«Благие знамения», сезон 2: продолжение фэнтези-комедии о жизни ангела и демона на Земле
Поп-культура
13K
Фотографии — Amazon Prime

«Благие знамения», сезон 2: продолжение фэнтези-комедии о жизни ангела и демона на Земле

35
Аватар автора

Ефим Гугнин

верит в крепкую мужскую дружбу

Страница автора

28 июля на Amazon Prime вышел второй сезон «Благих знамений» — фэнтези-комедии об ангеле и демоне, которые не дают своему начальству устроить апокалипсис.

Первый сезон был основан на одноименном романе Терри Пратчетта и Нила Геймана. Продолжения у книги нет — но есть заметки и идеи, которые писатели так и не реализовали. Правда, большую их часть оставили для третьего сезона. Второй же Нил Гейман и шоураннер Джон Финнемор написали с нуля.

Рассказываем, каким вышло продолжение сериала и почему мелодраматизм ему не к лицу.

Что за «Благие знамения» (Good Omens)

Дата премьеры: первый сезон — 31 мая 2019, второй сезон — 28 июля 2023
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Дуглас Маккиннон
Сценаристы: Нил Гейман, Джон Финнемор
В ролях: Дэвид Теннант, Майкл Шин, Джон Хэмм, Миранда Ричардсон, Нина Сосанья, Дун Макичен, Мэгги Сервис
Жанры: фэнтези, комедия
Сериалы, похожие на «Благие знамения»: «Чудотворцы», «Детективное агентство Дирка Джентли»
Продолжительность: 2 сезона по 6 эпизодов
Где смотреть: Amazon Prime. Сервис официально недоступен в РФ

У второго сезона куда менее острый сюжет

В первом сезоне главные герои — демон Кроули и ангел Азирафель — искали ребенка-Антихриста и пытались остановить апокалипсис. Все потому, что протагонисты слишком привыкли к жизни на Земле и не планировали терять все ради желаний руководства, то есть Ада и Рая. В сюжете фигурировали сатанисты, ведьмы и Всадники Апокалипсиса, а сам Антихрист оказался обычным ребенком из среднестатистической британской семьи — все из-за путаницы в роддоме.

И роман, и первый сезон шоу забавно балансировали между библейским пафосом и будничной историей о героях, которые просто предпочли бы и дальше спокойно жить. А не участвовать в событиях мирового масштаба.

Главных героев потрясающе играют Дэвид Теннант и Майкл Шин. Именно на их актерской работе во многом держится обаяние сериала
Архангела Гавриила играет Джон Хэмм, звезда сериала «Безумцы». В первом сезоне он появляется нечасто, зато во втором он один из важнейших персонажей
Еще один центральный персонаж — демон Вельзевул. В первом сезоне ее играла актриса Анна Максвел Мартин, но во втором из⁠-⁠за проблем с расписанием ее сменила Шелли Конн

Продолжение теряет этот любопытный контраст. Здесь больше нет масштабного сюжета об Апокалипсисе, история крутится вокруг одной интриги. В начале сезона в книжный магазин Азирафеля приходит архангел Гавриил. Вот только он не помнит ни своего имени, ни того, что он архангел. А еще его почему-то ищут и Рай, и Ад. Азирафель решает защитить Гавриила и узнать, как тот потерял память. Кроули приходится помогать другу, хотя от затеи он не в восторге.

Мог бы получиться любопытный детективный сюжет — но история о расследовании в сериале очень условна. Герои в основном болтаются вокруг книжного магазина, а еще участвуют в романтической линии двух случайных второстепенных персонажей-людей.

Понятно, что после сезона о конце света сложно было не уменьшить масштабы событий. Но кажется, что авторы немного перестарались: теперь «Благие знамения» большую часть времени выглядят как обыкновенный ситком в трех декорациях.

К концу сезона от интерьера книжного магазина Азирафеля уже рябит в глазах
К концу сезона от интерьера книжного магазина Азирафеля уже рябит в глазах

Лучшая часть истории — флешбэки

По-настоящему раскрывается второй сезон только во флешбэках: в них показывают предысторию дружбы Кроули и Азирафеля, а также прошлые приключения героев. Они то общаются с библейским Иовом, то помогают бедной девушке выкапывать могилы в Англии эпохи промышленной революции. А иногда сражаются с зомби во время Второй мировой.

Эти эпизоды слабо связаны с историей о потере памяти Гавриилом. Но они гораздо интереснее сами по себе: здесь находится место и интригам, и трагедиям, и любопытным размышлениям о том, насколько высшие силы не способны понять человечество. Флешбэки даже сняты на порядок колоритнее основного сюжета. На место стерильной современности приходят мрачные декорации в духе романов Эдгара Аллана По и приемы из хорроров категории «Б».

Обычно такие лирические отступления — дополнения к центральной истории. В «Благих знамениях» все будто наоборот. Именно в прошлом происходят самые яркие события. В настоящем — только пространные разговоры и скучный мелодраматизм.

В одной из серий Азирафель и Кроули разбираются, зачем ученые покупают выкопанные из могил трупы
В одной из серий Азирафель и Кроули разбираются, зачем ученые покупают выкопанные из могил трупы

Даже центральную идею сезона лучше раскрывают именно флешбэки. Продолжение «Благих знамений» показывает бюрократизм власти и то, насколько элиты — особенно божественного происхождения — далеки от обычного человека. Герои на своем опыте убеждаются, что мир никак не поделить на белое и черное, что иногда кара небес может быть совершенно несправедлива. А то, что считается грехом, способно спасти жизни.

Между ангелом Азирафелем и демоном Кроули со временем становится все меньше различий: оба учатся видеть оттенки серого в жизни. Мы видим, как в течение тысячелетий потихоньку строилась их дружба. Как герои разочаровывались в своих институциях и дуалистическом мире, где есть только правильное и неправильное. Сюжет в современности ко всему это мало что добавляет — лишь подтверждает то, что мы уже и так знаем о персонажах.

«Благие знамения» часто шутят над неловкостью потусторонних существ. Демоны, например, не понимают, зачем нужны телефоны, и звонят тем, кто находится в метре от них
«Благие знамения» часто шутят над неловкостью потусторонних существ. Демоны, например, не понимают, зачем нужны телефоны, и звонят тем, кто находится в метре от них

Мелодраматичность сезона утомляет

Главная интрига сезона — что же случилось с Гавриилом — раскроется сама собой ближе к финалу. Действий героев для этого почти не понадобится. Разгадка все это время буквально лежала у них под носом. Причем объяснить ее можно одним предложением: все дело в любви.

В продолжении «Благих знамений» вообще любая сюжетная линия сводится к романтике. Любят тут и простые люди, и могущественные ангелы, и властители Ада. Из забавной истории о том, как человечность побеждает высший замысел, «Благие знамения» превратились в простецкую притчу о силе чувств, слащавую экранизацию диалога из «Интерстеллара» о любви, способной перемещаться сквозь пространство и даже время.

Одной из важнейших героинь в сезоне становится владелица кофейни Нина. Вот только ее история никак не связана с интригой вокруг Гавриила
Одной из важнейших героинь в сезоне становится владелица кофейни Нина. Вот только ее история никак не связана с интригой вокруг Гавриила

Наивный мелодраматизм сильно упрощает отношения героев: ведь теперь все можно объяснить иррациональными эмоциями. К тому же он кажется не слишком органичным для истории. И Пратчетт, и Гейман позволяли себе быть романтиками, но все же никогда не были настолько банальными. Что особенно удручает, Нил Гейман сам работал над сценариями второго сезона, так что изменения не списать на случайных людей в сценарной группе.

Вероятно, «Благие знамения» вышли такими в том числе под влиянием внешних событий. После продолжительного карантина и прочих мировых потрясений многие авторы начали задумываться о том, насколько сильно человеку иногда нужен другой человек. Обидно, что в случае «Благих знамений» тяга к романтизации пошла в ущерб остроумию.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Ефим ГугнинА что вы думаете о втором сезоне «Благих знамений»? Можно поделиться своим мнением — со спойлерами: