Московский музей «Гараж», приостановивший работу в 2022 году, вернулся с новым проектом «Открытое хранение. Пролог».
В стенах музея в Парке Горького снова появились экспонаты, но не как постоянная экспозиция или временная выставка. «Открытое хранение. Пролог» — эксперимент и первый публичный показ коллекции «Гаража», которая формировалась с 2012 года.
Архивы тайного общества Flower Power, ироничные приказы «Чемпионов мира», выставка квартирного искусства и VR-перевоплощение в птицу — малая часть произведений российских художников 1980—2020-х годов, которые можно увидеть в «Гараже» до 15 сентября.
Расскажу, почему это событие нельзя пропустить и на какие работы стоит обратить особое внимание.
Проект «Открытое хранение. Пролог»
Кому понравится: фанатам совриска и желающим увидеть запасники музея
Адрес: Крымский Вал, 9, стр. 32
Даты проведения: до 15 сентября
Часы работы: с 11:00 до 22:00
Цена билета: 600 ₽
Открытая для всех коллекция «Гаража»
Обычно музеи не имеют возможности демонстрировать свои коллекции целиком — из-за переизбытка объектов и нестандартного формата многих из них. Приходится выбирать, что и как показывать публике, при этом мучительный процесс выбора и огромная работа команды музея чаще всего остаются незамеченными.
«Гараж» решил поделиться своими архивами и показать коллекцию российского современного искусства, над которой он работает с 2012 года. Для этого сотрудники музея выбрали форму открытого хранения — с историческими и свежими артефактами в экспозиции. Например, работу Игоря Самолета «Угол наклона» «Гараж» купил у галереи XL за месяц до открытия проекта.
Отсутствие куратора
В «Открытом хранении» нет места кураторской интерпретации: каждый экспонат выставлен в том виде, в каком его задумал автор, без искусственных контекстов. Задача «Гаража» — раскрыть все важное, интересное и недоступное зрителям. Например, произведения с двойным назначением, которые одновременно и исторический документ и арт-объект: эскизы, видеофрагменты акций, афиши, дневники художников и другие авторские высказывания.
В названии проекта не зря присутствует слово «Пролог»: это намек на продолжение истории и смену экспозиции. На глазах посетителей будет формироваться новое собрание современного искусства «Гаража».
Архитектура экспозиции
Желание поэкспериментировать с развеской натолкнуло команду музея к необычному решению: стилизовать залы под хранилище. В результате появилась система из желтых металлических перекрытий, с помощью которой можно закреплять работы разного размера. А также «комнаты» из ОСБ-панелей, из которых обычно делают ящики для транспортировки экспонатов.
Кроме архитектурных приемов тему хранилища продолжает экспозиция — в виде документальных материалов, музейных даров и работ, выкупленных или созданных специально для проекта. Также в «Открытом хранении» представлены авторы, которые работают с темой архива как с художественным методом. Например, каталоги акций Миши Ле Женя и пятитомники группы «Коллективные действия».
Чем заняться на «Открытом хранении»
Если вы тоже ждали возвращения «Гаража», точно не заскучаете. В рамках проекта можно послушать «первую киберпанк-рок-группу» на компьютере 386DX, превратиться в птицу с помощью крыльев-джойстиков и полетать над топями, проникнуть в архив тайного общества и проследить за пополнением музейной коллекции.
Расскажу на примере пяти работ, как можно взаимодействовать с архивными объектами:
📝 Почитать приказы группы «Чемпионы мира», 1987. В конце 1980-х четверо художников объединились в арт-группу и придумали кредо: «Творим как живем и живем как творим». Их суперсилой стала ирония, а главной темой творческой практики — стеб над советской действительностью и подпольным искусством. Больше всего доставалось бессмысленным гособъединениям и московским концептуалистам за чересчур заумные практики.
Приказы «Чемпионов мира» — это подробное техническое задание, которые участники группы давали друг другу перед созданием картин, — еще один укол художникам, работающим по госзаказам. В приказах, набранных на печатной машинке, можно прочитать сюжет и размер произведения, цветовую палитру и количество материалов для исполнения.
🪑 Вычислить владельца «Дневника неизвестного человека» Ильгизара Хасанова, 2024. Инсталляция в виде стеклянной комнаты строится вокруг добытого на блошином рынке дневника. На полувыцветших самодельных страницах — однообразное описание непримечательных дней простого советского гражданина с 1956 по 1965 годы. Записи больше похожи на отчет: с описанием погоды, количеством выпитого и съеденного, датой или событием.
Ощущение присутствия при полном отсутствии создают аутентичные атрибуты неизвестного: потертая куртка, чернильница, табурет с папиросами «Север» и следы скромного перекуса винегретом.
🎣 Разгадать ребусы Игоря Макаревича и Елены Елагиной с «Закрытой рыбной выставки», 1990—1998. Поводом для проекта послужил случайно найденный каталог выставки 1935 года — без иллюстраций, но со списком произведений на тему рыбной промышленности. Следующим этапом стала реконструкция: концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина задумались, как бы выглядели работы той экспозиции.
Сейчас в «Гараже» представлен крупный фрагмент «Закрытой рыбной выставки»: 24 предмета, среди которых части инсталляции, коллажи, реди-мейды и портреты рабочих оранжерейного комбината № 1. Можно присоединиться к фантазиям художников и поразглядывать объекты-высказывания — от «Портрета рулевого» до панно-ребуса «Рис-Унок» из риса.
🗃 Вдохновиться на перформанс, изучив каталоги акций Миши Ле Женя, 1993—2007. У архитектора по образованию и перформера по призванию интересная творческая биография. Миша Ле Жень создавал картины, используя движение Земли и авторский летательный аппарат Леплан, ходил по облаку брызг от напора воды во время акции «Фонтан», нырял под красный таз в немецком замке Бальморал и занимался айс-дайвингом.
Всего художник провел более 60 акций — часть из них расписана в восьми томах «Каталогов акций» и запечатлена в фото- и видеохронике. Благодаря открытой коллекции «Гаража» можно подробно изучить работы Миши и посмотреть забавно смонтированный ролик с воздушным шариком и пеной для бритья.
🍃 Присоединиться к «Поездкам за город» группы «Коллективные действия», 1980—1989. Отдельный зал «Открытого хранения» посвящен такому феномену творческого высказывания, как книга художника . Обычно прочитать ее содержимое возможно лишь в двух случаях: если вам повезло обладать книгой или если вам разрешили взглянуть на нее из рук владельца.
Сейчас в «Гараже» можно увидеть пятитомник «Поездок за город» об акциях легендарных московских концептуалистов в Подмосковье. Задержитесь у стендов подольше, чтобы полистать точные копии книг с машинописными текстами, посмотреть схемы проведения перформансов, послушать аудио- и видеофрагменты, отыскать на снимках Илью Кабакова и прочесть впечатления участников «Коллективных действий» от арт-выездов.
Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod