«Фуриоса»: почему спин-офф «Безумного Макса» — самое большое разочарование 2024 года
24 мая 2024 года в мировой прокат вышел фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — новая часть постапокалиптической франшизы.
Фильм посвящен истории Фуриосы, одной из основных героинь «Дороги ярости». Мы узнаем, как именно она попала в Цитадель Несмертного Джо и лишилась руки. Режиссер картины — автор всей серии Джордж Миллер.
Рассказываем, почему фильм выглядит не как долгожданное продолжение «Безумного Макса», а как дешевый сериал по мотивам франшизы.
Что за «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» (Furiosa: A Mad Max Saga)
Дата премьеры: 24 мая 2024 года
Страны производства: Австралия, США
Режиссер: Джордж Миллер
Сценаристы: Джордж Миллер, Ник Латурис
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Крис Хемсворт, Алила Браун, Том Берк, Нэйтан Джонс, Джош Хелман, Чарли Фрейзер, Лейчи Халм, Джон Ховард, Джордж Шевцов
Жанры: боевик, фантастика
Фильм, похожий на «Фуриосу: Хроники Безумного Макса»: «Безумный Макс 3: Под куполом грома»
Продолжительность: 2 часа 28 минут
Где смотреть: в зарубежных кинотеатрах
🥱 В сюжете много событий, но мало конфликтов
Маленькая Фуриоса живет в оазисе посреди постапокалиптической пустыни — его называют Зелеными Землями Тысячи матерей. Там в изобилии растут фрукты, есть чистая вода и даже электроэнергия от ветряных мельниц. Жители защищают свои владения и делают все, чтобы о них никто не узнал.
Когда Фуриоса видит в лесу отряд байкеров, она пытается помешать им уехать — перерезать топливные шланги на мотоциклах. Но девочку ловят и увозят с собой в лагерь некоего Дементуса. Мать Фуриосы отправляется за ней и возвращает девочку, но скрыться от бандитов не удается. Женщина погибает, а ее дочь остается в плену Дементуса. Тот очень хочет выведать местоположение Зеленых Земель — но Фуриоса упрямо отказывается что-либо говорить.
Проходит время. Дементус и его банда натыкаются на Цитадель Несмертного Джо из «Дороги ярости». Обманом они захватывают Топливный город, где производится бензин, и вынуждают Джо заключить с ними сделку. Тот отправляет людям Дементуса продовольствие в обмен на поставки топлива. Но еще Джо забирает Фуриосу — в физически крепкой девочке он видит свою будущую жену, которая наконец сможет родить ему генетически здорового сына.
Впрочем, Фуриоса быстро сбегает, переодевается в мальчика и начинает работать в Цитадели в качестве прислуги. А потом оказывается в команде преторианца Джека, водителя боевой машины Джо, — он и занимается перевозками ресурсов между городами. Но Дементус не оставляет попытки захватить власть не только в Топливном городе, но и в Цитадели. Именно Фуриоса с Джеком оказываются у него на пути.
«Фуриоса» поделена на пять глав, и такое решение, кажется, не формалистское пижонство режиссера Джорджа Миллера, а единственный способ хоть как-то соединить отдельные части фильма. По сути это антология, набор короткометражек о жизни героини, едва скрепленных магистральной идеей: девушка хочет вернуться домой и отомстить Дементусу за гибель матери.
Но ни с одним из этих дел героиня особенно не спешит. Дом все равно далеко, и как к нему вернуться — не очень ясно. А о том, что Дементуса стоило бы убить, она вспоминает лишь ближе к финалу.
Понятно, откуда взялась такая структура. Зритель уже знает, что до Зеленых Земель Фуриоса не доберется еще долго: это происходит только в «Дороге ярости». Мы также догадываемся, что Дементус не доживет до титров: иначе он был бы в предыдущем фильме. У Джорджа Миллера на руках оказалась история, где совершенно не из чего строить интригу: ее финал предписан, судьбы большинства персонажей известны.
Поэтому он и его соавтор Ник Латурис пытаются заполнить сюжет деталями: мы узнаем, как именно Фуриоса попала в Цитадель, зачем она покрасила лоб в темно-синий цвет, как потеряла руку и почему пропала из Зеленых Земель. По идее, это должно сблизить нас с героиней, сделать ее историю более объемной. По факту выходит наоборот. Раньше детали из жизни Фуриосы оставались для зрителя тайной — мы могли только догадываться, через какие приключения прошла девушка перед встречей с Максом Рокатански.
Теперь же оказывается, что приключений было не так много. Все запоминающиеся атрибуты Фуриоса приобрела в ходе конфликта с одним и тем же человеком. Попытавшись расширить историю героини, Миллер на самом деле сделал ее мельче, уничтожил все интригующее, что могло в ней быть. В итоге Фуриоса из «Дороги ярости» — гораздо более интересный персонаж, чем Фуриоса из, собственно, «Фуриосы».
Это удивительно, потому что от режиссера меньше всего ждешь такой промашки. Уж кто-кто, а Миллер всегда понимал, как работают мифы. Макс Рокатански был таким ярким героем именно благодаря тому, что в его истории было много белых пятен. Мы никогда не видели, что происходило с ним между частями, но подразумевалось, что где-то на периферии сюжета он участвует и в других приключениях. Он неуловимый дух пустыни, мифическая сила, которая появляется в случайных местах. Фуриоса же просто девушка с желанием отомстить.
🤕 Фильм не рассказывает ничего нового
Режиссер Джордж Миллер, конечно, не до конца потерял хватку. Его колоритный мир все еще населен странными персонажами и причудливыми обрядами. В отряде Дементуса, например, есть «историк» — человек, тело и лицо которого исписаны информацией о прошлом мире. Мы также видим, как живут люди около Цитадели. Некоторые из них обитают в подземных тоннелях, где собирают трупы и выращивают на них личинок.
Есть и удачные образы. В детстве Фуриоса выбивает себе на руке татуировку с расположением звезд, которые должны привести ее в Зеленые Земли. Разумеется, именно эту руку героиня и теряет в очередном столкновении с Дементусом. Антагонист и буквально, и метафорически лишает ее возможности вернуться домой.
Вот только в этом ярком мире не происходит никакой интересной истории. Конфликтом Несмертного Джо с Дементусом сложно увлечь, ведь злодей в исполнении Криса Хемсворта никогда не выглядит серьезной угрозой. Он нелепый, смешной, странный, но нисколько не страшный. У него очень мало шансов перед войском Цитадели.
На самом деле эта история была бы куда занятнее, если б мы смотрели за ней от лица Дементуса. Потому что именно он здесь андердог — персонаж, который преодолевает себя и пытается прыгнуть выше головы. Его попытки победить превосходящего по силам противника могли бы стать хорошей основой для авантюрного приключения. Но вместо этого мы смотрим за жизнью Фуриосы, которая занимает сторону сильных и в итоге и оказывается сильнее.
Авторы как будто и сами это понимают. Поэтому по-настоящему конфликту Фуриосы и Дементуса посвящена только последние главы. До этого мы смотрим за становлением героини, ее жизнью в Цитадели и моральным падением Дементуса: тот оказывается не в силах удержать власть над Топливным городом из-за собственной безалаберности.
Есть даже полуромантическая линия между Фуриосой и преторианцем Джеком — персонажем, по сути, заменяющим Безумного Макса. Это тоже угрюмый немногословный боец в кожанке, даже внешне немного напоминающий Рокатански в исполнении Мела Гибсона. Но их связь так и остается пунктирной, выраженной всего в паре скромных эпизодов.
То же можно сказать и про большинство сюжетов здесь. Например, зрителю заявляют о разладе в лагере Дементуса: войска одного из его подчиненных перестают слушаться босса. Кажется, нас ведут к полноценному конфликту среди антагонистов. Но нет, раскол происходит где-то на фоне, а мы лишь раз видим, что некоторые байкеры стали нападать на конвои сами по себе.
👎 Но главная проблема — «Фуриоса» выглядит плохо
Фильму можно было бы простить многое — и неуверенный сценарий, и проблемы с ритмом, — если бы он так же поражал воображение масштабными боевыми сценами, как когда-то делала «Дорога ярости». Но ничего похожего здесь нет. Фильм 2015 года запомнился фактурным экшеном, снятым преимущественно вживую: создатели месяцами взрывали машины в пустыне Намибии, чтобы получить эффектные кадры. «Фуриоса» сделана в тесных павильонах с хромакеем. И это видно.
Даже в спокойных сценах сложно отделаться от чувства, что мир фильма совершенно неживой. Видно, что если пройти еще три метра в любую сторону, Пустошь кончится — наткнешься на зеленый фон.
В компьютерной графике нет ничего плохого — ее много и в «Дороге ярости». Просто там авторы хитро комбинировали живые съемки с CGI, и поэтому визуальные эффекты незаметны. В «Фуриосе» же сложно не обращать на них внимание: фоны часто выглядят неестественно, а на общих планах заметно, что машины — компьютерные модельки с нереалистичными анимациями.
К 2024 году зрители уже привыкли, что даже престижные блокбастеры не всегда выглядят качественно: то ли индустрия так и не оправилась от последствий пандемии, то ли просто студии все больше экономят на специалистах по визуальным эффектам. Обидно, что такое должно было произойти и с «Безумным Максом». Ведь именно эта франшиза в 2015 году показала, что бывает, когда кинематографистам дают достаточно времени и денег на реализацию самых смелых идей.
«Фуриоса» же технически — шаг назад: и не только по отношению к прошлой картине, но и оригинальной трилогии. Она выглядит как стриминговый сериал на основе популярного бренда: с более дешевыми декорациями, плохой графикой и попыткой поностальгировать о былых временах. Фильм даже заканчивается нарезкой сцен из «Дороги ярости» — и это еще одна большая ошибка создателей. Они как будто издеваются, напоминая о временах, когда «Безумный Макс» был действительно хорошим.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult