Как натренировать аим
Технологии
4K
Кадр — 3d aim trainer / Steelseries

Как натренировать аим

И начать доминировать в шутерах от первого лица на зависть тиммейтам
3
Аватар автора

Стас Зверянов

360 ноускоуп

Страница автора

Навык прицеливания, или аим  , — это самый важный фактор, который отделяет новичков от профессионалов при игре в шутеры от первого лица.

Командная работа, тактика и правила раскидки гранат по карте — все это неважно, если при встрече с оппонентом один на один вы не успеете навестись на его голову и сделать выстрел. Поэтому тренировку аима постоянно обсуждают в киберспортивном сообществе, а для оттачивания навыков разрабатывают тренажеры.

Я люблю играть в шутеры от первого лица и много времени провожу в CS2, хотя специально аим никогда не тренировал. Я неделю тестировал разные популярные тренажеры и расскажу, помогают ли они на самом деле улучшить навык прицеливания.

Еще коснусь технической темы: какие мышку, коврик и настройки выбрать для лучших результатов.

Что такое аим и как его измерить

Аим — это показатель меткости игрока. Чем чаще удается попадать по оппоненту, тем легче выигрывать целые раунды или отдельные столкновения с вражеской командой.

Популярных мультиплеерных шутеров от первого лица сейчас десятки, и у каждого — свои особенности. Тем не менее быстро наводить прицел на противника важно в каждой игре.

Короткий ответ на вопрос в заголовке: натренировать прицеливание можно на специальных картах внутри игры или во внешних сервисах. Цель у тренировок одна — сымитировать настоящую игру. Поэтому никаких секретных стратегий в тренировках нет: важны дисциплина и усидчивость.

Вот какие навыки развивает большинство аим-тренажеров.

Быстрое переключение между целями. Поможет привыкнуть к чувствительности мыши и не делать лишних движений.

Тренажер обычно выглядит как трехмерный тир, в котором цели появляются с разных сторон. Расстояние между ними произвольное — порой к нужной цели нужно поворачиваться всем корпусом.

Вариантов переключения уйма: для многоуровневых карт Overwatch 2, например, подойдут мини-игры, где точки перемещаются только по вертикали. Для более горизонтальной CS2 можно выбирать тренировки, где точки, напротив, привязаны к горизонтальной оси.

Имеет смысл практиковать быстрое переключение между маленькими округлыми целями, ведь целиться в игре лучше всего в голову. Источник: aiming.pro
Имеет смысл практиковать быстрое переключение между маленькими округлыми целями, ведь целиться в игре лучше всего в голову. Источник: aiming.pro

Флик — это профессиональное название резкого и короткого движения рукой, которое совершается прямо перед выстрелом. Особенно популярно при игре со снайперскими винтовками.

Тренировки флика с виду идентичны быстрому переключению, только цели в них более кучно собраны. Основная задача флик-тренажеров: научить быстрее всего перемещать руку на короткое расстояние.

Во флик⁠-⁠тренажерах цели не летают по карте и расположены на одной стене. Главная задача: как можно быстрее между ними перемещаться. Источник: 3daimtrainer.com
Во флик⁠-⁠тренажерах цели не летают по карте и расположены на одной стене. Главная задача: как можно быстрее между ними перемещаться. Источник: 3daimtrainer.com

Слежение за целью. Помогает быстро сориентироваться, если враг резко лег или прыгнул, уйдя от выстрела. В таких случаях нужно как можно быстрее исправить положение — для этого и нужно слежение.

Тренировка слежения за целью выглядит так: цели в тренажере перемещаются, а перед выстрелом нужно пару моментов удержать на них прицел.

Игра с ботами на специальной тренировочной карте — хороший способ освоить слежение на практике. Кадр: CS2 / Valve
Игра с ботами на специальной тренировочной карте — хороший способ освоить слежение на практике. Кадр: CS2 / Valve

Контроль отдачи применим только к шутерам с проработанной механикой стрельбы: в таких у каждого вида оружия есть собственная отдача, которая по-разному устроена. Реалистичную отдачу можно встретить в Apex Legends, CS2 или Valorant. В Overwatch 2 толку от контроля отдачи мало: у большинства персонажей оружие даже не стреляет очередями.

Тренировка сводится к удержанию прицела на одном месте. Это помогает следить за разбросом пуль и управлять им, если несколько противников скучковались и нет времени стрелять в головы.

Усложняет процесс то, что у каждого оружия разброс разный. Даже если вы натренировались с АК-47, с MP9 в CS2 учиться придется заново.

Сравнение разброса одного и того же оружия в почившей CS:GO и Valorant

Какие оборудование и настройки выбрать для лучших результатов

Мышка подойдет та, что у вас уже есть. Сложно будет учиться разве что на старых тяжелых моделях, которые тяжело двигать по столу.

Профессионалы обычно выбирают модели по весу: чем легче корпус устройства, тем легче его перемещать. Если вам с мышкой уже комфортно, переходите к следующему разделу.

Вот какие еще есть критерии:

  1. Чувствительность, или DPI, — чем она выше, тем быстрее по рабочему пространству можно будет перемещать курсор. Даже если вы играете на снайперской винтовке и предпочитаете низкую сенсу, чувствительная мышь будет лучше реагировать на перемещения.
  2. Как мышь лежит в руке и из каких материалов сделана. Универсального совета тут нет: производители мышек по-разному подходят к конструкции — одного пластика встречается несколько видов. Шершавые, мягкие, прорезиненные поверхности — все это может нравиться или нет, поэтому лучше щупать несколько мышей в магазине перед покупкой.
  3. Частота обновления. Хорошо, если она выше 1000 Гц, то есть данные о перемещении мышь обновляет 1000 раз в секунду. В продвинутых моделях частота достигает 8000 Гц, но разницы с тысячей практически не заметно.
  4. Беспроводная мышь или нет — неважно  . Современные устройства от надежных производителей вроде Razer, Logitech, Roccat, Steelseries, Mad Catz и HyperX не уступают проводным аналогам в отклике и держат заряд десятки часов. Этого хватает на несколько дней использования.
  5. Сенсор. В продвинутых моделях используется оптический, в потребительских и базовых — лазерный. Оптический гораздо точнее, но хуже работает на пыльных и загрязненных поверхностях. Лазерный менее точен, но универсален.
Я буду учиться прицеливаться с вами — на своей Razer Basilisk. Покупал я ее четыре года назад за 4000 ₽. Сейчас ее не производят, но на «Авито» можно найти аналогичные модели за 2000⁠—⁠3000 ₽
Я буду учиться прицеливаться с вами — на своей Razer Basilisk. Покупал я ее четыре года назад за 4000 ₽. Сейчас ее не производят, но на «Авито» можно найти аналогичные модели за 2000⁠—⁠3000 ₽

Коврик нужен большой, чтобы можно было не бояться слететь с него во время быстрых маневров. Идеальный вариант — ковер на весь стол, который прилипает к поверхности, на него одновременно ставятся мышка и клавиатура.

По виду покрытия коврики делятся на мягкие — из разных видов пены и пластика — и твердые — из резины, алюминия и твердых видов пластика. Мягкие тактильно приятнее, но по твердым рука скользит лучше.

Любой игровой коврик — это тканевый или металлический прямоугольник с логотипом в углу. Для качественной сборки подойдет, например, Razer Strider за 3290 ₽
Любой игровой коврик — это тканевый или металлический прямоугольник с логотипом в углу. Для качественной сборки подойдет, например, Razer Strider за 3290 ₽

Чувствительность — это скорость, с которой перемещается курсор или прицел в игре. Несмотря на то что мышка и игра у вас одна, чувствительность можно настроить в нескольких местах:

  1. В настройках системы. Win + I → «Устройства» → «Мышь». Тут регулируется скорость курсора и меняются местами кнопки. Еще профессионалы советуют отключать ускорение указателя в «Дополнительных настройках»: это повышает точность.
  2. В фирменном приложении. Synapse у Razer, Engine у Steelseries и G-Hub у Logitech. У этих настроек есть приоритет перед системными, то есть мышь при конфликте будет слушаться в первую очередь приложения, а не системы.
  3. В самой игре. Выражается дробным числом от 0 до 5, вроде 1,55. Чтобы не путать чувствительность мыши и самой игры, в киберспорте используют термин eDPI — это чувствительность мыши, помноженная на внутриигровые настройки. То есть с 400 DPI и сенсой 1,5 в игре eDPI будет равняться 600.

Профессионалы в разных дисциплинах играют с совершенно разными чувствительностями. Равняться на них не стоит, лучше нащупать собственный стиль игры и подобрать сенсу к нему.

Тем не менее настройки у популярного игрока скопировать никто не запрещает — если с ползунками вам играться лень, попробуйте значения из таблицы ниже.

Мыши и их настройки у известных игроков 

ДисциплинаНикeDPIМышь
CS2s1mple1236Logitech G Pro X Superlight
CS2ZywOo800Vaxee Outset AX Wireless
CS2NiKo552Vaxee Zygen NP-01 Wireless
OverwatchJinmu4000Zowie EC2-B Divina Blue
OverwatchEdison3450Razer Basilisk Ultimate
ValorantZekken280Razer Viper V3 Pro White
ValorantTenZ192Ninjutso Sora V2

Мыши и их настройки у известных игроков 

s1mple
ДисциплинаCS2
МышьLogitech G Pro X Superlight
eDPI1236
ZywOo
ДисциплинаCS2
МышьVaxee Outset AX Wireless
eDPI800
NiKo
ДисциплинаCS2
МышьVaxee Zygen NP-01 Wireless
eDPI552
Jinmu
ДисциплинаOverwatch
МышьZowie EC2-B Divina Blue
eDPI4000
Edison
ДисциплинаOverwatch
МышьRazer Basilisk Ultimate
eDPI3450
Zekken
ДисциплинаValorant
МышьRazer Viper V3 Pro White
eDPI280
TenZ
ДисциплинаValorant
МышьNinjutso Sora V2
eDPI192
Чувствительность в Windows — это скорость курсора
Точнее прицел будет, если снять первую галочку
У меня мышь Razer, поэтому все манипуляции с чувствительностью и настройками мне лучше проводить в фирменном приложении Synapse
Чувствительность в CS2 — это два параметра, настраивать имеет смысл только первый

Тренажеры для развития аима

Два главных способа натренировать прицел:

  1. Внешние тренажеры — программы или сайты.
  2. Внутриигровые карты в конкретной игре.

Внутриигровые карты. Главный плюс такой тренировки — включенность в процесс. Главный минус — пользовательские карты для оттачивания аима внутри игры есть только в CS2.

Чувствительность в игре будет идеально соответствовать ей же в реальном матче, оппоненты выглядят точно так же, отдача у оружия корректная.

Кроме систематических тренировок, карты из списка ниже подойдут для разминок перед матчами — как и в любом спорте, перед важной игрой нужно разогреться.

Популярные карты для тренировки аима в CS2:

Внешние тренажеры придется использовать, если вы играете в Valorant, Call of Duty: Warzone 2, Apex Legends, Overwatch 2, Fortnite или PUBG. Можно, конечно, тренироваться на картах с другими игроками, но это будет менее продуктивно.

Популярных и вызывающих доверие тренажеров немного: скачиваемый Aim Labs, браузерный Aiming.pro, похожий на «Дуолинго» для киберспортсменов, и 3D Aim Trainer вместе с GG от Steelseries.

Первые две программы условно-бесплатны: за базовые тренировки и трекинг прогресса денег не просят. Если хочется заняться конкретной дисциплиной — например, трекать оппонентов в Valorant, — придется купить подписку. Обе программы Steelseries полностью бесплатные.

AimLabs позволяет тренировать переключение между целями динамически: с каждым выстрелом их размер меняется
3D Aim Trainer предлагает тренировать трекинг, держа в фокусе бочку с горючим
3D Aim Trainer предлагает тренировать трекинг, держа в фокусе бочку с горючим
В Aiming.pro кроме тренажера есть большая база знаний по разным дисциплинам и навыкам
В Aiming.pro кроме тренажера есть большая база знаний по разным дисциплинам и навыкам

Как я пытался натренировать аим

Сразу скажу: прогресса за неделю я практически не увидел. У меня были неплохие результаты с самого начала. Уделяя тренировкам 15—20 минут в день, я смог улучшить результаты на несколько пунктов по огромной шкале.

Для тренировок я выбрал веб-сервис Aiming.pro, потому что не хотелось ничего скачивать. В программе можно настроить кастомный план тренировок, но я просто шел по заготовленной программе: тренировал переключение и разные виды слежения. Потому что с контролем отдачи у меня и так все нормально, а фликать мне в игре не нужно: я почти не играю со снайперскими винтовками.

Я проходил разные испытания — в тренажере их несколько десятков. В целом все сводилось к уничтожению движущихся или статичных мишеней одной или несколькими пулями.

Вот результат «до». По всем параметрам я стреляю приемлемо
Вот результат «до». По всем параметрам я стреляю приемлемо
А вот результаты после. За неделю тренировок я стал чуть лучше целиться, но измеримого прогресса не увидел
А вот результаты после. За неделю тренировок я стал чуть лучше целиться, но измеримого прогресса не увидел

Думаю, мой навык сильно не улучшился из-за того, что я мало практиковался внутри игры и уделял тренировкам недостаточно времени.

В процессе я понял, что профессиональный киберспорт — это не мое. На третий день активных тренировок у меня разболелась кисть, мне пришлось увеличить чувствительность, чтобы двигать ей меньше. Я счел это знаком — после окончания недельного эксперимента продолжаю играть в CS2 в свое удовольствие, оставив тренировки профессионалам.

Коротко: как натренировать аим

  1. Определитесь с задачами: тренировать можно скорость переключения между целями, быстрые и короткие движения мышкой или отслеживание объектов.
  2. Подберите тренажер или используйте внутриигровые тренировочные карты. Главное — уделять тренировкам хотя бы 15 минут в день.
  3. Выберите удобную мышку и коврик, подберите чувствительность. Мышку выбирайте полегче, а коврик — побольше. Чувствительность можно на первое время скопировать у какого-нибудь киберспортсмена.
  4. Тренируйтесь и адаптируйте чувствительность под себя. Это самый важный этап, ведь результат будет заметен не сразу. У меня не получилось значительно улучшить его даже за неделю тренировок.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Стас ЗверяновРасскажите, как тренируете аим между играми: