«Для меня игры — это такое небольшое социальное окно»: как играют геймеры с инвалидностью

11
«Для меня игры — это такое небольшое социальное окно»: как играют геймеры с инвалидностью
Аватар автора

Дарья Кулагина-Кравчук

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Юрий Кулагин

узнавал ответы

Страница автора

Геймеры с ограниченными возможностями здоровья — не самая многочисленная категория пользователей ПК и игровых консолей.

Про них часто забывают разработчики игр и производители устройств. А другие игроки не стесняются оскорблять соперника, когда узнают, что у него нет рук или зрения. Мы поговорили с восемью маломобильными геймерами, чтобы выяснить, во что, как и почему они играют и с какими сложностями сталкиваются.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Большинство незрячих людей и рады бы играть, но адаптированных под нас игр почти нет

Аватар автора

Игорь Гармаш

доволен The Last of Us Part II

Я с рождения полностью незрячий, поэтому понимание внешнего мира у меня развивалось на слух. По образованию я преподаватель иностранных языков. Еще занимаюсь музыкой: немного клавишник, но больше все-таки вокалист.

Как я начал играть. Компьютер с какими-то играми появился в нашей семье еще в девяностые. Играли в основном мои старшие сестры, но я тоже заинтересовался: начал не очень осмысленно что-то нажимать и изучать, как все работает. Постепенно научился ориентироваться в играх — тоже на слух.

Семья меня поддерживала, ведь вместе с играми я осваивал сам компьютер. К тому же я увлекался не только играми — много книг читал, любил кино. Так что никакого неодобрения со стороны родителей не было — мне потом даже покупали консоли.

Когда мне было 11—12 лет, начали появляться продвинутые программы экранного доступа. Они открыли мне интернет — для незрячих это огромное окно в мир. Но несмотря на развитие доступности технологий для людей с инвалидностью, мне до сих пор постоянно попадаются игры, в которые неудобно или трудно играть.

Во что и как я играю. Существуют специальные аудиоигры для незрячих, но обычно это крайне примитивные, очень дешевые проекты. Незрячие геймеры — очень маленькая ниша: большинство и рады бы играть, но адаптированных под нас игр почти нет. Настройки доступности больше рассчитаны на тех, у кого есть хотя бы минимальное зрение.

Мы все равно что-то придумываем, выходим из положения. Правда, это уже наши проблемы, как в том анекдоте про молодого милиционера, который устроился на работу, а за зарплатой несколько месяцев не приходил. Когда его спросили почему, он ответил: «А я-то думал, выдали пистолет — и крутись как хочешь». Вот и у нас так: разработчики пистолет выдали, а дальше уже не их проблемы, как незрячие геймеры будут играть.

Сейчас стало больше игр с озвученным меню. Включаешь в настройках Narration — «текст-в-речь» — и зачитывается большая часть надписей. Хотя даже эта возможность не везде реализована с умом. В последних проектах Ubisoft она есть, но, например, в Assassin’s Creed Valhalla работает только с английским интерфейсом. Мне из-за этого даже пришлось немного пободаться с техподдержкой.

В российском регионе «Вальгалла» доступна без английского интерфейса, чтобы игроки из других регионов не покупали игру по заниженной российской цене. Я написал в поддержку: «Ребят, ну что это такое? Я купил вашу игру из-за „текста-в-речь“ и не могу воспользоваться этой опцией». В итоге мне на аккаунт все-таки добавили возможность включить английский интерфейс.

Правда, в тот же Assassin’s Creed незрячий геймер все равно не сможет играть в одиночку. Все из-за главной беды незрячих игроков — навигации по миру. Боевую систему, другие механики мы вполне можем освоить, но перейти из точки А в точку Б — для нас проблема.

Это поняли разработчики The Last of Us Part II. Игра действительно полностью адаптирована для незрячих, причем прямо из коробки, как Айфон. Можно по нажатию кнопки разворачивать камеру в нужном направлении. В других же играх приходится примерно по звукам анализировать свое движение, и это все равно получается блуждание по уровню.

Хотелось бы, чтобы разработчики как-то решали эту проблему. Например, добавляли автопуть, когда персонаж сам бежит по нужному маршруту, как в корейских MMORPG. Или вводили звуковую навигацию, чтобы можно было выбрать задание на карте и слышать условный звук, в направлении которого нужно идти и ориентироваться.

Такие настройки сильно расширили бы возможности незрячих игроков. А то очень обидно: я, например, хорошо научился сражаться в третьем «Ведьмаке», но огромные пространства открытого мира не позволяют мне нормально насладиться игрой.

В файтингах, напротив, никаких проблем нет. Иногда ко мне обращаются люди с нарушениями зрения и спрашивают, с чего начать осваивать видеоигры. Я всегда отвечаю, что с файтингов, с какого-нибудь Mortal Kombat 11. А когда получится нормально анализировать события в игре на слух, можно браться и за жанры посложнее.

Иногда я захожу в мультиплеерные игры, но предпочитаю кооперативный геймплей, а не PvP. С друзьями мы периодически бегаем в World of Warcraft или Diablo. Еще отстреливаем зомби в Call of Duty: Black Ops, проходим орду в Gears 5 той же командой. Вообще я люблю такой геймплей, когда на тебя сыпятся волны врагов.

Автоматическая навигация в The Last of Us Part II. На «Ютубе» я выложил 14 роликов о том, как полностью прошел игру с помощью специальных внутриигровых инструментов, повышающих доступность
Автоматическая навигация в The Last of Us Part II. На «Ютубе» я выложил 14 роликов о том, как полностью прошел игру с помощью специальных внутриигровых инструментов, повышающих доступность

На чем удобнее играть и почему. Сейчас геймерам с нарушениями зрения проще всего играть на компьютере. Тут иногда находятся неравнодушные люди и делают к играм модификации, которые позволяют комфортно играть вслепую. Например, недавно на GitHub появился проект Hearthstone Access, разработчик которого адаптировал игру под программы экранного доступа. И сразу мы, незрячие, повалили осваивать Hearthstone — спустя семь лет после релиза. Модификация отличная — я и сейчас активно играю.

Что касается консолей, то хорошо адаптирована PlayStation 5. В предыдущем поколении PlayStation настроек доступности не было, кроме какого-то одного региона. Да и они работали так себе. В PS5 всю доступность можно настроить самому и прямо из коробки.

Еще наконец-то появился экранный диктор. Он отлично работает и очень помогает. А благодаря системе карточек в играх диктор помогает отслеживать свой прогресс и запускать отдельные режимы. Работает это только в интерфейсе консоли — дальше все уже зависит от разработчиков игр. Например, в The Last of Us Part II есть встроенный диктор, причем на всех языках.

Настройки встроенного в PlayStation 5 экранного диктора. Источник: Playstation
Настройки встроенного в PlayStation 5 экранного диктора. Источник: Playstation

Про Xbox ничего конкретного сказать не могу: его настройки доступности я тестировал только у друга. Экранный диктор там тоже есть. Но на обеих консолях он не поддерживает русский язык — незрячим людям, которые не знают английский хотя бы на минимальном уровне, будет сложновато.

А вот Nintendo Switch вряд ли подойдет геймерам с нарушениями зрения, если у них рядом нет зрячего партнера, который либо часто приходит в гости, либо живет вместе с незрячим человеком. У нас с женой «Свитч» есть, и мы активно пользуемся им вместе. Я играю в проекты с управлением движения, например в фитнес Ring Fit Adventure. Хочу попробовать файтинг Arms.

На консоли вообще нет специальных возможностей для незрячих людей. Даже при первом запуске есть проблемы: ладно, аккаунт можно без проблем создать на компьютере, но его данные нужно ввести на консоли, где без зрения уже никак. Nintendo в этом плане максимально недружелюбна.

Зато в контроллере Nintendo Switch есть продвинутая вибрация, как и в PlayStation 5. Она может помогать геймплейно, но для доступности используется редко — в основном только для погружения. В той же The Last of Us Part II, когда ты навелся на противника, игра может об этом сообщать не только звуковым сигналом, но еще и вибрацией.

Чтобы еще больше расширить настройки доступности, я иногда подключаю свою PlayStation 5 через дистанционное воспроизведение Remote Play к компьютеру, а на нем уже запускаю NVDA. Это такой популярный экранный диктор, который использует встроенное в Windows 10 оптическое распознавание. Условно, на экране с каким-нибудь меню нажимаешь комбинацию клавиш — и получаешь текстовый слой этого меню. Иногда криво распознанный и с какими-то кракозябрами, но в любом случае читаемый.

Remote Play транслирует с PS5 на компьютер не просто картинку, а полноценный код игры, будто она запущена на ПК. Диктор позволяет это уловить и что-то прочитать. Я сейчас играю в «Призрака Цусимы» и спокойно могу с помощью программы узнать, какой оберег выбил, какую катану нашел, что могу улучшить и так далее. Без диктора у незрячего игрока просто нет возможности все это прочитать.

Но у Remote Play есть один большой минус — с ним не работает объемный звук. Поэтому я иногда играю во что-нибудь непосредственно на консоли, а когда нужно что-то срочно прочитать, быстренько захожу в трансляцию, читаю, отключаю Remote Play и продолжаю играть на консоли. Выкручиваюсь как могу.

Как ко мне относятся другие геймеры. Мне в онлайне обычно везет на нормальных людей, которые адекватно воспринимают незрячего игрока, но иногда я сталкиваюсь и с буллингом.

Например, в WoW нормально передвигаться вслепую можно только через кнопку Follow — это когда персонаж будто цепляется за сопартийца и сам за ним бежит. Вот заходишь со случайными игроками в подземелье и говоришь в чат, что будешь за кем-то следовать. А все игнорируют: просто убегают вперед и в чат могут еще написать что-то неприятное.

Другая проблема — игрокам бывает трудно поверить, что настоящий незрячий человек, а не какой-то тролль, действительно осваивает игры. Все потому, что игроки с нарушениями зрения не очень публичные.

С иностранцами попроще. Они сразу все понимают и говорят: «А, окей. Расслабься, мы тебя поняли». Но, например, в Call of Duty наши игроки по-разному реагируют на незрячего. Иногда говорят: «Вообще без проблем, мы поможем». Но чаще ответ такой: «Ага, конечно, ври больше».

В России инклюзивность в принципе слабо развита.

У нас до сих пор отношение к людям с инвалидностью — из крайности в крайность.

Это либо дикая жалость и совершенно ненужное сочувствие, либо страх из разряда «ой, не смотри на него» и полный игнор. Либо неуместная поддержка в духе «ты суперсильный человек, ты герой, ты особенный».

Ровное отношение, когда тебя воспринимают как обычного адекватного человека, тоже встречается. Но все же в развитых странах люди относятся друг к другу совершенно иначе в этом плане.

ПРОМО

Какая дебетовая карта Т⁠-⁠Банка подойдет незрячим и слабовидящим

Советуем тактильную карту Black. У нее есть специальная выемка сбоку и яркий вертикальный картхолдер, чтобы легко отличать карту от других. А контрастный дизайн и увеличенный шрифт помогут увидеть и прочитать номер карты. С картой Black от Т⁠-⁠Банка можно получать повышенный кэшбэк рублями до 15% или оплачивать покупки у партнеров с кэшбэком до 30%.

Оформите карту по кнопке ниже — представитель банка бесплатно доставит ее когда и куда вам удобно, а пользоваться преимуществами карты можно сразу в приложении Т⁠-⁠Банка

В мультиплеерных играх мне нравится то, что люди не догадываются, кто по другую сторону экрана

Аватар автора

Ильяс Мохтари

начинал с «Кузи»

У меня спинальная мышечная атрофия, СМА, — заболевание, из-за которого атрофируются мышцы всего тела. Я не могу стоять, вытягивать руки вперед, поднять и поднести к уху телефон, нажимать на тугие кнопки. Также есть проблемы с речью. Но тем не менее я очень люблю жить, путешествовать, учиться и играть в видеоигры.

Как я начал играть. Играю я с самого детства, причем в очень разные игры. Начинал с простых вроде «Кузи» и «Розовой Пантеры». Потом старшие братья меня поддержали и познакомили со стратегиями в реальном времени и ролевыми играми.

Больше всего я полюбил второй и третий WarCraft, Fallout 2 и серию Stronghold. Огромное впечатление на меня, тогда еще тринадцатилетнего парня, произвела Dragon Age. Сложными проектами тоже не брезговал: например, Bloodborne и Dark Souls III до сих пор в списке моих любимых. Все эти игры сформировали мой видеоигровой вкус.

Во что и на чем я играю. До 18 лет я играл преимущественно на компьютере: на геймпаде не мог использовать кнопки R3 и L3, а на ПК можно удобно переназначить кнопки, назначить целую комбинацию на одну клавишу и подкрутить дополнительные настройки, даже не предусмотренные разработчиками. Но сейчас из-за ухудшения здоровья я уже не могу печатать — например, в серию Total War: Warhammer приходится играть с помощью экранной клавиатуры. Поэтому я почти полностью перешел на консоль.

Когда я выбирал консоль, мне пришлось сразу отказаться от Xbox из-за его геймпада, так как мне совершенно не подходит асимметричное расположение стиков. Хотя людям с серьезными физическими проблемами я бы все-таки посоветовал консоль именно от Microsoft из-за Adaptive Controller. Я им не пользовался, но большинство моих знакомых очень хвалили контроллер за удобное управление, а это в игре важнее всего.

Мой выбор пал на PlayStation 4. Я играл на ней с помощью геймпада Razer Raiju, который позволяет переназначить недоступные мне кнопки R3 и L3 на дополнительные M1 и M2. Sony вообще уверенными шагами идет в сторону геймеров с инвалидностью, добавляет целый ассортимент специальных опций и настроек в своих эксклюзивных играх — например, доступность для незрячих в The Last of Us Part II.

Потом я приобрел PlayStation 5 и выяснил, что не могу использовать на ней свой Razer Raiju. Какое-то совершенно искусственное ограничение, которое оставило очень неприятный осадок. У Xbox таких ограничений нет.

Вот как работает Xbox Adaptive Controller. Многие мои знакомые им очень довольны. Источник: Microsoft
Вот как работает Xbox Adaptive Controller. Многие мои знакомые им очень довольны. Источник: Microsoft

Нужно быть реалистом: чтобы адаптировать игры и контроллеры для широкой аудитории с разными проблемами — слабые мышцы, ДЦП, отсутствие зрения, рук или руки, — нужно очень много сил и денег.

Для меня, например, полностью недоступны игры в виртуальной реальности — все из-за неудобных VR-контроллеров и невозможности поворачивать голову. Но я очень рад, что последние несколько лет разработчики игр развивают доступность и чаще обсуждают, как помочь геймерам с инвалидностью.

Самой большой проблемой в играх для меня всегда были QTE — моменты, где нужно быстро и вовремя прожимать определенные кнопки. Приходилось просить помощи у других людей, а God of War III я из-за этих этапов вообще не прошел. Сейчас некоторые игры позволяют в настройках поменять быстрое нажатие на одно долгое, переназначить кнопки или вообще отключить QTE.

Сильнее всего меня поразили настройки в боевике Control, а именно опциональные читы: помощь в прицеливании, бесконечное здоровье, убийство с одного попадания. Для обычного игрока это что-то дикое, но такие возможности позволяют насладиться игрой сотням или даже тысячам людей, которые находятся в более тяжелом физическом состоянии, чем я. Да и мне эти настройки могут пригодиться: мое заболевание прогрессирует и может стать намного хуже.

Как ко мне относятся другие геймеры. Для меня игры — это такое небольшое социальное окно. Я всю жизнь учился дистанционно, поэтому у меня почти нет друзей и очень низкие социальные навыки. Довольно долго я избегал игр с онлайн-элементами: боялся, что не смогу соревноваться наравне с другими игроками. Но сейчас спокойно и все еще очень-очень плохо играю во все файтинги и шутеры. Простите меня за это, мои напарники.

Сталкивался ли я в мультиплеерных играх с оскорблениями и грубой критикой? Да. Бывало ли мне обидно? Тоже да.

Я играю плохо, поэтому люди выплескивают свои эмоции на меня. Или любого другого здорового человека, который тоже плохо играет. Именно это мне и нравится в мультиплеерных играх: люди не догадываются, кто по другую сторону экрана. Для них я игрок ilikok, с которым может быть просто приятно играть, пока он смешно или не очень шутит в чате и раз в десять раундов реально помогает в игре.

К сожалению, у большинства людей инвалидность вызывает сразу жалость и снисходительное отношение, но мне это совершенно не нужно. Поэтому игровая анонимность помогает мне познакомиться с людьми без каких-либо ярлыков с обеих сторон.

Если люди потом узнают о моей особенности, то она лишь дополняет мою личность, а не меняет восприятие целиком. Сам я остаюсь тем же игроком с ником ilikok, с которым они захотели познакомиться поближе.

С компьютером я познакомилась чуть ли не с пеленок

Аватар автора

Mavis

быстро прошла Hades

Я художник-фрилансер со СМА третьего типа. Но я не очень люблю афишировать свое положение: неадекватных людей, которые могут докопаться по любому поводу, много. Не хочу давать таким дополнительный резон для буллинга.

Как я начала играть. С компьютером я познакомилась чуть ли не с пеленок: он появился в нашей семье, когда мне едва исполнилось два года. С ранних лет я полюбила смотреть, как мой папа играл в Heroes of Might and Magic, а брат — в разные другие стратегии.

Видеоигры всегда были неотъемлемой частью моей жизни. А сейчас в каком-то смысле стали еще и работой: я часто рисую фан-арты по мотивам игр.

К видеоиграм в нашей семье относились терпимо. Правда, сейчас, когда я сама играю, мама часто бурчит: «А вот играла бы ты меньше…» Но чьи мамы не ворчат на своих детей, когда дело касается компьютеров?

Во что и на чем я играю. На компьютере сейчас я играю меньше, так как использовать клавиатуру левой рукой сложновато. Из-за этого возникают проблемы в играх, которые требуют быстрого движения, таких как Overwatch или PUBG.

Сложно сказать, какая платформа лучше подходит для геймеров с инвалидностью: у каждого свои особенности и требования к платформам. Я, например, никогда даже не задумывалась об использовании специальных устройств. Мне подходят Nintendo Switch и смартфон.

На смартфонах часто встречаются очень удобные настройки — например, в Genshin Impact. А геймпадом пользоваться удобнее, чем клавиатурой. Думаю, тут меня поймут даже игроки без особенностей здоровья, если речь идет не о шутерах. Хотя, как говорится, на вкус и цвет.

Я довольно быстро прошла Hades на «Свитче» и не уверена, что у меня бы это получилось с клавиатурой и мышью. Да и ПК у меня совсем не мощный — некоторые игры проще запустить на смартфоне, чем на компьютере.

Правда, настроек управления не всегда и не всем хватает. В играх вроде того же Hades или The Legend of Zelda: Breath of the Wild пригодился бы выбор сложности для игроков, у которых, например, есть проблемы с излишне мудреным управлением или быстрыми реакциями.

Дополнительные элементы управления тоже могут выручить. Мне в той же «Зельде» целиться гироскопом оказалось удобнее, чем стиком.

У игроков в Warface очень подгорает, когда они узнают, что я играю ногами и лучше них

Аватар автора

Денис Кравченко

никогда не приезжал последним в GTA V

В 12 лет я потерял обе руки. Это было где-то в 2000 году.

Как я начал играть. Долгое время я просто смотрел, как играют мои друзья в вездесущих интернет-кафе: простых таких, где стояли несколько огороженных компьютеров, на которых все рубились по локальной сети в Counter-Strike.

А где-то в 13 или 14 лет у меня появился компьютер, и я начал осваивать видеоигры — играть с помощью ног. Родители к моему увлечению отнеслись нормально — лишь бы не курил и по подъездам не шлялся. Я вообще был чересчур активным мальчишкой: лазил везде с друзьями, костры в лесу жег. А так хоть сидел дома под присмотром.

Начал я с гонок — тогда для меня это был самый легкий жанр: прыгать не надо, от пуль уворачиваться тоже. Просто давишь влево, вправо, газ, тормоз — и все, больше никакого управления нет.

Потом к гонкам приноровился — стало скучно, и я решил поискать игры чуть сложнее. Так в моей жизни появились шутеры, к которым я со временем приловчился. Хотя не ко всем.

Во что и на чем я играю. Counter-Strike — самая удобная для меня игра и самая простая в управлении. Каких-то специальных настроек доступности в ней нет, так что я просто переназначил клавиши под себя. Например, я не использую снайперские винтовки, поэтому мне не нужна отдельная кнопка для прицеливания. Вместо нее я поставил на правую кнопку мыши прыжок, чтобы удобнее бежать по уровню, перепрыгивая через препятствия.

Другое дело — выживалка Rust, это самая сложная для меня игра. В ней как раз проблемы с прыжками: в игре много паркура, постоянно нужно куда-то залезть. Причем иногда перед прыжком приходится разгоняться и потом еще успеть нажать кнопку приседания, а эти клавиши находятся далеко друг от друга.

На правую кнопку мыши я прыжок назначить не могу, так как в Rust она обязательно нужна для прицеливания, поэтому приходится как-то подстраиваться. Привыкнуть реально, но на это уйдет слишком много времени.

Мне всегда приходится менять расположение клавиш.

Поэтому очень много проблем доставляют игры, в которых нельзя изменить управление. Например, такой печальный опыт у меня был в автосимуляторе Snowrunner. На релизе, еще до всех обновлений, игра не позволила назначить управление машиной на стрелки. Оставались только буквенная раскладка WASD. Но палец у меня большой, поэтому когда я собирался ехать вперед, то постоянно нажимал соседние кнопки E, Q, 1, 2, 3 и то мотор глушил, то передачу другую втыкал. Такие моменты очень напрягали.

Я тогда уже начал вести свой канал, и мне попытались помочь подписчики — посоветовали в «Стиме» программу, которая переназначала кнопки даже за пределами игры. Получилось плохо, но я нашел замену — клавиатуру HyperX. С ней идет специальный софт, с помощью которого можно прямо внутри клавиатуры перепрограммировать управление.

Я так и сделал — перенес буквы на стрелочки. Мне очень помогло. Правда, потом, когда приходилось с кем-то переписываться, у меня буква «Ц» оставалась на стрелке вверх — это не очень удобно. Поэтому я начал постоянно сбрасывать настройки после игры.

Вообще мне подходят далеко не все клавиатуры. С тех пор как я в 15 лет купил себе второй компьютер, использую одну и ту же модель — дешевую китайскую, к которой очень привык.

Первая клавиатура прослужила около 13 лет, а потом кнопки стали ломаться — пришлось искать замену. Я пробовал разные варианты, но ни один не понравился. Позже подписчики помогли мне найти точно такую же клавиатуру, только более свежую модель, ее откопали во Львове. В основном ей я и пользуюсь по сей день.

Сейчас игры очень преуспели в настройках доступности. Но хотелось бы, чтобы больше компаний занимались именно периферийной стороной — нестандартными клавиатурами и мышками. Я ведь не один такой.

Это моя первая любимая клавиатура
Это моя первая любимая клавиатура
А это ее «наследница». Надеюсь, что нестандартных клавиатур, удобных для людей с инвалидностью, станет больше. Источник: naobzorah.ru
А это ее «наследница». Надеюсь, что нестандартных клавиатур, удобных для людей с инвалидностью, станет больше. Источник: naobzorah.ru

Года полтора назад ребята из Microsoft прислали мне на обзор Xbox вместе со специальным адаптивным контроллером Logitech. Обзор я так и не сделал, но сам контроллер пощупал. Если бы у меня был такой с детства, то я бы предпочел играть на нем. Но так как уже привык к обычной мышке и клавиатуре, на них и остался. К тому же Xbox мне ни к чему: на ПК игры разнообразнее.

К обычному управлению я приноровился так, что справляюсь со всеми играми.

Например, с World of Tanks, Warface, разными бродилками и гонками. В Grand Theft Auto V мне очень легко дались гоночные режимы: когда играл с подписчиками, никогда не приезжал последним — только в числе первых.

Это я прохожу фанатскую трассу в GTA V

Как ко мне относятся другие геймеры. Вот у игроков Warface очень подгорает, когда они узнают, что я играю ногами и лучше них. Наверное, это какая-то зависть: видно же по статистике, кто тащит матчи, а кто — нет. Когда я не отвлекался на чат, а прям жестко играл и выбивался в лидеры, то часто меня сильно хейтили.

Я особо не парился — у меня к таким вещам уже выработался иммунитет. Но когда в ход пошли мои родители и дочка, не выдержал. Я сделал ролик про таких игроков: показал общественности местное сообщество и его воспитание. К сожалению, в основном это дети — юнцы 14 или 15 лет.

Было бы здорово, если бы разработчики попробовали объединять маломобильных игроков — не люблю слово «инвалид» — в отдельных матчах и чемпионатах с призами. В Китае, например, такие проводятся. Даже спонсоры приходят.

Когда человек чем-то увлечен, он отвлекается от своих проблем. А тут еще и новые знакомства, друзья — это очень круто. Пропадает ощущение, что не повезло человеку и он теперь никому не нужен. Это не должно так работать.

Мультиплеер выводит на эмоции: ты проигрываешь, настроение портится. Из-за этого я забросил видеоигры

Аватар автора

Дмитрий Минаков

все еще заходит в Counter-Stike

Как я начал играть. Видеоиграми я увлекаюсь лет с десяти: играл брат, а я вместе с ним. Все в семье относились к нашему увлечению нормально. Никто не говорил, что мы впустую тратим время.

После удара током я потерял обе руки и ногу, но мне и сейчас во все игры удобно играть.

Во что и на чем я играю. В основном я играю в мультиплеерные игры — одиночные проекты особого интереса не вызывали. Причем играю именно на ПК: консоли когда-то тоже пробовал, но мне удобнее с клавиатурой и мышкой. Возможно, потому что это два разных устройства, а на консолях все привязано к одному геймпаду.

По-моему, ни одна игра на рынке по-настоящему не заботится о людях с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому приходится самостоятельно выставлять индивидуальные настройки — и на ПК это проще реализовать. Например, в Rust я назначил отдельную кнопку на спринт и бегаю по карте, не зажимая постоянно Shift. Это удобно.

Counter-Strike: Global Offensive тоже удобная. Никаких особых настроек доступности в ней нет, но там не надо целиться на одну отдельную клавишу или бегать на другую. Это в целом делает жизнь проще.

Мне по программе поддержки прислали Adaptive Controller от Xbox, но для меня он не очень удобный. На нем большие кнопки — пока дотянешься и нажмешь, потратишь много времени. На обычном геймпаде от Xbox One S мне играть удобнее. Но Adaptive подойдет, например, парализованным людям, которые могут двигать только головой. Им контроллер точно поможет освоить какие-то игры.

Вместо адаптивного контроллера я использую самую простую и дешевую клавиатуру со специальной подставкой, которая поддерживает наклон. У меня убраны почти все клавиши, чтобы не мешали. Остались только кнопки для бега, движения вправо и влево, приседания. В итоге проблем с управлением нет. Разве что не очень удобно ногой в шутерах целиться и в гонках рулить. Но для гонок я подключаю геймпад.

Вот моя подставка и клавиатура с убранными клавишами
Вот моя подставка и клавиатура с убранными клавишами

Как ко мне относятся другие геймеры. Сейчас я уже редко играю. Только иногда захожу в Counter-Stike. Раньше играл гораздо активнее и часто в матчах сталкивался с агрессией в мою сторону, на которую отвечал тоже агрессией.

Мультиплеер отлично выводит на эмоции: ты проигрываешь, настроение портится. Из-за этого я и забросил видеоигры.

В Lineage II меня никто не хотел брать в рейды на самых сложных боссов: писали, что я криворукий

Аватар автора

Александр Зенько

втянулся в Path of Exile

Я родился с церебральным параличом, но это не помешало мне изучать новые технологии, осваивать интернет и видеоигры.

Как я начал играть. Еще в детстве у меня был ZX Spectrum. Там видеоигры были на кассетах, которые загружались по три минуты. Помню, что загрузка могла сбиться, и приходилось перематывать кассету. На «Спектруме» я использовал джойстик той рукой, которая немного работала.

Позже появилась Sega Mega Drive 2, но ее джойстик я держать в руках уже не смог. Так что просто смотрел, как играли сосед и мамины братья. А уже потом появился компьютер.

Во что и на чем я играю. Из-за болезни я уже не могу играть с помощью рук, поэтому долгое время проходил только стратегии и квесты. Но потом для меня написали программу MHOOK — она позволяет мышкой играть в клавиатурные игры. Эта программа открыла мне доступ и к более сложным проектам, в которые не поиграть без клавиатуры.

Летом 2021 года я нашел программиста Андрея. Сейчас он переделывает МНООК с нуля: пока что утилите не хватает функциональности и гибкости.

Еще с помощью другой программы, MishkinaMish, я могу активировать определенные кнопки при помощи мычания. Так в играх я обычно стреляю или прыгаю.

Сейчас я могу играть во все, хотя в шутеры все равно неудобно. Раньше даже в Lineage II играл, но меня никто не хотел брать в рейды на самых сложных боссов: писали, что я криворукий. А в начале 2021 года я установил Path of Exile и быстро втянулся. Группу в этой игре собирать тоже можно, но не обязательно — для меня это большой плюс.

Действительно удобных специальных возможностей и настроек я не встречал почти нигде. Поэтому приходится пользоваться отдельными программами. Слышал про Xbox Adaptive Controller, но с ним все сложно. Я и рад бы попробовать, но боюсь, что мне не подойдет. Мне и мышка-то только одна подходит — Logitech B100, — и то я клею под нее другие тефлоновые ножки для лучшего скольжения.

Так я использую управление подбородком в Hand of Fate 2

Как ко мне относятся другие геймеры. Path of Exile приятно удивила меня дружелюбными игроками. Дело в том, что эта игра очень сложная для новичков. Но я случайно наткнулся на стримеров и опытных игроков, которые объяснили мне основы и подарили первое внутриигровое снаряжение. Многие до сих пор помогают освоиться. Все эти предметы достаточно дорогие на игровом рынке, на их получение нужно время. Так что подобная помощь особенно приятна.

Еще я сотрудничаю с разработчиками и тестирую новые игры. Со мной связываются и высылают ключи — не только для обзора, а чтобы я изучил управление и проверил, насколько игра подходит геймерам с ограниченными возможностями здоровья. Так что если вы разработчик, то я с радостью протестирую вашу игру и по возможности сделаю летсплей.

С каким-то агрессивным отношением к себе я пока не встречался

Аватар автора

Валентин Кочерьян

подумывает о World of Warcraft

Я с рождения живу с ДЦП, сейчас учусь в вузе на журналиста. Я обожаю фильмы, книги, видеоигры — в общем, всю популярную культуру. Недавно начал о ней же вести блог и ютуб-канал под псевдонимом GeekStuffer.

Как я начал играть. Можно сказать, что я играю всю свою сознательную жизнь: начинал еще с Angry Birds классе во втором. Казалось бы, нет игры проще, но меня завораживала сама идея: можно играть с таким простым управлением — просто пальцем по экрану водить. В общем, я конкретно подсел и принялся искать другие подобные игры на просторах Google Play.

В моей семье к видеоиграм относились не очень серьезно, но нормально. Поэтому я продолжил их изучать. У меня появилась Nintendo Wii, потом я немного играл на PlayStation 3 и на ней же познакомился с шикарным платформером LittleBigPlanet 2. Из-за него окончательно понял, что мое увлечение играми — это всерьез и надолго. С тех пор играю во все, что цепляет.

Во что и как я играю. Моя инвалидность никогда особо не мешала играть — может, я просто не обращал внимания. Мне повезло: заболевание лишь несколько сковало моторику рук, поэтому в большинстве игр я вполне могу приспособиться. Разве что на клавиатуре играть неудобно: слишком много кнопок, тяжело даются комбинации клавиш, которые нужно нажимать одновременно.

Я почти не встречал игр, которые оказывались для меня недоступными. Хотя мне непросто даются проекты, где важны реакция и скорость, предельная точность действий. Например, в Mortal Kombat у меня редко получается выполнять сложные приемы: для них нужно быстро нажать две или даже больше кнопок, и на это моих навыков часто не хватает.

QTE по той же причине иногда ставят в тупик. Стрелять в шутерах и точно прицеливаться тоже выходит не всегда. Игры в духе Dark Souls тоже можно включить в список тех, что мне даются с трудом.

Как-то я решил попробовать платформер Cuphead, потому что проникся его стилистикой мультфильмов 1930-х годов. Но начал играть и быстро понял, что зашел куда-то не туда. В игре слишком много моментов на реакцию, скорость и точность. А за любой промах Cuphead наказывает нещадно, заставляя заучивать уровень и оттачивать навыки до автоматизма. Кончилось все тем, что я чудом убил первого босса, прошел ровно один уровень и признал, что эта игра не для меня.

В мультиплеерные проекты тоже играю: например, в зомби-режим Call of Duty или в «Легенды» из «Призрака Цусимы». Еще поглядываю на World of Warcraft, но пока не придумал, как поудобнее адаптировать его управление — с клавиатуры мне не очень подойдет.

Специальные настройки доступности мне почти не нужны, до недавнего времени я вовсе обходился без них. Либо решал все упорством и превозмогал трудные места, либо понимал, что играть не получается, выключал игру и просто двигался дальше.

Но когда я осознал все возможности специальных настроек и стал обращать на них внимание, жить стало значительно проще.

Очень полезна простая возможность использовать в игре на ПК геймпад вместо клавиатуры. Порой выручает функция переназначения кнопок, очень радуют настройки QTE — чтобы их можно было упростить или выключить совсем.

А, например, в Hades стало гораздо проще играть с модификацией, которая отключает урон от ловушек — это минус одна угроза. Требования к реакции и скорости снижаются, и следить приходится только за врагами. Не сказал бы, что это незаменимая опция, но явно удобная.

Еще почти во всех шутерах есть помощь в прицеливании, которая сама немного доводит оружие до врага, если криво прицелился. Сложность и вызов при этом не пропадают, но игра становится приятнее. А в играх с открытым миром иногда встречается автопуть — при включении этой опции персонаж сам добирается до цели, что упрощает навигацию и экономит время. Но это совсем редкость.

Из проектов с действительно хорошей доступностью сразу вспоминается The Last of Us Part II. В этой игре настроек очень-очень много: от помощи в прицеливании и упрощенных QTE до автоматического сбора ресурсов и специального маркера, который указывает нужное направление. Жаль, что эта игра — пока единичный случай настолько скрупулезного подхода к стопроцентной доступности.

На чем удобнее играть и почему. У разных игровых платформ в плане доступности есть свои нюансы, плюсы и минусы.

Так, у Microsoft есть адаптивный контроллер для Xbox. Сам я его не проверял, но потенциально он может пригодиться людям с проблемной моторикой. PlayStation 5 может похвастаться объемным звуком, подробной вибрацией контроллера и озвученным интерфейсом. На ПК же есть экранный диктор, много горячих клавиш, переназначение кнопок и те же модификации, которые улучшают доступность. А вот у Nintendo Switch вроде бы почти ничего нет.

Я понимаю, что у меня еще не самый тяжелый случай заболевания, и некоторым другим игрокам настройки доступности могут быть гораздо нужнее. Но еще я понимаю, что идея доступности видеоигр пока не очень популярна — многие в принципе не знают, что это, как и зачем. А разработчики игр не видят какого-то резонанса, поэтому и сами редко занимаются специальными настройками. Ну а зачем им? Их игры и так охотно покупают.

Очень важно говорить о том, что люди с инвалидностью тоже играют в игры. Тогда появится надежда, что пример не станет единичным и привлечет внимание к проблеме.

Как ко мне относятся другие геймеры. С каким-то агрессивным отношением к себе я пока не встречался. Максимум — иногда напарники в Call of Duty перестают меня поднимать, когда я в сотый раз погибаю от укуса зомби. Но о самой проблеме буллинга знаю и понимаю, что не застрахован от подобного.

Для успеха явно недостаточно просто включить стрим и сказать: «Смотрите, как могу»

Аватар автора

Виктор Фокс

любит Elite Dangerous

У меня с рождения диагностировали ДЦП, который сильнее всего поразил область от рук до шеи. Поэтому я не могу использовать многие устройства так, как другие привыкли. Мне всегда приходилось искать альтернативный подход.

Когда-то семья предложила мне попробовать освоить видеоигры при помощи ног: их я контролирую достаточно неплохо. Сейчас, спустя очень много лет, уже не осталось недоступных для меня виртуальных миров. Электронные развлечения и другие технологии стали моим окном в мир, помогли социализироваться и достигнуть в жизни приятных результатов.

Как я начал играть. Началось все с Sega Mega Drive, которую мне подарил отец и полностью изменил этим подарком мою жизнь. Сам я играл на ней не так уж и много — чаще смотрел, как играют другие, а самостоятельно покорять видеоигры принялся уже на других платформах.

Первой была PlayStation — на ней было несколько игр, в которых я пропадал достаточно надолго. А потом появился ПК — и с того момента, как мне поддалась мышь, ограничений в выборе игр практически не осталось.

Во что и на чем я играю. Я до сих пор иногда сталкиваюсь с неудобными играми. Чаще всего это хардкорные платформеры или ураганные PvP-шутеры, требовательные к реакции.

Еще сложно даются игры с управлением на манер World of Tanks — когда нужно одновременно с движением мыши нажимать кнопки, которые отвечают за перемещение.

С полетами на мышке тоже есть проблемы, хотя я очень люблю виртуальное пилотирование. В проектах, где можно летать только на клавиатуре, у меня все получается достаточно успешно. Настолько, что одни из моих самых любимых игр — серия Ace Combat и космический симулятор Elite Dangerous.

Вот привычная для меня раскладка клавиатуры
Вот привычная для меня раскладка клавиатуры

Я никогда не интересовался какими-то специальными режимами, устройствами или настройками, которые делают игры проще. Но они появились относительно недавно и встречаются редко. Так что, думаю, у доступности еще все впереди.

Хотя дополнительные опции в Control и Far Cry 6 уже сейчас приятно удивляют. Еще выделю гибкие настройки управления в Elite Dangerous и Grand Theft Auto V, где действительно все можно настроить для комфортного игрового процесса. Хотя удобство классического управления из GTA III, Vice City и San Andreas я все равно вспоминаю с особой теплотой.

Из нерешенных проблем еще остается игровое управление осями — это мышь и стики геймпадов. Для многих людей с ограниченными возможностями здоровья эти устройства все-таки довольно сложные. Возможно, решение нужно искать в мобильных играх, заточенных под сенсорное управление. Применить подобное в полноценных проектах сложно, но, кажется, тут есть над чем подумать.

Как-то мне чудесным образом выпал шанс ознакомиться с Xbox Adaptive Controller. Не могу назвать его полностью бесполезным, но я им пользоваться не смог. Думаю, что люди, которые его проектировали и создавали, гораздо лучше понимали, для чего они это делали. Уверен, что многим Adaptive Controller помог приобщиться к играм и найти новые знакомства.

Как ко мне относятся другие геймеры. Я искренне считаю, что видеоигры — это отличное место для общения. Причем не только для игроков, которые не могут общаться в реальности, но и просто для неуверенных в себе людей.

С одной стороны, виртуальные миры позволяют быть кем угодно, независимо от возраста и физических ограничений. С другой — сегодня все немного сложнее, чем лет 15 назад. Общение в играх стало динамичнее, игроки вечно спешат, игры меняются вслед за ними, а стабильные для общения форумы и MMORPG вымирают. Чтобы сегодня влиться в интернет-общение, обычно нужно запастись терпением.

В сети еще немало адекватных сообществ, но хватает и геймерской токсичности — это не просто пугающий заголовок из желтой прессы.

Общение в играх может изменить жизнь к лучшему, помочь преодолеть лишения и проблемы. Но с ним нужно быть очень осторожным.

Тут даже посоветовать что-то сложно. Просто нужно искать подходящих людей и не воспринимать виртуальный негатив близко к сердцу.

До меня, правда, эта токсичность практически не добиралась. Во-первых, многие годы никто не знал о том, как именно мне выпало управлять ПК. Во-вторых, я всегда стараюсь выбирать такие игры, в которых мои особенности не помешают играть хотя бы на среднем уровне.

Что касается простой агрессии на стримах или в чатах, то пережить его помогает многолетняя закалка в Lineage II. Возраст и невероятное количество клановых войн, разборок между игроками в мире «Линейки» позволяют мне с улыбкой смотреть на подобное.

Геймплей Overwatch с моего канала на «Твиче»

Видеоигры могут стать для маломобильного игрока и способом заработка. Но тут я не могу давать какую-то конкретную оценку: все это очень индивидуально и зависит от того, насколько человек социально развит, какие у него физические особенности, навыки, насколько он разбирается в играх. От наличия мощного железа, в конце концов.

Нужно понимать, что основная масса зрителей приходит на «Твич» и «Ютуб» отдыхать и общаться, а не вникать в проблемы и сложности незнакомого человека. Поэтому, чтобы удержать аудиторию, нужно в первую очередь делать качественный контент, быть харизматичной личностью и только потом — человеком с ограниченными возможностями здоровья.

Я не могу продумать и представить все возможные случаи и ситуации, но для успеха явно недостаточно просто включить стрим и сказать: «Смотрите, как могу».

Кто помогает геймерам с инвалидностью

В России нет благотворительных фондов, которые помогали бы только геймерам с инвалидностью. Есть те, что помогают незрячим, неслышащим или людям с физической инвалидностью. Или всем вместе.

В 2020 году региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» запустила проект «Гейминг для всех». Его цель — помочь людям с разными видами инвалидности комфортно играть на компьютере.

В проекте удалось собрать 200 000 ₽ — на них НКО закупила 20 комплектов игрового оборудования в семьи с детьми с инвалидностью, реабилитационные центры и общественные организации. Туда вошли Xbox Adaptive Controller, набор дополнительных аксессуаров Logitech Adaptive Kit, игровая консоль Xbox и подписка на игры Xbox Game Pass.

До 30 ноября НКО вместе с Федерацией киберспорта набирает группу для занятий киберспортом среди людей с инвалидностью любого возраста. Участников ждут кибертренировки вместе с профессиональными киберспортсменами и соревнования. Для участия необходимо заполнить заявку.

Как помочь геймерам с инвалидностью

Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» развивает инклюзивное общество в России с 1997 года, в том числе помогая геймерам с инвалидностью. Вы можете поддержать работу НКО и оформить регулярное пожертвование в ее пользу. Это можно сделать:

Дарья Кулагина-КравчукПредставьте себя на месте разработчика видеоигры — как бы вы попытались сделать свой проект доступнее?