 900 ₽. Он состоял из семи онлайн-уроков с домашними заданиями и дипломной работой. Сейчас он стоит 12 900 ₽.
- 20 900 ₽
На курс по композиции я пошла, потому что хотела разнообразить ракурсы и композиционное построение кадра. Думаю, если уделять этому внимание в тренировочном режиме, на коммерческих съемках будет проще получать желаемый результат.
Кого я снимаю
Сначала у меня было много бесплатных съемок собак и кошек, у которых нет хозяев. Так я набиралась опыта с разными животными в разнообразных условиях и помогала волонтерам и приютам: с хорошими фотографиями питомца легче пристроить. Лучшей наградой для меня тогда были сообщения от кураторов, что после размещения новых фото животное забрали в семью.
Но эмоционально видеть бесконечный поток несчастных зверей было тяжело: некоторые были травмированными, дикими, напуганными. Кто-то, наоборот, хотел активности и общения, но жил в вольере или на цепи.
Также я по своей инициативе ездила на выставки породистых собак — снимала там, ставила на фото свой копирайт и выкладывала в группы мероприятий. Так люди могли найти фотографии своих собак и, возможно, потом обратиться ко мне за съемкой.
Плюс я много фотографировала питомцев друзей, знакомых и публиковала лучшие фото везде, где только можно, например в соцсетях и на породных и местных форумах. Благодаря этому у меня появились первые клиенты — сначала друзья друзей, а потом люди, узнавшие обо мне по сарафанному радио или из соцсетей.
Долго я полностью отрицала людей на снимках — в итоговых сериях были только животные и максимум пара портретов с владельцем. Тогда у меня были редкие заказы на «человеческие» фотографии, и особого удовольствия они не приносили. Но примерно с 2018 года мои серии постепенно становились рассказами именно про взаимоотношения человека и животного.
Сейчас большая часть моих съемок — про людей, которые любят своих зверей и хотят сделать фотокарточки с ними на память. Для них животные — это полноценные члены семьи и компаньоны, поэтому эмоции на морде у собаки, коня или кота так же важны, как и человеческие. Я часто вижу на фотографиях неанималистов очень классные композицию, свет, модель, одежду — и совершенно измученное выражение морды коня с висящими в разные стороны ушами. Мне такой подход не нравится.
В основном мои клиенты — владельцы собак, их большинство. Обычно это девушки 20—50 лет. Мужчины, если не считать семейные съемки, обращаются ко мне довольно редко.
Я снимаю в любой локации: в городе, на природе, дома и в фотостудиях. Очень люблю домашние съемки, когда людям и животным комфортно. Часто приезжаю к заводчикам домой с мобильным светом, чтобы поснимать породистых щенков или котят для продажи, но иногда мы делаем это в студии.
Для многих клиентов я становлюсь семейным фотографом. Так бывает, когда сначала на съемку приходит один человек с собакой, затем пара вместе с их питомцем на лавстори, потом они уже с ребенком и новыми питомцами приходят на семейную съемку. Для меня это огромный комплимент, и я очень люблю такие съемки.
Сколько я зарабатывала первое время
До 2016 года я не делала на фотографию какие-то ставки — это было хобби и дополнительный доход. Не верила, что смогу зарабатывать, только снимая животных: у меня было мало опыта и я не могла гарантировать предсказуемо хороший результат каждой съемки. Поэтому в то время бралась за любые заказы и первые съемки делала или бесплатно, или за небольшую плату.
Например, в 2014 году знакомая хендлер попросила поснимать такс. Мы договорились встретиться в полдень летнего дня. И это решение не было удачным: свет был слишком ярким для съемки. Кроме того, мне было некомфортно от большого количества людей, а таксы терялись в траве. Но результат съемки и последующей обработки заказчику понравился. И я заработала 500 ₽. А в другой раз я ехала на съемку на другой конец города и потратила те же 500 ₽, что и заработала.
Постепенно я увеличивала стоимость — 1000, 1500 ₽. Как-то у меня была съемка за 1500 ₽, но хозяйке так понравились фотки, что она заплатила 2000 ₽. Для меня это было показателем, что я хорошо делаю свою работу.
В общем, я радовалась каждому заказу и новой модели и старалась снимать как можно больше. В результате, например, в 2016 году у меня было 15 съемок за год, в 2017 году — уже 50—55, а в 2019 году — 100.
До 2019 года я не вела статистику доходов от фотографии, но, по примерным подсчетам, в 2016 году я заработала 20 000 ₽, в 2017 году — около 90 000 ₽, а вот в 2019 году — уже 365 000 ₽.
Сколько я зарабатываю сейчас
Примерно с 2019 года фотография — моя основная деятельность: заказов стало больше, а времени на остальное — гораздо меньше. Сейчас параллельно со съемками я могу заниматься работой в других областях, но главными все-таки остаются фотографии.
С октября 2022 года экспресс-съемка у меня стоит 6000 ₽. Это быстрая съемка в определенных локациях — у меня их три-четыре на выбор — и с меньшим количеством фото в итоговой серии: обычно отдаю 20 обработанных снимков. Многие сначала приходят на экспресс-съемку, а потом уже возвращаются на полноценную.
Полноценный формат с разным количеством фото в серии стоит 9000 и 12 000 ₽ для одного человека, 11 000 и 15 000 ₽ — для семейной съемки. Это серии из 40, 60, 45 и 65 фото в обработке соответственно.
Еще у меня есть съемки с лошадьми, когда я фотографирую человека с его конем или мы арендуем животное у конюшни. Если приходится арендовать, это оплачивает клиент, поэтому съемка выходит дороже: в Хабаровске стоимость аренды — около 1500 ₽ за час.
Время съемки я не ограничиваю, если только это не почасовая аренда студии или лошади, — снимаю до результата. Бывает, за 20 минут устают и люди, и животные. Тогда я даю им отдохнуть или, наоборот, работаю быстрее. А бывает, часами гуляем с клиентами и всем это в удовольствие. Главное, чтобы процесс не превратился в мучение. В среднем съемка-прогулка занимает час-полтора.
Обычно я делаю 1000—4000 кадров за съемку. Процесс отбора бывает нелегким, но с подвижными животными меньше делать не получается. Часто бывает так, что удачных снимков гораздо больше, чем должно войти в итоговую серию по прайсу, и я обрабатываю и отправляю клиенту все понравившиеся фото бонусом. В этом плане у меня совсем не бизнесовый подход.
В среднем у меня может быть 10—17 съемок в месяц, и с них я зарабатываю 80 000—130 000 ₽. Зависит от сезона, погоды, моих анонсов в соцсетях, ситуации в стране. Высокий спрос обычно в мае, июне, сентябре, октябре и к Новому году. В феврале и марте 2022 года было мало съемок — около десятка за два месяца, затем постепенно их стало больше.
Конечно, бывают месяцы, когда съемок может быть совсем немного, — четыре-пять. Например, если уезжаю, болею, мало активничаю в соцсетях. Но я стараюсь иметь в виду такие ситуации и воспринимать спокойно.
Иногда я делаю фотодни, когда в определенных условиях и локации снимаются по очереди несколько участников. Например, это может быть конная фотопрогулка. Но это скорее редкость: я люблю индивидуальный подход к каждому животному и человеку, а на фотоднях уделить нужное время каждому не получается.
И еще я регулярно провожу творческие съемки, бесплатные или по специальной стоимости, — когда хочу снять что-то конкретное. Ищу моделей-энтузиастов, чтобы воплотить идею в жизнь.
Я оформлена как самозанятая и плачу налоги. Обычно скидываю клиентам номер счета, они перечисляют деньги, и налог автоматически рассчитывается. Либо сама добавляю услугу в приложении «Мой налог».
Какой техникой я пользуюсь
Кто-то говорит, что техника не важна и можно снимать на телефон. А кто-то уверяет, что это суперважная вещь. Я балансирую где-то посередине, ведь одни и с крутой техникой снимают так себе, а другие создают шедевры на мыльницу. Все зависит от человека и его подхода. Расскажу, чем пользуюсь я.
Фотоаппараты. Когда я начинала снимать, выбирала фотоаппарат исходя из бюджета. Знала только, что зеркалка — это хорошо, а полнокадровая камера — еще лучше. Про объективы и про то, какие они бывают, вообще ничего не знала, поэтому читала отзывы, смотрела обзоры, изучала характеристики.
Первой моей рабочей камерой стал Nikon D90. Это зеркальный фотоаппарат с «кропнутой», то есть уменьшенной, матрицей, который мне в 2009 году подарили родители. Тогда это была довольно новая модель, и ее продавали примерно за 40 000 ₽, а сейчас он стоит дешевле — 25 000—30 000 ₽. На него я снимала восемь лет, пока не почувствовала, что его возможностей не хватает.
Второй фотоаппарат выбирала более осознанно. Тогда я уже знала, что точно хочу камеру с полнокадровой матрицей: на нее можно делать более качественные снимки, снимать в более сложных условиях и с широким динамическим диапазоном — это когда камера распознает и передает больше информации о цвете. А еще мне очень хотелось увеличить скорость фокусировки и серийной съемки — мне ее не хватало в Nikon D90.
Основываясь на этих требованиях, в 2017 году я купила на «Авито» камеру Nikon D700. Она стоила 40 000—45 000 ₽. Это довольно старая, но действительно классная камера, и многие мои любимые снимки сделаны именно на нее. Даже после того, как я купила новый фотоаппарат, не стала ее продавать и оставила как запасную. Но у нее есть один важный минус: она тяжелая, особенно в комплекте с объективом-телевиком.
Третьим моим фотоаппаратом стал Nikon D750. Я купила его в мае 2020 года в магазине б/у фототехники за 75 000 ₽. Сейчас снимаю на него. Он полнокадровый и следующий в линейке после модели D700.
Пока фотоаппарат справляется со всеми поставленными задачами, не капризничает на съемках в −30 °C и полностью меня устраивает.
Объективы. Сначала я пользовалась стандартным объективом, который шел в комплекте к Nikon D90, а потом у меня появились дополнительные.
Сразу расскажу, что миллиметры в характеристиках объективов обозначают фокусное расстояние. Оно влияет на картинку в целом и на возможность зума — чем больше миллиметров, тем проще снимать с какого-то расстояния. Когда я начинала снимать, главным советом новичку-анималисту был объектив с фокусным расстоянием 70—200 мм. Такого достаточно, чтобы снимать и динамичные сцены без искажений, и красивые портреты с размытым фоном — на тот момент для меня это был предел мечтаний.
А буква f с цифрами обозначает размер диафрагмы. От нее зависит, сколько света проходит через объектив камеры. Узкая диафрагма — это высокое значение f, она пропускает меньше света. Широкая — низкое значение f и больше света.
Первый объектив — 50 мм, f1.4 — мне подарили на день рождения в 2010 году. Тогда он стоил около 12 000 ₽, а сейчас — около 30 000 ₽. Я до сих пор им пользуюсь — например, когда снимаю в темноте или сумерках, — но, думаю, это не самое удобное фокусное расстояние для съемки животных. Хочется или угол пошире, или отойти подальше с более длиннофокусным объективом. Но это мои ощущения.
Вторым у меня появился очень древний телевик Sigma 70—300 мм — в 2018 году его отдал родственник. Тогда я находила его на «Ибэе» за 10 $ (693 ₽), а сейчас его можно купить на «Яндекс-маркете» за 7490 ₽. С этим объективом я оценила, как удобно снимать активных животных, стоя на одном месте, а не бегая за ними с 50 мм, — невероятные ощущения.
Позже, в 2019 году, я купила еще два объектива: 35 мм f1.8 и 70—300 мм f4.5—5.6. Первый на «Авито» обошелся мне в 5000—7000 ₽, а сейчас его можно купить за 8000—10 000 ₽, второй в магазине F-sale стоил 18 000 ₽, и сейчас его цена почти не изменилась.
Мой основной рабочий объектив сейчас — это 35 мм. Со временем стало интереснее не просто снимать движения и портреты с размытым фоном, а выстраивать композицию, искать необычные ракурсы, быть в гуще событий. И с объективом пошире это проще и интереснее. Плюс для формата домашних съемок 50 мм мне совсем не подходит: в кадр в ограниченном пространстве просто ничего не поместится.
Новоприобретенный 70—300 мм был, конечно, гораздо резче и быстрее старого, поэтому уровень и качество снимков заметно выросли, а брака стало меньше. Но вот в чем фишка фокусного расстояния 300 мм: чтобы в кадр поместилась лошадь, нужно отойти от объекта очень-очень далеко. С собаками пользоваться им проще, но докричаться до помощника или хозяина иногда бывает сложно.
Сейчас я задумываюсь о более сильном телевике, то есть длиннофокусном объективе, потому что с моим приходится подстраиваться под погодные и световые условия: в сумерках качество картинки уже не радует.
В целом у меня довольно бюджетная фототехника. Когда я ее покупала, еще не знала, что буду заниматься фотографией в полную силу. И хоть в планах постепенно ее обновить, даже с этим набором работать мне комфортно.
Карты памяти. Для Nikon D700 и D750 нужны разные типы карт памяти, поэтому пришлось их докупать. Мне важна скорость записи, так как я снимаю только серийной съемкой и в raw-формате. Эти файлы в разы тяжелее, чем jpeg. Если карта будет медленно записывать фото, можно упустить все моменты, поэтому карты со скоростью записи меньше 100 Мб/с я не беру.
Всего у меня семь карт от 64 Гб, их стоимость в среднем 1000—3000 ₽. Но в зависимости от параметров в магазинах есть карты и за 5000—10 000 ₽.
Компьютер и комплектующие. Я обрабатываю фотографии на графическом планшете Wacom Intuos Draw, стационарном компьютере MSI и ноутбуке Asus Zenbook. Планшет покупала в DNS в 2018 году за 6000 ₽, ноутбук — в DNS в 2021 году за 80 999 ₽. А компьютер для учебы в университете давно покупали родители, он старый, но мощный.
Дополнительно у меня есть монитор Dell 27". Его я купила в DNS зимой 2022 года за 26 900 ₽.
Аксессуары. Для съемок у меня есть фотофонарь Lumos — это мобильный источник света с высоким индексом цветопередачи, различной температурой света, регулировкой размера и мощности светового потока, креплениями. Я купила его в 2020 году у производителя через соцсети за 9000 ₽. Пользуюсь им и во время домашних съемок, и в студии, даже на улице иногда что-то им подсвечиваю.
Еще у меня есть два софтбокса — это источники рассеянного света, штативы к ним, стойка для фона и несколько фонов — из пластика, винила и ткани. Софтбоксы, фоны и штативы я очень давно заказывала на «Алиэкспрессе» за 10 000 ₽, а стойку подарили друзья.
Где я покупаю технику. Я всегда покупаю б/у камеры — на «Авито» или в специальных онлайн-магазинах, например на Fsale или GetLens. Они скупают технику, ремонтируют ее, проверяют и перепродают. В таких магазинах бывают камеры в разном состоянии, но все они рабочие и с гарантией, а стоят дешевле новых. Поэтому можно позволить себе технику выше уровнем.
Покупать б/у технику — нормальная практика. Фотографы постоянно продают свои камеры и меняют объективы, потому что им всегда кажется, что есть что-то круче. Например, недавно я купила новый объектив, побаловалась и уже думаю его продать.
Обычно продаю свою технику на «Авито» или через соцсети. На «Авито», например, хорошо покупают объективы — там я в 2018 году продала свой Nikon D90 за 15 000 ₽.
Потратила на технику для съемок 298 900—319 900 ₽
Ноутбук Asus Zenbook | 90 000 ₽ |
Nikon D750 | 75 000 ₽ |
Nikon D700 | 40 000—45 000 ₽ |
Монитор Dell 27" | 26 900 ₽ |
Объектив 70—300 мм | 18 000 ₽ |
Объектив 50 мм f1.4 | 12 000 ₽ |
Софтбоксы, фоны и штативы | 10 000 ₽ |
Фотофонарь Lumos | 9000 ₽ |
Карты памяти | 7000—21 000 ₽ |
Графический планшет Wacom Intuos Draw | 6000 ₽ |
Объектив 35 мм f1.8 | 5000—7000 ₽ |
Потратила на технику для съемок 298 900—319 900 ₽
Ноутбук Asus Zenbook | 90 000 ₽ |
Nikon D750 | 75 000 ₽ |
Nikon D700 | 40 000—45 000 ₽ |
Монитор Dell 27" | 26 900 ₽ |
Объектив 70—300 мм | 18 000 ₽ |
Объектив 50 мм f1.4 | 12 000 ₽ |
Софтбоксы, фоны и штативы | 10 000 ₽ |
Фотофонарь Lumos | 9000 ₽ |
Карты памяти | 7000—21 000 ₽ |
Графический планшет Wacom Intuos Draw | 6000 ₽ |
Объектив 35 мм f1.8 | 5000—7000 ₽ |
Трудности профессии
Выбор локации и условий для съемки. Были моменты, когда я приезжала с клиентами в пять утра на рассвет в поле, но при этом забывала, что собака низкая и она мгновенно промокнет от росы. Или снимала белого пушистого самоеда в полях, а потом долго убирала рой мошки с фотографий. Осенью на природе собаки часто цепляют колючки от растений, это тоже может стать проблемой. А еще я всегда уточняю, не побежит ли собака сразу в воду, если мы снимаемся поблизости от водоема.
Понимание того, в каких условиях каких животных лучше снимать, пришло с опытом. Например, белую собаку в снежный день не очень хорошо видно. А для черных мокрых не слишком подходит яркий свет. Правда, это может быть и художественным приемом, так что я ориентируюсь на свой вкус и ожидания от картинки.
Физические неудобства. Я часто снимаю животных с уровня их глаз или с земли, поэтому можно забыть про чистые колени. Лежать на земле возле ног коня — это нормально. Сидеть до последнего, когда на тебя в лоб летит собака, — тоже. В одной моей руке обычно камера, в другой — лакомства.
Плюс приходится издавать тысячи странных звуков, чтобы животное обратило на меня внимание. Все по-разному ведут себя со мной — например, собаки могут лаять, прыгать всеми лапами, облизывать, пачкать. В этом плане у меня уже давно полное принятие.
Съемки проходят в разные времена года и при разной погоде, а на Дальнем Востоке не самый приятный климат. Летом приходится отбиваться от мошки и комаров и спасаться от солнца и духоты в +30 °C, зимой — кутаться во все теплые вещи и пытаться не обморозить руки в −35 °C. А вот осень и весна — лучшее время для меня как анималиста.
Ранние подъемы. Я часто снимаю на рассвете, поэтому летом подъемы в 3—5 утра — обычное дело. Каждый раз удивляюсь и радуюсь, что люди на это соглашаются. Кроме красивого света, иногда это единственная возможность поснимать на локации с минимумом машин и людей. Особенно это касается съемок во Владивостоке, где я регулярно фотографирую в теплый сезон.
Непредсказуемое поведение моделей. Съемка животного — часто сюрприз, бывает сложно составить план и четко ему следовать. Если говорить о собаках — у каждой свои привычки, страхи, скоростной режим, отношение к людям и другим животным, своя мотивация и отношение к хозяину. Они могут убегать, отказываться позировать или валяться в грязи, хотя только что из салона. Одни собаки любят играть с игрушками, другим нужен только хозяин, кто-то сам себе на уме. Это больше зависит не от породы, а от конкретной собаки.
Бывает, что исходя из таких особенностей мы выбираем локацию. Например, есть собаки, которые очень отвлекаются на других собак и людей — и это проблема для хозяина. Тогда мы скорее выберемся подальше от раздражающих факторов или встретимся на рассвете, пока все спят. Некоторым собакам очень некомфортно в студии: они готовы часами носиться на природе, а в таких условиях устают уже через 20 минут. Не всегда есть возможность учитывать все нюансы, но я очень стараюсь.
Конь может испугаться чего-то на съемке, быть не в настроении бегать, его могут раздражать насекомые, летом ему сложно просто стоять на лужайке с красиво поднятой головой и не есть зеленую траву. Некоторые лошади не любят заходить в воду, и им все равно, насколько красивые там отражения. Есть ряд условий, которые ты просто принимаешь как данность: ок, сегодня мы это не снимаем.
Процесс съемки щенков — это всегда бесконечная ловля беглецов и возвращение их на нужное место, набор диких звуков и стуков для того, чтобы поймать взгляд в объектив, и доли секунды, когда нужно успеть нажать на кнопку. Со стороны выглядит комично. Но бывает, что все проходит очень спокойно, особенно с теми, кто постарше и на хорошем контакте с человеком.
Я быстро подстраиваюсь под животное, исходя из его настроения и характера, иногда заранее уточняю у владельца или действую по обстоятельствам. Если собака хочет сначала побегать, то даю ей набегаться. Или, наоборот, сначала делаю спокойные снимки, а потом уже устраиваем бег за игрушкой, прыжки и другие активности.
В анималистике, как и в целом сфере фотографии, есть разные стили: у некоторых авторов глубокая обработка — важная деталь конечной сказочной картинки, кто-то уходит в лайфстайл и совсем отказывается от ретуши. Между ними еще тысяча оттенков.
Обработка изображений. Я стараюсь сразу снимать так, чтобы работы в редакторе было как можно меньше. Но иногда что-то все равно приходится исправлять. Например, мне не очень приятно видеть на снимках шерсть или отпечатки лап на одежде владельца, а также грязь и слюни на самих питомцах, поэтому я стараюсь это ретушировать. Конечно, иногда это может быть важной частью картинки, но чаще все-таки убирается во время обработки.
Еще я часто работаю с цветовыми рефлексами на шерсти: например, белые собаки в снегу на закате совсем не белые — скорее, синие от снега, желтые или розовые от лучей солнца. В реальности выглядит вполне хорошо, а вот на фото мне этот эффект не нравится, и я его корректирую.
Плюсы профессии
Снимать животных проще, чем людей. Я люблю животных за непосредственность: они не позируют и ведут себя естественно. А вот люди на съемках с животными, наоборот, ведут себя иначе, потому что с ними проще позировать: всегда можно пристроить руки, с которыми обычно бывают проблемы, придумать сюжет для кадра, посмеяться над питомцем. У меня больше возможности получить живые кадры, потому что животное может сделать что-то смешное и неожиданное.
На съемке я часто занимаю позицию наблюдателя, мне важно передать эмоции и показать взаимодействие животного с человеком. Каждая съемка — это целая история с разным светом, локацией, людьми и животными. Исходя из разных обстоятельств я делаю свою работу, предлагаю новые идеи и воплощаю их в жизнь.
Активность. Моя работа предполагает большую активность, поэтому приходится держать себя и свои колени в форме. Животные в основном подвижны, я бегаю по локации, и не важно, студия это или поле, приседаю и наклоняюсь, чтобы поймать кадр.
Сценарий съемок постоянно меняется. Например, собака сидит спокойно у ноги хозяина, а потом резко срывается и бежит в реку. Нужно быстро перестраиваться и снимать в моменте максимально живые кадры, потому что животное потом может это не повторить. Иногда съемки бывают абсолютно спокойными — зависит от героев, но чаще все-таки это суета и движ.
Работа на свежем воздухе. Мне нравится, что я не сижу в офисе, всегда вижу что-то новое, могу придумывать какие-то проекты и воплощать их в жизнь с помощью людей, которые меня поддерживают. Для меня съемки — это удовольствие оттого, что я фотографирую, общаюсь с разными животными и людьми.
Например, летом мы с клиенткой поехали во Владивосток на остров Шкота, чтобы поснимать ее с собакой породы аусси. После шторма все дороги размыло, пока мы добрались до нужной локации, ужасно устали и были все в грязи, еле сделали съемку и добрались обратно. Но это было крутое приключение. За годы работы анималистом у меня случалось всякое: глохли машины посреди ночи в лесу, мы застревали с собаками где-то в полях без связи и так далее.
Общение и новые знакомства. Со многими людьми, которые приходят на съемки, мы общаемся и поддерживаем контакт в дальнейшем. Раньше я была довольно стеснительным человеком, и для меня было испытанием просто ответить на запрос о съемке, договориться об условиях с новым человеком, куда-то приехать, о чем-то разговаривать, руководить процессом. Сейчас это стандартная ситуация — я постоянно с кем-то знакомлюсь.
Возможность помогать. Бывает, снимаю бездомных собак, которых нахожу сама или подбирают мои друзья. Например, мои родители в декабре 2017 года в лютые дальневосточные морозы нашли за городом щенка с капканом на лапе. Собака была испуганная, дикая, кусалась. Капкан примерз к лапе. Моя семья долго ее выхаживала, лечила и приручала. Назвали Фуджи, потому что ее нос напоминал Фудзияму. Сначала думали, что сможем сохранить пальцы, но два пришлось все-таки ампутировать. Много кто мне писал, люди приезжали знакомиться, и Фуджи наконец забрали.
В 2019 году тоже снимала пса на передержке, и его забрали в семью. Но сейчас я реже беру благотворительные съемки собак, помогаю в меру своих сил и свободного времени.
Планы
Глобальных планов пока не строю, но точно не хочу уходить от съемок животных. Я правда очень люблю собак и лошадей, фотографию и свою работу.
В ближайших планах — больше времени уделять людям на фотографиях, стилизации и атмосфере в кадре. А еще хочу больше снимать в разных локациях и городах, делать короткие видеозарисовки про людей и животных — уже начала, пока все нравится.
Конечно, в 2022 году было страшно, что фотографии никому не будут нужны. Такое же чувство было и в начале пандемии. Думаю, многие фотографы ощущали что-то подобное. Я тогда переждала какое-то время, но, когда стало понятно, что это надолго, продолжила работать. Сейчас тоже бывают минуты тревоги, что никто не придет сниматься со своими животными, когда в мире ужасная нестабильность. Но пока клиенты есть, и я просто рада, что могу снимать, что людям нравятся мои работы и они приходят ко мне.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.