В марте 2021 года я приехал на четыре дня в Каир и как будто побывал в четырех разных эпохах.
Я посмотрел на пирамиды в Гизе, полюбовался на остатки римской крепости Вавилон, прогулялся вдоль средневекового акведука и съездил в Город мусорщиков. Это трущобный район, где живет гильдия сборщиков мусора — заббалинов.
Больше всего меня впечатлили гробницы фараонов, но Город мусорщиков тоже занял важное место в воспоминаниях, особенно монастырь Симеона Дубильщика, который там находится. Поразительно, как могут соседствовать неопрятные трущобы и чистенький храм колоссальных размеров. Расскажу, как туда добраться, что можно увидеть и как себя вести, чтобы не влипнуть в неприятности.
Что за место
Город мусорщиков расположен на холме Мокаттам, чуть восточнее Каирской цитадели — крепости 12 века, известной достопримечательности. Его обитатели, заббалины, собирают мусор со всего Каира и сортируют его. Выбирают материалы, которые можно продать — металл, ткани, пластик, картон и другие, — а пищевые отходы скармливают свиньям. Для местных это такой бизнес и зачастую единственный источник дохода.
Тюки с мусором громоздятся на улицах, во дворах, некоторые лежат в квартирах и на крышах. При сортировке мусора жители района не пользуются перчатками, из-за чего страдают от разных неприятных болезней. Дети участвуют в семейном деле наравне со взрослыми.
Туристы приезжают туда ради возможности посмотреть на быт, как им кажется, бедных людей и в погоне за острыми ощущениями. С такой же мотивацией посещают фавелы в Рио-де-Жанейро и бедные пригороды Кейптауна. Многие, как и я, хотят увидеть храмовый комплекс.
Город мусорщиков появился в 1969 году — тогда городская администрация постановила всем сборщикам отходов заниматься переработкой в одном месте. К 1987 году его население доросло до 15 тысяч человек, а сейчас — около 30—40 тысяч. Изначально люди ютились в домиках из жести с тростниковой крышей, а сегодня квартал заставлен кирпичными многоэтажками. Когда-то они возили отходы на тележке с ослом, теперь — на грузовичках.
Город мусорщиков считают опасным местом для туристов. Например, в январе 2022 года местный житель избил российского блогера Арсения Котова. Но если соблюдать определенные правила, визит туда обойдется без происшествий.
Важно понимать, что население в районах вроде Города мусорщиков малограмотное, с сильной приверженностью традициям. Их может разозлить, если вы без разрешения будете фотографировать трущобы, их самих или родственников, то есть лезть в личную жизнь. Это и произошло с блогером: житель Города мусорщиков посчитал, что путешественник снимает на фотоаппарат его жену, и набросился на него с кулаками.
Как я посмотрел Город мусорщиков
Целью моего визита был монастырь Симеона Дубильщика. Я не собирался брести к нему пешком: меня не привлекает эстетика подобных нецивилизованных районов. Да и улицы там запутанные, с массой тупиков, на «Гугл-карты» и Maps.me рассчитывать нельзя. В общем, я не хотел зря терять время, по пути «наслаждаясь» запахом мусора изо всех уголков Каира.
В то же время я не опасался, что во время возможной пешей прогулки на меня кто-то нападет, разве что дети камнем кинут, как произошло со мной в Карнаке. Египтяне запомнились мне как исключительно миролюбивые люди, которые не проявляют враждебности к туристам.
Я знал, что в Городе мусорщиков узкие улочки, и машине там протиснуться трудно. Сами заббалины используют маленькие грузовики и тук-туки. Поэтому я поехал из центра Каира на «Убере» к западной границе квартала, вышел на улице Kobri Al Ebageah (El-Nasr Rd), если мне не изменяет память, где-то рядом с Ibn Masaud Private School. Поездка обошлась в 32 EGP (146 ₽).
Квартал встретил меня помойкой прямо на входе. Возникло ощущение, что оказался на загородной свалке, а не в двух шагах от Каирской цитадели. Тут же толклись несколько водителей тук-туков. Видимо, они уже привыкли, что путешественники высаживаются на границе квартала.
Я показал изображение монастыря на смартфоне первому попавшемуся водителю тук-тука, затем написал цену: 15 EGP (69 ₽). Заббалины не знают английского языка, но понимают арабские цифры, которые используем мы, а не только свои индо-арабские. Водитель кивнул, я залез в тук-тук, и мы покатили вверх по склону холма.
Очень выручила антиковидная маска, из-за запахов снимать ее тут совсем не хотелось. Мне повезло, что приехал в начале весны. Должно быть, в жаркий период года вонь от разлагающихся отходов стоит вселенская. Советую ехать туда зимой или в марте.
По пути я насмотрелся с тук-тука на обшарпанные здания, лужи, тюки и мешки с мусором, жмущиеся к стенам. Встречались и симпатичные разноцветные домики. Улицы тут еще уже, чем в остальном Каире, и переполнены транспортом. Теснота и серость — главные характеристики Города мусорщиков. Жители не обращали на меня внимания, они не выглядели приветливыми или злыми, им просто было все равно. Других туристов я не встретил. Окрестности я фотографировал незаметно для окружающих, чтобы никого не разозлить.
А вот на территории монастыря Симеона Дубильщика снимать на телефон можно без опаски. После Города мусорщиков будто попадаешь в другой мир. Там просторно, мало людей, красиво, есть лавочки под навесами.
Монастырь обслуживает прихожан из Города мусорщиков. Большинство заббалинов — копты, приверженцы местной православной церкви. Монастырь может разом вместить до 20 тысяч верующих, что делает его самым крупным христианским храмом на Ближнем Востоке.
Симеона Дубильщика еще именуют Кожевником и Сапожником — в Средневековье три эти профессии составляли одну. Симеон, коптский святой, жил в 10 веке. По легенде, халиф аль-Муизз Лидиниллах, правитель Фатимидского халифата, в состав которого тогда входил Египет, выдвинул коптам ультиматум. Они должны были доказать, что их религия чего-то стоит, а именно — силой веры сдвинуть холм Мокаттам. В противном случае мусульмане бы их перебили, заставили эмигрировать или принять ислам. Совершить чудо и переместить гору удалось праведному Симеону.
В Средневековье на холме Мокаттам никто не жил, кроме христианских отшельников в пещерах. Первую церковь там построили в 1974 году. Из сооружений в составе комплекса наиболее интересен кафедральный храм Девы Марии и Святого Симеона Дубильщика, работающий с 1994 года. Он представляет собой амфитеатр под открытым небом, причем его нижние ступени уходят глубоко в пещеру.
В другой просторной пещере находятся церковь Святого Марка и холл Святого Симеона Дубильщика. У меня было мало времени, и я туда не попал, исследовал только храм-амфитеатр. Он совершенно не похож на православные церкви в России. Изображения на стенах веселые или, по крайней мере, добрые, в отличие от суровых отечественных святых. Мне показалось, что в религии коптов больше связи с реальным миром и меньше мученичества. Пещерный храм, где крышей служит небо, — яркое тому подтверждение.
Я примерно час ходил по территории монастыря и изучал библейские сцены, высеченные на отвесных скалах. За это время ко мне не проявили интереса ни охранники, ни священнослужители. Вход в кафедральный храм открыт для всех.
Немаловажный вопрос: как оттуда уехать? Водители «Убера» не принимают заказы у монастыря Симеона Дубильщика. Видимо, хорошо осознают, как долго им придется протискиваться через трущобы. Выход — снова обратиться к местным и попросить вывезти вас за границу района. На входе в Город мусорщиков обязательно сфотографируйте окрестности, чтобы водитель тук-тука по картинке понял, куда вас доставить. Я быстро нашел водителя, однако не мог ему втолковать, чего хочу, так как фото не сделал. На помощь пришел копт, немного понимавший по-английски.
В итоге за обратный путь я заплатил 10 EGP (46 ₽), а за такси в центр — еще 40 EGP (183 ₽). Таким образом, вся поездка стоила мне 97 EGP (443 ₽). Мелочь на фоне того, что просят гиды за экскурсию в Город мусорщиков, — 7660 ₽.
Что в итоге
Посетить Город мусорщиков определенно стоит. Храмовый комплекс Симеона Дубильщика достоин неспешной прогулки. Я непременно вернусь туда, как только представится возможность, чтобы посмотреть на церковь Святого Марка и холл Симеона Дубильщика.
Трущобы всех городов мира похожи — это нищета, антисанитария, унылые дома. На мой взгляд, ехать ради этого туда точно не нужно. Но если в бедном квартале есть какая-то изюминка, как величественный монастырь в Городе мусорщиков или разрисованные башни-градирни в районе Соуэто в Йоханнесбурге, то поездка приобретает смысл.