God of War: стоит ли играть в старые части про Древнюю Грецию для PS2, PS3 и PSP
Поп-культура
5K
Кадр — Sony Interactive Entertainment

God of War: стоит ли играть в старые части про Древнюю Грецию для PS2, PS3 и PSP

8
Аватар автора

Джамиль Махмутов

отомстил всем богам

Страница автора

God of War — одна из главных франшиз PlayStation.

За двадцать лет серия успела завершиться, прошла через успешный перезапуск и даже сменила жанр. Но это по-прежнему жестокие экшены о спартанском воине Кратосе, который противостоит могущественным богам.

После выхода перезапуска 2018 года о старых частях вспоминают редко. Даже сама Sony решила не выпускать переиздания первых двух игр, ограничившись лишь ремастером God of War 3. Хотя в древнегреческую сагу вполне можно поиграть даже сейчас.

В этом материале я расскажу, что нужно знать о старых частях God of War, почему серия снискала популярность, в каком порядке лучше всего проходить тайтлы и на каких платформах это можно сделать.

Что за древнегреческая сага God of War

Даты выхода: с 2005 по 2013 год
Жанр: экшен
Платформы: PlayStation 2, 3, 4 и 5, PSP, PS Vita, Java
Режимы игры: одиночный, мультиплеер
Издатель: Sony Interactive Entertainment
Разработчики: Santa Monica Studio, Ready at Dawn, Javaground, SOE Los Angeles
Кому понравится: фанатам жестоких экшенов и любителям древнегреческих мифов
Игры, похожие на God of War: Dante’s Inferno, Darksiders, X-Men Origins: Wolverine, Star Wars: The Force Unleashed
Примерная продолжительность: 37 часов на прохождение всех частей древнегреческой саги
Перевод: есть субтитры на русском языке
Подробнее: на сайте игры

Краткая история франшизы

God of War разработала Santa Monica Studio из Лос-Анджелеса. До этого компания в 2001 году выпустила аркадную гонку Kinetica для PS2. Игра оказалась коммерчески успешной, и Santa Monica Studio взялась за свой второй проект — на этот раз в жанре экшена.

Создатель серии God of War — гейм-дизайнер Дэвид Яффе. В начале 2000-х он вдохновился слэшером Onimusha: Warlords от Capcom и захотел сделать нечто похожее, но с совершенно другой тематикой. Его сразу же привлекла идея экшена в сеттинге Древней Греции, так как он редко встречался в других играх. При этом Santa Monica Studio не гналась за исторической достоверностью, а взяла лишь самые узнаваемые аспекты древнегреческой мифологии вроде известных богов и существ.

Оригинальная God of War вышла в 2005 году на PlayStation 2. В ходе разработки авторам пришлось отказаться от некоторых механик — например, возможности летать по уровням. А еще авторы хотели, чтобы у Кратоса был напарник в виде маленького ребенка или пса.

Первая God of War получила высокие оценки от прессы и завоевала несколько наград «Игра года». На сиквел Santa Monica Studio намекнула еще в бонусных материалах к первой части: после прохождения на максимальной сложности игра показывала номер телефона. Когда игроки звонили по нему, они слышали Кратоса. Протагонист говорил звонящему, что им предстоит «встретиться еще раз».

Сейчас за развитие франшизы отвечает Кори Барлог, который был гейм-директором God of War 2 и перезапуска 2018 года. Барлог также выступил творческим руководителем Ragnarök наряду с гейм-директором Эриком Уильямсом. О нынешнем проекте Барлога известно немного. Сам он намекал, что события его следующей игры могут развернуться в космосе.

Сейчас God of War насчитывает шесть номерных частей и три спин-оффа. В производстве также находится сериал от Amazon, но подробностей о нем пока не так много. Известно лишь, что шоураннерами выступают авторы сериала «Пространство» Марк Фергус и Хоук Остби.

О чем старые части God of War

События всех классических God of War разворачиваются в Древней Греции, которую кроме обычных смертных населяют олимпийские боги, титаны и монстры вроде кентавров и циклопов. Главный герой — жестокий капитан спартанской армии Кратос, победивший во многих битвах.

В ходе крупного сражения с варварами армия Кратоса терпит поражение, а сам герой оказывается на грани смерти. В этот момент Кратос обращается к богу войны Аресу и клянется служить ему до конца своих дней, если тот спасет его солдат и даст силы для уничтожения врага.

Арес соглашается, и спартанский воин становится его слугой. Кратос получает от бога войны парные Клинки Хаоса на цепях, которые впиваются в предплечья героя. Оружие символизирует его вечную клятву Аресу. С помощью клинков Кратос обезглавливает короля варваров и с этого момента становится правой рукой бога войны. Герой участвует во всех конфликтах, которые начинает Арес.

Во время очередной резни Кратос проникает в деревню, где его обманом заставляют убить свою жену и дочь. Арес надеялся, что таким образом Кратос лишится человеческих слабостей и станет совершенным воином. Но спартанца поглощает гнев, и он дает клятву убить своего покровителя. Герою на помощь приходят другие олимпийские боги, включая Зевса. Они понимают, что Арес выходит из-под контроля. В обмен на это боги обещают простить Кратосу все грехи и избавить его от страданий.

В целом вся оригинальная трилогия God of War посвящена мести Кратоса олимпийским богам. А спин-оффы выступают приквелами, которые расширяют вселенную и проливают свет на ранее неизвестные события. Например, Ghost of Sparta рассказывает о попытках Кратоса отыскать родного брата Деймоса, с которым его разлучили еще в детстве.

Как связаны игры древнегреческой саги и в каком порядке их проходить

Трилогия God of War для PS2 и PS3. Первые три игры в серии тесно связаны друг с другом, и каждая последующая продолжает события предыдущей.

God of War: Ascension для PS3. Приквел ко всей франшизе, события которого происходят за 10 лет до начала первой части.

God of War: Chains of Olympus для PSP. Еще один приквел, рассказывающий о службе Кратоса олимпийским богам. Действие разворачивается за пять лет до начала оригинальной God of War.

God of War: Betrayal для Java. Единственная мобильная игра в серии. В ней Кратос противостоит вестнику олимпийских богов Керику.

God of War: Ghost of Sparta для PSP. Последний на данный момент спин-офф. Игра рассказывает о похождениях бога войны Кратоса после финала первой части и до начала второй.

Таким образом, у вас есть два способа пройти классические части God of War: в хронологическом порядке или по дате выхода.

⏳ Так это будет выглядеть в хронологическом порядке:

  1. God of War: Ascension.
  2. God of War: Chains of Olympus.
  3. God of War (2005).
  4. God of War: Ghost of Sparta.
  5. God of War: Betrayal.
  6. God of War 2.
  7. God of War 3.

🗓️ А так — в порядке выхода:

  1. God of War (2005).
  2. God of War 2.
  3. God of War: Betrayal.
  4. God of War: Chains of Olympus.
  5. God of War 3.
  6. God of War: Ghost of Sparta.
  7. God of War: Ascension.

Я рекомендую проходить God of War в порядке выхода: так вы сможете отследить эволюцию франшизы на протяжении нескольких поколений консолей. А каждая следующая игра будет развивать идеи прошлых частей. В хронологическом порядке прохождения не так много смысла: сюжет в God of War не такой уж запутанный и вы в любом случае поймете, в чем суть центрального конфликта.

Почему God of War стала такой популярной

У God of War необычный сеттинг. Игр по древнегреческой мифологии не так много. С ходу вспоминаются лишь Age of Mythology и Titan Quest, а из недавних — Assassin’s Creed Odyssey. При этом авторы God of War выбрали самые яркие мотивы и популярных персонажей древнегреческой мифологии. Поэтому при прохождении постоянно подмечаешь знакомых олимпийских богов и узнаешь монстров.

Игры серии впечатляют размахом. В каждой God of War происходят события колоссальных масштабов. Кратос сталкивается с могущественными существами, и сражения с ними — это всегда нечто грандиозное. Например, в сиквеле он отправляется в прошлое и меняет свою судьбу, а в третьей части есть эпизод, в котором Кратос ползает по телу огромного титана Кроноса и постепенно наносит ему серьезные увечья.

В играх серии не заскучаешь. Классические God of War — это линейные слэшеры с фиксированной камерой, в которых герой сталкивается с десятками врагов одновременно. По мере прохождения он открывает новые умения и комбо, поэтому сражения с каждым разом становятся комплекснее. Например, в первой части Кратос получает умения олимпийских богов вроде призыва армии мертвецов Аида и создания электрических снарядов Зевса. А между боями есть сегменты с платформингом, где нужно много прыгать, лазать по уступам и избегать ловушек.

В God of War есть и головоломки. Они не слишком сложные, но все равно хорошо развлекают. Как правило, пазлы сводятся к передвижению ящиков и переключению рычагов, но есть и необычные ситуации. Например, в God of War 2 нужно прочитать текст на чужом языке. Для этого вы должны замедлять время и спасать переводчика, который пытается броситься со скалы.

Чуть ли не каждая игра в серии была технологическим прорывом. Оригинальная God of War вышла на пике популярности PS2. Она впечатляла эпическими боями с огромными монстрами и просторными уровнями с кучей разрушаемых объектов и проработанными декорациями.

God of War 2 появилась в 2007 году, на самом закате PS2. Тогда уже вовсю продавалась PS3. Сиквел экшена раскрывал все возможности старой консоли: сражения стали еще масштабнее, а уровни и декорации — больше и разнообразнее. God of War 2 проходилась на одном дыхании: в игре не было деления на уровни, а авторы умело маскировали загрузки.

Следующий прорыв случился в 2010 году, с релизом God of War 3 на PS3. Santa Monica Studio в очередной раз повысила градус эпичности. На этот раз у студии не было прежних ограничений по железу, поэтому третья часть впечатляла еще и реалистичными моделями персонажей и передовой на тот момент лицевой анимацией. А во время схваток Кратосу одновременно могли противостоять несколько десятков монстров. Больше, чем в какой-либо из прошлых частей.

God of War: Ascension была не такой прорывной, но все равно выделялась на фоне других экшенов тех лет — как минимум актерской игрой и режиссурой экшен-сцен. Ascension доказала, что старая PS3 все еще может выдавать хорошую картинку с впечатляющим освещением.

Что нужно знать об основных частях серии

God of War. В первой игре серии Кратос заканчивает свою десятилетнюю службу богам. В обмен на это олимпийцы обещали избавить спартанца от мучений из-за убийства жены и дочери. Но перед искуплением Кратос должен убить Ареса — бога войны, который ополчился против своих родственников. Обычный смертный не может просто так убить бога, поэтому Кратос отправляется на поиски Ящика Пандоры. Только при помощи этого древнего артефакта спартанец сможет противостоять самому богу войны.

За почти 20 лет графика оригинальной God of War заметно устарела, но геймплейно это все еще отличный слэшер, в котором грамотно выстроен баланс между сражениями и головоломками. Хотя будьте готовы застрять на некоторых эпизодах с платформингом: они тут не очень хорошо продуманы.

God of War 2. Амбициозный сиквел о Кратосе, который примеряет на себя роль бога войны. Другие олимпийцы недовольны его действиями, поэтому решают свергнуть героя. Зевс убивает Кратоса и отправляет его в подземное царство Аида. К лишенному сил герою на помощь приходит богиня Земли Гея, которая буквально вытаскивает его из ада. Она поручает Кратосу отыскать Сестер Судьбы — только благодаря им герой сможет отправиться в прошлое и отомстить Зевсу.

God of War 2 смело можно назвать одной из лучших игр в серии. События тут происходят по всей Древней Греции и даже за ее пределами, а декорации постоянно меняются. Вот мы проносимся по миру на гарпиях, затем оказываемся в болотистом лесу, а через полчаса сражаемся с Персеем в красивом храме.

Боссов в God of War 2 в четыре раза больше, чем в первой части. Головоломок стало чуть меньше, зато каждая сопровождается какой-нибудь новой механикой. Например, где-то нужно находить трупы и класть их на платформы, а где-то — замедлять время и быстро преодолевать препятствия.

God of War 3. Эпическое завершение трилогии, в котором Кратос бросает вызов всем древнегреческим богам. Третья часть во многом повторяет идеи сиквела, но теперь уже без ограничений устаревшей PS2. Врагов в God of War 3 стало заметно больше, но вместе с этим вырос и арсенал Кратоса. Теперь он владеет не только своими фирменными клинками на цепях, но и оружием павших врагов — например, кастетами Геракла и когтями Аида.

God of War 3 — бесспорно, самая масштабная и впечатляющая визуально игра трилогии. Но по части разнообразия уровней и геймплейных ситуаций она все же недотягивает до эталонной второй части.

God of War: Ascension. Приквел ко всей серии, который стартует вскоре после того, как Арес обманом заставляет Кратоса убить жену и дочь. Спартанец отрекается от бога войны и тем самым нарушает священную клятву служить ему до конца своих дней. За это он оказывается в заточении у богинь мести, которые подвергают его пыткам.

В Ascension нелинейное повествование. Во флешбэках мы узнаем о том, как Кратос бежал от богинь мести, а в настоящем — как он пытается разорвать узы с Аресом, чтобы больше никогда не служить ему.

Приквел примечателен тем, что тут у Кратоса впервые в серии появляется полноценный напарник в лице полубога Оркоса, хранителя клятв и сына одного из богинь мести.

Над Ascension работала другая команда внутри Santa Monica Studio, и это чувствуется. Сражения тут не такие изобретательные, и чаще всего мы просто наблюдаем за тем, как гигантские монстры крушат все вокруг. Бои стали медленнее, а вместо уникальных видов оружия Кратос просто открывает стихийный урон для своих клинков. Из-за этого герой выглядит слабее, чем в третьей части.

Но интересные идеи все же есть. Например, Кратос может поднимать оружие врагов вроде клинков, копий и щитов, которые ломаются спустя какое-то время. А без вспомогательного оружия герой способен бить врагов кулаками и ногами. Нечто похожее потом реализовали в God of War 2018 года.

Интересных головоломок в Ascension стало меньше, чем в прошлых частях. Вместо них тут много простейших сегментов со скалолазанием прямиком из Uncharted. В God of War такое смотрится немного неуместно, ведь в прошлых частях были эпизоды с платформингом, в которых действительно проверяли навыки игрока.

Специально для Ascension студия также разработала мультиплеер, где игроки сражались друг с другом на небольших картах. Но особой популярности режим не снискал. Сейчас в мультиплеер Ascension вряд ли кто-то играет, хотя официально серверы игры не отключали.

Ascension — темная лошадка серии God of War. Во многом из-за того, что она вышла на PS3, на закате седьмого поколения, а переиздания для PS4 не было. Поэтому даже преданные фанаты серии пропустили эту часть. Но если у вас есть возможность, поиграть в нее все же стоит. Это зрелищный приключенческий экшен на пару вечеров с неплохим сюжетом.

Стоит ли играть в спин-оффы

God of War: Betrayal. Это примитивный 2D-платформер в духе Java-игр 2000-х от компании Gameloft. Betrayal — самая короткая и простая игра во франшизе, но она все же считается каноном. Проходить ее не обязательно. А если очень хотите узнать, чем занимался Кратос в роли бога войны, посмотрите русскоязычный ролик с пересказом сюжета.

God of War: Chains of Olympus. Первый спин-офф серии для PSP, который разработала уже закрытая студия Ready at Dawn  .

В Chains of Olympus Кратос сражается с богом сновидений Морфеем, который похитил бога солнца Гелиоса и хочет уничтожить весь Олимп.

Это короткий экшен с небольшими уровнями и редкими захватывающими экшен-сценами. Но для понимания всей истории Chains of Olympus все же стоит пройти. Например, именно из этого спин-оффа мы узнаем, как Кратос относился к своей дочери Каллиопе.

God of War: Ghost of Sparta. Второй и последний спин-офф для PSP, выпущенный Ready at Dawn. События Ghost of Sparta происходят после финала первой части и незадолго до начала второй.

Кратос терзается из-за прошлого — и отправляется в Атлантиду, чтобы отыскать ответы на вопросы. Там он узнает, что его младший брат Деймос, которого похитили в детстве, на самом деле жив и находится в плену у бога смерти Танатоса. Ghost of Sparta как раз посвящена приключениям Кратоса в Атлантиде в поисках брата.

Хотя Ghost of Sparta вышла на PSP, игра ощущается как полноценная номерная часть. Тут много новых для серии локаций вроде Спарты, родины Кратоса. Геймплейно спин-офф тоже впечатляет. Например, тут нам выдают щит и спартанское копье, которое отлично работает на дальней дистанции. А финальный бой запоминается тем, что Кратосу в нем помогает неожиданный союзник.

На каких платформах доступна древнегреческая сага God of War

PS3. Пока что это лучшая платформа для знакомства с основными частями и спин-оффами без особых трудностей. На PS3 вышли HD-переиздания первых двух частей, а также ремастеры Chains of Olympus и Ghost of Sparta. Все тайтлы хорошо оптимизированы, идут при 60 кадрах в секунду и поддерживают трофеи.

ПК. Старые части God of War не выпускали за пределами консолей PlayStation, но в них все же можно поиграть через эмуляторы вроде PCSX2 и RPCS3. Владельцы мощных ПК смогут даже добиться 60 кадров в секунду при 4K-разрешении.

PS2. Консоль шестого поколения, которая подойдет для прохождения первых двух частей серии. Но остальные игры франшизы не выходили на этой платформе.

PSP. На портативной консоли сможете поиграть только в спин-оффы Chains of Olympus и Ghost of Sparta. Если у вас завалялась PSP и вы не играли в эти экшены, самое время сдуть с консоли пыль.

PS Vita. На более актуальной портативной консоли Sony выпускали сборник ремастеров God of War Collection, в который входят улучшенные версии первых двух частей. А еще на Vita можно пройти Chains of Olympus и Ghost of Sparta по обратной совместимости.

PS4 и PS5. На современных консолях Sony полноценный ремастер получила только третья часть. Другие игры серии можно пройти через облачный стриминг, который доступен подписчикам PS Plus Premium в некоторых регионах вроде США и Великобритании. Но учтите, что в подписке недоступны спин-оффы Chains of Olympus и Ghost of Sparta.

Во что еще поиграть фанату God of War

Dante’s Inferno. Вольная адаптация «Божественной комедии» от авторов Dead Space из студии Visceral Games. Данте здесь предстает в виде рыцаря-тамплиера, который отправляется в Ад, чтобы вернуть свою возлюбленную Беатриче к жизни.

Геймплейно Dante’s Inferno — полный клон God of War. Это тоже жестокий слэшер с фиксированной камерой, в котором совместили сражения с толпами врагов, головоломки, платформинг и битвы с огромными боссами. Но вместо Древней Греции все события тут происходят в мрачных девяти кругах Ада.

Darksiders. Фантастический экшен, события которого происходят в наши дни. В центре сюжета — один из четырех всадников Апокалипсиса, Война.

Геймплейно Darksiders напоминает смесь серии The Legend of Zelda и God of War. Из первой тут структура уровней с закрытыми локациями, в которые можно попасть только после получения какого-нибудь предмета или усиления. А из второй — динамичная боевая система с десятками комбо и несколькими видами оружия, прокачка за счет душ врагов и множество разрушаемых сундуков с валютой.

X-Men Origins: Wolverine. Редкая хорошая игра по лицензии от Raven Software, создателей Singularity и кампании Call of Duty: Black Ops Cold War. С God of War экшен о Росомахе роднит жестокая боевая система.

Логан не отстает от Кратоса и буквально разрывает врагов на части. Мутанта не в силах остановить даже огромные монстры вроде големов. Расправа с такими созданиями особенно зрелищна и напоминает добивания, к которым часто прибегает спартанский воин.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Джамиль МахмутовКакой старой серии PlayStation вам сейчас не хватает?