Какую беззеркальную камеру выбрать в 2024
Беззеркальная камера — устройство для тех, кому телефона для реализации фотозадумок уже не хватает.
Например, если хочется большего разнообразия в объективах и возможности снимать в сложных условиях, получая стабильный и качественный результат.
Большинство современных камер для профессионалов и любителей именно беззеркальные. Известные бренды один за другим прекращают выпуск зеркалок. Это объяснимое решение: зеркало — рудимент, который был необходим в пленочную эпоху и достался цифровым камерам для совместимости со старыми системами.
Современные БЗК компактнее, легче, имеют более продвинутый автофокус и лучше снимают видео, чем большинство старых флагманских зеркалок.
Как и в случае с телефоном, выбор камеры — это выбор экосистемы. Объективы, батарейки и другие аксессуары у разных производителей различаются качеством, ценой и разнообразием.
Я расскажу, к каким производителям фотоаппаратов в 2024 году стоит присмотреться, на что обращать внимание при выборе и что сейчас происходит на рынке камер.
Вы узнаете
Чем беззеркальные камеры отличаются от зеркальных
Разница — в механизме работы.
У зеркальной камеры, или DSLR , внутри расположено зеркало, повернутое под углом 45°. Изображение из объектива попадает на него, отражается и направляется в видоискатель, в который фотограф и смотрит.
Когда спускается затвор, зеркало поднимается, чтобы не мешать свету, который попадает на матрицу и формирует на ней изображение. Отсюда, кстати, и берется характерный для DSLR звук съемки.
Зеркало — не обязательный для цифровой камеры элемент, а решение, которое помогло сгладить фотографам переход с пленочных камер на цифровые. В SLR без него увидеть картинку через объектив было невозможно.
Беззеркальные камеры устроены иначе. Несложно догадаться, что в них нет нужды вставлять отдельное зеркало для отражения происходящего в видоискатель. Свет, проходящий сквозь объектив, попадает напрямую на матрицу, обрабатывается и отображается на экране фотоаппарата. Или на цифровом видоискателе — таком же экране, но поменьше.
Одно лишь это изменение в конструкции камеры позволило беззеркалкам:
- стать компактнее и легче — ведь теперь нет нужды размещать громоздкие механизмы внутри корпуса;
- фотографировать быстрее — зеркало не нужно убирать и возвращать на место после каждого кадра, поэтому максимальная скорость съемки БЗК в среднем в 2—3 раза превышает скорость зеркалок;
- не использовать видоискатель при съемке — полезно, если вы занимаетесь стрит-фотографией, а люди вокруг смущаются, когда для кадра приходится вскидывать камеру к лицу. Эта функция есть и у зеркалок, но фокусироваться с ней сложнее, чем при съемке через видоискатель.
На что влияет размер матрицы
Сердце любого цифрового фотоаппарата — его светочувствительная матрица, сенсор. Именно на него попадает свет, который формирует картинку. Чем больше матрица, тем больше света она захватывает и тем проще получить детализированный кадр. Соответственно, чем меньше матрица, тем компактнее фотоаппарат и объективы.
У пленочных фотоаппаратов матрицы не было — свет попадал на фотопленку, в которой каждый кадр был размером 36 × 24 мм .
Производители цифровых камер решили позаботиться об обратной совместимости — и сделали сенсор у DSLR того же размера, 36 × 24 мм. Поэтому цифровые камеры выглядели почти так же, как пленочные, и могли использовать те же объективы.
Позднее выяснилось, что настолько большой сенсор нужен не всем: например, если камеру покупают для путешествий или любительских фотографий и ее габариты важнее высокой светочувствительности.
Так появились кропы — «обрезанные» матрицы, которые по размеру меньше «полного кадра», то есть камер со стандартной матрицей. Размер «обрезанной» матрицы для удобства обозначается одним числом с x на конце и называется кроп-фактором. Число означает, во сколько раз сенсор меньше «эталонного» полного кадра. Чем оно больше, тем меньше матрица.
Производителей камер на рынке тогда было очень много, а камер — еще больше. Поэтому популярных кропов несколько:
- «Дюймовки», кроп-фактор 2,7х. Встречаются в суперкомпактных фотоаппаратах, камерах для путешествий и дешевых «мыльницах». Камеры с дюймовками часто поставляются с несъемным объективом.
- Micro 4/3, кроп-фактор 2х. Уникальный формат камер OM Systems и Panasoniс.
- APS-C, кроп-фактор 1,3—1,7x. Самый популярный кроп — камеры с ним выпускают Fujifilm, Canon, Nikon и Sony. Обычно это упрощенные и более компактные варианты полнокадровых камер, но есть и профессиональные модели с уменьшенным форматом матрицы для тех, кому вес и габариты важнее разрешения.
- Полный кадр, кроп-фактор 1х. Основной формат для зеркальных и беззеркальных камер. На него переходят с кропов, если становится понятно, что их для фотозадач уже недостаточно. Выпускается почти всеми производителями: Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Leica, Hasselblad. Камер с полнокадровым сенсором нет только у Fujifilm и Olympus.
- Средний формат, кроп-фактор 0,8х и меньше. Профессиональная техника для продвинутых фотографов. Сенсор в таких камерах больше полного кадра — это нужно, например, если ваши фотографии будут вешать на билборды. Стоят такие камеры не меньше 300 тысяч рублей, если обращать внимание на актуальные модели. Массмаркет производит Fujifilm, элитные фотоаппараты — Hasselblad.
Нельзя однозначно сказать, что чем больше матрица, тем лучше камера. Даже профессионалы нередко используют в работе модели с кроп-сенсорами. Скажем, фотографы дикой природы пользуются техникой Olympus с маленькой матрицей из-за тихой работы, компактности и большего приближения, чем у других камер.
Как выбрать производителя беззеркальной камеры
Покупая камеру, вы автоматически привязываете себя к конкретному производителю оптики и аксессуаров. Переезжать с Canon на Nikon непросто и очень дорого, ведь придется менять не только «тушку» , но и весь парк оптики и аксессуаров.
Поэтому подходите к выбору ответственно. Популярных производителей с широким ассортиментом на рынке не так много: Canon, Nikon, Sony, Fujifilm, Olympus — ныне OM Systems — и Panasonic. Если вы морально готовы потратить на камеру несколько сотен тысяч рублей, добавляйте к списку Hasselblad и Leica.
Хорошо снимает любая камера
Если вы новичок в фотографии и дочитали до этой плашки, запомните главное: нет никакой разницы в том, с какой камерой учиться снимать. Ниже я привожу сравнение разных производителей, но среди них нет однозначных фаворитов или аутсайдеров.
Фотографировать для себя можно и на телефон, и на самую бюджетную «мыльницу». Главное в съемке — это вы и ваши креативные решения. И совершенно неважно, какой камерой вы пользуетесь в процессе.
Поэтому не переживайте из-за выбора производителя слишком сильно: по-настоящему ответственным он станет, когда вы решите превратить свое хобби в профессию и будете выбирать следующую камеру — исходя из того, чего вам не хватает в нынешней.
Canon
Крупнейший производитель фотокамер еще с 1930-х годов. Десятки лет удерживает наибольшую долю рынка цифровых камер. Инженеры Canon сильнее всего фокусируются на качестве картинки: кроме камер компания занимается выпуском принтеров — тоже одних из лучших.
Слабые стороны — закрытость экосистемы для внешних производителей объективов, не лучшая оптика по соотношению цены и качества и медлительность с введением инноваций.
С переходом на беззеркальные камеры Canon запретила сторонним производителям выпускать совместимые объективы с автофокусом. Это значит, что собрать стартовый набор стало гораздо дороже: объективы Canon стоят намного больше аналогов от Sigma или Tamron.
Покупать Canon новичку имеет смысл, только если у него уже есть много хороших объективов от кэноновских зеркалок: на них автофокус будет доступен, достаточно лишь докупить переходник.
Плюсы:
- одни из лучших камер по качеству картинки;
- один из лучших алгоритмов автофокуса на рынке;
- приличные кроп-беззеркалки.
Минусы:
- закрытая система — нет сторонних объективов с автофокусом;
- отсутствие приличной недорогой оптики — объективы или темные, или дорогие;
- дорого собрать хороший стартовый набор.
Sony
Универсальный боец на рынке цифровой электроники: у них отлично выходит производить и телевизоры, и игровые приставки, и беззеркальные камеры. Причем зеркалки компании не пользовались популярностью, а БЗК выстрелили и сейчас считаются лучшими для видео.
Сенсоры от Sony можно встретить в электронике от других производителей: кинокамерах, фотоаппаратах и даже некоторых телефонах. Компании принадлежит большая часть патентов и инноваций в сфере фототехники, поэтому каждая новая БЗК комплектуется набором свежих функций.
Еще Sony не ставит палки в колеса производителям совместимых аксессуаров: есть и переходники на чужие объективы с зеркальных систем, и автофокусные объективы для родного байонета.
Ругают Sony за плохой цветовой профиль у «сырых» кадров, до обработки, и неестественные оттенки. Это значит, что на обработку будет уходить больше времени, чем в случае с камерами других производителей.
Кроме того, у камер Sony специфическая эргономика: запутанное меню, неудобное расположение кнопок и колес на корпусе камеры. Пальцы ложатся на них менее естественно, чем в случае с остальными камерами, но это дело привычки, а не объективный недостаток.
Плюсы:
- лучшие технологии в свежих камерах;
- отлично подходят для видео;
- огромное разнообразие оптики благодаря обилию переходников — на неродных объективах работает автофокус и стабилизация;
- уникальные модели, аналогов которых нет у других производителей.
Минусы:
- результат часто требует дополнительной обработки;
- плохая эргономика, запутанные меню;
- набор из камеры и родной оптики будет стоить дорого.
Nikon
Японский бренд номер два, который со времен зеркалок составляет основную конкуренцию Canon. Причем если в эпоху DSLR побеждал Canon, то с БЗК все наоборот: у Nikon очень четкое позиционирование и сильная линейка профессиональных и полупрофессиональных камер.
В середине нулевых в фотосреде за «никонистами» закрепилась репутация скуфов из мира фотографии — неприятных и закрытых фотографов, которым характеристики важнее удобства использования камер. Во многом такое мнение сложилось из-за скудной маркетинговой кампании Nikon: они реже давали камеры на тест блогерам и инфлюенсерам и получали меньше медийного охвата. Сейчас с репутацией у компании все в порядке.
У камер Nikon продуманная эргономика, понятные меню и нет излишних усложнений. Объективы для беззеркальных камер сравнимы с моделями Canon, при этом линзы от Sigma, Tamron, Viltrox и других производителей работают без проблем — с поддержкой автофокуса и встроенного стабилизатора.
Минусы кроются в кроп-линейке: там нет стабилизации на сенсоре и самоочистки матрицы. Кроме того, переходник с зеркальной оптики Nikon работает не со всеми объективами: если у линзы нет собственного мотора автофокуса и его функции выполняла «отвертка» в корпусе зеркальной камеры, то в БЗК автофокуса не будет.
Плюсы:
- отличное соотношение цены и качества;
- много хорошей оптики от других производителей;
- удачная эргономика, простое и понятное меню;
- хороший набор недорогих и качественных объективов.
Минусы:
- кроп-беззеркалки Nikon покупать не стоит — только как вторую камеру к уже имеющейся;
- не самый быстрый и умный автофокус на рынке, хотя разницу в несколько миллисекунд заметить будет очень сложно;
- переходник на зеркальную оптику работает не со всеми моделями объективов.
Fujifilm
Fujifilm на фоне остальных производителей стоит особняком: у компании вообще нет полнокадровых камер — только с кроп-сенсорами, причем как с уменьшенными, так и с увеличенными.
Если Canon, Sony и Nikon — это универсальные рабочие лошадки, то Fujifilm позиционирует себя как стиль жизни и аутентичный инструмент для творцов. Внутри камер — уникальный сенсор X-trans, светочувствительность которого примерно на 25% выше, чем у полнокадровых конкурентов. Производит его, кстати, Sony. Кроме сенсора камеры отличаются собственными процессорами, которые заточены под работу с ним.
Сочетание необычного сенсора и процессора дает возможность прямо в камере выбирать необходимый пресет — например, кадры можно изменить так, будто они сняты на пленку. Причем не просто на пленку: есть возможность выбрать, какую конкретно катушку нужно имитировать.
Конечно, схожего результата можно добиться с любой камерой на этапе редактирования, но процесс съемки и в целом пользовательский опыт Fujifilm — то, что заставляет людей выбирать эти камеры даже на фоне объективно выигрывающих конкурентов.
Еще Fujifilm привлекает оптикой: их объективы легкие и компактные. Даже бюджетные линзы выдают очень резкие и качественные фотографии.
Минусы беззеркалок компании — завышенная цена и запутанная продуктовая линейка. Следите за руками:
- Серия XH — для профи.
- Серия XT — для продвинутых любителей. Есть сменная оптика, которая, в свою очередь, делится на камеры с однозначными, двузначным и трехзначными индексами, от которых зависит «уровень» камеры.
- Серия XS — для любителей.
- Серия XE — простые и компактные камеры для путешествий.
- Серия X-Pro — для профи, пришла на замену XH-серии, есть сменная оптика.
- Серия X100 — компактные камеры профессионального уровня, нет сменной оптики.
Плюсы:
- лучшие кроп-камеры на рынке;
- превосходная работа автоматики;
- красивые кадры «из коробки»;
- доступная оптика;
- понятное и удобное меню.
Минусы:
- запутанная продуктовая линейка;
- цены выше, чем на модели конкурентов со схожими характеристиками.
OM Systems и Panasonic
Этих двух производителей объединяет необычный стандарт матрицы — 4/3 — и взаимозаменяемые объективы. Его придумали во времена зеркалок, а в БЗК он перекочевал под названием Micro 4/3 или m43. Кроп-фактор матрицы — 2х.
Матрицы Olympus и Panasonic стабильно отстают по качеству от популярных производителей. Бизнес обеих компаний убыточен, а расходы покрываются за счет смежных подразделений. Поэтому в 2020 году Olympus и сменила имя на OM Systems — компанию выделили в отдельную бизнес-единицу, отделив от корпорации.
Для потребителя это означает, что за те же деньги он получит камеру классом ниже. Кроме того, несмотря на заявление о взаимозаменяемости объективов, при попытке использовать линзу от Panasonic на «тушке» Olympus придется отказаться от двойной оптической стабилизации изображения.
Сами объективы у обеих компаний неплохие — легкие и резкие. А вот автофокус на камерах также отстает от конкурентов.
Единственный сценарий, когда можно подумать о покупке камеры от Panasonic или OM Systems, — это купить ее с рук в качестве первого фотоаппарата, а позднее сменить на что-то более серьезное.
Плюсы:
- неплохая оптика;
- одна из лучших технологий оптической стабилизации изображения;
- взаимозаменяемые линзы без необходимости использовать переходники;
- понятное меню.
Минусы:
- высокая цена для камер с такой начинкой;
- устаревший «мозг»: процессор, автофокусировка;
- на объективах от других производителей стабилизация работать не будет.
Hasselblad и Leica
Hasselblad и Leica — мастодонты фотографии, их камеры непонятны обычным людям и стоят космических денег. И это даже не фигура речи: первые снимки с Луны, полученные командой «Аполлона-11», были сделаны на Hasselblad. Камера так и осталась лежать там, астронавты забрали с собой только блок с пленкой.
Вокруг Leica схожий миф: этими камерами пользовались звезды Голливуда, на Leica M2 сделана самая известная фотография Че Гевары, а Leica M6 была любимой камерой королевы Елизаветы II.
Одним словом, оба бренда — это Bentley и Rolls-Royce из мира камер. Они абсурдно дорогие, очень надежные, комфортные и стильные. Их производители могут позволить себе эксперименты: например, выпустить исключительно черно-белую камеру, которая будет вдвое дороже цветной.
Покупать эти камеры начинающим, продолжающим или профессионалам в фотографии нет никакого смысла. Несмотря на невероятное качество сборки и одни из лучших объективов, цена нивелирует все преимущества.
Если вам важно фотографировать, а не быть частью фотографической культуры — обходите обоих производителей стороной.
Плюсы:
- лучшие сенсоры и оптика, что можно найти на рынке;
- культовый статус;
- ощущение себя частью сообщества.
Минус: цена — базовая Leica в комплекте с объективом обойдется минимум в 800 тысяч рублей.
Коротко: какого производителя беззеркальных камер выбрать
Общий совет — выбирайте производителя, чьи камеры уже есть у ваших друзей или в тусовке фотографов вашего города. Так будет у кого попросить помощи или взять в аренду объектив.
Выбирайте Fujifilm, если к этому моменту вы еще не определились. Это отличные камеры, дружелюбные к новичкам, которые выдают лучшие кадры «из коробки». В начале увлечения фотографией важно, чтобы между вами и результатом стояло как можно меньше препятствий.
Порой кадры из отличной, но объемной фотосъемки так и остаются в архиве, потому что обрабатывать и сортировать их лень. Fujifilm отлично решает эту проблему.
Nikon разумнее всего поставить на второе место, если речь о фото, а не о видео. Приличный результат на их БЗК получить тоже несложно. Камеры Z-серии просты в управлении, имеют сбалансированные характеристики, а минимальный набор оптики не проделает дыру в кошельке.
На третьем месте — Sony. Их камеры самые универсальные, годятся для съемки фото и видео и идеально подойдут, если вы хотите заниматься обработкой и ретушью. Встроенные цветовые профили и качественная матрица помогут добиваться лучших результатов.
Плюс к этому — огромная коллекция переходников, адаптеров и конвертеров. Решать самые разные креативные задачи с БЗК от Sony будет проще всего.
Canon можно посоветовать новичку, только если у вас откуда-то взялись объективы от их старых зеркальных камер. Или если бюджет не ограничен и хочется купить одну из лучших камер на рынке.
Olympus (OM Systems) или Panasonic имеет смысл покупать только с рук, в комплекте с объективами и недорого. Система Micro 4/3 откровенно не удалась: единый стандарт двух производителей оказался не таким уж и единым, что вкупе с отстающим железом нельзя назвать хорошим выбором.
Hasselblad и Leica стоит покупать, только когда вы не можете их не купить. Или если настолько преисполнились в фотографии, что не видите смысла снимать на простые камеры.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult